СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Неделя психологии в ДОУ: «Удивительное - рядом!»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье, и страдает, как правило. В первую очередь психика – самый хрупкий и нежный сосуд нашего здоровья. С каждым годом увеличивается количество психических заболеваний не только у взрослых людей. Но уже и у детей. Что же делать, как помочь себе и своему ребенку?Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье, и страдает, как правило. В первую очередь психика – самый хрупкий и нежный сосуд нашего здоровья. С каждым годом увеличивается количество психических заболеваний не только у взрослых людей. Но уже и у детей. Что же делать, как помочь себе и своему ребенку?Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье, и страдает, как правило. В первую очередь психика – самый хрупкий и нежный сосуд нашего здоровья. С каждым годом увеличивается количество психических заболеваний не только у взрослых людей. Но уже и у детей. Что же делать, как помочь себе и своему ребенку?

Просмотр содержимого документа
«Проект «Неделя психологии в ДОУ: «Удивительное - рядом!»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики













Проект

«Неделя психологии в ДОУ: «Удивительное - рядом!»







Разработала: педагог-психолог

Ануфриева В.Ю.








г. Шумерля 2018 год

СОДЕРЖАНИЕ:



1. ВВЕДЕНИЕ



2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА



3. ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА



4. ПАСПОРТ ПРОЕКТА



5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА



7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ



8. ИТОГ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ



9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



11. ПРИЛОЖЕНИЯ





























ВВЕДЕНИЕ.


Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье, и страдает, как правило. В первую очередь психика – самый хрупкий и нежный сосуд нашего здоровья. С каждым годом увеличивается количество психических заболеваний не только у взрослых людей. Но уже и у детей. Что же делать, как помочь себе и своему ребенку?

Прежде всего - просвещение! Каждый человек должен знать о способах саморегуляции и самовосстановления в сложных ситуациях. Для того чтобы это знание «сложилось» и «воспиталось» в человеке, необходимо еще в детстве дать ему его основы. День психологии должен стать одним из дней, когда педагоги обязаны обратить внимание детей на возможные проблемы, связанные с психическим здоровьем, и способы их разрешения.

Проектная деятельность имеет особую педагогическую значимость. Она открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, раскрывает его индивидуальность.

Неделя психологии является одним из проектов, способствующих социально-психологической адаптации детей. Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребенка к школе зависит от объединенных усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи. Однако, в дошкольных учреждениях, не имеющих психологов, как правило, не проводится дополнительная работа по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.


АКТУАЛЬНОСТЬ.


«Удивительное рядом, оно в жизни вокруг нас.

Искать его не надо, есть оно во мне и в вас,

Надо лишь остановиться, не спешить и не бежать.

Не ругаться и не злиться, в себе чудо отыскать…

Ю. Марковцев


На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия. Проект «Неделя психологии: Удивительное - рядом!» направлен на создание развивающей среды, способствующей повышению психологической культуры взрослых и детей через проведение нетрадиционных мероприятий с целью формирования ценностного отношения участников воспитательно-образовательного процесса к своему психологическому здоровью.

Забота о психологическом здоровье ребенка в образовательном пространстве- национальный приоритет. Неделя психологии – это интересная, творческая форма работы взаимодействия ДОУ и семьи. Это актуально в рамках работы дошкольного учреждения по новым требованиям ФГОС ДО.

Изучая статьи, в которых отражен опыт проведения недели психологии в дошкольных учреждениях и школах, было принято решение об организации проекта «Неделя психологии: Удивительное - рядом!» в МБДОУ «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики.

Проведение мероприятий в рамках этого проекта способствует повышению психолого – педагогической компетенции педагогов и родителей, что в свою очередь является фактором повышения качества образовательного процесса. В проекте задействованы все сотрудники, родители и дети детского сада.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

В настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.

В МБДОУ «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики

большое внимание уделяется взаимодействию родителей и детей с целью гармонизации детско-родительских отношений, сотрудничества и взаимодействия родителей, педагогов и детей в игровых ситуациях. Проводимые с этой целью мероприятия направлены на формирование детско-родительских отношений, совершенствование навыков общения и личностный рост всех участников педагогического процесса.

В рамках проекта разработан тематический перспективный план мероприятий:

- личностно-ориентированные;

- технологии развития совместного творчества;

- диалоговые технологии;

- тренинговые технологии.

Реализация проекта «Неделя психологии: Удивительное - рядом!» показывает, что в ходе недельного цикла мероприятий, у большинства участников повысилась психолого-педагогическая компетенция, что подтверждает эффективность данного проекта.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: Важными аспектами в работе дошкольного учреждения является психологическое просвещение родителей, развитие психологической культуры взрослых и детей, познание внутреннего мира через анализ собственной деятельности и общение с другими людьми. Проведение «Недели психологии: Удивительное - рядом!» является актуальной и направлено на создание благоприятного психологического климата в тандеме педагог-ребенок-родитель.















ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта:

Информационно-практико-ориентированный

По числу участников:

Педагоги ДОУ

По времени продолжения:

Краткосрочный

По характеру контактов:

В контакте с педагогами ДОУ, воспитанниками, родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ

Участники проекта:

Педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников ДОУ

Место реализации:

МБДОУ «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики

Цель проекта:

Гармонизация детско-родительских отношений, улучшение психологического микроклимата в ДОУ через проведение мероприятий проекта, формирование общего настроя оптимистической направленности, стимулирование процесса к психологическим знаниям, снятие психоэмоционального напряжения у педагогов.

Задачи проекта:


  • Формировать ценностное отношение сотрудников ДОУ, родителей и детей к своему психологическому здоровью.

  • Повысить психолого-педагогическую активность педагогов и родителей.

  • Отразить чувства, мысли, переживания, интересы детей разного возраста в приемлемой для них форме.

  • Способствовать личностному и профессиональному росту педагогов.

Критерии оценки эффективности проекта:

  • Количество и качество проведенных педагогами мероприятий.

  • Количество методических разработок мероприятий.

Предполагаемый продукт проекта:

  • Выставка творческих работ

  • «Радуга настроения», «Зонтик настроения», «Комплимент для мамы», «Дерево доброты», «Компот для семьи».

  • Муз. Игра «В этом зале все друзья», игра-драматизация «Как собака друга искала».

  • Совместное творчество с родителями:

  • «Моя семья», «Солнышко».

  • Разработка буклета для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания».

Ожидаемый результат:


  • Повышение интереса всех участников проекта к совместной деятельности.

  • Налаживание эмоциональных контактов в семьях воспитанников ДОУ.

Этапы реализации проекта

п/п

Форма проведения


Мероприятия

Сроки


1 этап. Подготовительный.

1.

Постановка цели, задач, определение актуальности проекта

с 9 по 19 января 2018 г.


2.

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)

3.

Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала

4.

Разработка мероприятий для родителей, детей, сотрудников

5.

Организация развивающей среды в группах - обобщение знаний детей об эмоциональном состоянии

2 этап. Основной.

1.

Проведение игр и упражнений

с 22 по 26 января 2018 г.

2.

Проведение мероприятий: для сотрудников, для детей и родителей

3.

Работа с родителями (подготовка к совместным мероприятиям)

4.

Рисование с детьми

3 этап. Заключительный

1.

Анализ результатов проекта

26 января

2018 г.

2.

Презентация проекта сотрудникам и родителям
































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ «УДИВИТЕЛЬНОЕ - РЯДОМ!»

п/п

Дата проведения

Мероприятия

Участники

1.

22.01.2018

Понедельник


1.«День хорошего настроения» Девиз дня: «Пусть в нашей жизни не будет черных полос»

Сотрудники ДОУ,

Родители,

Воспитанники

младших групп

2. Психологическая акция «Радужное настроение»

3. Акция «Зонтик настроения» (для сотрудников ДОУ)

4. Игра «Солнечные ладошки» (рисование красками)

5. Родительский уголок. Консультация «Взаимодействие с агрессивными детьми»

2.

23.01.2018 Вторник

1. «День доброты» Девиз дня: «От улыбки хмурый день светлей»

Сотрудники ДОУ,

Родители,

Воспитанники

средних групп

2. Акция «Снежок доброты» (пожелание добра)

3. Буклет для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания»

4. Акция «Устами младенца»

5. Игра Дерево доброты «Пожелаем добра друг другу»

3.

24.01.2018 Среда

1. «День комплиментов» Девиз дня: «Душевное обращения души не обидит»

Сотрудники ДОУ,

Родители,

Воспитанники

Старшей группы

2. Акция для всех «Ромашковое поле добрых пожеланий»

3. Акция «Аптечка для души»

4. Игра «Корзинка комплиментов маме»

5. Родительский уголок. Консультация «Детские вопросы и как на них отвечать»

4.

25.01.2018 Четверг


1. «День дружбы» Девиз дня: «Не стесняйся доброты своей»

Сотрудники ДОУ Родители,

Воспитанники

подготовительной к школе групп

2. Стенд «Моя семья»

3. Стенд «Компот для семьи»

4. Акция «Подарок другу»

5. Игра-драматизация «Как собака друга искала»

5.

25.01.2018 Пятница


1. «День фантазий и улыбки» Девиз дня: «Поделись улыбкой своей»

Сотрудники ДОУ Родители,

Дети

2. Акция «Психологический забор пожеланий и комплиментов»

3. Конкурс «Солнышко»

4. Стенд «Пожелание детскому садику»

5. Муз. Игра «В этом зале все друзья» Сотрудники ДОУ,




Итог проделанной работы:

Стенд «Устами младенца» заполняли постоянно. Всю неделю воспитатели и родители вспоминали интересные изречения детей

Вторник был обозначен как «День доброты».

Воспитанники средних групп клеили на «Дерево доброты» листочки с пожеланиями добра друг другу.

Акция «Снежок доброты» позволила взрослым и детям задуматься над тем, «Что такое доброта?».

Всю неделю в группах проходила акция «Настроение дня». Голосовали и родители и дети. В конце недели подведен итог «Настроение недели».

Акция «Зонтик настроения» для сотрудников ДОУ также проходила всю неделю. Сотрудники выбирали «цвет дня» и наклеивали на зонт. В конце недели был проведен итог, с каким настроением мы живем. У родителей преобладает позитивное, доброжелательное настроение, у сотрудников спокойное, уравновешенное, уверенное, а у воспитанников – солнечное, яркое.

Во всех группах проведены коммуникативные игры, которые позволили детям не только повеселиться, но и обратить внимание на эмоции других ребят.

В среду все здоровались друг с другом необычным способом, так как этот день – «День комплиментов». В группах работала «Аптечка для души», Акция «Ромашковое поле: Я дарю тебе словечко» для родителей и сотрудников ДОУ.

Родителям были предложены акции для семейных творческих работ. Рисунки и творческие работы украсили стенды детского сада.

В акции «Солнышко» приняли участие родители и дети всех групп. Родители выразили любовь к своим детям через рисунок, аппликацию или поделку в форме солнышка.

Дети выразили любовь к маме через свое творчество. В старших группах дети сделали комплимент для мамы и оформили стенд «Корзинка комплиментов маме»

При планировании работы с детьми мы стремились, чтобы каждое мероприятие вызвало у ребенка положительные эмоции. Все занятия с детьми проходили в игровой форме с использованием творческих заданий.

В младших группах дети «сварили» «Компот для мамы».

Четверг был «Днем дружбы». Сотрудники ДОУ приготавливали и дарили подарки друг другу.

В группах проходила творческая акция «Моя семья».

Игра-драматизация «Как собака друга искала».

На протяжении Недели психологии все сотрудники ДОУ взаимодействовали между собой и помогали друг другу. Развлечение «В этом зале все друзья», позволило ребятам почувствовать себя частью команды, доставило радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым участникам. И еще раз доказало: побеждает дружба!

В пятницу прошла акция «Психологический забор», позволила всем желающим высказать свое мнение о работе детского сада, взрослые писали пожелания и отзывы.

В последний день «Недели психологии» подвелись итоги психологического проекта: что получилось, обсуждали пожелания и отзывы на «Заборе» и «Снежках доброты», акции, рисунки и высказывания детей. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. Удалось вовлечь в проект всех сотрудников, родителей и детей.

Все пришли к единому мнению, что неделя прошла не зря, получилась веселой и насыщенной, заставила многих обратить внимание на свое настроение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Взаимоотношения детского сада и семьи мы строим на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, и внимания. Поэтому мероприятия по психологическому просвещению строились с учетом потребностей, интересов и желания родителей. Весь коллектив детского сада был вовлечен в этот проект.

Для реализации проекта «Неделя психологии «Удивительное - рядом!» была проведена подготовительная работа. Было вывешено объявление для родителей, проведен педагогический час для сотрудников ДОУ. Педагоги и родители были ознакомлены с планом проекта, где указаны дата, тема мероприятия, чтобы каждый мог подготовиться к нему. Педагогами были подготовлены психологические акции. Подобран материал для проведения коммуникативных игр. Воспитатели подготовили материалы родительских уголков.































Использованная литература:

1. “Неделя психологии в детском саду” П.Князева, газета “Школьный психолог” № 24, 2007 года.

2. “Неделя психологии в школе” Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.: ил. (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”).

3. Серия: Психологические беседы “Воспитание нравственных качеств у детей” А.А. Лопатина, М.В. Скребцова.

4. “Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки” Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина, Ярославль: Академия развития 2003 г.

5. С. С. Степанова «Что вы знаете и не знаете о себе и других», «Феникс», 1996г.

6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. = М.: АРКИ, 2001

7. Уханова А. В. Программы развития эмоционально — волевой и коммуникативной сферы дошкольников ( приложение к Первому сентября № 2 — июнь 2008)

8. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения (Авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009)

9. Интернет-ресурсы: http://psyhelp.rodim.ru/prtch/index.html.

10. Авторские разработки занятий







































Приложения







Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики













Конспект

Игра-драматизация

«Как собака друга искала»





Разработала: педагог-психолог

Ануфриева В.Ю.










г. Шумерля 2018 год

Ход занятия:

I часть.

Под музыку «Если с другом выше в путь» дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель: О чем эта песня?

Дети: О дружбе

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Дети: Нет друга – ищи, а нашел – береги. Настоящий друг познается в беде. Сам пропадай, а товарища выручай. Не имей 100 рублей, а имей 100 лрузей.

Воспитатель: Почему так говорят? «Без друга не прожить ни за что на свете»

Дети: Без друга одиноко, с другом интересно, он всегда поможет, у друга доброе сердце.

Игра «Назови друга ласково»

(дети передают сердечко говоря ласковые имена: Любочка, Илюша и т. д.)

Воспитатель: Животные тоже хотят иметь друзей. Вот у нас лесная полянка. А какие животные живут здесь, вы узнаете отгадав загадки.

Загадки:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(Собака)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

Серый, зубастый,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет

(Волк)

Большой, косолапый,

Зимой спит,

Летом ульи ворошит

(Медведь)

Воспитатель: Догадайтесь в какой сказке живут эти герои?

Дети: Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»

Воспитатель: Посмотрите, какие работы сделали дети и родители по этой сказке.

Воспитатель: О чем же эта сказка?

Ребенок:

Герой этой сказки очень грустил,

В лесу было скучно, жил он один.

Очень долго ходил и искал,

Пока человек ему другом не стал!

Воспитатель: Ребята, хотите очутиться в этой сказке?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда давайте скажем волшебные слова

Все дети:

Сказка, сказка, приходи

Будут рады малыши.

(звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Теперь вы не ребята, а жители волшебного леса. Занимайте свои домики. (дети садятся на стульчики)

II часть.

Воспитатель: Итак, сказка начинается. Давно-давно в лесу жила собака, одна-одинешенька.

Собака: (выбегает под музыку)

Я собачка, живу в лесу

У меня острый хвостик,

Есть и шейка, есть и носик. (садится на пенек)

Воспитатель: Дети, узнайте, почему собака грустит.

Дети:

Ты, собачка, не грусти,

Что случилось расскажи?

Собачка:

Без друга плохо жить,

Не знаю как мне быть?

Дети:

Ты собачка не грусти,

Лучше друга поищи.

Собака: Спасибо, лесные жители. Пойду искать друга, который никого не боится. (Убегает)

Воспитатель: А тут на полянку зайчик прискакал.

Заяц:

Прыг-скок, прыг-скок,

Я длинноушка, белый бок.

Я сижу среди травы,

Уши выше головы.

Собака: (прибегает) Давай, Зайка, с тобой дружить, вместе жить.

Заяц: Давай.

Воспитатель: И стали собака с зайцем и с лесными жителями хоровод водить.

(Хоровод «Мы на луг ходили»)

Воспитатель: Наплясались собачка с зайчиком, вечером нашли себе место для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь.

Мышка:

Я мышка-норушка,

Под полом таюсь,

Кошки боюсь. Пи-Пи-Пи!

(убегает)

Воспитатель: Собачка услышала шорох, да как вскочит, как залает громко.

Собака: Гав-гав-гав!

Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придет сюда и съест нас!

Собака: Неважный ты друг, волка боишься. А вот волк, наверное, никого не боится. До свидания, Заяц, пойду волка искать!(убегает)

Воспитатель: А зайчик поскакал по своим делам. А в это время волк находился в глухом овраге.

Волк:

Я волчок,

Серый бочок,

А зимой холодной,

Хожу злой, голодный. УУУ!

Собака: (прибегает) Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить!

Волк: Что ж давай, вдвоем жить веселее.

Воспитатель: И стали волк с собачкой вместе с лесными жителями делать зарядку.

Физкультминутка «Друзья»

Друзья все вместе спозаранку,

Утром делают зарядку.

Дружно, дружно потянулись,

Раз – нагнулись, два – нагнулись,

Руки шире разведем и наклонимся потом.

Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра.

Воспитатель: Наступила ночь. Легли собака с волком спать, а мимо лягушка прыгала.

Лягушка:

Я зеленая квакушка,

Пучеглазая лягушка,

Летом в болоте,

Вы меня найдете. Ква-ква-ква!

Воспитатель: Собака услышала шорох, да как залает громко.

Собака: Гав-гав-гав!

Волк: Ах ты такая-сякая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас!

Собака: И волк боится, уж лучше мне подружиться с медведем.

Воспитатель: И разбежались собачка с волком в разные стороны, а медведь сам идет на полянку.

Медведь:

Я неуклюжий, косолапый,

Хожу по лесу, брожу,

Медок сладенький ищу.

(Берет бочонок меда, ест)

Собака: Медведь – богатырь, давай дружить, вместе жить!

Медведь: Ладно, пошли ко мне берлогу!

Воспитатель: И стали они в берлоге с пальчиками играть! Лесные жители давайте им поможем!

Пальчиковая игра «Дай нам, солнышко, тепла»

Мы ладошки протянули,

И на солнышко взглянули.

Дай нам солнышко тепла,

Чтобы силушка была.

Наши пальчики малютки,

Не хотят ждать ни минутки.

Тук-тук молоточками,

Топ-топ лапоточками,

Наши пальцы, словно зайки,

Скачут на лужайке.

Воспитатель: Наигрались медведь и собачка, и уснули в берлоге. А мимо змея проползала.

Змея:

Я змея, извиваюсь и шиплю: ШШШ!

Всех ужалить норовлю: ШШШ!

Воспитатель: Услышала собачка шорох, да как залает.

Собака: Гав-гав-гав!

Медведь: Перестань, придет человек, шкуры с нас снимет!

Собака: Ну и дела! И этот оказался трусливым!

Воспитатель: И сбежала собака от медведя к человеку. А медведь пошел к себе в берлогу спать. И вот наконец-то встретились собака и человек.

Собака: Человек, давай дружить, вместе жить!

Человек: Давай, я тебе дом построю, кормить буду. А ты мой дом охраняй от воров.

Воспитатель: Человек собаку накормил, построил возле избы ей конуру. Ночью собака лает.

Собака: Гав-гав-гав!

Воспитатель: А человек ее не ругает!

Человек: Спасибо, что ты собака лаешь, дом мой охраняешь!

Воспитатель: С тех пор собака и человек живут вместе! Собачка посмори, любой из нас твой друг. Становись-ка быстро вкруг. (Под музыку «Улыбка» дети становятся полукругом).

Воспитатель: Сказка – ложь! Да в ней намек! Добрым молодцам урок!

1-ый Ребенок:

Всем советую дружить,

Очень дружбой дорожить,

В обиду друга не давайте,

В любом несчастье, помогайте!

2-ой ребенок:

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом!

Все дети (хором): Без друга плохо жить, запомнить надо!

Воспитатель:

Артисты, зрители! Все были хороши!

Похлопаем друг другу от души.








Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики













Конспект

музыкальной игры

«В этом зале все друзья»



Разработали:

педагог-психолог Ануфриева В.Ю.,

муз. руководитель Воронкова Г.А.










г. Шумерля 2018 год

Цель: укрепление взаимодействия семьи и ДОУ

Программное содержание:

  • привлечение родителей к организации и участию в празднике;

  • формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком;

  • убедить родителей в том, что нет ничего важнее отношений с собственным ребенком;

  • показать детям важность проявления лучших человеческих качеств: уважения и любви к родной семье;

  • приобщать детей к миру искусства;

  • вести здоровый образ жизни.

  • дать родителям представление о жизни детей в детском саду, способствовать сплочению детско-родительских отношений.

  • воспитывать нравственное качество: создать благоприятное условие для формирования дружеских взаимоотношений между детьми;


Ход развлечения:


Звучит песня "Родительский дом", родители входят в зал.

Воспитатель 1: Здравствуйте, дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем семейном празднике «Неразлучные друзья – это вся моя семья!» Мы собрались сегодня в этом зале для того, чтобы всем вместе повеселиться, порадоваться совместным играм, соревнованиям. Мы хотим, чтобы вы сегодня оставили на время все ваши заботы и «полной грудью» ощутили радость и счастье совместного проживания с ребенком мгновений этой жизни.

Воспитатель 2: Мы не зря начали наш праздник с песни о доме, о семье, они для каждого из вас – самое главное, самое важное в жизни. У каждого в семье есть свои праздники, свои привычки, свои традиции, есть и свой семейный очаг, который согревает любовью. "Детский сад" - это наш дом, где есть свой очаг, ведь мы здесь живём одной семьёй! Приглашаем вас к нашему очагу, где вы получите заряд бодрости и хорошего настроения. Какой же праздник в семье обходится без гостей?

Воспитатель 1: Сегодня на нашем празднике присутствует уважаемое жюри:

… и сотрудники детского сада.

Слово жюри…

Воспитатель 2: Но на нашем празднике кого то не хватает? Конечно наших детей, встречайте их.

Песня «Паровоз» заходят дети и садятся

Воспитатель 2:

В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи.

Дети.

1. Семья - это дом, где меня уважают, Семья - это мир, где меня понимают, Семья - это радость, улыбки, мечты, Семья - это ты, это я, это мы!

2.Семья - это мама, семья - это я. Папа, бабуля, мой брат и сестра.

3.Дедушки, тёти - всё это друзья!

Семь раз повторяется в слове семья!

Воспитатель 1: В каждой семье есть любимые праздники. Как вы думаете, какой семейный праздник самый любимый у ребенка? Конечно же, день рождения. Давайте поздравим наших детей с тем, что они так подросли за этот год традиционным русским хороводом «Каравай»


Хоровод «Каравай»

(Дети стоят в центре, родители берутся за руки и водят хоровод вокруг детей.)

Воспитатель 2: Но в жизни каждой семьи бывают разные трудности, препятствия, и нужно быть сильными, сплоченными, всегда чувствовать поддержку родных, чтобы все их преодолеть. И сейчас мы посмотрим, насколько сплоченные наши семьи, сумеют ли они преодолеть трудности и препятствия, которые мы для них приготовили.

Воспитатель 1: У нас есть приятный сюрприз для бабушек и дедушек. Скоро начинается дачный сезон. И в этом году наши дети помогут посадить все грядки. Посмотрите, как они этому научились.

Игра «Посадим огород»

(Семьи встают каждая у своей грядки (вырезанные из большого картона, наклеены полоски 2-х стороннего скотча), семьям раздают семена разных овощных культур, по команде семьи должны посадить семена (приклеить на скотч), закопать, полить и определить что из этих семян вырастит, взять из общей корзины плоды и положить на грядку. Чья семья правильно и быстро всё выполнит.

Воспитатель 2: Предлагаем лучшим экспертам в огородном деле - нашим бабушкам и жюри проверить качество работы.

Воспитатель 1: С такими трудолюбивыми «внуками- агрономами» и на даче и на грядке будет все у вас в порядке!»

Воспитатель 2: У наших мам, самые добрые, ласковые и умелые руки. Вы наблюдали, как на кухне всё успевают наши мамы? Одной рукой мешают, другой — режут. Но наши мамы ёщё и замечательно танцуют. Попросим наших мам продемонстрировать это.

Конкурс мам (Под музыку мамы должны выполнить любые 3 дела- одновременно, мешают суп поварешкой, разговаривают по телефону, отбирают овощи на борщ, гладят утюгом, крутят обруч (мамы выбирают на своё усмотрение) и танцуют)

Воспитатель 1: Вот насколько богатой фантазией обладают наши мамы, и мы очень любим их. Но наши дети всегда готовы прийти на помощь, в трудную минуту, например, если у мамы рассыпались бусы.

Игра «Рассыпанные бусы». (Дети под музыку собирают на нить рассыпанные бусы по ковру (разного цвета формы) по окончанию музыки дети дарят мамам самодельные бусы.)

Звучит фонограмма «Папа может, папа может…»

Воспитатель 2: В этой шутливой песенке мы услышали, что папа может всё, что угодно. Но скажите, пожалуйста, что должен сделать настоящий мужчина в своей жизни? (Посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка) Мы предлагаем выполнить один из пунктов - построить дом. Выходите, пожалуйста, папы.

Воспитатель 1:Сейчас наши папы докажут на деле, что они могут всё, что угодно. А мы поддержим наших пап весёлыми частушками.

(Папы из модулей строят дома, 5 пап)

Дети.

Поспешили к вам прийти, И частушки принесли!

Воспитатель 2: Чтоб частушки в нашем зале Прозвучали веселей,

Дорогих гостей попросим Подыграть нам поскорей!

(Родители и гости выбирают шумовые инструменты, подыгрывают на проигрыш).

Частушки: (Исполняют мамы с детьми) 1.Папа наш великий мастер

Может полку смастерить Он пришёл соревноваться, С ним не трудно победить.

2.А мой папа молодец Бизнес процветает

И поэтому нам с мамой Он подарки дарит.

3. А мой папа всех добрей любит всех моих друзей. Кашу манную нам варит, Мыть посуду не заставит.

4. А мой папа всех умней

А мой папа всех сильней

Знает сколько 5 +5

Может штангу поднимать.

5. А мой папа высший класс

Купит скоро он КАМАЗ

Будет он меня катать

И научит управлять.

А мой папа молодец

На работе лучший спец

Мы на старт его поставим

И выигрывать заставим.

Мы частушки петь кончаем И всегда вам обещаем:

Слушать вас всегда во всем, Утром, вечером и днем!

Воспитатель 1: Спасибо, за веселые частушки!

Как уважаемые папы веселее шло строительство под такую поддержку?

Ведущий 2. Итог жюри по строительству.

Ведущий 1. А теперь для испытания семейными трудностями приглашаются остальные папы, кто еще не участвовал. Представьте, что мама только утором вспомнила (как это обычно бывает), что ребенку в детский сад нужно надуть воздушный шарик. Сейчас по команде, а это будет звонок будильника, вы постараетесь сделать это как можно быстрее. Итак... Ранее утро… Вся семья спит и вдруг раздается звон будильника. (Папы соревнуются в быстроте надувания шарика.) Аплодисменты победителю.

Ведущий 2. Но дорогие папы, не расходитесь, вы думаете, что ваши семейные обязанности на этом закончились? Вы глубоко ошибаетесь. Ваша основная обязанность с давних времен принести добычу в дом.

Сейчас мы посмотрим, какие из вас добытчики – рыбаки - охотники.

Игра «Кто больше поймает рыбы?»

Для этой игры приглашаются все папы и мальчики, ведь они будущие мужчины.

Ведущий 1. Итог рыбалки (Кто больше наловил рыбы)

Воспитатель 2: Наши папы и с этим испытанием справились, да действительно папы могут всё что угодно!

Воспитатель 1: Пора и отдохнуть. Какой праздник без танцев? Наши дети любят танцевать и научат взрослых!

Танец "Неразлучные друзья"

( Дети показывают танцевальные движения, а взрослые повторяют).

Воспитатель 2: Какие замечательные наши семьи, ловко справились со всеми нашими заданиями и конкурсами. Можно сделать вывод, что взрослые и дети, неразлучные друзья!

Воспитатель 1: Наш праздник подходит к концу …

Слово жюри: …ооо

Воспитатель 2: Хотелось бы поблагодарить семьи, любезно согласившиеся прийти к нам в гости, за помощь в организации такого праздника. Мы

желаем всем здоровья, любви, тепла, добра и, конечно же, семейного счастья!

Наши бабушки приготовили для Вас подарок.

Бабушка:

Пирог наш семейный примите радушно,

Пирог наш с названием «Живите все дружно!».

Воспитатель 1: А сейчас приглашаем всех на чаепитие с пирогами, которые испекли наши замечательные бабушки.

Воспитатель 2: Приглашаем Вас в большой хоровод " Большой хоровод!"

Танец родителей и детей " Большой хоровод!"

Под музыку взрослые и дети покидают зал.






























Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики













Консультация для родителей

«Взаимодействие

с агрессивными детьми»













Разработала: педагог-психолог

Ануфриева В.Ю.






г. Шумерля 2018 год

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательное переживание, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь, 1997)

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные причины агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальные, и невербальные провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.д.). Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в проявлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой амбицией враждебности, люди со сниженным и повышенным самоконтролем, со склонностью к соперничеству, с характерной нетерпеливостью.

Виды агрессии:

1. физическая агрессия (физическое действие против кого-либо);

2. раздражение (вспыльчивость, грубость);

3. вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.);

4. косвенная агрессия (направленная – сплетни, злобные шутки; ненаправленная – крики в толпе, топание и т.д.);

5. негативизм (оппозиционная манера поведения).

Все виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывает влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Поэтому, какой бы стиль воспитания родители не использовали, рекомендуется для устранения нежелательных проявлений агрессии у ребенка, в качестве профилактики уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Эффективные способы взаимодействия с агрессивными детьми:

Негативные способы – наказания, приказы;

Нейтральные способы – модификация поведения;

Позитивные способы – просьбы, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективными при взаимодействии с ними. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители скорее всего отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т.д.

Техника модификация поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева. Для развития способности к самообладанию рекомендуется родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы, в таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой также рекомендуется взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

В таблице представленной ниже, даны общие рецепты избавления от гнева, которые будут полезны родителям для самовоспитания.

Шесть рецептов избавления от гнева.

  1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- Слушайте своего ребенка

- Проводите вместе с ним как можно больше времени

- Делитесь с ним своим опытом

- Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах

- Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое внимание каждому из них в отдельности

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:

- Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно)

- Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии:

- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:

«Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:

- Примите теплую ванну, душ

- Выпейте чаю

- Позвоните друзьям

- Сделайте «успокаивающую» маску для лица

- Просто расслабьтесь, лежа на диване

- Послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:

- Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите

- Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям:

- Изучайте силы и возможности вашего ребенка

- Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя

- Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездке и т.д.

Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой амбиции враждебности.

Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6 – 8 человек.

Содержание: Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т.д.). Сидящий рядом с ним комментирует это с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предлагать свои варианты комментариев. Например: «Ты встал, потому, что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто-то рассказал тебе про меня гадость…) и т.д.

После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной жертвы». Бывали ли они когда-нибудь в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые. Возможно, были не намерены их выполнять.

Упражнение «Работа с гневом»

Группа делится на 3 -4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считаются наиболее приемлемыми в работе с детьми. Причем методы выбираются в зависимости от контингента участников: воспитатели ДОУ выделяют те, которые можно использовать в детском саду, школьные учителя отмечают наиболее эффективные способы при работе с учащимися, а родители отбирают приемы. Пригодные при взаимодействии с ребенком дома, психолог – для проведения коррекционных занятий и т.д.

Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

Способы выражения гнева

Громко спеть любимую песню.

Пометать дротики в мишень.

Попрыгать на скакалке.

Подраться с братом или сестрой.

Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком.

Пускать мыльные пузыри.

Устроить «бой» с боксерской грушей.

Пробежать по коридору школы, детского сада.

Полить цветы.

Быстрыми движениями руки стереть с доски.

Забить несколько гвоздей в бревно.

Погонятся за кошкой или собакой.

Пробежать несколько кругов вокруг дома.

Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

Постирать белье.

Отжаться от пола максимальное количество раз.

Сломать несколько игрушек.

Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

Стучать карандашом по парте.

Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

Порвать бумагу на мелкие части.















Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики













Консультация для родителей

«Детские вопросы

и как на них отвечать»











Разработала: педагог-психолог

Ануфриева В.Ю.






г. Шумерля 2018 год

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их получить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими - либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений. «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный – это общий?», «Как отличить хитрость от обмана?».

О чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и в сего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда?

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

 В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком – либо предмете или явлении. «Какие бывают молнии?» «почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?…А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5—5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы  на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!» в результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

 Воспитатель спрашивает родителей, какую точку зрения разделяют они, просит обосновать свою позицию.

 Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Педагог предлагает родителям вспомнить, всегда ли ребенок бывает удовлетворен ответом на свой вопрос. Не отмахиваются ли старшие члены семьи от «докучливых» детских вопросов, лишая тем самым своего ребенка «необходимейшей умственной пищи». А может, напротив, относятся к вопросам ребенка со всей серьезностью, но отвечают на них излишне пространно и сложно, используя слова, обороты, привычные для взрослых, но не понятные дошкольникам и трудные для их усвоения?

 Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

 Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, то, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

 Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К сожалению, это требование часто нарушается, когда родители отвечают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о происхождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последовательность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ребенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А.С. Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время». В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее сложны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А.С. Макаренко писал по этому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим».

 Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А  ты как думаешь сам?». Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности. При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ. Приведем пример.

 Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

 Послушайте, какой разговор состоялся между отцом и дочерью, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ребенка к самостоятельному поиску ответа.

Папа. Вспомни, где живут львы на воле?

Оля. В пустыне.

Папа. Как ты думаешь, что такое – пустыня?

Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

 Папа. Какого цвета песок?

Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?

 Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.

 Папа. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

 Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

  Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?

 Оля. Нет, они сами прячутся от врагов.

 Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

 Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а другим, чтобы прятаться от врагов.

 В приведенном примере удачно поставленные встречные и дополнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к знанию и уточнению своих представлений. Чтобы так умело управлять мыслительной деятельностью ребенка, родители сами должны много знать. Как быть в том случае, если вы не обладаете нужными знаниями, чтобы правильно ответить на вопрос сына или дочери? Разумнее всего не скрывать свое незнание, а предложить вместе посмотреть в справочниках, научно - популярной литературе. Приведем пример.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Петя увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название». Петя, понаблюдав за бабочкой, обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Петя. Она называлась многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты  понял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Петя высказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они похожи на глазки».

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный – чтение.

 На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей – вовлечь в них ребенка. Например.

 Пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как появились завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидоров. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растений, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

 Ответы на детские вопросы о нормах и правилах поведения, явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях между людьми используются в нравственном воспитании дошкольников.

 Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

 Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!