СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по биологии "Память и внимание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по биологии по ФГОС в конце 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Проект по биологии "Память и внимание"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 г.Печора»

Республика Коми









Память и внимание.

Способы улучшения.







Автор:

Полякова Мария Дмитриевна

Руководитель:

Куракина Наталья Ивановна





г. Печора 2019 г

Оглавление

ГЛАВА 1. Введение 3

ГЛАВА 2. Память 4

2.1 Виды памяти 5

2.2 Фазы памяти 6

2.3 Процессы памяти 7

2.4 Структуры мозга, отвечающие за память 8

2.5 Особенности памяти 8

2.6 Измерение объема и способы улучшения памяти 9

2.7 Люди со «сверх» памятью 13

ГЛАВА 3. Внимание 14

3.1 Виды внимания 15

3.2 Характеристики и свойства внимания 17

3.3 Советы и методы улучшения внимания 18

ГЛАВА 4. Заключение 20

Список использованной литературы 21







ГЛАВА 1. Введение

Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. Эти психические процессы обеспечивает непрерывность психической жизни человека.   

    Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Такие психические процессы, как память и внимание, играют очень важную роль в жизни человека, являясь условием и инструментом для получения знаний, формирования умений и навыков, поэтому тема моей работы актуальна. Благодаря развитию памяти человек выделился из царства животных и может дальше осуществлять прогресс в своем развитии.

Тема моей работы актуальна, т.к. в современном информационном мире человек вынужден постоянно перерабатывать большие объемы информации: запоминать, хранить и воспроизводить в своей памяти. Потенциал человеческой памяти безграничен, поэтому необходимо совершенствовать свою память.

Цель моей работы: узнать и собрать способы улучшения внимания, легкие и подходящие для всех школьников, создать краткое пособие по улучшению памяти для учащихся 5-11 классов.

Перед собой я поставила задачи:

1. Изучить научную литературу на темы «память» и «внимание».

2. Узнать способы улучшения памяти и внимания.

3. Выбрать наиболее удобные и легкие в использовании методы улучшения памяти и внимания.

4. Создать краткое пособие для учащихся 5-11 классов.

5. Сделать вывод по работе.

ГЛАВА 2. Память

Память есть у всех живых существ, но высшего уровня развития она достигла у человека. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память. Память человека – это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Память является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем. По своей сути память направлена в будущее. Знания личности об окружающей среде, о других людях, о себе самой являются важнейшим условием для понимания человеком своего места в предметном и социальном мире, определяют возможность развития и реализации личности. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном Я, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми.

У живых организмов память участвует во всех проявлениях жизнедеятельности: защите, питании, воспроизведении себе подобных, приспособлении к окружающей среде, создании иммунитета, сохране­нии постоянства внутренней среды, а у человека — еще и в процессе его эмоциональ­ной и мыслительной деятельности. Память — это физиологическое явление, включающее в себя генетическую, нервную и иммунную память. Память стала объектом внимания научно-технической рево­люции, создавшей вычислительные машины с фено­менальными запоминающими устройствами.

2.1 Виды памяти

В образовании памяти участвует огромное количество отделов мозга, и мы постоянно её используем. Существуют различные теории и исследования этой когнитивной способности. Можно подразделить память на различные виды по следующим критериям:

  1. По времени, в течение которого удерживается информация:

  • сенсорная память (память, фиксирующаяся на уровне органов чувств. Она чрезвычайно кратковременна, и если нет надобности запоминать увиденное или услышанное – сохраненное быстро замещается новой информацией. (если например долгое время смотреть на силуэт неподвижного человека, потом, глаз какое-то время будет «помнить» силуэт этого человека),

  • кратковременной памяти (первичная, или активная, память отвечает за запоминание событий, произошедших в течение 20-30 секунд. Она основана на временных нейронных связях фронтальной и теменной коры головного мозга. С помощью этих связей фиксируется информация, поступающая от органов чувств. Ресурсов кратковременной памяти достаточно, чтобы запомнить и воспроизвести отрывок текста во время диктанта или набрать номер телефона, вычитанный в справочнике),

  • рабочей памяти (представляет собой оперативную часть кратковременной памяти, структуру предназначенную для временного хранения информации во время её активной переработки мозгом, в которую собираются и сохраняются и обрабатываются, с применением интеллектуальных операций, сведения, необходимые для решения текущей задачи),

  • долговременной памяти (представляет собой склад информации в мозговых структурах, который отличается неограниченным объёмом и длительным сроком хранения. Накопление и использование материала, находящегося там, становится возможным, благодаря прочным, не распадающимся мгновенно нейронным связям, которые обусловлены сложными биохимическими процессами в организме).

  1. По типу информации:

  • вербальная память отвечает за хранение вербальной информации (то,

что мы читаем, или слова, которые мы слышим)

  • невербальная память позволяет хранить остальные данные (изображения, звуки, ощущения и т.д.).

  1. По задействованному органу чувств (в зависимости от используемого органа чувств)

  • зрительная память (зрение),

  • слуховая память (слух),

  • обонятельная память (обоняние),

  • память (вкус)

  • тактильная память (осязание).

И особый вид памяти – генетический, состоящий из информации, которая была передана по наследству; данные такой памяти располагаются в человеческом генотипе.

2.2 Фазы памяти

Для того чтобы успешно воспользоваться своей памятью, человек должен проделать три вещи: усвоить какую-то информацию, сохранить ее и в случае необ­ходимости воспроизвести. Таким образом, нарушение любого из этих процессов не позволит нам вспомнить информацию. Чтобы создать воспоминание, наш мозг должен пройти через следующие фазы:

  • Кодирование: на этой фазе в нашу систему памяти с помощью восприятия мы добавляем информацию, которую мы запоминаем. Например, когда нам кого-то представляют по имени. Необходимо обратить внимание на эту информацию, чтобы закодировать её.

  • Хранение: чтобы удержать информацию надолго, мы сохраняем её в системе нашей памяти. Например, мы можем запомнить лицо человека и его имя.

  • Восстановление: когда мы хотим что-то вспомнить, то обращаемся к хранилищу памяти и восстанавливаем нужную информацию. Например, чтобы, увидев человека на улице, вспомнить, как его зовут.

2.3 Процессы памяти

Наша память представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов:

  • Запоминание (процесс памяти, в результате которого происхо­дит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее коди­рования и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшая особенность – избиратель­ность далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запечатлению),

  • Сохранение (способствует удержанию полученного жизненного опыта. Предметом его являются не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования. Сохранение придает разумный смысл запоминанию, так как сохраняется то, что важно. Это не простая консервация материала, а активный процесс, в ходе которого информация непрерывно перерабатывается и структурируется).

  • Воспроизведение (актуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержа­ние).

Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести – то, что сохранил.


2.4 Структуры головного мозга, отвечающие за память

Большие объемы подлежащей запоминанию информации переносятся в долговременную память. Эти данные хранятся в скоплениях нейронов, расположенных в особых мозговых структурах миндалине и гиппокампе (в этих крупных структурах, расположенных на внутренней поверхности височных долей в

о

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТМЕМА

КОРА ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ

боих полушариях головного мозга, записывается и воспроизводится память благодаря нейронным контурам). Вместе эти анатомические структуры образуют лимбическую систему,

т

ГИППОКАМП

АМИГДАЛА

есно связаны со всеми чувствительными областями коры головного мозга, а поражения их вследствие, например, инсульта или травмы приводят к тяжёлым нарушениям памяти. Также в формировании памяти участвуют мозжечок (формирование памяти при повторении и выработке условных рефлексов), полосатое тело (совокупность структур в переднем мозге, участвует в формировании привычек), кора головного мозга (отвечает за память о впечатлениях, воспринятых через органы чувств, и ассоциации между ощущениями).

2.5 Особенности памяти

Очень заметно, что одни люди прекрасно помнят и различают лица, но «не дружат» с цифрами, другие легко удерживают в памяти имена, но лицо вспомнить никак не могут. Кто-то затрудняется удержать в голове формулы, а вот рифмованные строки запоминает легко и помнит всю жизнь.

Такие индивидуальные особенности памяти в психологии тоже учитываются и позволяют разделить её на несколько типов. Прежде всего, различают словесно-логический - у учёных и образный, встречающийся у людей искусства, (одна из его форм — эмоциональный) типы памяти.

Для кого-то ведущую роль при запоминании играют его непосредственные формы через наглядные, чувственные образы, а для кого-то запоминание происходит через суждения, то есть через обобщенные с помощью речи логические схемы.

Образный и словесно-логический типы памяти основываются на работе разных сигнальных систем: образный опирается на работу первой сигнальной системы, а словесно-логический — на работу второй.  Большинство людей относится к среднему типу памяти, гармонично сочетающему работу обеих сигнальных систем. Однако индивидуальные особенности памяти человека обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой из анализаторов человек задействует более активно и результативно. В этой связи типы памяти делятся на слуховой, зрительный и двигательный.

Как это выяснить? Если запоминать легче при зрительном восприятии – это признак задействования зрительного анализатора и проявления зрительного типа памяти. Если запоминать легче на слух – слухового. Если запоминание происходит с участием движений – двигательного. Как вариант этого типа, можно рассматривать и речедвигательный тип (запоминание сопровождается речевыми движениями: например, шевелением губами).

2.6. Измерение объема и способы улучшения памяти

Эффективность памяти определяют её объём, точность передачи информации и длительность её хранения, а значит, улучшить память — означает улучшить эти её отдельные составляющие.

Объём памяти – это в психологии такая возможность, которая определяет количество информации, сохранённой в голове методом запоминания, и извлечённой оттуда по прошествии определённого количества времени.

Попытки измерить объем и продолжительность памяти делались еще в 80-е годы XIX века. Известны, например, опыты немецкого психолога Германа Эббингауза, который поставил себе целью измерить «чистое» непосредственное запоминание. Для этого он разработал такой метод запоминания, который позволял изучить процесс запоминания без участия какого бы то ни было вспомогательного (логи­ческого) средства. Испытуемым предлагалось запом­нить ряд из 5—8 бессмысленных слогов и воспроиз­вести их. Объем непосредственного запоминания определялся по максимальному числу воспроизве­денных слогов или по числу повторений, которые были необходимы испытуемому, чтобы запомнить весь ряд слогов и воспроизвести его полностью, Аналогичные опыты проводились с запоминанием отдельных слов, цифр, фигур и пр. Опыты продемонстрировали, что число элементов, которые человек способен запомнить при однократ­ном предъявлении, составляет 6—7. Это число стали, считать средним «объемом памяти». Когда испыту­емому показывали ряд элементов, число которых превышало средний объем, запоминание становилось неравномерным: легче всего запоминались крайние элементы ряда (первые и последние). Явление это называется в психологии «фактором края».

В настоящее время некоторые исследователи полагают, что всё, что находится в долговременной памяти человека, может уложиться на нескольких лазерных дисках. Вполне очевидно, что данный вывод ошибочен, и как минимум, не доказан, но средний объём составляет не менее 125 000 000 мегабайтов информации.

Многие считают, что память определяется принципом: чем больше человек может запомнить, тем лучше. Но это далеко не всегда так. В советской психологии известны случаи проведения исследований пациентов, обладающих «сверх» памятью. Эти люди непроизвольно могли запомнить неограниченные объемы информации. Однако, как выяснилось, очень сильно страдали от своих возможностей. Более того, им постоянно приходилось работать над собой и делать специальные упражнения для восстановления способности к «забыванию». Учитывая, что они помнили «все», логично сделать вывод, что объем памяти человека действительно безграничен. Вопрос состоит только в том – способны ли мы воспользоваться свой памятью в полном объеме.

Нельзя дать точный ответ на вопрос «почему портится память?», ухудшения встречаются как у пожилых, так и у молодых людей. Человек может терять память в результате травмы головы, неврозов, частых стрессовых ситуаций. Если одни проблемы с памятью решаются, когда уходят стрессы и нервное напряжение, другие могут стать симптомом начала болезни. 

В осознанном возрасте провалы в памяти возникают в результате проблем со здоровьем или из-за возрастных изменений. Основные причины резкого ухудшения памяти:

  • стрессовые ситуации,

  • последствия черепно-мозговых травм,

  • гормональные сбои,

  • опухоли мозга,

  • перенесенные инсульты и инфаркты,

  • нарушение кровообращения головного мозга,

  • психические расстройства (депрессия, шизофрения),

  • развитие болезни Альцгеймера,

  • сахарный диабет.

Плохое запоминание это не диагноз. Зачастую люди просто ленятся заниматься саморазвитием и списывают свои провалы на плохое запоминание и забывчивость.

Чтобы придерживаться желаемого уровня своей памяти необходимо соблюдать 2 правила:

  • регулярно использовать свою способность к запоминанию.

  • заниматься тренировками для запоминания данных.

Советы и методы улучшения памяти:

  1. Секрет жизни – в движении

Большинство исследований доказывают, что польза, которую приносят физические упражнения человеческому мозгу, соизмерима с той пользой, которую эти же упражнения приносят человеческому телу. Упражнения, вырабатывающие так называемую кардиореспираторную выносливость, выражающуюся обычно в возможности организма осуществлять продолжительную циклическую работу.

  1. Устраивайте мини-встряски вашему мозгу

 Если вы работаете у компьютера, установите программу, которая будет менять картинки на рабочем столе каждый день, или даже каждый час. Идите на работу и возвращайтесь с работы, стараясь придерживаться разных маршрутов. Чистите зубы хоть иногда левой рукой (если вы правша), и наоборот, правой рукой, если вы – левша. 

  1. Найдите несколько минут для сна

Иногда лишь 5-10 минут сна днем бывают не менее эффективными, чем восьмичасовой ночной сон для того, чтобы устроить мозгу небольшую перезагрузку. А как считают немецкие ученые, основываясь на многочисленных экспериментах, 90 минут сна вполне достаточно для того, чтобы заставить мозг заново работать над восприятием, сбором и накоплением новых информационных порций.

  1. Поменьше ешьте

По информации из Вестфальского университета имени Вильгельма, группа из физически здоровых добровольцев 60 лет, в течение 12 недель питалась едой, калорийность которой была на 30 процентов ниже, чем калорийность их обычной ежедневной пищи. В результате все испытуемые увеличили результативность тестов, проверяющих память, на 20 процентов.

  1. Играйте в логические игры

Американское гериатрическое общества, занимающееся проблемами старения, показали интересную закономерность: люди старше 65-ти лет, которые использовали в течение часа в день на протяжении восьми недель специальную компьютерную программу для развития когнитивных навыков, улучшили свою память и развили внимание. 

  1. Сохраняйте строгий порядок во всем

Кладите свои очки и ключи всегда на одно и то же место. Пишите себе записки-памятки, в которых будет отмечено, что вам необходимо сделать сегодня. Даже сам процесс написания этих записок задействует часть мозга, отвечающую за воспоминания. Приготавливайтесь к завтрашнему дню заранее.

2.7 Люди со «сверх» памятью

Все люди, бесспорно, обладают разной способностью к запоминанию информации. Кто-то простое четверостишие учит целый час, а потом все равно забывает, кто-то, наоборот, держит в своей голове большую массу информации и легко оперирует ей в нужный момент. Однако существуют такие люди, чья память кажется, без преувеличения, безграничной.

  1. Русский гений Александр Алехин, был известен не только как 4-й чемпион мира по шахматам, который ушел из жизни непобежденным, но и как обладатель великолепного достижения: в 1938 году, Алёхин в Чикаго вслепую играл на 32 шахматных досках одновременно! Поединки продолжались 12 часов. За это время Алёхин играл более чем на 2000 клетках и "командовал" сотнямии шахматных фигурок.

  2. Удивительно достижение скромной девушки Паулы Прентис, оператора телефонной службы города Хобард на острове Тасманил: она помнит около 130 000 номеров своих абонентов, причем еще и их имена и адреса в придачу.

  3. Интересный рекорд по запоминанию игральных карт принадлежит американцу Дейву Фэрроу. 24 июня 1996 г. в помещении Музея мировых рекордов Гиннесса в Канаде, Дейв Фэрроу запомнил случайную последовательность из 52 колод карт, а это 2704 карт, причем карты были перетасованы вместе. Он бросил на них только один быстрый взгляд и запомнил карты всего с 6 ошибками.

  4. Теодор Рузвельт, 26 президент США, оттачивал свои навыки памяти, ежедневно прочитывая по две-три книги, а затем восстанавливая по памяти все детали. Он также был наделен уникальной способностью заниматься несколькими вещами одновременно. По рассказам, он мог работать с двумя секретарями и, вместе с этим, читать книгу.

  5.  Ким Пик – прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя, американец с феноменальной памятью, запоминал до 98 % прочитанной информации. За всю свою жизнь Пик запомнил более 9000 книг и мог читать две страницы одновременно.

  6. Мэри Элизабет Боузер – героиня гражданской войны, занималась шпионской деятельностью. Работая в качестве домашней прислуги  в доме президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса, Боузер наизусть запоминала и передавала ценную информацию Союзу.

ГЛАВА 3. Внимание

На человека непрерывно действует много предметов и явлений, обладающих разными свойствами. Из всего этого в каждый момент ясно воспринимается им только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая, человек также сосредоточивается на чем-либо определенном, ограниченном (что и является объектом представлений или мыслей), отвлекаясь от всего остального. То же самое характерно для всех видов психической деятельности.

В психологии рассматривают внимание как некую концентрацию на объекте восприятия и описывают как действие, которое отражает динамические особенности познания. Связь его с другими психическими процессами до конца не установлена, но эксперты в психологии не сомневаются – она есть. Ведь от сосредоточенности и умения переключаться с одного объекта на другой или с одного действия на другое зависит многое, например, общение. Мозг отправляет сигналы и при помощи движения нейронов удается этого добиться.

3.1 Виды внимания

Когда деятельность захватывает, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Но существует и смешанный вид внимания, когда направленность и сосредоточенность психических процессов носит с начала произвольный, а потом непроизвольный характер.

  1. Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на когнитивные способности и их развитие и т.д.

  1. Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

  1. Постпроизвольное внимание обуславливается тем, что человек, преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, привыкает к ним, сама деятельность вызывает некоторый интерес к ней, а то и захватывает его исполнителя, и внимание набирает признаков непроизвольного сосредоточения. Поэтому послепроизвольное внимание называют еще вторичным самопроизвольным вниманием.

В нем напряжение воли ослабевает, а интенсивность внимания не уменьшается, оставаясь на уровне произвольного внимания. Хотя в послепроизвольном смысле безвольность, сознательное сосредоточение на объекте деятельности и его отдельных этапах и уменьшается, однако этот вид внимания, как и произвольное внимание, сознательно контролируемый.

Благодаря тому, что интенсивность напряжения в послепроизвольном смысле уменьшается, а интерес к деятельности повышается, она становится продолжительнее и производительнее. Поэтому в процессе деятельности — учебной, трудовой — важно средствами ее организации и методами труда способствовать переходу внимания от произвольного к послепроизвольному.

Все три вида внимания — это динамичные процессы, связан­ные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

3.2 Характеристики и свойства внимания

Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.

Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное или объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств и характеристик нашего внимания:

Внимание обладает целым рядом качественных и количественных характеристик и свойств:

  • объем (количестве одновременно воспринимающихся объектов)

  • переключаемость (скорость перевода внимания с одного объекта на другой.)

  • распределение (способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов)

  • устойчивость (способность человека продолжительное время сосредотачиваться на одном и том же объекте)

  • флюктуация (кратковременные непроизвольные явления переключения внимания)

  • концентрация (уровень сосредоточения психики на объекте)

  • отвлекаемость (непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой).

  • избирательность внимания (сосредоточение внимания его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес).

3.3 Советы и методы для улучшения внимания

Истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации, поэтому можно улучшить, применяя методы и правила.

Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов для увеличения внимательности:

  • Не останавливайтесь и не отказывайтесь. 

Очень часто выполняя какое-либо задание, мы останавливаемся на полпути и поддаемся соблазну ускользнуть от работы, так и не завершив ее. Старайтесь бороться с этим желанием, например, применив правило пяти. Если Вы читаете книгу, прочитайте еще пять страниц или потратьте ещё 5 минут, и вы увидите, что вам может захотеться прочитать еще больше. Есть такая пословица: «Глаза боятся, а руки делают».

  • Делайте одно дело. 

Все лишние проблемы и вопросы отложите в сторону и занимайтесь одним делом. Помните о правиле, что объем нашего внимания ограничен.

  • Получайте эмоциональную отдачу. 

При запоминании важно не только наличие внимания, но и эмоциональная отдача. Концентрация на выполнении любимого и полезного дела всегда выше, чем при выполнении скучной и ненужной работы.

  • Организуйте рабочее место.

Чистое и организованное пространство гораздо эффективнее настраивает на нужный рабочий лад. Отвлекающие факторы в целом делятся на два вида: внутренние и внешние. Внутренние – это мысли и эмоции. Внешние – захламленный рабочий стол, шум, спертый воздух. Хорошей привычкой станет уборка рабочей зоны каждый раз после окончания трудового дня.

  • Умственный отдых

Позвольте себе некоторое время не думать ни о чем. Поиграйте в расслабляющую игру на телефоне или выпейте чашку чая. В социальные сети лучше не заходить, поскольку они несут в себе много лишней информации. Информационный шум только ведет к рассеянному вниманию и потери концентрации.

Помимо этих советов есть еще некоторые методы улучшения памяти.

Для эффективности тренировки первое чего нужно начать – это определить время на ежедневные тренировки. При этом на время тренировки необходимо сконцентрироваться именно на ней, не должно быть отвлекающих факторов: домашние дела, телефон, телевизор.

  1. Вспомнить все.

Вспомнить подробно все, произошедшее за день, как прошло утро, что было по дороге в школу или на работу, какие были встречи, о чем были разговоры, какие выполнены делаю. Все это нужно «прокрутить» в голове как будто кинофильм

  1. Концентрированное чтение

Взять книгу, газету или журнал и ,внимательно читая, контролировать свои мысли. Ловить себя, если отвлекаетесь на другие мысли. Усилием воли возвращать сознание к содержанию книги.

  1. Сосредоточьтесь на звуке

Прислушаться к какому-либо звуку, например, тиканью часов. Не думать ни о чем и нее слушать ничего больше, кроме этого звука.

  1. Внимательное наблюдение

Встать у окна и внимательно понаблюдать за чем-либо на улице: движущимися облаками, колышущимися деревьями, машинами и т.д. Если мысли «уходят» в сторону, заствляйт6е себя возвращаться к объекту наблюдения.

ГЛАВА 4. Заключение


























Список использованной литературы

  1. https://psixologiya.org/razdely/psihofiziologiya/2181-mozg-i-pamyat.html

  2. https://noomind.ru/faq/vidy-pamjati/

  3. https://habr.com/ru/post/371661/

  4. https://qvilon.ru/testy/na-proverku-pamyati.html

  5. П. Абрахамс «Мозг человека»

  6. Г. Эббингауз «О памяти»



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!