![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
МАДОУ детский сад №26 «Радуга»
Проект
«Огород на подоконнике»
Воспитатели:
Сапожникова Е.А.
Помыткина Е.А.
2018г
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Тип проекта: информационный
По содержанию: «Ребенок и природа»
По характеру участия ребенка в проектировании: детско – взрослый.
По характеру контактов: внутри одной группы и за ее пределами (в семье).
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации: средней продолжительности
Проблема:
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
Поэтому основными задачами проекта будет:
1. Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, фасоли, перца, их строении и условиях, необходимых для их роста.
2. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
5. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
6. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Основные направления проекта: Работа с дошкольниками
Работа с родителями в результате реализации проекта «Огород на окне».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
Мы планируем получить следующие результаты:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
Работа с дошкольниками включает в себя:
- Подбор и рассматривание иллюстраций.
-Организация и проведение занятия: «Огород на окне». Посадка овощей: лука, чеснока, фасоли.
-Проведение наблюдений за ростом растений с зарисовкой изменений в росте.
-Посадка овощей дома с родителями.
-Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы).
- Подбор и чтение художественной литературы.
-Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи».
- Организация и проведение занятия по рисованию:
«Однажды хозяйка с базара пришла…»
(с использованием трафаретов)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
- Организация и проведение занятий по аппликации: «Бедный зайчик заболел – Ничего с утра не ел…», «Консервируем овощи».
- Организация и проведение занятий по лепке: «Овощи большие и маленькие».
-Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Лото Дары лета», «Что сажают в огороде», «Чья это тень», «Угадай по описанию», «Угадай на вкус».
- Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика (дачи, где живут дедушка и бабушка. Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
Лепка «Овощи большие и маленькие».
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.
Ход занятия:
Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине (лук большой и маленький). Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.
Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.
Аппликация «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел…», «Консервируем овощи»
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Закреплять знания о форме, величине. Упражнять в правильном использовании приемов наклеивания.
Ход занятия:
Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу – зайчику (накормить его морковкой, - бабушке (помочь засолить помидоры и огурцы). Обратить внимание детей на то, что нужно правильно располагать и приклеивать формы, стараться аккуратно пользоваться клеем.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла…»
Задачи:
Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.
Ход занятия:
Задать детям вопросы детям: - Ребята, вы ходили с мамой на базар?
- Какие овощи вы там покупали?
- В чем вы несли овощи домой?
- Хотите услышать историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами? Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
- Какие овощи вы любите больше всего?
Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили давайте мы их все нарисуем. Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают карандашами, не выходя за контур.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
Посадка лука, чеснока, фасоли.
Задачи:
• Учить детей узнавать овощи – лук, чеснок, фасоль.
• Закрепить знания о потребностях растения в земле, воде, свете.
• Показать и рассказать детям для чего и как сажают эти овощи.
• Закрепить представление о последовательности трудового процесса.
• Развивать речь детей и активизировать их словарь.
• Воспитывать желание самим выращивать овощи.
Цель труда – проросший лук. Предмет труда – луковица. Материал – земля в горшке. Инструменты – палочка для рыхления, лейка с водой. Трудовые действия – ямка в земле и полив луковицы. Результат - проросший лук.
Ход занятия:
На занятие приходит игровой персонаж – внучка и говорит, что заболела. Доктор посоветовал принимать витамины, есть больше овощей. В каких продуктах есть витамины? (В овощах). Рассматривание овощей (лука, чеснока, фасоли). Какой (-ая) он (она? Где растут овощи? (На грядках) Что нужно для того, чтобы вырастить овощи? (свет, тепло, почва, вода). Какой уход требуется овощам? Показ и рассматривание схем «Что нужно для роста растений» и модели посадки растений.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
Полив растениям необходим.
Результат труда будет отсрочен. Фиксировать рост лука, чеснока, фасоли рисунками.
Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Ход занятия:
Проведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.
Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нужную карточку с изображением овоща.
Загадки:
1. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец) 3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) 4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)
5. Красненьки сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)
6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)
7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)
8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачек)
Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, чеснок, фасоль, перец). Беседа о том, что за растениями необходим уход.
Инсценирование песни "Огородная-хороводная" музыка Б. Можжевелова
слова А. Пассовой
Есть у нас огород
И капуста там растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там морковка растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там зелёный лук растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с песнями.
• Выучить песню под руководством воспитателя и драматизировать её.
• Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах.
Материал: Шапочки – маски капуста, морковка, зеленый лук.
Методические приемы:
Выучить песню вместе с ребятами. Затем инсценировать ее, используя шапочки - маски. Вызвать у детей положительные эмоции от исполнения песни, закрепить знания детей об овощах.
Работа с родителями:
-Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород на окне» для закрепления знаний о растениях (овощах, которые можно вырастить.)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aae8caebffb5/863149_1.jpeg)
Используемая литература:
Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М. ; Просвещение, 1992
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть1 СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович СП б. : Детство – Пресс, 2004
Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М. : Просвещение, 1991
Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. ; Просвещение, 1992
Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002
В презентации нашего огорода использованы стихи о фасоли, луке, чесноке, перце.