СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "О чем расскажет старый вокзал?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Проектная задача исследовательская. «О чем расскажет старый вокзал».

Цель: узнать об истории возникновения старого вокзала и его историческом значении.

Просмотр содержимого документа
«О чем расскажет старый вокзал»

Проектная задача исследовательская. «О чем расскажет старый вокзал».

Цель: узнать об истории возникновения старого вокзала и его историческом значении.

Задачи:

1.Найти и изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

2. Провести исследования по данному вопросу.

3. Обработать и проанализировать полученные результаты.

4.Представить результаты исследований в виде фотографий, интервьюирования очевидцев, бумажной документации.

5.Подготовить проект к защите в виде презентации.

Мало кому знакомо направление Бологое-Полоцкая линия. На Бологое - Полоцкой линии Октябрьской железной дороги интересно все, хотя на первый взгляд она кажется ничем особенно не примечательна... Однако ее сохранившаяся старина создает ощущение не допотопности, а некоего исторического очарования. Впервые о Бологое - Полоцкой железной дороге заговорили в феврале 1901 года. Бологое - Полоцкую железную дорогу построили, как дорогу магистрального типа, её сооружали капитально, на века. Предполагалось, что новая линия будет сугубо стратегической. Руководил производством работ тогда еще совсем молодой инженер Николай Михайлович Герсеванов.

Регулярное движение от Бологого до Полоцка открыли в январе 1907 года. Все вокзалы III класса были построены из кирпича уже к 1905 году, отделаны деревянным декором, украшены шпилем с флюгером, высокими окнами и маленькой мансардой. По выразительности и эстетической ценности архитектуры можно судить о том, какое огромное общественное значение придавалось тогда железнодорожному транспорту.

Вокзалы, точнее пассажирские здания, на станциях IV класса (линейных) были сделаны из дерева. До наших дней сохранился вокзал со всем комплексом станционных построек только на станции Скворцово. В вокзале были помещение для почты, ламповая, где светильники заправляли керосином, отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста и, конечно, зал ожидания с круглыми, так называемыми "утермарковскими" печами. Эти печи стоят и по сей день, отапливаются дровами и в любой мороз хорошо обогревают вокзальные помещения, несмотря на высокие потолки и большие окна.
Пассажирские платформы делали из каменного щебня или битого кирпича, который заливали известковым раствором. Возле каждого вокзала устраивались садики. Все жилые и служебные помещения к открытию дороги были "полностью меблированы и снабжены билетными ящиками и штемпелями, весовым оборудованием, брезентами, огнегасительными приборами, сигнальным инвентарем, инструментами, кочергами, метлами...".
К станции была подведена вода. Ее подавали из кирпичной шатровой водонапорной башни. Как и все постройки на линии, она сооружена в едином архитектурном стиле. До начала 1920-х годов паровозы на Бологое - Полоцкой линии топили исключительно дровами. На станции был дровяной пункт. На Бологое - Полоцкую линию передавали с других дорог в основном устаревшие маломощные паровозы.

В исключительно тяжелых условиях оказалась Бологое - Полоцкая в годы Великой Отечественной войны. Несколько раз в день дорога подвергалась жестоким бомбардировкам. У вокзала на горе стояло две зенитки, которые защищали вокзал от бомбардировок самолетов. По рассказам очевидцев, вражеские самолёты разгромили санитарный поезд, прибывший на станцию Скворцово. Было много убитых. Раненые молили о помощи, а те, кто не мог вытерпеть невыносимой боли, просили пристрелить их. На это жуткое зрелище было страшно смотреть. До сих пор все увиденное стоит перед глазами у очевидцев. Все убитые были захоронены за зданием старой местной больницы.

Несмотря на ожесточенный характер боев в этих краях и точность немецкого бомбометания, на Бологое - Полоцкой железной дороге чудом уцелели многие вокзалы, башни, дома, другие старинные сооружения.

Водонапорная башня буквально продырявлено многочисленными пулями и снарядами. Скворцово - последняя станция, которую удалось занять на Бологое-Полоцкой нашим наступающим войскам (360 стрелковая дивизия) в ходе Торопецко-Холмской операции в январе 1942 года (около 20-21 января). Башня свидетельствует, скорее всего, не только о бомбежках, а о бое за станцию - она была взята в ходе захватывающего маневра лыжных батальонов 4 Ударной армии. Взятие Скворцова позволило практически окружить Торопец, из которого фашисты поспешно бежали. Этот маневр привел к тому, что и основные постройки станции Скворцово, находящиеся в низине, пострадали сравнительно мало. Уцелела - причем с образцовой сохранностью - еще одна постройка. Это "полная" линейная казарма, очень хорошей сохранности, с еще уцелевшим старым станционным номером "8" на фронтоне.

Причина такого "везения" кроется, видимо, в том, что немцы до последнего момента надеялись вернуться на рубежи 1941 года и, зная уже, что такое русская зима, старались сберечь любые подходящие для жилья здания, в том числе и вокзалы.

В отличие от грузового, интенсивного пассажирского движения Бологое - Полоцкая дорога никогда не знала. Бологое - Полоцкая до сих пор остается единственным средством сообщения во многих местах Тверской и Псковской областей, да и стратегического своего значения она не утратила. Но то и дело возникают разговоры о ее закрытии. Первый шаг в этом направлении уже сделан - дорогу перевели на дневной режим работы. Однако пока Бог хранит этот уникальный, самобытный уголок железнодорожной сети России. То, что еще не разрушилось, нужно попросту не трогать, и дорога будет жить. Нам весьма пригодился бы и зарубежный опыт комплексного сохранения железнодорожной ретро-техники, старинных зданий и сооружений. Чтобы создать на ней заповедник, пока еще есть все условия. Но только пока... А как было бы интересно и через десять, и через двадцать лет проехать по старинной железной дороге, да еще на паровой тяге, по маршруту Бологое - Великие Луки, который познакомит туристов с историей Тверского края и эволюцией железнодорожного транспорта в России.


Просмотр содержимого презентации
«О чем расскажет старый вокзал»

«О чем расскажет старый вокзал…» Подготовили: обучающиеся МБОУ ТР Скворцовской СОШ Панк Илья 3 класс Трифонов Дмитрий 4 класс Руководители: Гущина М.Н.  Гречухина Н.А.

«О чем расскажет старый вокзал…»

Подготовили: обучающиеся МБОУ ТР Скворцовской СОШ

Панк Илья 3 класс

Трифонов Дмитрий 4 класс

Руководители: Гущина М.Н.

Гречухина Н.А.

Цель: узнать об истории возникновения старого вокзала и его историческом значении.

Цель: узнать об истории возникновения старого вокзала и его историческом значении.

  • Задачи:
  • 1.Найти и изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
  • 2. Провести исследования по данному вопросу.
  • 3. Обработать и проанализировать полученные результаты.
  • 4.Представить результаты исследований в виде фотографий, интервьюирования очевидцев, бумажной документации.
  • 5.Подготовить проект к защите в виде презентации.
Бологое-Полоцкая линия

Бологое-Полоцкая линия

Вокзалы III класса

Вокзалы III класса

Станция Скворцово.  Комплекс станционных построек

Станция Скворцово. Комплекс станционных построек

Станция Скворцово

Станция Скворцово

Бомбардировка на станции

Бомбардировка на станции

Торопецко-Холмская операция 1942 г.

Торопецко-Холмская операция 1942 г.

Уцелевшие постройки станции Скворцово

Уцелевшие постройки станции Скворцово

Станция Скворцово 2018 г.

Станция Скворцово 2018 г.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!