СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «От маленьких проблем - к большим открытиям»»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «От маленьких проблем - к большим открытиям»»»

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ярославской области

«Институт развития образования»






Итоговая аттестационная работа

по программе переподготовки

«Менеджмент организации»


Проект

«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «От маленьких проблем - к большим открытиям»»


Профильное направление:

(«Управление учреждениями муниципального и государственного подчинения»)







Слушатель:

Монахова Марина Николаевна, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №32 имени В.В. Терешковой»



Рецензент:

Александрова Елена Ивановна,

начальник отдела муниципальной системы образования Департамента образования мэрии г.Ярославля


Ярославль

2018



Оглавление

1.

Введение

4

2.

Стратегический план

6

2.1.

Стратегическая цель проекта

6

2.2.

Конкретная цель проекта

10

2.3.

Целевые группы проекта

10

2.4.

Стратегия проекта

12

2.4.1.

Выбор и обоснование стратегического подхода

12

2.4.2.

Основные области и направления стратегических изменений

12

2.4.3.

Продолжительность проекта, этапы реализации

13

2.4.4.

Ожидаемые результаты

15

2.5.

Управление проектом

15

3.

План реализации проекта

22

4.

Заключение

27

5.

Список использованной литературы

30

6.

Приложения

33


Приложение А. Модель содержания деятельности руководителей по управлению системой инклюзивного образования в средней школе №32

33


Приложение Б. Функциональная модель средней школы № 32 по реализации системы работы в классах инклюзии

34


Приложение В. Логико-структурная матрица

35







Введение

В новых социально-экономических условиях нашего общества актуально и остро встал вопрос о значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), их становлении и развитии. Направление на развитие системы инклюзивного образования в России становится одним из приоритетных в образовательной политике государства. В соответствии с федеральным закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 с целью совершенствования системы образования требуется внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на социализацию личности ребенка с ОВЗ, обеспечение каждому в соответствии с его возрастными возможностями адекватные условия для развития, формирования полноценной личности.

Инклюзивное образования создает детям с ОВЗ оптимальные условия для социализации, равные возможности с другими детьми в получении образования.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в следующих документах:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 3.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

  • Конституция Российской Федерации.

  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года;

  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • В Письме Министерства образования и науки РФ № АФ-150/06 от 18.04.2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»,

Признание права любого ребенка на получение достойного образования, отвечающего его образовательным потребностям и отражающее возможности развития, определило важные ориентиры и инициативы новой образовательной политики. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила один из приоритетов: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов…». В соответствии с Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 год, а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, 70% к 2020 г.».

Признание государством необходимости создания адекватного образовательного процесса и ценность социальной интеграции для детей с ОВЗ обусловило введение инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартам программ с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – получение социального и образовательного опыта вместе со сверстниками. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Основная идея проекта - «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка». К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. Образовательно-воспитательное пространство в целях социализации и адаптации детей с ОВЗ будет организовано с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка, его возможностей и потребностей, определяющих образование в школе. В условиях педагогической поддержки ребенок начинает проявлять себя более активно, смело, настойчиво.

Анализируя работу школы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья, мы пришли к выводу, что в нашем учреждении недостаточно организована работа в этом направлении. Необходимо решить вопросы взаимодействия и согласования всех уровней управления для дальнейшего развития системы работы с детьми.

Внедрение данного проекта в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней школы №32 имени В.В. Терешковой» позволит:

  • совершенствовать систему управления организацией работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

  • организовать профессиональный рост сотрудников и администрации школы в рамках прохождения курсов повышения квалификации;

  • повысить социальную адаптацию и достижения детей с ОВЗ.

Планируемый результат внедрения проекта - создание в школе эффективной системы инклюзивного образования детей ОВЗ, которая позволит на основе психолого-педагогического сопровождения осуществлять деятельность по их социальной адаптации.

2. Стратегический план

2.1. Стратегическая цель проекта

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» сделан акцент на том, что сегодня «школа - в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Это определяет необходимость повсеместно обеспечить доступ к равному полноценному качественному образованию, в соответствии с интересами детей и их возможностями.

Ограничения в социальной недостаточности и жизнедеятельности детей с ОВЗ напрямую связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его социальной дезадаптацией. Ограничения в развитии приводят к его выпадению из социально и культурно определенного образовательного пространства. В силу этого ребенок с ОВЗ помимо характерных для их сверстников познавательных интересов и образовательных потребностей имеют специфические потребности обучения.

Они определяют логику построения учебного содержания, требования к образовательному процессу детей с теми или иными нарушениями, находя свое отражение в структуре образования. Вместе с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные обучающимся с ОВЗ, как-то:

  • начало специально-коррекционного обучения ребенка необходимо проводить сразу после определения первичных нарушений развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школе;

  • процесс обучения построен на большей степени индивидуализации, чем требуется для детей общеобразовательных классов;

  • применять специальные коррекционно-развивающие методы, приемы, средства обучения на ряду с традиционными и инновационными, обеспечивающие реализации доступности усвоения учебного материала;

  • обеспечить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами временную и пространственную организацию образовательной среды;

  • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Учет особых образовательных потребностей разных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования – необходимое условие эффективности инклюзивного обучения.

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения детей с ОВЗ к общему образованию, введение его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

  1. создание адаптированной образовательной среды за счет интеграции в образовательную и социальную среду, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

  2. построение обучения особым образом - с выделением разделов содержания обучения, а также коррекционно-развивающих методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционным способом;

  3. координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования за счет обеспечение индивидуального педагогического подхода к обучающимся с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

  4. повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

Инклюзивное образование на сегодня новое перспективное стратегическое направление образовательной политики государства, поэтому на этапе проектирования необходимо рассмотреть и оценить противоречия и ограничения этого процесса, чтобы исключить возможные срывы и перекосы в его реализации. В основе инклюзии лежат противоречия самого процесса обучения, которые могут обострятся специальными условиями данного процесса, а в частности, это противоречия:

  • между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и освоением содержания предметов в индивидуальном темпе;

  • между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;

  • между общими и специальными требованиями к процессу обучения детей с ОВЗ, имеющими нарушения различной природы.

Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд финансово - экономических, нормативно - правовых, организационно - методических и социокультурных ограничений.

Первая группа ограничений связана с недостаточно полной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На данный момент разработаны статьи ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, разработаны федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ОВЗ, но остаются вопросы регулирующие деятельность самой системы инклюзивного образования на уровне школ.

Вторая группа ограничений объясняется дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность или отсутствие субсидий, выделяемых школам на развитие системы инклюзивных классов, существенно затрудняет создание специальных условий соответствующих образовательным потребностям детей с ОВЗ. В то же время, переход образовательного учреждения на инклюзивное обучение детей с ОВЗ требует значительного дополнительного финансирования как на совершенствование материально-технической базы учреждения, таки на заработную плату и повышение квалификации педагогов.

Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики индивидуальных особенностей детей с ОВЗ при организации образовательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования в целом. Эффективная инклюзия предполагает разработку индивидуальных вариативных учебных планов, и адаптированных программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение.

Эти ограничения значительно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования и, в то же время, определяют основные направления развития и поиска ресурсов.

Современные подходы к управлению позволяют определить перспективы в организации работы с детьми с ОВЗ, совершенствовать созданную в школе модель на основе принципов научности, системности и доступности.

Исходя из этого, можем утверждать, что стратегическая цель проекта является обеспечение в школе комплекса организационных и педагогических условий для повышения эффективности работы с детьми с ОВЗ на основе адаптированной социокультурной среды и специальных образовательных условий.

Специальные образовательные условия для получения образования учащихся с ОВЗ – условия обучения, воспитания, развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

В связи со всей сложностью, противоречивостью и ограниченностью инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжено со многими рисками:

  • так называемая «поверхностная» инклюзия - реализация права на общее образование учащихся с ОВЗ реализуется в общеобразовательных учреждения формально, когда детей с ОВЗ принимают в учреждения не подготавливая участников общеобразовательного процесса к инклюзии;

  • так называемая «волевая» инклюзия – это массовый переход к инклюзивному обучению по единому плану и принципу, без специфики образовательного учреждения;

Как стратегическое направление системы образования инклюзивное образование требует перестройки системы на всех уровнях. Ориентирами этого процесса задаются основными принципами: адаптивностью образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения, вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации, командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение, развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью, оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации.



2.2 Конкретная цель проекта

Развитие любого учреждения невозможно без инновационной деятельности, которая стимулирует и совершенствует как педагогический, так и административно-управленческий состав. Конкретная цель данного проекта – повышение качества управления образованием и социализацией обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения, посредством создания инклюзивного образовательно-воспитательного пространства.

Реализация данного проекта предполагает решение следующих задач:

  • разработать и внедрить модель образовательно-воспитательного пространства для социализации и адаптации для детей с ОВЗ в процессе реализации образовательных программа, создать пакет локальных актов, регламентирующих деятельность;

  • создать условия (организационные, кадровые, информационные, материально-технические), способствующие раскрытию возможностей и потенциала обучающихся с ОВЗ;

  • разработать пакет учебно-методических материалов: дополнительные общеразвивающие программы, методики, технологические карты по различным направлениям деятельности в рамках проекта;

  • обобщить, технологизировать и распространить опыт, полученный в рамках работы над проектом.

2.3. Целевые группы проекта

Проект осуществляется в интересах обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов и направлен на совершенствование учебно-воспитательного процесса. К целевым группам проекта относят: дети с ОВЗ, педагоги и родители.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети – инвалиды либо дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Обучающиеся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденными психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования с созданием специальных условий.

Группа школьников с ОВЗ в средней школе №32 однородна. В нее входят дети с задержкой психического развития. Процентное соотношение детей с ОВЗ в средней школе №32 составляет 42%. Дети обучаются как в общеобразовательных классах - общеклассовая инклюзия, так и с СКК VII – общешкольная инклюзия. Диапазон различий в развитии этих детей при этом достаточно широк: от практически нормально развивающихся, испытывающие сравнительно легко устранимые трудности в обучении, до детей с необратимыми прогрессирующими тяжелыми нарушениями центральной нервной системы; от детей, способных при специальной психолого-педагогической поддержке на равных обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах, до детей, нуждающихся в адаптированной индивидуальной программе образования. Значимость проекта состоит в том, что, выполняя наряду с другими компенсаторными и реабилитационными функциями, образование представляет ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных способностей с учетом интересов и желаний.

Педагоги: без сомнения, ключевая роль с создание образовательной среды, соответствующей образовательным потребностям детей с ОВЗ является педагог. Профессиональный стандарт педагога отражает подходы к его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствие со стратегией современного образования в России и изменениями, происходящими в нем, он существенно изменяет требования к психолого-педагогическим компетенциям, призванных помочь педагогу в решение новых стоящих перед ним профессиональных проблем.

В настоящее время при организации работы с детьми ОВЗ востребован тот педагог, который в своей деятельности применяет профессиональные навыки работы в системе инклюзивного образования. Поэтому, основными требованиями к подготовке педагогов для работы с детьми ОВЗ является изменение педагогического сознания. Важным является изменение стереотипов восприятия ученика с ОВЗ, образовательного процесса в системе инклюзии. Опыт работы показывает, что один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик с ОВЗ заблаговременно записывается в разряд «неуспевающих». Основная цель инклюзивного образования в школе создать условия для индивидуальной траектории развития как детей с нормой развития, так и детей с ОВЗ, имеющих специальные образовательные потребности.

Родители детей с ОВЗ в той же мере отличаются от обычных. Как правило, это родители разного уровня образования и социального статуса. Особенность детей диктует, как правило, достаточно тесную связь с детьми, которая формируется еще в условиях детского сада и сохраняется достаточно надолго. Одним из заказов школе таких родителей это квалифицированная психолого-педагогическое, а иногда дефектологическое сопровождение детей на весь период обучения в школе. Тесная связь родителей со школой, заинтересованность в личностном росте детей позволяют организовать совместную деятельность семьи и педагогов школы в системе инклюзии.

2.4. Стратегия проекта

2.4.1. Выбор и обоснование стратегического подхода

Механизм управления системой работы с детьми с ОВЗ можно рассматривать с точки зрения моделирования. Модель содержания деятельности администрации школы разработана на основе системно-деятельностного подхода к управлению инклюзивным образованием и представлена как конкретный план реализации управленческих решений по созданию образовательной среды для детей с ОВЗ. Приложение А

На основании проведенного анализа существующей модели и выявления недостатков планируем скорректировать организационно-управленческую модель процессом управления снижения рисков инклюзивного образования и созданием условий для сопровождения детей с ОВЗ на всех ступенях среднего образования с целью улучшения показателей работы школы:

  • удовлетворенность детей с ОВЗ и родителей состоянием деятельности по организации инклюзивного образования;

  • увеличение доли детей школы, реализующих индивидуальные образовательные маршруты с целью социальной адаптации обучающихся;

2.4.2. Основные области и направления стратегических изменений

В результате реализации проекта произойдут изменения в системе управления процессом сопровождения детей с ОВЗ в организации и регуляции системы инклюзивного образования школы, в системе повышения квалификации педагогических и административных работников школы, в совместной работе с родителями по сопровождению детей с ОВЗ.

Работа по проекту в средней школе №32 предполагает осуществление определенной организационной и административной работы ее руководства, в том числе:

  • работа с администрацией школы по повышению управленческой квалификации. В целях повышения управленческой культуры административных работников и их информированности о работе в системе инклюзии применяются активные формы: семинары-практикумы, мозговые штурмы, круглые столы, тренинги, деловые игры по проблеме организации инклюзии.

  • система стимулирования педагогических кадров, работающих с детьми ОВЗ в системе инклюзивных классов. Внесение пункта о работе с детьми ОВЗ в системе инклюзии в эффективный контракт педагога. Из практики видно, что введение дифференциации этой системы, а также, гласность в обсуждении данных показателей эффективного контракта с привлечение коллегиальных органов школы обеспечивают объективность процесса стимулирования.

  • система сбора и обработки информации о детях с ОВЗ. Одним из условий успешного управления системой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзии является сбор информации о состоянии управляемого процесса, переработка полученных сведений и принятие управленческих решений.

  • система работы с родителями.

2.4.3. Предполагаемая продолжительность проекта

Данный проект предназначен для обучающихся с ОВЗ и направлен на создание благоприятных социально-педагогических условий инклюзивного образовательно-воспитательного пространства для социализации. Проект предполагается реализовать с мая 2018 по май 2019 года. Планируется три этапа его реализации: подготовительный, практический, аналитический.

  1. Подготовительный этап включает в себя:

Сроки: май 2018- август 2018 г.

  • Формирование рабочей группы по реализации проекта, в состав которой войдут представители школы и социокультурных партнеров. Анализ потребностей и возможностей образовательной организации и субъектов социокультурной среды, занятых в работе с детьми с ОВЗ по их адаптации и социализации.

  • Организация деятельности по созданию нормативной базы, разработке локальных актов, регламентирующих деятельность проекта, расстановка кадрового персонала, распределение и закрепление функциональных обязанностей.

  • Анализ существующего опыта средней школы № 32 по организации работы с обучающимся с ОВЗ. Изучение запросов родителей обучающихся с целью определения направлений совместной работы педагогов, администрации и родителей в рамках проекта, создание банка данных обучающихся с ОВЗ.

  • Определение перечня средств и ресурсов (материальных, методических, кадровых), необходимых для реализации проекта.

  • Разработка модели образовательно-воспитательного пространства для социализации и адаптации для детей с ОВЗ в процессе реализации образовательных программ.

  • Разработка комплексной программы мероприятий по работе с обучающимся с ОВЗ по социализации и адаптации.

  • Подготовка педагогических кадров: обучение, повышение квалификации, обмен опытом.

  • Разработка пакета учебно-методического обеспечения: общеразвивающие программы, методики, технологии, проекты и сценарии мероприятий.

  • Подготовка материально-технической базы учреждения для проведения работы с детьми с ОВЗ по их адаптации и социализации.

  1. Практический этап предполагает:

Сроки: сентябрь 2018 г.- февраль 2019 г.

  • Введение в практику работы учреждения образовательно-воспитательной деятельности по общеразвивающим программам для детей с ОВЗ, проведение совместно с общественными организациями мероприятий, направленных на работу с обучающимися с ОВЗ по социализации и адаптации.

  • Организация и проведение научно-практических и методических семинаров, практикумов, конференций.

  • Введение и систематизация документации наработанных материалов инновационной деятельности.

  • Создание информационных ресурсов для ознакомления общественности с процессами реализации и материалами проекта.

  • Осуществление контроля реализации проекта, анализ и корректировка результатов работы. Обобщение и анализ промежуточных результатов реализации проекта.

  1. В аналитический этап входит:

Сроки: март 2019 г.- май 2019г.

  • Деятельность по представлению результатов проекта: организация и проведение семинаров, круглых столов, участие в научно-практических конференциях, презентация результатов на сайте учреждения, совместная деятельность участников проекта по рефлексии.

  • Организация в учреждении творческих и интеллектуальных конкурсов, олимпиад и выставок прикладного творчества и изобразительного искусства с участием детей с ОВЗ;

  • Определение приоритетов дальнейшего развития деятельности с детьми с ОВЗ.

2.4.4. Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта планируется достигнуть следующих результатов:

  • Разработка программно-методического обеспечения модели образовательно-воспитательного пространства для социализации и адаптации для обучающихся с ОВЗ.

  • Повышение качества образовательных результатов обучающихся с ОВЗ.

  • Публикации педагогов по результатам апробации управленческого проекта.

  • Выпуск методических рекомендаций по теме проектной деятельности.

  • Проведение информационно-обучающих и научно-практических семинаров, мастер-классов, конференций.

2.5. Управление проектом

Для того чтобы проект был успешно реализован, требуется четко спланировать мероприятия, необходимые для его реализации. Мы видим планирование мероприятий через управление системой работы с детьми ОВЗ в системе инклюзии в средней школе № 32:

  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в системе инклюзии. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПК) школы.

  • Организация учебно-воспитательного процесса в 1-9 классах для детей с ОВЗ.

  • Участие в работе муниципального ресурсного центра «Организация инклюзивного образования в ОО МСО г. Ярославля».

    1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в системе инклюзии. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПК) школы.

При организации деятельности с детьми ОВЗ можно выделить ряд особых по своему характеру потребностей, которые легли в основу деятельности школы:

- начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- использовать коррекционно-развивающие методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии);

- индивидуализировать обучение больше, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- обеспечить особую временную организацию образовательной среды в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормами;

- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития, тяжелыми речевыми нарушениями. С целью психолого-педагогического сопровождения детей в средней школе №32 организована ПМПК школы.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) — это совещательный, систематически действующий орган при администрации школы. Основная цель ПМПК — выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально-педагогического влияния на обучающихся. Такие решения принимаются на основе представленных учителями, педагогами-психологами диагностических и аналитических данных об особенностях конкретного учащегося, группы учащихся или класса. В состав ПМПК входят постоянные участники — заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, педагоги-психологи, cоциальный педагог и приглашенные специалисты — врачи, правоохранительных органов – в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса. Общее руководство деятельностью ПМПК осуществляют заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Основополагающим в работе ПМПК являются принципы:

— уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Coбеседования с учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени как недостатков развития, так и положительного потенциала ребенка;

— максимальной педагогизации диагностики, который определяет приоритет педагогических задач ПМПК и предполагает, что смысл консилиума — в интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру;

— закрытости информации, предполагающей строгое соблюдение этических принципов участниками ПМПК. Конкретизация и обнаружение противоречий трудностей развития не должны привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и учителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и другие данные, разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному обсуждению вне заседания ПМПК.

Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса. Функции психолого-медико-педагогического консилиума

Диагностическая функция:

  • распознание причин и характера отклонений в поведении и учении;

  • изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;

  • определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.

Реабилитирующая функция:

  • защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;

  • выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ученика;

  • выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;

  • выработка рекомендаций по медицинской реабилитации учащихся;

  • семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение его ценности как члена семьи; выработка рекомендаций для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания; запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка.

Воспитательная функция:

  • разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;

  • интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.

Заседания ПМПК проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы. Психолого-медико-педагогический консилиум работает один раз в четверть. Заседание ПМПК может быть созвано его руководителем в экстренном порядке. Заседания ПМПК оформляются протоколом.

Организация заседаний проводится в два этапа:

  • подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;

  • основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.

Обязанности участников ПМПК

Участники

Обязанности

Руководитель (председатель) ПМПК — заместитель директора школы

организует работу ПМПК;

формирует состав участников для очередного заседания;

формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;

координирует связи ПМПК с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы;

контролирует выполнение рекомендаций ПМПК

Педагог-психолог школы, врач, социальный педагог

организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;

обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы;

формулирует выводы, гипотезы;

вырабатывает предварительные рекомендации

Социальный педагог

дает характеристику неблагополучным семьям;

предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне

Учителя, работающие в классах

дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме;

формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации

Школьный врач (медсестра),

информирует о состоянии здоровья учащегося;

дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка; обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости)


    1. Организация учебно-воспитательного процесса в 1-9 классах для детей с ОВЗ.

В средней школе №32 созданы специальные условия обучения и воспитания, с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ посредством дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

Для детей с ОВЗ разработана адаптированная образовательная программа (АООП НОО).

Учебно-методическое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений всем обучающимся включаться в учебно-воспитательный процесс и во внеурочную деятельность. Дети с ОВЗ посещают школьные секции, кружки. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями наряду с другими обучающимися участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных мероприятиях.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляют 14 педагогов, учитель-логопед, педагог-психолог, библиотекарь. Педагоги регулярно повышают свой уровень профессионализма, посещая курсы, семинары, мастер-классы, принимая участие в международных, региональных конференциях и семинарах, круглых столах.

Ежегодно проводятся научно-практические конференции для родителей обучающихся с ОВЗ классов инклюзии и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития и с тяжелым нарушением речи), реализующих адаптированные программы (в 2016 году - «Педагогические условия воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа в начальной и основной школе»).

Обучение детей с ОВЗ осуществляется в различных формах:

- в классе, реализующем АООП НОО для обучающихся с ЗПР;

- в классе, реализующем АООП НОО для обучения детей с ТНР;

- индивидуальное обучение на дому.

В классы, реализующие АООП НОО, обучающиеся направляются по рекомендации городской ПМПК. Ежегодно специалисты ПМПК обследуют обучающихся 1-4-х классов, выпускных 9-х классов, кроме того по просьбе родителей обследуют обучающихся 5-8-х классов.

Наполняемость в классах, реализующих АООП НОО и ООО, составляет 6-16 человек. Эти классы предполагают индивидуальные и коррекционно-развивающие занятия, психолого-педагогическое сопровождение детей и обучение их по специальным программам. Режим работы: учебные занятия в I смену и группа продленного дня, бесплатное двухразовое питание.

В 2017-2018 учебном году в школе функционируют 8 классов, реализующих АООП НОО и ООО (4 класса – начальное звено, 4 классов – среднее звено для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).

Ещё одна форма обучения – индивидуальное обучение на дому. Индивидуальное обучение на дому организуется на основании медицинского заключения, рекомендаций ПМПК города, заявления родителей. Обучение ведётся по специальным учебным планам и программам, осуществляется индивидуальный подход к обучающимся. Ученик имеет возможность посещать воспитательные мероприятия, ему оказывается коррекционная помощь узкими специалистами, такими как учитель - логопед.

При организации образовательного процесса в инклюзивных классах педагоги школы учитывают специфику детей с ОВЗ и на этой основе уже вырабатывают стратегию синхронизации обучения с обычными детьми. Учителя, ведущие занятия в интегрированных классах, составляют календарно-тематическое планирование с учетом работы с детьми с ОВЗ.

Педагоги, работающих в классах инклюзии и классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития и с тяжелым нарушением речи), реализующих адаптированные программы, создают ситуацию успеха на уроке, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно. Как на уроках, так и во внеурочной деятельности педагоги развивают умение сравнивать, сопоставлять; побуждают к речевой деятельности.

Важное место в работе с детьми с ОВЗ отводится социальному педагогу. Он поддерживает связь с учителями-предметниками, медицинским работником, администрацией школы, родителями (законными представителями). Совместно с классным руководителем, учителями-предметниками социальный педагог составляет индивидуальный маршрут сопровождения обучающегося, в котором намечаются пути ликвидации задолженностей и направления коррекционной работы.

3. Участие в работе муниципального ресурсного центра «Организация инклюзивного образования в ОО МСО г. Ярославля»

С 2016 по 2018 учебные года школы № 5, 12, 16, 23, 25, 32, 37, 44, 56, 57, 68, 69, 72, 83, 99, МОУ ЦДТ «Горизонт», МОУ ДОУ ЦДТ «Витязь», МОУ "ГЦРО", МУ Центр «Развитие» являются муниципальным ресурсным центром и обеспечивают информационное, организационное сопровождение реализации направления инновационной деятельности в муниципальной системе образования по организации инклюзивного образования.

Работа муниципального ресурсного центра направлена на обогащение опыта каждой школы и выстраивается таким образом, чтобы все участники муниципального ресурсного центра апробировали новые формы работы с детьми, в системе инклюзивного образования, и взаимодействовали между собой в ходе подготовки к мероприятиям.

  • В октябре 2016г. проходила Городская презентационная площадка «Инновационное пространство муниципальной системы образования города Ярославля», на которой были представлен сборник материалов «Образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития, тяжелое нарушение речи) на уровне НОО», в 2017 г. - семинар "Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в инклюзивных классах". В рамках конференции "Практика инклюзивного образования в муниципальной системе образования г. Ярославля" в ноябре 2017 года педагогами средней школы №32 были организованы и проведены мастер-классы для педагогов школ города с целью распространения опыта работы по организации обучения детей с ОВЗ в классах инклюзии.

Ежегодна администрация школы участвует круглых столах посвященных организационно-содержательным вопросам практики инклюзивного образования в ОО.

В течение учебного года для заместителей директоров школ города Ярославля, учителей, педагогов-психологов, классных руководителей проводятся методические, обучающие и практико-ориентированные семинары.

Муниципальная система образования получила возможность:

  1. использования продуктов проекта в образовательных учреждениях города;

  2. реализации коррекционно-развивающих средств обучения;

  3. обогащения школ МСО опытом работы с детьми с ОВЗ через практические семинары.

3. План реализации проекта

п/

п

Мероприятие проекта

Сроки

Ожидаемые результаты

Подготовительный этап

1.

Формирование рабочей группы по реализации проекта

май

Создана рабочая группа по разработке проекта, включающей представителей всех заинтересованных сторон.

2.

Проведен анализ существующего опыта по организации образовательно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ по социализации и адаптации.

май

Выявлен положительный опыт совместной работы, а также определены проблемные области, требующие решения за счет новых форм взаимодействия.

3.

Проведение анализа потребностей и возможностей образовательной организации и субъектов социокультурной среды, занятых в работе с детьми с ОВЗ по их адаптации и социализации.

июнь

Определены сильные и слабые стороны образовательной организации и социокультурных партнеров, их потребностей и возможностей.

4.

Проведение оценки ресурсной оснащенности образовательной организации и субъектов социокультурной среды, занятых в работе с детьми с ОВЗ по их адаптации и социализации.

июнь

Оценены возможности образовательной организации и социокультурных партнеров. Заключены многосторонние договора с организациями, занятых в работе с детьми с ОВЗ по их адаптации и социализации.

5.

Разработка модели образовательно-воспитательного пространства для социализации и адаптации для детей с ОВЗ в процессе реализации программ.

июль

Создана нормативно-правовая база деятельности учреждения по реализации проекта: локальные акты, положения, приказы.

6.

Разработка программы мероприятий проекта по работе с обучающимися с ОВЗ по социализации и адаптации.

июль

Комплексная целевая программа мероприятий по работе с обучающимися с ОВЗ по социализации и адаптации.

7.

Подготовка педагогических кадров: корпоративное обучение, повышение квалификации через систему вебинаров.

август

Педагогические кадры, способные и готовые к реализации мероприятий.

8.

Разработка пакета учебно-методического сопровождения проекта: программы, методики, технологии, сценарии мероприятий.

август

Усовершенствован программно-методический пакет материалов.

9.

Проведение родительской конференции, посвященной проблемам детей с ОВЗ.

Август-сентябрь

Привлечен социум к реализации проекта.

Практический этап

10.

Введение в практику работы учреждения образовательно-воспитательной деятельности по общеразвивающим программам для детей с ОВЗ, проведение совместно с организациями-партнерами мероприятий, направленных на работу с детьми с ОВЗ по социализации и адаптации.

Сентябрь-февраль

Занятия в объединениях, мероприятия, социокультурные практики.

11.

Организация и проведение научно-практических и методических семинаров, практикумов, конференций по теме проекта.

Ноябрь

Проведение научно-практического семинара по теме проекта. Участие в методических мероприятиях, проводимых по теме проекта.

12.

Мониторинг успешности и личностного роста и социализации обучающихся с ОВЗ.

Сентябрь, февраль

Сформирован инструментарий эффективности реализации проекта.

13.

Ведение и систематизация документации наработанных материалов инновационной деятельности

Ноябрь

Анализ результатов апробации проекта.

14.

Создание информационных ресурсов для ознакомления общественности с процессом реализации и материалами проекта.

Январь

Анализ результатов апробации проекта

15.

Осуществление контроля реализации проекта, анализ и корректировка результатов работы. Обобщение и анализ промежуточных результатов реализации проекта.

Январь-февраль

Статистические, информационные данные о ходе реализации проекта, отчетные материалы. Рекомендации по корректировке проводимых мероприятий.

Аналитический этап

16.


Деятельность по представлению результатов проекта: организация и проведение семинаров, круглых столов, участие в научно-практических конференциях, презентация результатов на сайте учреждения, совместная деятельность участников проекта по рефлексии.


март

Распространение опыта.

17.

Организация в учреждении конкурсов и выставок с участием детей с ОВЗ;


апрель

Представлены достижения обучающихся с ОВЗ.

18.

Проведение итогового педагогического совета по результатам деятельности проекта.

апрель

Анализ результатов инновационной деятельности.

19.

Привлечение большего числа педагогов к работе электронной стажировочной площадки по разным направлениям проекта.

май

Серия вебинаров.

20.

Определение приоритетов дальнейшего развития деятельности с детьми с ОВЗ.


май

Корректировка программы развития школы.




Заключение

Таким образом, на сегодня нет однозначного ответа в пользу или против инклюзии. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети с ОВЗ получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.

Сама система инклюзии может расцениваться и как положительный социальный опыт и для детей с нормой развития. Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся и одаренных детей:

  • Совместное обучение детей с ОВЗ и детей с нормой развития не является фактором, несущим угрозу для обеих категорий обучающихся и не несет опасность для их совместного обучения.

  • Представления о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья нарушают процесс обучения в классе - несостоятельны. Время, которое на уроке уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратит на обычных учеников.

Особенности индивидуального развития детей с ОВЗ оказывают влияние на построение образовательного процесса и, естественно, влияют на выбор педагогического инструментария. Разнообразие моделей учебного взаимодействия улучшает процесс обучения таких детей и способствует их успешной социализации. Кроме того, обычные дети или одаренные ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счет увеличения финансовых ресурсов при таком обучении.

В инклюзивном классе обычные или одаренные дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одаренности, различать социальные стигмы.

Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с ОВЗ.

Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.

Реализация проекта по обеспечению в средней школе №32 комплекса организационных и педагогических условий для повышения эффективности работы с детьми с ОВЗ в системе инклюзивного образования на основе инновационной и благоприятной социокультурной образовательной среды позволит совершенствовать методическое обеспечение системы работы с учащимися и будет включать в себя:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы учреждения, через разработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс положений об инклюзивном обучении детей с ОВЗ, о деятельности психолого-медико – педагогического консилиума школы и т.д.

2. Разработку и внедрение программного обеспечения (адаптированные рабочие программы учебных предметов, внеурочных занятий и т.п.).

3. Совершенствование информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям деятельности).

4. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, организация деятельности рабочей группы педагогов в рамках МРЦ «Организация инклюзивного образования в ОО МСО г. Ярославля».

Учителя школы овладеют компетенциями при выборе форм обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.


Список использованной литературы

Нормативно-правовая литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/doc/main/?yclid=1525820869875862497 (Дата обращения 01.11.2017)
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 11.11.2017)
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (Дата обращения 03.11.2017)

  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена приказом Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/1450 (Дата обращения 05.11.2017)

  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016/ (Дата обращения 15.11.2017)
Нормативные локально-правовые акты:
  1. Постановление Правительства Ярославской области «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Социальная поддержка населения Ярославской области» на 2014 – 2020 годы» от 04.06.2014 № 539-п//[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://semiya-i-deti.ru/document/Постановление%20пр-ва%20ЯО%20N539-п%202014-06-04.pdf (Дата обращения 20.11.2017)

Нормативные локальные акты организации:

  1. Программа развития на 2015-2019 гг.

  2. План работы МРЦ «Организация инклюзивного образования в ОО МСО г. Ярославля» на 2017-2018 учебный год.

  3. Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретические источники:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.

  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2014.

  4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2014.

  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.

  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 2015.

  7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.

  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2015.

  9. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2018.

  10. Гребенкина, Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы [Текст] / Л.К. Гребенкина, Н.С.Анциперова. - М. : Педагогический поиск, 2009. - 160 с. - ISBN 5-901030-35-4.

  11. Куприянова Г.В. Основы аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Ярославль: ИРО, 2007г. 21с.

  12. Мескон, М. Альберт, М.Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон. - М.: Дело, 2009 - 704 с. - ISBN 5-7749-0126-2

  13. Моисеев А. Система стратегического управления: ключевые свойства, функции, субъекты. /М.: Управление школой, №3 2011

  14. Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы? // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://obrazovanie-al.narod.ru/olderfiles/1/Obrazovatelnaya_sreda.pdf (Дата обращения 20.11.2017)

  15. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/Т. И Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин; Под ред. Т. И Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.

  16. Шумилина Т.О. Формирование кадровой политики и управление персоналом в образовательной организации [Текст] // Народное образование. – 2014. - №7. – с.85-91.



Приложение А

Модель содержания деятельности руководителей по управлению системой инклюзивного образования в средней школе №32

Функции управления

Деятельность по реализации

Документы

Результаты

Информационно - аналитическая

Анализ имеющейся нормативно-правовой базы средней школы № 32

Систематизация имеющихся и подборка новых нормативно-правовых документов

Наличие всех основных документов, определяющих работу с детьми с ОВЗ

Анализ потребностей детей, их родителей, уровней мотивации

Опросники, анкетирование детей и их родителей

Определены показатели потребности в направлениях.

Анализ ресурсов для удовлетворения потребностей

Анализ кадрового обеспечения по работе в системе инклюзии


Определены воспитатели ГПД, рабочая группа педагогов.



Анализ материально-технической базы


Материально-техническое обеспечение УВП

Анализ программно-методического обеспечения по работе с детьми ОВЗ (учебные программы, методические пособия, индивидуальные планы)

Банк методических материалов по работе с детьми с ОВЗ

Наличие разработанных индивидуальных планов, адаптированных программ, методических пособий по развитию детей с ОВЗ.

Анализ ресурсов образовательной среды


Договора о партнерстве и сотрудничестве с центрами дополнительного образования


Закрепление связей и контактов с социальными партнёрами, заинтересованными в образовательной инклюзии.

Мотивационно-целевая

Определение целей и задач, содержание деятельности по выявлению, развитию и поддержке детей с ОВЗ

Образовательные программы, индивидуальные планы.

Планирование траектории развития детей с ОВЗ, наличие индивидуальных планов и адаптированных программ

Мотивация педагогических кадров на работу в системе инклюзии

Мотивация на участие в конкурсах, деятельности МРЦ, семинарах.

Определён круг участников системы работы с детьми с ОВЗ

Организационно- исполнительская

Организация групповых и индивидуальных коррекционных учебных занятий

Журналы посещения внеурочных и кружковых занятий


Обеспечение сохранения психического и физического здоровья детей с ОВЗ

Уточнены локальные акты деятельности ПМПК школы. Составлены планы работы педагога-психолога

Организована деятельность ПМПК школы.

Выбор педагогических коррекционно -развивающих технологий в работе с детьми ОВЗ

Учебно-тематические планы, индивидуальные планы развития детей ОВЗ

Положительная динамика развития детей. Выполнение индивидуальных программных требований.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в классах инклюзии.

Положения о конкурсах профессионального мастерства, методических разработок. Приказы о направлении на курсовое обучение.

Положительная динамика уровня профессиональной компетентности педагогических кадров школы № 32 Стимулирование педагогов к самообразованию.

Контрольно-диагностическая

Мониторинг системы повышения квалификации руководящих работников и педагогов

Материалы диагностики участия педагогических работников в курсовой подготовке, семинарах по работе с детьми ОВЗ

Положительная динамика уровня профессиональной компетентности педагогических работников школы № 32

Мониторинг развития детей в инклюзии, результативность обучения, деятельности.

Отчёты, справки, информация о развитии. Анализ работы с детьми в системе инклюзии

Положительная динамика результативности обучения детей.

Посещение занятий урочного и внеурочного времени по работе с детьми ОВЗ

Журналы посещения учебных занятий

Коррекция деятельности педагогов по развитию и поддержке детей С ОВЗ.

Рассмотрение вопросов организации деятельности в классах инклюзии на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре

Планы и протоколы заседаний педагогических советов, совещаний при директоре

Осуществление обратной связи.

Оперативное решение проблем, возникающих при работе детьми в классах инклюзии. Осуществление тактического регулирования работы.




Приложение Б

Функциональная модель средней школы № 32 по реализации системы работы в классах инклюзии





































Приложение В

Логико-структурная матрица

К итоговой аттестационной работе «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «От маленьких проблем - к большим открытиям»»


Текст

Измерители

Источники информации

Риски и допущения

Общая цель Обеспечение в школе комплекса организационных и педагогических условий для повышения эффективности работы с детьми с ОВЗ на основе адаптированной социокультурной среды и специальных образовательных условий.


1. Поддержка Департамента образования мэрии города Ярославля и Ярославской области по реализации работы с детьми ОВЗ в системе инклюзии;

2. Наличие социальных партнеров в работе инклюзивных классов (ВУЗы, ГЦРО города Ярославль;

3. Развитие материально-технической базы при организации работы с детьми ОВЗ.

1. Статистическая отчетность;

2. АСИОУ;

3. Сайт средней школы №32;

4. Договор с социальными партнерами;

5. Акты надзорных органов;

6. Опросы родителей и учеников.

7. Сайт Департамента образования

1. Слабая научно-методическая поддержка со с стороны Департамента образования мэрии города Ярославля и ГЦРО ведет к снижению качества работы в системе инклюзии;

2. Недостаточность материально технической базы, снижение эффективности работы с детьми ОВЗ.

Конкретная цель повышение качества управления образованием и социализацией обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения, посредством создания инклюзивного образовательно-воспитательного пространства.

1. Сильный психолого-медико-педагогический консилиум школы;

2. Реализация работы по формированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ;

3. Высококвалифицированные педагогические кадры, готовые к работе в системе инклюзии;

4. Постоянные семинары, круглые столы с обсуждением вопросов по работе с детьми ОВЗ в системе инклюзии;

5.Опыт инновационной деятельности (работа в муниципальном ресурсном центре по работе в системе инклюзии);

6. Создание и ведение базы детей с ОВЗ.

1. Сайт Департамента образования;

2. Сайт средней школы №32;

3. Публичный доклад руководителя;

4. Самообследование организации;

5. Результаты анкетирования родителей (законных представителей);

6. План работы школы;

7. Отчеты АСИОУ по кадрам и обучающимся;



1. Недооценивание администрацией преимуществ работы в инновационных площадках, низкая мотивация педагогов и организация «формальной» инклюзии;

2. Большая загруженность педагогов;

3. Отсутствие достаточной методической базы для повышения управленческой квалификации руководящих работников, организующих деятельность в системе инклюзии.

Результат 1

создана нормативно-правовая база по организации системы инклюзивного образования, необходимая для успешной работы школы с детьми с ОВЗ;


1. Подготовлен проект программы развития школы на 2017-2021 годы;

2. Проекты приказов средней школы №32;

3. Проекты локальных актов средней школы №32.

1. Сайт средней школы №32;

2. Интернет – ресурсы;

3. Опыт других образовательных учреждений.

1. Неполнота и формальность нормативных документов на момент разработки Программы развития.

Результат 2

подготовлен педагогический коллектив к реализации обучения детей с ОВЗ в классах инклюзии;

организован профессионально-личностный рост сотрудников и администрации школы;

отлажена система стимулирования педагогов, работающих с детьми ОВЗ в классах инклюзии;




1. Профессионализм педагогов;

2. Составлены адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ;

3. Используются коррекционно-развивающие технологии при работе в классах инклюзии;

4. Повышается активность педагогов при участии в конкурсах, семинарах, мастер классах;

5. Сформированы компетенции педагогов в соответствии с профессиональным стандартом.

1. Сайт средней школы №32;

2. Сайт Департамента образования;

3. Адаптированные рабочие программы учителей;

4. Информация о результатах профессиональных достижений педагогов в АСИОУ.

5. Удостоверения КПК.

1. Низкая мотивационная готовность некоторых педагогов к работе в классах инклюзии с детьми ОВЗ;

2. Недостаточный уровень владения коррекционно-развивающими технологиями при работе с детьми ОВЗ;

3.Низкая мотивационная готовность педагогов к участию в конкурсах, семинарах, мастер-классах;

4. Недостаточный опыт разработки адаптированных рабочих программ и индивидуальных маршрутов обучающихся.

Результат 3

создана система сбора и обработки информации о детях с ОВЗ школы;

положительная динамика устойчивого личностного роста детей ОВЗ.






1. Рейтинги обучающихся средней школы №32;

2. Программы развития и педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

3. учебная документация средней школы №32;

4. Система АСИОУ;

5. Мониторинг учебных достижений обучающихся в классах инклюзии;

6. Грамоты участия в конкурсах, олимпиадах и смотрах.

1. АСИОУ;

2. Данные ПМПК школы;

3. Анализ деятельности педагога-психолога, логопеда;

4. Протоколы педсоветов;

5. Публичный доклад руководителя.

1. Трудности психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей с ОВЗ в системе инклюзии.

2. Отсутствие положительной динамики развития детей с ОВЗ в силу физиологической особенности нарушения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!