ПРОГРАММА « АРТ- ПРОФИ ФОРУМ»
КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №7
АДРЕС: 362039,РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.З.Космодемьянской, 56,тел: 77-88-02
ПРОЕКТ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ - « ОСЕТИЯ! МОЙ ГОРНЫЙ КРАЙ!»
Авторы проекта: учащиеся ФГОУ Профессионального училища №7
Г. Владикавказа отделения « Изготовление
художественных изделий из дерева и металла»
ШАВЛОХОВА ФАТИМА ХАЗБИЕВНА, гр.№17, проживающая по адресу г.Владикавказ
ул. Весенняя 16 кв.4 тел.8-962-750-83-61
БОНДАРЕНКО ФЕДОР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, гр.№1, проживающий по адресу
с.Михайловское, ул. Степная, 67, т. 63-09-21
Руководители проекта: ФАРНИЕВА ЗАЛИНА АМУРХАНОВНА,
проживающая по адресу: г. Владикавказ,
Ул. Гагкаева, д.7 кв.3 тел 61-69-45
мастера производственного обучения ПУ№7
БАЗИК АННА АЛЕКСАНДРОВНА, проживающая
по адресу: г. Владикавказ, ул. Цаголова , д.120.
тел. 54-17-52
Реализация проекта: Республиканская школа-интернат для глухих и слабослышащих детей
г. Владикавказ ул. Грибоедова,1 тел.55-07-62.
Сроки реализации проекта: 15 апреля 2009года.
Владикавказ 2009г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: для детей-инвалидов, страдающих глухотой создать краеведческий уголок (макет осетинского национального жилища, гончарные изделия, куклы в народных костюмах). Это будет способствовать духовно-ценностной и практической ориентации ребят в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.
Задачи проекта:
1. Получить возможность самореализации учащихся, обучающихся на отделениях художественных ремесел. Применить полученные навыки и умения в процессе выполнения важного задания.
2. Найти и систематизировать этнографический материал.
3. Изучить поселения и жилища осетин 18-19 вв.
4. Исследовать планировку и архитектуру осетинского жилища, предметы быта: глиняную и деревянную утварь.
5. Изучить экономическую сторону реализации проекта.
6. Сохранить и приумножить историческое и культурное наследие прошлых поколений.
7. Беречь памятники истории.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Дети получат «готовые» знания о своем крае, изучая подаренный краеведческий уголок.
-
Сделают открытия для себя, т.е. фактически перекроют уже известные факты и события прошлого.
-
Ребята будут выступать в роли юных исследователей, изучая историю родной Осетии.
-
Проект поможет педагогам интерната расширить возможность краеведческой работы. Краеведение всегда краелюбие. Оно возбуждает интерес и воспитывает интерес к истокам нашим, к родной земле.
-
Занятия краеведением поможет ребятам глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44, ч.3).
-
Занятия в этом краеведческом уголке будут способствовать решению задач социальной адаптации воспитанников интерната, будут формировать у них готовность жить и трудиться в своей республике Северной Осетии-Алании.
ПЛАН РАБОТЫ
№ | Что сделать | Сроки | Что нужно |
1 | Отобрать 8 человек, которые будут принимать участие в создании краеведческого уголка | с 10 ноября по 15 ноября | Провести беседу о намечаемом проекте, заинтересовать ребят |
2 | Просмотреть литературу по краеведению, истории Северной Осетии, художественной обработке дерева, керамике, лозоплетению | С 15 ноября Сроки не ограничены | Посетить библиотеки, государственный архив, книжные магазины, Интернет-клубы, подготовить небольшие дискуссии по теме |
3 | Экскурсии по историческим местам | С 20 ноября по 24 ноября | Побывать в селах Нар, Тиб, Дзуарикау, Кобан, Галиат и др., где сохранились древние постройки |
4 | Работа над эскизами и чертежами | С 25 ноября по 6 декабря | Выполнение эскизов на бумаге формата А-4. Обсуждение лучших эскизов. |
5 | Составить смету расходов | С 7 декабря по 14 декабря | Рассчитать количество требуемого материала |
6 | Производственная заготовка необходимого материала | С 14 декабря по 20 декабря | Обработка липы, нарезка брусков, подготовка лозы |
7 | Работа в керамической мастерской. Изготовление сосудов. Работа в мастерской по художественной обработке дерева и лозы. Изготовление макета осетинского жилища. Работа в швейной мастерской | С 20 декабря по 20 марта | Подборка инструмента, пиление фанеры, нарезка лозы, склеивание деревянных элементов, резьба по дереву, шитье кукольных нарядов, вышивка золотыми нитями |
8 | Выступление в профессиональном училище №7 с репетицией защиты проекта | 30 марта | Услышать мнение ребят и педагогов о проекте |
9 | Выступление на юбилейном вечере, посвященном 50-летию основания интерната для глухих детей и торжественное вручение краеведческого уголка детям-инвалидам | 15 апреля | |
ПОРЯДОК И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Прежде чем приступить к реализации проекта составили алгоритм действий:
-
Собрали этнографический материал
-
Побывали в селениях, в которых сохранились древние постройки. Познакомились с предназначением сторожевых башен и способами их строительства.
-
Сделали эскизы, наброски, чертежи.
-
Подобрали материал и инструмент.
-
Приступили к работе в мастерских над макетом осетинского жилища, гончарными изделиями, шитьем национальных кукол.
-
Осваивали технологические знания, навыки и умения по обработке древесины, глины с тем, чтобы применить их на конкретном проекте.
Создание макета, наверное, наиболее увлекательный и творческий процесс. Его мы выполняли до мельчайших деталей. В нем – сторожевая башня, которая имела стратегическое назначение. Другой объект – осетинское национальное жилище (хадзар) сбит из дерева, мелкие детали( стол, тахта, лестница и др.) вырезаны из липы, рабочий инвентарь сделан из металла и проволоки.
Хадзар был у осетин тем местом, где рождался человек, рос, где протекала его жизнь. Хадзар был на высшей ступени пьедестала почета. Он оберегал от невзгод. Очаг с надочажной цепью был святым местом в доме. Первый этаж использовался в качестве помещения для скота и зернохранилища, верхний этаж - жилой.
В проекте представлены глиняные сосуды, выполненные руками наших учащихся. Эти сосуды – аналоги древним изделиям кобанской культуры, а также стилизованные ( с использованием осетинского орнамента.
О том, как одевались осетины прошлых веков, расскажут куклы, сделанные девочками – будущими портными. Умели женщины-осетинки хорошо шить, а вышивать золотыми нитями особенно. Красивый национальный узор опускается сверху до подола платья. Обязательной принадлежностью женского праздничного костюма является пояс из широкой тесьмы с серебряными пряжками. Основными принадлежностями головного убора являются шапочка и платок, вязанный из шелковых нитей.
-
Прописали расходный материал (количество древесины липы, лозы, глины, шелка, клея и прочего материала), который выделила администрация училища в нужном количестве.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Дубровский В.М.32 урока плетения из лозы.М.:Русская книга,1999г
-
Дзатиаты Руслан. Орнаменты горной Осетии.Владикавказ.1998г.
-
КалоевБ.А. Осетины. М. Наука.2006г.
-
Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. М. Издательство Народное творчество.2004г.
-
Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе,
-
Прекрасное- своими руками. М. Наука.1990г.
-
Учись шить. Под ред. Кирилиной Л.Д.,М. Просвещение.,2001
-
Чибиров Л.А.Осетинское народное жилище. Владикавказ.Ир.2007
-
Чибиров Л.А. Осетинский аул и его традиции. Владикавказ.Ир.2005г.
-
Ж-л Деко, газета «Северная Осетия»,» Владикавказ»
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
СВОДНАЯ СМЕТА
№ | Статья расходов | Кол-во | Необход.сумма |
1 | Липа. Доска обрезная | 0,5 м3 | 3000 руб. |
2 | Ивовая лоза | 5 кг | Имеющийся ресурс |
3 | Фанера | 1 лист | 600 руб. |
4 | Гвозди | 0,5 кг | 30 руб. |
5 | Клей ПВА | 0,5 л | 75 руб. |
6 | Морилка | 0,5 л | 190 руб. |
7 | Шелк (нити) | | 500 руб. |
8 | Канцелярские расходы (гуашь, бумага, ватман, карандаши, пластилин) | | 1000 руб. |
9 | Игрушки (овечки, ишачки, курочки, утки) | | 500 руб. |
| Итого: | | 6 895 руб. |
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА.
Проект краеведческого уголка для глухих и слабослышащих детей «Осетия! Мой горный край!» направлен на формирование исторических, культурных и духовных ценностей у детей-инвалидов.
Знание истории народа, родного края, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, тверже характером. История воспитывает чувство национальной гордости.
Но прошлое не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и стимул для движения вперед.
Проект реализовывался учащимися 1-х и 2-х курсов по профессии – изготовитель художественных изделий из дерева и металла Профессионального училища №7.
Проект важен учащимся училища для профессионального роста, творческого развития, креативности, повышения культурного общеобразовательного уровня.
Хотелось бы, чтобы в наших душах всегда было место для милосердия, добра и созидания. Надо быть внимательными к окружающему миру, быть ответственными за себя и за тот мир, в котором мы живем.