СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Огород на подокойнике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид проекта:  краткосрочный (2 недели, с 25.03- 8.04.2024 г.)

Тип проекта:  познавательно - исследовательский.

 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Огород на подокойнике"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 92 г. Рыбинск


ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ


Воспитатели:Бакушева Н.С.

Фатиева О.Г.



Г. Рыбинск, 2024 г.


Содержание

Актуальность проекта…………………………………………………………….3

Цель проекта………………………………………………………………………3

Задачи проекта…………………………………….………………………………3

Вид проекта………………………………………………………………………..3

Тип проекта……………………………………………………………………..…4

Целевая аудитория…………………………………………………….…………..4

Предполагаемый результат……………………………….......………………….4

Этапы реализации проекта …………………………..……………………...…...5

Приложение 1 ………………………………………………………………...….12

Приложение 2……..……………………………………………………….……..14

Приложение 3……………………………………………………………….……15

Приложение 4…………………………………………………………….………16

Приложение 5………………………………………………………………….…18

Приложение 6………………………………………………………………….…21



























Актуальность проблемы:

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!


Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он

может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он

попробует сам сделать. Дети в недостаточной степени имеют

представления о растениях, о том, где они растут, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях

их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности

недостаточно развит.

Поэтому перспективной целью проекта является развитие познавательного интереса. Актуальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.

Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта «Огород на подоконнике».

Вид проекта: краткосрочный (2 недели, с 25.03- 8.04.2024 г.)

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Целевая аудитория: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель: Сформировать знания детей о необходимых условиях для роста растений.

Задачи:

Образовательные:

-Расширить знания и представления детей о растениях;

-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений;

-формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

- сформировать у детей представление о признаках живого у растений

Развивающие:

-Развивать познавательные и творческие способности, любознательность;

-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;

-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение и любовь к растениям природе;

-Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Гипотеза :

Мы предполагаем, что растениям нужны определенные условия для роста – вода, свет, тепло.



Предполагаемый результат:

1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.

2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

3. Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.

4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.

5. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.


Этапы работы над проектом:


1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

2. Основной: (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность,рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.


Этапы работы

Содержание

Дата


1. Подготовительный этап

Беседа с родителями «Огород на подоконнике».

(Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта).

Раздать детям семена бархатцев для посадки в домашних условиях с отсутствием одного из необходимых условий для роста (воды, света, тепла)


Исследования детей:

  1. «Семенам для роста не нужна вода»

Цель: выяснить, нужна ли растениям для роста вода.

Гипотеза: я предполагаю, что для роста растениям не нужна вода.

Ход исследования: (приложение №..)

  1. «Семенам для роста не нужно тепло»

Цель: выяснить, нужно ли растениям для роста тепло.

Гипотеза: я предполагаю, что для роста растениям не нужно тепло.

Ход исследования (приложение №..)

  1. «Семенам для роста не нужен свет»

Цель: выяснить, нужен ли растениям для роста свет.

Гипотеза: я предполагаю, что для роста растениям не нужен свет.

Ход исследования: (приложение №…)

Подбор наглядно– дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала,

художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.

25.03













































Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. (Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений).

Чтение художественной  литературы: «Огород бабы Феклы».

Беседа «Что такое огород и что на нём растёт»

Замачивание семян гороха и кукурузы.

Опыт «Хитрые семена»

Цель: познакомить ребенка со способами проращивания семян.

Показать детям, что пророщенные семена укореняются быстрее. Формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

26.03

2. Основной этап

Беседа: «Какие бывают овощи».

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Посадка укропа, гороха, кукурузы, картошки, помидор, перцев и других семян.

(Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Консультация для родителей: «Огород на окне».

Цель: Информирование родителей с предстоящим проектом «Огород на окне».

2. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

29.03

Отгадывание загадок.

Цель: Закрепление знаний внешних характеристик овощей и фруктов.



Труд в уголке природы- Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Чтение художественной литературы, стихов об овощах, экологии: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», С. Михалков «Овощи»

Цель: Расширять и формировать знания у детей об овощных культурах, способах их выращивания и ухода за ними. Воспитывать любовь к природе и труду.

П/и «Огуречик, огуречик…».

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

30.03.

Опыт «Как растения пьют воду»

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.

Чтение художественной  литературы:

«Что растет у нас на грядке.

Цель: Расширять и формировать знания у детей об овощных культурах, способах их выращивания и ухода за ними. Воспитывать любовь к природе и труду.

Труд в уголке природы

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

Беседа «Как вырастить растение?»

Цель : продолжать закреплять знания детей о необходимых условиях для роста ратения.

1.04

Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами.

(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Дидактическая игра «С какой ветки детки»

Цель:развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.

Беседа:  ««Во саду ли в огороде»».

Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Пальчиковая гимнастика "Компот"

Чтение художественной  литературы:  «Вершки и корешки».

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

02.04.


Опыт: Листочки к солнышку.

Цель: формировать представление о том, что растениям для роста необходим свет; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»

Цель: воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.

Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель - знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.

03.04


Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами.

(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Беседа «Вредители растений».

Цель: Дать знания о том, что растения, как и люди, болеют. Ознакомить с наиболее широко распространенными болезнями и вредителями растений;

а также мерами борьбы.

Пальчиковая гимнастика ««Пальчики в саду»»

Игра-хоровод «Кабачок»

П.- развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.




06.04


Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»


Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

07.04

3.Заключительный этап:

Выставка оформленного огорода. Оформление фотоотчета о проекте.

8.04


Итоги проекта: 
- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями. 
- Презентация альбома «Огород на подоконнике».

Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные условия.
В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно.

На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука и также веточки укропа дети употребляли во время обеда.

В ходе реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты: 

Выводы:

В процессе работы над проектом даем детям понятие о том, что мы люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих.

Как показали поставленные нами задачи, мы:

Сформировали у детей представление о росте культурных растений, умение выращивать рассаду овощных культурных растений, сажать её, сеять семена овощей, зелени (укроп, петрушка салат), цветов, посадить лук, фасоль, горох, огурцы.

Вели наблюдения, отображали в календаре наблюдений.

Обогатили знание детей, о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
       С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.  

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними, сформировали умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, воспитывая бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей.

Узнали, что такое забота и ответственность.
















Литература.

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. – М. ,2005.

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. ,1991.

4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994













































Приложение

Игра «Живое - не живое»

Цель игры – расширение знаний о живых и неживых предметах.

Задачи: развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, формировать умение детей правильно ставить вопрос, совершенствовать умение определять живые и неживые предметы, формировать навыки словообразования.

Материал: 2 карточки формата А 4, маленькие карточки с изображением предметов. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: живой?, не живой?, кто?, что?


Описание игры – игра будет интересна педагогам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста. Лексическая игра рассчитана для детей от года до 7 лет. С детьми 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать и называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: «Кто изображен на картинке? », «Что делает девочка? » и т. д. У детей 2-4 лет нужно формировать умение составлять предложения, используя разные части речи. Задавать и отвечать на вопросы по картинке. В возрасте 4-5 лет дети способны, детально рассказывать о содержании картинки. Детям 5-6 лет данные картинки помогут сформировать умение составлять план рассказа и придерживаться его при составлении. 


Вариант игры № 1

Для игры потребуются карточки с картинками. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: Живой? Неживой? Кто? Что?

Возьмите такое количество карточек, которое ребенок с легкостью просмотрит за один раз.

Как играем с карточками? Рассмотрите карточку, озвучьте что на ней изображено, задайте вопрос риторически: «Кто это?», «Что это?», «Она живая?», «Он живой», ответьте сами на него.

Например,

Кто это? Лиса. КТО — ЛИСА. Она ЖИВАЯ! Что лиса делает? Она бежит, смотрит, ищет (и другое);

Кто это? Пчела. КТО — птица! Она ЖИВАЯ! Что птица делает? Она летает, машет крыльями;

Что это? Это книга. ЧТО книга! Нет, она неживая!

За раз рассмотрите три-четыре карточки.

В другой раз приведите более детальный пример:

Кто это? Носорог. КТО тигр. Он ЖИВОЙ! Он кушает, двигается, у него появляются детки, он играет с другими тиграми, общается с ними на своем тигрином языке. Еще он может болеть, испытывать эмоции (радость, грусть, гнев)»;

Что это? Автомобиль. ЧТО автомобиль? Он НЕЖИВОЙ! Без человека он не может ездить. Кто управляет автомобилем? Человек. Автомобиль кушает еду? Нет. Сам автомобиль не гуляет, дом себе не строит, он не чувствует боли.  

Выделяйте, делайте акцент на слова «кто» и «что», «живой» и «неживой». Делайте паузы, чтобы дать ребенку несколько секунд на размышления.


Вариант игры № 2


Для игры используем маленькие карточки с картинками. Рассматриваем картинки с ребенком и отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» Ребенку сложно за один раз понять суть всех этих понятий. Тему необходимо, закреплять. В этом поможет классификация. Как сортировать на кто? что? Возьмите два контейнера, положите их перед собой. Возьмите несколько карточек с картинками, озвучивайте и сортируйте их перед ребенком сами. Беря картинку, озвучьте: «КТО? — муха», «ЧТО? — мяч», «ЧТО? — ручка», «КТО? — мальчик». Карточек должно быть столько, чтобы хватило удержать интерес у ребенка

 

Вариант игры № 3

Для игры потребуются стикер двух цветов, например, желтый и голубой. Попросите ребенка пометить желтым картинки с «живыми» объектами, а голубым — с «неживыми».

Вариант игры № 4 Для игры используем 8 карточек формата А 4 с вопросами кто и что делает, и маленькие карточки. Пример: Стоит кто? что? Стоит кто? Регулировщик, верблюд, собака, цыпленок. Стоит что? Машина, мотоцикл, кресло, трактор, автобус, грузовик, троллейбус, трамвай, лейка, снеговик.





































Игра с фонариком «Из чего варенье, компот?»























































«Варим суп, делаем салат»























































Карточки для зарисовки роста растений, по каждому.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!