СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Отрицательное влияние зарубежной мультипликации на процесс социализации у детей младшего школьного возраста"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект напрвлен на то, чтобы дети младшего школьного возраста смотрели больше отечественные мультфильмы, а не зарубежные.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Отрицательное влияние зарубежной мультипликации на процесс социализации у детей младшего школьного возраста"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Мичуринска Тамбовской области











Отрицательное влияние зарубежной мультипликации на процесс социализации у детей младшего школьного возраста

проект



Подготовила: Игнатова Яна Сергеевна

ученица11 класса МБОУ СОШ №19


Руководитель: Калугина Елена Александровна

педагог-психолог 1 категории



















г. Мичуринск, 2017

Содержание




1

Введение……………………………………………………………….

3

2

Глава 1. Роль мультипликации в процессе социализации младших школьников………………………………………………...


6

3

Глава 2. Психологические механизмы влияния зарубежных мультфильмов на социализацию младшего школьного возраста…


8

4

Глава 3. Особенности содержания зарубежной мультипликации..

10

5

Глава 4. Отрицательное влияние иностранных мультфильмов на развитие детей младшего школьного возраста…………………….


14

6

Глава 5. Эмпирическое исследование по выявлению уровня влияния иностранных мультфильмов на психику и здоровье детей младшего школьного возраста……………………………….




16

7

Заключение…………………………………………………………..

19

8

Список использованной литературы………………………………..

21





























Введение

В детском возрасте человек открывает для себя окружающий мир. Душа, вкусы, взгляды на окружающее в этот период только формируются, и существенную роль в этом формировании играют многие факторы: семья, родители, сверстники, телевидение и интернет. В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенной агрессивностью, эмоциональным беспокойством, тревожностью. На июльском заседании 2015 г. коллегии Министерства Образования РФ отмечалось, что число детей «группы риска» растет, у каждого третьего младшего школьника есть отклонения в нервно – психической системе. Проявляется напряженность в контактах, страх, тревога, регрессивные тенденции [13]. Исследования московского психологического центра, направленные на выявление факторов способствующих формированию эмоциональной дезадаптации показали, что в  Российской Федерации (2012– 2014г.), у детей, регулярно просматривающих серии зарубежной мультипликации, распространенность этого явления, имеет следующую динамику: среди детей 6 лет – 44,4 %, среди детей 8 лет – 80 %, среди детей в возрасте 10 лет – 100 % [11]. Все это и обусловило актуальность темы нашего исследования. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между насыщенностью детских телевизионных программ зарубежной мультипликацией и ее отрицательным влиянием на подрастающее поколение.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, каким образом зарубежная мультипликация влияет на детскую психику.

Цель исследования: выявить степень негативного воздействие зарубежной мультипликации на психику младших школьников.

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей, которые смотрят зарубежные мультипликационные фильмы уровень тревожности, неуверенности, беспокойства, эмоциональной нестабильности будет выше, чем у тех детей, которые не смотрят зарубежные мультфильмы.

Задачи:

1.Выявить роль мультипликации в процессе социализации младших школьников.

2.Провести теоретический анализ проблемы влияния зарубежных мультфильмов на социализацию младшего школьного возраста и определить степень вредности зарубежной мультипликации.

3.Определить особенности содержания иностранной мультипликации и сформулировать общие их признаки.

4.Эмпирически изучить влияние мультфильмов на психику детей младшего школьного возраста.

5.Разработать рекомендации для родителей и детей по проблеме исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме; беседы; анкетирование родителей младших школьников; изучение практической деятельности психолога с детьми склонными к дезадаптации; эмпирические методы (наблюдение, тестирование); опытно - экспериментальная работа с использованием методики разработанной американскими психологами Р.Теммлом, М.Дорки, В.Аменом «Детский тест тревожности»; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Теоретико-методологической основой нашего исследования являются научные работы К.Д. Ушинского, Т.А. Умновой, Р.В. Овчаровой. Психологические заметки о влиянии мультипликационных фильмов на психику детей М.Аромаштама, В.С. Мухиной, И.О.Гундаревой, А.Ф.Лалетиной позволили нам провести глубокий анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов.

Предмет исследования: влияние мультфильмов на психику детей.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринска. В эксперименте участвовали дети 7-8 лет в количестве 62 человек. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап – организационно-постановочный (24.05.2016-5.09.16). Второй этап – исследовательский (5.10.16-5.11.16). Третий этап – интерпретационно-оформительский (25.11-25.01.17)

Новизна исследования заключается в том, что впервые, в рамках образовательного пространства, влияние зарубежной мультипликации выступало как предмет исследования, в ходе которого экспериментально выявилось ее отрицательное воздействие.

Теоретическое и практическое значение: систематизация теоретических источников, установление зависимость между возникновением эмоциональной неустойчивости и просмотром зарубежной мультипликации детьми младшего школьного возраста; разработка комплекса рекомендаций для родителей и детей по проблеме.

















Глава 1. Роль мультипликации в процессе социализации младших школьников

Сегодня, наряду с  семьей, детским садом и школой, сильнейшим объектом социального влияния на личность все чаще становятся средства массовой информации: телевидение, интернет.      

Социализация — это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта [10]. Данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основы успешной социализации закладываются именно в детстве. В этот период дети усваивают нормы социального поведения, обретают социальную ориентации, социальные роли.

Протекание процесса социализации детей раскрывается через такие показатели как: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.

Мухина В.С. пишет: «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, взаимоотношения, а также поведение сверстников. Немалое значение в процессе социализации имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» [2]. Современные дети сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах, при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малышей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультипликационные фильмы стали сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми.

Для уточнения влияния мультипликационных фильмов на социализацию младшего школьника было проведено анкетирование родителей на тему «Роль мультипликационных фильмов в жизни современного ребенка».

В исследовании приняли участие 20 родителей. Каждый родитель воспитывает ребенка-будущего первоклассника в возрасте от 6 до 7 лет. Все родители-участники исследования указали, что их ребенок смотрит мультипликационные фильмы. 100% детей, со слов родителей, смотрят мультфильмы ежедневно, причем 25% из них тратит неограниченное количество времени на просмотр мультфильмов в течение дня, 75% детей – один час. Родители отметили, что дети отдают свое предпочтений в выборе мультфильмов в пользу зарубежных картин – 60 %. Однако следующие результаты заставляют задуматься о функциональной роли мультфильмов для родителей, ведь ответы респондентов свидетельствуют о том, что только 12 % родителей  смотрят мультфильмы совместно с ребенком:  80 % родителей иногда,  и 8 %  родителей не смотрят мультфильмы с ребенком совсем. Постоянно обсуждают и анализируют увиденное в мультфильме  47% опрошенных родителей, 47% респондентов делают это от случая к случаю ,  6% родителей о содержании  просматриваемых мультфильмов со своим ребенком не говорят. В целом, родители признают ценность мультфильмов, 86% родителей считают, что мультфильмы  необходимы для развития и воспитания детей. Также, родители выделили такие отрицательные качества в развитии своих детей, сформированных под воздействием просмотра мультипликационных фильмов, как зависимость, агрессия, возбужденность, повторение однообразных действий, страхи,  раздражительность,  негативные слова. Анализ литературы по данной проблеме, и результаты проведенного анкетирования родителей, свидетельствует о том, что та среда, которая окружает ребенка, то, что он видит, слышит, несомненно, влияет на его развитие. Мультфильмы сейчас становятся один из значимых факторов влияния на ребенка младшего школьного возраста.  

Глава 2. Психологические механизмы влияния зарубежных мультфильмов на социализацию младшего школьного возраста

Влияние мультипликационных фильмов на младших школьников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому [11]. В отношении школьников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение – воздействие  на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления [11]. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям детей младшего школьного возраста.

Следующий механизм – подражание. Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У школьника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим школьники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное [9].

Мухина В.С. отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в младшем школьном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения». [2]

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей  первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей, повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки.



























Глава 3. Особенности содержания зарубежной мультипликации

Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того чтобы завлечь их, существует множество каналов, которые зачастую присутствуют в мультфильмах иностранного производства. Поэтому, на основе анализа некоторых мультипликационных картин, я постарался разобраться, что же видит маленький зритель в экране телевизора.

Прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея»: «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, лежит во зле. Главные темы американских фильмов - конфликты (43%) и преступления (29%).[2] А частицы добра, в виде героев, стараются сразиться со злом, как правило, уничтожая его физически. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой.

Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных зарубежных мультфильмов. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира.[7] Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультипликационных героинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Такие, добрые, на первый взгляд, мультфильмы как «Алладин», «Шрек» представляют образ женщины очень ярко. Героини западных мультфильмов физиологичны, обладают формами прекрасно развитых женщин, очень ярко выражено все то, что должно нравиться взрослым мужчинам, а не маленьким детям, у них нет целомудрия. [Прил. 3]Западные герои картин откровенно заигрывают друг с другом, прикасаться к женщине можно как угодно, бесцеремонно, грубо. Например, как в популярном мультфильме «Шрек» несет свою девушку на плече, заигрывает с ней. [Прил. 4] В западных мультфильмах редко встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами, которая своим образом будет вдохновлять девочку ей подражать, что может отбить на подсознательном уровне желание у девочек в дальнейшем иметь детей. [Прил. 5] Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. Мультгероини зачастую наделяются качествами мужского пола, ведут себя как супермен. [Прил. 5] Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах.

Рассмотрим американский мультик «Вуди и его друзья» (реж.У. Ланс, С. Маркус) [Прил. 6] Уже из нескольких просмотренных серий можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. И имеется праздный самолюбивый дятел Вуди, всегда развлекающийся. В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его развлечении, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками. Вполне естественно, что если некоторый ребенок возьмётся брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. То есть данный мультик прямо воспитывает антисоциальную личность. Также, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж.У. Ханна, Д. Барберра) [Прил. 7] Где кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем пытается отомстить. И наверняка, подражая, ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. В американских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героев представляется как «героическое развлечение». Например, - сериал «Чёрный плащ». [Прил. 8] И реже всего в зарубежной мультипликации можно увидеть созидательную деятельность, дружбу, коллективизм. Проанализировав несколько взятых особо популярных американских мультфильмов можно сделать вывод о том , что все они содержат нечто, несущее антисоциальное содержание, но подающееся как вполне нормальное и приемлемое. Как считает зарубежный психолог X. Би, что показ такого содержания мультипликационных фильмов ведёт к «сублимации антисоциальных наклонностей индивида». [9 ]

В подтверждение этой мысли, мы, неоднократно встретившись с второклассниками нашей школы и просмотрев с ними мультипликационные фильмы «Песик Вольт» и «Винкс» предложил им поиграть. [Прил. 9] На предложение «поиграть в мультфильм или в героя» дети оказались растерянными, так как не могли в ходе игры воспроизвести ни сюжетной линии, ни перевоплотиться в героя. В игре отражались лишь внешние характеристики – движения, перемещения, типичные возгласы. Так игра в песика Вольта содержала много высказываний «Я всесильный, я всех спасаю», при этом действия детей были направлены на агрессию. Игра девочек в кукол Винкс состояла преимущественно из движений имитирующих «полет».

Данные наблюдения также показали, что дети не воспринимают и не воспроизводят в игре сюжет, с его завязкой, кульминацией и развязкой, несмотря на то, что школьники смотрели эти мультфильмы ранее дома. В наших наблюдениях мы увидели, что в игре есть короткая стадия, когда ребенок по нескольку раз повторяет рисунок движений героев, их мимику и жесты, иногда добавляя фирменные словечки или фразы. Такие факты наводят на мысль о том, что дети не видят и не понимают то, что пытались заложить авторы в основу кинопродукта.

На основе проведенного эксперимента и глубокого анализа содержания иностранной мультипликации, можно сформулировать ее общие признаки.

    1. Цветовая яркость картин.

    2. Агрессивная направленность содержания.

    3. Тематическая однообразность.

    4. Стандартизация внешнего облика героев.

    5. Сложность к восприятию и осмысленному просмотру.

    6. Значение речи для понимания мультфильма сведено к минимуму.

    7. Динамичность событий в картинах.

Таким образом, иностранный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным для просмотра детьми.































Глава 4. Отрицательное влияние иностранных мультфильмов на развитие детей младшего школьного возраста

Глубокий анализ литературы по проблеме и беседа со школьным психологом позволили нам выявить возможные последствия влияния мультфильмов, обладающих названными нами признаками, на развитие детей. [Прил. 10] Рассмотрим некоторые из них.

Яркость мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.

Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жесткого, агрессивного отношения к окружающим многократно повторяются и детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у школьника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами.

Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка.

Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. [2] Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем - неизбежно страдает его внутреннее самоощущение .[4]

Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. Недостаток  насыщенной, правильной речи в мультипликационных фильмах может привести к отставанию в ее развитии.

Дети, бесконтрольно находясь у экранов телевизоров, привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать у них тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам.

Выявленные возможные отрицательные последствия в развитии детей позволяют определить степень их вредности как высокий. Просмотр иностранной мультипликации является одной из причин порождения у детей агрессивных фантазий, девиантного поведения и эмоциональной дезадаптации.






Глава 5. Эмпирическое исследование по выявлению уровня влияния иностранных мультфильмов на психику и здоровье детей младшего школьного возраста

Исследование проводилось 2016 году во 2«А» классе МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринск. Участие в исследовании принимали дети в возрасте 7-8 лет. В количестве – 20 человек. Исследование проводилось в индивидуальном режиме.

Прежде чем приступить к определению основных методов и приемов исследования, мы проанализировали ситуацию в классе. Меня интересовало, какие мультфильмы предпочитают смотреть дети в возрасте 7-8 лет, а также выяснить, как влияют западные мультфильмы на уровень эмоциональной дезадаптации детей. С этой целью мы разработали анкету и провели опрос среди детей. [Прил. 11]

При обработке анкет было выявлено две группы младших школьников. В первую группу вошли 12 детей просматривающих мультфильмы, в большей степени, иностранного производства. Эти учащиеся составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошло 8 учеников, не уделяющих внимание просмотру мультфильмов иностранного производства. На вопрос «Как часто ты смотришь мультфильмы?» большинство детей ответили, что смотрят мультфильмы каждый день. Чаще всего на вопрос «Как называется твой любимый мультик?» дети выбирают зарубежные мультфильмы, отдавая предпочтение таким мультфильмам как «Феи Винкс», «Кунгфу Панда», «Луп ТиДу», «Шрек», «Корпорация монстров», «Трансформеры». Любимыми героями детей являются такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство. Результаты анкетирования детей подтверждают актуальность поднятой проблемы как следствие проникновения и влияния западной культуры на процесс социализации российских школьников.

Далее с обеими группами, совместно с психологом школы Шевцовой Н.Г., был проведен «Детский тест тревожности» Р.Теммлом, М.Дорки, В.Аменом, предназначенный для определения тревожности у детей. Проективный тест  исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях. Психодиагностический материал в этой методике представлен серией рисунков. Каждый из рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы, по размерам точно соответствующий контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков дано улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети и которые могут вызывать у них повышенную тревожность и агрессивность.

Рисунки предъявлялись детям в строго определенном порядке один за другим с дополнительной инструкцией. Выбор детей соответствующего лица и словесные высказывания фиксировались в индивидуальных протоколах. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергались анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

В результате проведенной диагностики у учащихся, составляющих экспериментальную группу, выявлено, что просмотр мультфильмов иностранного производства, в которых присутствуют конфликты, драки, сражения, перестрелки, убийство, влияет на повышение уровня тревожности младших школьников. Так:

54% детей имеют высокий уровень тревожности;

46% детей - средний уровень;

0 % детей имеют низкий уровень тревожности.

Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок — ребенок (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция). Значительно ниже ypовень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребёнок — взрослый (Ребенок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребенок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Еда. В одиночестве).

Результаты учащихся, составляющих контрольную группу, показали, что у детей не просматривающих иностранную мультипликацию уровень тревожности и агрессивности ниже, чем у детей экспериментальной группы. Показатели уровня тревожности у них следующие: 29% - низкий уровень, 46% - средний уровень, 25 % - высокий.

Таким образом, экспериментально установлена зависимость между возникновением эмоциональной неустойчивости и просмотром зарубежной мультипликацией у детей младшего школьного возраста МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринска.

В результате исследования можно сделать выводы:

- среда, которая окружает детей, то, что они видят, слышат, влияет на их развитие и социализацию в обществе. Мультфильм же является одним из значимых факторов этого процесса;

- влияние мультипликационных фильмов объясняется действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание;

- содержательная сторона иностранной мультипликации имеет антисоциальную направленность, которая и является одной из причин порождения у детей девиантного поведения, эмоциональной дезадаптации, поэтому степень ее вредного влияния на психику ребенка можно определить как высокий.








Заключение

Исследовательская работа по теме «Отрицательное влияние зарубежной мультипликации на процесс социализации у детей младшего школьного возраста» позволила нам выявить негативное воздействие зарубежной мультипликации на психику младших школьников, которое проявляется в виде беспокойства, неуверенности, перевозбуждения, расторможенности, агрессии, утомления, возникновения чувства тревоги. В результате работы над исследованием нам удалось экспериментально установить зависимость между возникновением эмоциональной неустойчивости и просмотром зарубежной мультипликации у детей младшего школьного возраста. Поэтому считаем, что гипотеза, выдвинутая нами ранее, подтвердилась, а цель достигнута.

Анализ содержания иностранной мультипликации изменили наше мировоззрение, позволил расширить представления о факторах социализации детей младшего школьного возраста. Также мы узнали, что продукты мультиндустрии могут выступать, как предмет междисциплинарного исследования. Изучение их в философском, социологическом, психологическом контексте позволили нам выявить экономическую направленность деятельности мультпроизводитей и осознать необходимость избирательного отношения к выбору мультипликационных картин, потому что мультфильм должен давать возможность детям размышлять, сочувствовать, сопереживать. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником для каждого ребенка, а не бессмысленным времяпровождением.

В ходе работы над исследованием, пользуясь методом интервьюирования, мы подтвердили актуальность выявленной нами проблемы и разработали совместно с педагогом-психологом школы рекомендации для родителей и детей «Как с пользой смотреть мультфильмы». [5] Созданные нами буклеты могут оказать практическую помощь в воспитании детей младшего школьного возраста и правильно организовать досуг детей. В буклетах приведены рекомендации психологов, как выбрать мультфильмы для просмотра, перечислены признаки «вредного мультика», от просмотра которого стоит отказаться. Считаем, что в этом и заключается практическая значимость нашей работы.

Наибольшую трудность при работе над исследованием у нас вызвало сопоставление зрительного ряда с психологическими механизмами и выявление возможных последствий влияния зарубежных мультфильмов на психику детей. Однако, при теоретическом анализе источников и в ходе беседы с педагогом-психологом школы мы сумели установить их зависимость.

Собранный нами материал уже был использован для рекомендательной беседы с учениками начальных классов. Мы думаем продолжить работу по этой теме, определив роль и особенности влияния отечественной мультипликации в процессе социализации детей младшего школьного возраста.

Главное, что мы взяли для себя в процессе работы - умение критически мыслить при просмотре видеоряда, избирательно относится к нему. Теперь мы точно знаем, какие мультфильмы не будет смотреть моя младшая сестренка и мои дети в будущем.


















Список использованной литературы

1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // М. Восп. шк. 2006. - №6. 36 с.

2.Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика воспроизводства мультфильмов. / М. Аромаштам.М.: Чистые пруды. - 2006. - 48 с.

3.Глозман Ж.М.Социальнодезадаптированный подросток /Самойлова В.М. Учеб.пособие 2-е изд.// Психол. наука и образование - М.: Просвещение, - 1999.- 450 с.

4. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.М.Восп. шк. - 2005. - №9 54с.

5.Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания. Как с пользой смотреть мультфильмы?» 1-4 классы. М.: Ва-ко, 2006.-131 с.

6.Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб. 2002.154 с.

7.Умнова Т.А. Возрастная психология: конспект лекций 2012 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа http://bookz.ru/authors/tat_ana-nojkina/vozrastn_703/1-vozrastn_703.html

8.Ушинский К.Д. Педагогическая теория .Электронная библиотека учебников [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://studentam.net

9.Лалетина А. Ф Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст]  /  А. Ф. Лалетина // Начальная школа плюс  До и После, 2010, №08, с. 82–87 [Электронный ресурс]: Сайт Школа 2100 –– Режимдоступа: http://www.school2100.ru

10.Мудрик А. В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик—Москва, 2006, 304 с.

11.Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка. [Электронный ресурс]: Сайт Беби. РУ–– Режим доступа: http://www.baby.ru/blogs/post/31701845-15708935/

12.Овчарова Р.В., Мельникова Н.В.Развитие нравственной сферы личности дошкольника. - СПб.: «Амалтея», 2008. 336 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.famous-scientists.ru/13777

13.Отчет Министерства образования и науки Российской Федерации

о результатах мониторинга системы образования за 2014 год. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://минобрнауки.рф , 243 с.



























26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!