СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ "Осень бывает разная: зелёная, жёлтая, красная" (средний дошкольный возраст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ «Осень бывает разная: зелёная, жёлтая, красная" направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про время года - осень, их интересуют многие осенние явления, мы решили изучить эту тему. Мы постарались  наладить более тесный контакт ребёнка с родителями (сбор природного материала,  создание совместной творческой поделки). В условиях образовательного процесса в учреждении укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное  отношение к живой и неживой природе,  приобщаем к совместной деятельности детей  и родителей, как в саду, так и дома.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ "Осень бывает разная: зелёная, жёлтая, красная" (средний дошкольный возраст)»



МКДОУ детский сад №2 общеразвивающего вида

Воронежская область, р.п. Таловая













ПРОЕКТ

«ОСЕНЬ БЫВАЕТ РАЗНАЯ: ЗЕЛЁНАЯ, ЖЁЛТАЯ, КРАСНАЯ»



средняя группа



Паспорт проекта





ВОСПИТАТЕЛЬ: Кострюкова Наталья Ивановна





Тип проекта: педагогический внутригрупповой, творческий, краткосрочный.

Участники проекта:

дети средней группы;

педагоги;

родители;

музыкальный руководитель.

Сроки выполнения проекта: средней продолжительности

Мотив:

Как много мы, взрослые, знаем об осени и некоторые понятия кажутся нам элементарными, вроде бы и дети все это должны знать. Однако малышей нужно всему учить. Важно постепенно пополнять копилку знаний ребенка. Считается, что осень тоскливое время года, но вы только посмотрите на это волшебное преображение природы, яркие краски и свежесть. Это необыкновенное и чудесное время года!  Дети умеют наслаждаться этим период ничуть не меньше, чем остальными. Даже с учетом того, что снова нужно идти в школу или детский сад. Когда заканчивается август, и дыхание осени уже ощущается все сильнее, самое время рассказать своим детям про осень, об этом восхитительном времени года поподробнее.

Актуальность:

Средний дошкольный возраст – это пик любознательности, яркий период открытий. Наши дети не имеют достаточного представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, а также о том, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. И это несмотря на то, что в условиях детского сада ребенок «проживает» эту тему в разных видах деятельности.

Максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках возможно через ознакомление дошкольников с искусством, которое наиболее эмоционально и восприимчиво в детском возрасте.


Гипотеза:


Если на деревьях листья пожелтели.
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льется.
Это время года - осенью зовется!


Каждый сезон несёт в себе красоту и очарование и даёт детям новые знания и представления.


Реализуемые образовательные области:

  • познавательное развитие;

  • художественно – эстетическое развитие;

  • речевое развитие;

  • социально – коммуникативное развитие.


Цель:

Обобщать и углублять знания детей об осени.

Задачи:

  • расширять представления детей об осенних изменениях в природе;

  • учить детей называть приметы осени;

  • развивать у детей речевую активность;

  • тренировать в отгадывании загадок;

  • расширять представления детей о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах;

  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

  • воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;

  • привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.





Ожидаемый результат:



  • новое знание ( знание об осени, её признаках и дарах);



  • творческий продукт (развитие детского творчества – рисунки, аппликация, лепка, поделки из природного материала).



Этапы реализации проекта:



1 этап. Подготовительный

  • сбор и изучение информации, материалов по теме (работа с методической литературой и подбор детской художественной литературы, подбор настольно-печатных и дидактических игр);

  • составление рабочего плана по реализации проекта;

  • определение задач проекта.

2 этап. Деятельный

Организация всех видов детской деятельности вокруг темы «Осень бывает разная: зелёная, жёлтая, красная».

Коммуникативная деятельность

  • беседы

Восприятие художественной литературы (направлена на формирование интереса и потребности в чтении книг, реализуется через:)

  • чтение художественной литературы;

  • разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен;

  • загадки об осени

  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

  • Ю. Тувим "Овощи";

  • А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»;

  • Е. Благинина «Улетают, улетели»;

  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;

  • В. Коркин «Что растет на нашей грядке»;

  • М.Пожарова «В огороде»;

  • Н. Довженко «Ешьте овощи и фрукты».

Изобразительная деятельность (направлена на формирование эстетической стороны окружающей действительности, данный вид деятельности реализуется через:)

  • рисование «Осенний лес», «Яблоки в саду»;

  • лепка «Фрукты», «Овощи», «Осенние грибочки»;

  • аппликация «Фрукты (слива, яблоко и груша) - на тарелочке», «Овощи».

Игровая деятельность (основной вид активности детей, нацеленный на процесс работы и отличающийся тем, что малыш принимает условную ситуацию)

  • дидактические игры «Времена года», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает», «Что бывает осенью?», «Назови приметы осени», «Фрукты и овощи»;

  • сюжетно-ролевые игры «Магазин – фрукты и овощи», «Осенняя ярмарка»;

  • подвижные игры «А нас дождик не намочит», «Что сажают в огороде», «Ветер и листья», «Осенние листочки»;

  • пальчиковые игры (пальчиковая гимнастика для детей, которая сопровождается стишками, очень полезна для детского развития, так как она развивает память, тактильную чувствительность, восприятие, эмоции, мелкую моторику, мышление, речь малыша.

«Засолка капусты», «Осенние листья»;

  • мимическая игра «Осень»;

  • игровые упражнения «Почтальон принес посылку», «Где что зреет», «Собери урожай».

Промежуточные отчёты группы

осенний праздник « В огородном царстве, в овощном государстве»



  • фотоколлажи (сентябрь, октябрь);

  • выставка детских рисунков (сентябрь, октябрь).

3 этап. Заключительный.

  • публикация данного проекта на сайте;

  • фотоотчёт осеннего праздника на сайте детского сада;

  • фототчёт (осенняя выставка) на тему "Осенние превращения" на сайте детского сада;

  • альбом детских рисунков.

































АЛЕКСАНДР ПУШКИН

« УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

ЮЛИАН ТУВИМ

ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту, Морковку,
Горох, Петрушку и свеклу.

Ох!..
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла?

Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, Капусту, Морковку,
Горох, Петрушку и свеклу.

Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке.
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, Капуста, Морковка,
Горох, Петрушка и свекла.

Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.



ЕЛЕНА БЛАГИНИНА 
УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ...

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной.
В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

В. КОРКИН

ЧТО РАСТЁТ на НАШЕЙ ГРЯДКЕ

Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка — просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?

М. ПОЖАРОВА В ОГОРОДЕ

Вот вам морковка,
Красная головка,
Хвостик зеленый,
Вот вам и репка,
И огурчик крепкий,
Солнцем позлащённый.
На рядах капусты
Кочны жмутся густо
В листьях лохматых.
Вот горошек сладкий:
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народец
Населил наш огородец.





Н. ДОВЖЕНКО «ЕШЬТЕ ОВОЩИ и ФРУКТЫ»

Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!





































ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ТЕМА «ОСЕНЬ»


ВРЕМЕНА ГОДА


Цель: закреплять с детьми времена года по их признаку, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.


Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для каждого ребёнка.


ХОД ИГРЫ

На столе перед детьми картинки с временами года, и там же лежат карточки с изображенными явлениями природы. Воспитатель предлагает ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Необходимо назвать каждому ребёнку свое время года, объяснить, почему он подошел к той или иной картине.


КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?


Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.


ХОД ИГРЫ

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.


Кто, скажи мне милый друг,

Красит белым всё вокруг,

И деревья, и дома?

Это — зимушка -… (ЗИМА)


Стало солнышко теплей,

Зажурчал в лесу ручей,

Вся природа расцветает,

Время года кто узнает? (ВЕСНА)


Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (ЛЕТОМ)



Листья быстро пожелтели. И на землю полетели.

Так бывает раз в году. А когда? Я не пойму!  (ОСЕНЬ)


«ЧТО БЫВАЕТ ОСЕНЬЮ? »


Цель: 

Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: 

Сюжетные картинки с изображением различных времен года.


ХОД ИГРЫ

На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. Д


«ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ»


Задачи:  закреплять знания о приметах осени , развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Атрибуты:  карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук),игровое поле, разделённое на 8 клеток.


ХОД ИГРЫ

Дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано, определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».

Примечание: игра может быть индивидуальной.


«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»


Задачи: 

Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,  правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.

Атрибуты:

Мешочек, муляжи овощей и фруктов.


ХОД ИГРЫ


Воспитатель показывает мешочек и говорит:


Я - чудесный мешочек. Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать. Как вы любите играть.



Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов.

Далее по очереди берут из  мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

 После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».


«ФРУКТЫ и ОВОЩИ»


Задачи: Учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,  наблюдательность.


Атрибуты: Предметные картинки овощей и фруктов.


ХОД ИГРЫ

В центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».




















ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«А НАС ДОЖДИК не НАМОЧИТ»


В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.



«ЧТО САЖАЮТ в ОГОРОДЕ»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило

Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие

Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход игры

Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы ответите «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

Воспитатель. Морковь.

Дети. Да!

Воспитатель. Огурцы.

Дети. Да!

Воспитатель. Свекла.

Дети. Да!

Воспитатель. Сливы.

Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»







ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.



«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать.

Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

«Шагают» пальчиками.

(Н. Нищева)



МИМИЧЕСКАЯ ИГРА

«ОСЕНЬ»

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весёлое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!