СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по биологии Как предупредить развитие плоскостопия у школьников 9а класса МБОУ «СОШ №3". Ермолаева Ангелина, 9а кл г. Камень-на-Оби, Алтайский край, 2021г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект по биологии поможет учителям в 8 классе объяснить причины, симптомы и последствия плоскостопия.

Провести дома самостоятельно практическую работу по выявлению плоскостопия.

Просмотр содержимого документа
«Проект по биологии Как предупредить развитие плоскостопия у школьников 9а класса МБОУ «СОШ №3". Ермолаева Ангелина, 9а кл г. Камень-на-Оби, Алтайский край, 2021г.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»








Учебно-исследовательская работа


«Как предупредить развитие
плоскостопия у школьников

9а класса МБОУ «СОШ №3»?














Выполнила: Ермолаева Ангелина 9 «А» класс

Руководитель: Широкова Алла Васильевна,

учитель биологии МБОУ «СОШ №3»












Камень-на-Оби


2021

1. Оглавление

  1. Введение……………………………………………………… 3

    1. Цель проекта………………………………………………... 3

    2. Задачи проекта……………………………………………… 3

  1. Теоретический обзор…………………………………………..4-6

      1. Стопа ……………………………………………………

      2. Стопа и ее функции ……………………………………

      3. Степени и виды плоскостопия ……………………….

      4. Профилактика заболевания …………………………..

  2. Исследовательская работа…………………………………….. 7

      1. Анализ научно-методической литературы………….

      2. Практическая часть…………………………………...

  3. Заключение…………………………………………………….. . 8

  4. Выводы. Предложения…………………………………………

  5. Список литературы…………………………………………….. 9

  6. Приложение…………………………………………...………10-13







































2. Введение

Актуальность и новизна: 

в последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое сутуливание у компьютера или «лежание» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать, разве что, от бабушек и дедушек. Как результат - на школьных медосмотрах всё чаще звучат два диагноза - «две верных подруги»:

«нарушения осанки» и «плоскостопие».

Если же у человека имеется плоскостопие, его организм при ходьбе попадает в экстремальную ситуацию, чем-то напоминающую езду на телеге с железными колесами по булыжной мостовой. Непогашенная сводом стопы ударная волна мгновенно распространяется вверх по скелету. При этом достается и суставам, и позвоночнику, и мозгу. Суставы ног начинают быстрее изнашиваться. Позвоночник искривляется, чтобы создать дополнительную пружину-амортизатор для защиты мозга. А сам мозг, уставший от чрезмерных сотрясений, отвечает постоянными головными болями. Человек чувствует себя разбитым, но даже не догадывается, что причина его недомогания - плоскостопие. А казалось бы, такая мелочь, немножко свернутая внутрь стопа.


Цель исследования: установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся.


Задачи:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Провести практическую работу на выявление плоскостопия у учащихся.

  3. Найти комплексы коррекционных упражнений для профилактики плоскостопия

  4. Выпустить свой буклет «Чтобы не было сколиоза» (Приложение 1)


Предмет исследования: степень распространения патологии стоп у учащихся 9 а кл.


Методы исследования:

1. Наблюдение
2. Практический
3. Проблемно-поисковый
4. Анализ
5. Изучение и анализ литературы


Результат проекта: информирование школьников о необходимости лечения плоскостопия, о методах профилактики.


Теоретический обзор

Описание стопы


Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка.

Стопа является самым нижним отделом нижней конечности, это великие труженицы, не только принимают на себя всю тяжесть нашего тела, но и отвечают за работу других органов. Если случайно ноги попадают в холодную воду или замерзают, то признаки простуды: кашель, насморк, першение в горле, не заставят себя долго ждать.

От состояния стоп зависит работа не только дыхательных путей, но и органов слуха, зрения, мочеполовой системы, печени – и это далеко не полный список. Дело в том, что на стопах ног сосредоточено множество энергетических точек, через которые происходит воздействие на органы и системы организма. Определенные участки стопы, именуемые рефлексогенными зонами, имеют нервные окончания. Стопа состоит из 26 костей, 24 суставов и 32 мышц (22 – собственные мышцы).


Стопа и её функция

Плоскостопие - это изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов (Приложение 2). Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия тела и предохранения организма от тряски при ходьбе. Если нагрузка, действующая на стопу, уравновешивается крепкими связками и мышцами, в этом случае стопа функционирует нормально. В большинстве случаев плоскостопие возникает из-за слабости и переутомления мышц голени и стопы.

На первый взгляд, малозначащее для человека заболевание далеко не безобидно: известно, что такое явление, как плоскостопие, влечет за собой серьёзные осложнения, лечение которых может быть долгим, трудным и малоэффективным. Среди них – вросший ноготь, причиняющий мучительную боль при каждом шаге, развитие шпор, деформирующий артроз, проблемы с менисками коленных суставов, боли в позвоночнике. Да и многие другие проблемы, касающиеся опорно-двигательного аппарата, в немалой степени связаны с плоскостопием.




Степени плоскостопия (Приложение 3)

I степень.

Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму, боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают.

II степень.

Уплощение стопы определяется невооруженным глазом, исчезают своды стопы, стопа расширена и распластана. Боли становятся постоянные и более выраженные.

III степень.

Деформация стопы выражена, сопровождается поражением других отделов опорно-двигательного аппарата (артрозы, сколиозы, межпозвоночные грыжи). Постоянная боль в стопе, в голени, колене, возможно в бедрах, пояснице. Появляются головные боли. Человек с большим трудом переносит спокойную не продолжительную ходьбу и в обычной обуви передвигаться уже не может.

Различают несколько видов плоской стопы:

поперечное, продольное, профессиональное, врождённое, травматическое, паралитическое, рахитическое и статическое.

Поперечное плоскостопие: уплощается поперечный свод стопы, её передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, длина стоп уменьшается за счёт веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца наружу и молоткообразной деформации среднего пальца

Продольное плоскостопие: уплощён продольный свод, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.

Профессиональное плоскостопие: формируется в результате длительного непрерывного стояния (парикмахер, продавец).

Врожденное плоскостопие: аномалии развития эмбриона.

Травматическое плоскостопие: формируется в результате переломов костей стопы или повреждение ее мышц.

Паралитическое плоскостопие: является паралич мышц, поддерживающий своды стоп (перенесённый полиомиелит, поражение спинного мозга).

Рахитическое плоскостопие: развивается в следствии снижения плотности костной ткани и ослабления мышечно-связного аппарата.

Статическое плоскостопие: развивается в следствии хронической перегрузки стоп. Это плоскостопие является самым распространенным.








Профилактика плоскостопия


В дошкольном возрасте важно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Ведущее место отводится физическому труду и занятиям лечебной физкультурой. Занятия должны быть ежедневными и интенсивными, только тогда можно достигнуть положительного результата. Для обеспечения нормальной деятельности стопы определенные требования предъявляются и к обуви.

Так же необходим рациональный режим нагрузки на стопы. Полезно ходить босиком по песку, рыхлой почве, песчаному берегу водоема. Нельзя ходить в помещении в утепленной обуви. Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур, а также необходимо регулярно выполнять специальный комплекс упражнений.


В течение 3-4 минут взрослый растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к пятке, затем массирует голень до коленного сустава.

Ребенок садится на пол (колени полусогнуты) и собирает пальцами левой ноги мелкие предметы (например, ластик, шарик, карандаш), через 1-2 минуты ногу поменять.

Ребенок зажимает карандаш пальцами левой стопы рисует различные фигуры, через 30-50 секунд ногу поменять.

Ребенок садится на пол (колени полусогнуты), прижимая пятки к полу и в течении 30-50 секунд сгибает пальцы ног, постепенно продвигая пятки вперед, имитирую движения гусеницы.

Ребенок садится на стул, ставит ступню на специальный мячик с шипами и катает его от носка к пятке и обратно.

Ребенок в каждую руку берет по гантели весом 1 кг., ставит ноги вместе, руки вниз, на счет 1- приседает, вытягивает руки вперед, на счет 2- встает, опускает руки. Продолжительность упражнения 30-50 секунд.

В течение 30-50 секунд ребенок ходит на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стопы – продолжительность упражнения 30-50 секунд.

Ребенок бежит короткую дистанцию (до 30 м) с максимальной скоростью.

2 ребенка садятся друг напротив друга и пальчиками ног захватывают теннисный мяч и перебрасывают друг другу (руками мяч брать нельзя)

Так же хорошей профилактикой плоскостопия являются игры на свежем воздухе (футбол, волейбол, баскетбол).







3. Исследовательская работа



Анализ научно-методической литературы

Изучила соответствующую литературу, что такое плоскостопие, причины появления плоскостопия. Я провела беседу и практическую работу с одноклассниками. Мы узнали, что такое плоскостопие, его виды и степени. Также узнали функциональные возможности стопы, диагностику и профилактику заболевания.

Ученики поняли, что если систематически и последовательно применять специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, то можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.


Тестирование по выявлению плоскостопия

Мы определили плоскостопие самостоятельно. Стопу намазали краской для рисования и оставляли отпечаток стопы на бумаге. Рассматривали отпечаток и сравнивали со схемой (Приложение 4). Чем меньше выемка, тем сильнее выражено плоскостопие.

Этот метод приблизительный. Поставить точный диагноз сможет только врач!
























4. Заключение

Целью моего исследования стало изучение заболевания скелета стопы ног, а именно плоскостопие, у школьников нашего 9а класса. Им также был предложен комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия. В процессе исследования поставленные задачи выполнены.

В ходе работы, я изучила научную литературу, познакомилась с методами диагностики плоскостопия, научилась определять разные виды плоскостопия. Теперь, зная методы профилактики плоскостопия, я могу дать советы ученикам класса и школы. Если регулярно выполнять профилактические коррекционные упражнения для снятия симптомов плоскостопия, можно улучшить состояние свода стоп.

Я считаю, что реализация исследовательской работы позволит качественно улучшить состояние здоровья учащихся. А систематические коррекционные упражнения, которые я порекомендую, обязательно укрепят свод стопы. А для ребят с нормальным развитием стопы, мой проект тоже полезен. Он позволит повысить степень двигательной активности, укрепить общее состояние организма. Я считаю, работу актуальной.






















5. Выводы.

  1. В нашем 9а классе, выявлено 3 заболевания плоскостопием,

в том числе и у меня плоскостопие.

  1. В борьбе с деформациями стопы, ведущую роль играют

профилактические мероприятия, а так же, как можно более

раннее выявление болезни и её своевременное лечение, надо

учитывать и наследственность.

  1. Выработать у детей правильные привычки - одна из основ профилактики этого заболевания. Ортопеды считают, что лечение

плоскостопия надо начинать с детства. Ученики могут дома проверить отпечаток на бумаге, заниматься физическими упражнениями, укреплять мышцы ног. Отдыхать 5-10 мин, если много находитесь на

ногах, долго не сидеть за компьютером.

  1. Надо больше уделять внимание обуви, размерам, каблукам,

особенно девочкам, походке, осанке, следить за весом, не носить

тяжести, много продуктов из магазина.

  1. Свои буклеты «Чтобы не было плоскостопия» раздала всем классным

руководителям, ученикам.

  1. При плоскостопии есть противопоказания, о которых надо знать

школьникам, родителям.


6. Предложения и рекомендации

1. Познакомить уч-ся с профилактикой и способами лечения плоскостопия.

2. Проводить обследования.

3. Проверять самому плоскостопие.

4. Укреплять мышцы ног.

5. Правильно подбирать обувь.

6. Использовать во всех классах мини – плакаты «Что такое плоскостопие, причины и последствия?»

7. Повесить мой буклет «Чтобы не было плоскостопия»,

в классах, в классных уголках.








7. Список литературы

  1. Автор Александра Васильева «Самые эффективные методы лечения плоскостопия», г. Крылов, 2019

  2. Автор О.М. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушение осанки у детей», Москва, 2005

  3. Н.Г. Коновалова, Н В. Коваленко «Сохраним стопы здоровыми» (Методические рекомендации для инструкторов и методистов лечебной физкультуры), Москва, 2015

  4. Интернет-источники























































Приложения















Приложение 1

Мой буклет








Приложение 2

Комплекс упражнений


1. «Здравствуйте - до свидания».

Совершать движение стопами от себя – на себя (5-6раз)
2.« Поклонились» Согнуть и разогнуть пальцы ног (8-10раз)
3. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, а потом ноги вместе (5-7раз)
4. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе (3 - 4 раза)
5. «Гусеница пошла гулять» Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы (2 - 3 раза)
6. «Кружки» Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу (5 - 6 раз)
7. «Ежик» Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8 -10 раз каждой стопой)
8. «Перенеси мяч ногами» Мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево».
Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 - 6 раз)
9. «Покажи ежику солнце» Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1 - 3, опустить

(8 –10 раз).
10. «Растянем ленточку» Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3 - 4 раза)
11. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.
12.«Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры. (Квадрат, треугольник, стрелку, буквы).

13. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
14.Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
15. «Мишка косолапый». Ходьба на внешней стороне стопы.








Приложение 3












Приложение 4



Приложение 5










Приложение 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!