Проект «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: информационно-познавательный.
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов: среди детей одной группы.
Проблема: недостаток знаний у детей о здоровом образе жизни, отказ от употребления в пищу овощей и фруктов в детском саду.
Цель: пропаганда здорового питания среди детей и родителей. Создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах правильного питания.
Задачи проекта:
Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы.
Способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.
Учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов.
Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки). Обогащать и развивать активный словарь детей.
Повышать заинтересованность родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми.
Актуальность проекта.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Особенно важно уметь правильно организовывать свое питание.
Кроме того, человек, умеющий правильно, с пользой есть, всегда привлекателен, однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка в будущем. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания. Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Время выполнения: длительность проекта: сентябрь 2020г. – октябрь 2021г.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители средней группы.
Продукты проекта: выставка детских работ, картотека пословиц и загадок, выставка книжек-малышек.
Прогнозируемый результат проекта: получив знания о пользе овощей и фруктов, дети будут употреблять их в пищу с большим желанием.
Обеспечение проекта :
аудио, видео системы, компьютер;
материалы для продуктивной деятельности;
детская художественная литература;
методическая литература;
дидактические игры;
конспекты занятий, конспекты бесед.
Содержание проекта:
Подготовительный этап:
Проведение анкетирования родителей с целью получения информации об их отношении к здоровому питанию.
Уточнить представления детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни человека.
Подготовить методическое обеспечение проекта.
Консультация для родителей «Здоровое питание дошкольника»
Создание альбома «Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах».
Организация экскурсии на кухню детского сада.
Разработка сценария итогового мероприятия для детей.
Основной этап.
Перспективное планирование:
Беседа «Овощи и фрукты - самые полезные продукты», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Овощная ярмарка» «Мои любимые овощи и фрукты»; «С витаминами дружить – здоровым быть!», «Для чего мы едим?», «Что ты ел вчера на ужин. Полезно это или нет?»
Заучивание загадок и стихов об овощах и фруктах.
Рисование «Что созрело в огороде», «Что созрело в саду», «Натюрморт»
Лепка (пластилинография) «Овощи», «Фрукты».
Аппликация «Яблоки и груша», «Помидоры», «Тыква», «Овощная ярмарка»;
Конструирование «Корзинка для фруктов», «Овощи» (из полосок бумаги)
ООД: «Овощи», «Фрукты», «Витамины».
Д/игра «Дары лета», «Отгадай овощ или фрукт на вкус», «Аскорбинка», «Чудесный мешочек».
С/р игра Магазин «Овощи и фрукты», «На даче», «Поликлиника».
Чтение: стихотворения «Однажды хозяйка с базара пришла», Носов «Огородники», «Огурцы»; белорусская народная сказка «Пых», р. н. с. «Мужик и медведь»; рассказ Толстой «Старик сажал яблони...», «Огородные сказки» (“Как вырос огурец”, “Почему помидор красный”).
Пальчиковая гимнастика «Купите лук», «Мы делили апельсин», «Огород у нас в порядке», «В саду фруктовом яблоня».
Музыкальное занятие: разучивание хоровода «Огородная хороводная», игры «Пугало», «Осенняя игра».
Викторина «Где прячется здоровье?»
Изучение книг о полезном питании, рассматривание книг о ЗОЖ.
Подвижные игры «У медведя во бору», «Собери урожай» (эстафета), «Баба сеяла горох», «Полезно – вредно» (подобие «Съедобно – несъедобно»); физкультминутки на каждом занятии.
Работа с родителями
1. Консультации «Овощи и фрукты – ценные продукты», «Как приучить ребёнка кушать овощи?»
2.Папка – передвижка «Живые витамины», «Десять советов родителям о здоровье детей»
3. Подбор иллюстраций и картинок на тему «Овощи и фрукты - полезные продукты»
4. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Овощной магазин».
Заключительный этап.
На заключительном этапе мы вместе с детьми проанализировали свою работу над проектом, отметив, что удалось и что было особенно интересным. Подвели итоги и организовали заключительное игровое мероприятие "С витаминами дружить - здоровым быть! "
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Результаты проекта:
У детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты;
большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом;
дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе;
ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов;
совместная деятельность педагогов, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив.
Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались основные понятия рационального питания, потребности в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. В результате проектной деятельности, у детей повысился уровень знаний о витаминах и минеральных веществах в овощах и фруктах, сформировались основы правильного поведения за столом, культура правильного питания. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты – полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.
Предварительная работа: Рассматривание плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных для салата, кухонного инвентаря; беседа о здоровье; беседа о пользе овощей и фруктов; чтение и заучивание стихов, загадок про овощи и фрукты.
Оформление: материалы проекта представлены в печатном виде (папка – накопитель); в электронном виде с мультимедийной презентацией и приложениями.
Итог проекта:
-Игра- викторина «Юные знатоки правильного питания»;
- Оформление тематической папки «Живые витамины»;
- Выставка «Осенний калейдоскоп»
-Музыкальное развлечение « Что растет на грядке?»( использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)
Список использованной литературы
1. Виноградов Н.Ф., Куликова Т.А. “Дети, взрослые и мир вокруг” М., Просвещение 1993
2. Дитрих А.К., Юрмин Г.А. Комурникова Р.В. Д.49 Почемучка. - М.: Педагогика 1991
3. Доровский А.И. “Сто советов по развитию одаренности детей”. М., 1997
4. Интернетресурсы: detsadclub.ru, nsportal.ru, detsad-kitty.ru;
Источник: Е.О. Комаровский "Здоров