СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по дисциплине: Физика Тема: Небо над нами

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по дисциплине: Физика Тема: Небо над нами»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина"








Проект


По дисциплине: Физика

Тема: Небо над нами



Выполнил:

Учащийся 10 класса «Б»

Точилин Михаил Игоревич

Подпись


Научный руководитель:

Денисов Евгений Константинович

Должность:учитель физики




Оценка

Дата

Подпись










Тамбов, 2021

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общие сведения о Луне 4

Глава 2. Тринадцатый лунный день 4

Глава 3. Одиннадцатый лунный день 4

Заключение 4

Список литературы 4

Приложения 4












































Введение


Тема исследования небесных тел всегда была актуальна. Луна, как самый яркий объект ночного неба, во все времена вызывала у людей интерес. Лично у меня эта тема тоже вызывает некоторое влечение. Она необходима для познания устройства, скажем не Вселенной, а хотя бы той небольшой её части, в которой мы живём. Для познания того, что мы постоянно видим. В этом и заключается её актуальность.

Цельюпроекта являетсявыявление закономерностей и особенностей движения видимых небесных тел (в данном случае Луны) в пространстве.

Необходимо доказать на собственных исследованиях уже известную гипотезу(или скорее утверждение),чтобы в иной раз убедиться в её справедливости, а именно: доказать, что Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной.

Задачи: в исследовании будет использоваться телескоп CELESTRONNexStar 102SLT, предоставленный МАОУ Лицеем №14имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина. Необходимо будетсделать следующее:

  • сфотографировать Луну через окуляр телескопа в разное время, предварительно поместив его на улице и настроив резкость

  • сравнить получившиеся картинки, сделанные в разное время, найти сходственные черты на изображениях

  • убедиться в справедливости сформулированной гипотезы.









Глава 1. Общие сведения о Луне


Луна - ближайшее к Земле небесное тело, являющееся единственным спутником Земли.

Существует множество теорий происхождения Луны:

  1. Гипотеза центробежного разделения (от быстро вращающихся частиц, из которых впоследствии будет состоять Земля, под действием центробежных сил отделился кусок вещества, из которого затем образовалась Луна)

  2. Гипотеза захвата(Земля и Луна образовались независимо, в разных частях Солнечной системы, и когда Луна проходила близко к земной орбите, она была захвачена гравитационным полем Земли и стала её спутником)

  3. Гипотеза совместного образования(Земля и Луна образовались одновременно, в непосредственной близости друг от друга)

  4. Гипотеза многих лун(несколько маленьких лун были захвачены гравитацией Земли, затем они столкнулись друг с другом, разрушились, и из их обломков образовалась нынешняя Луна)

  5. Гипотеза столкновения(Земля на ранних стадиях возникновения столкнулась с другим небесным телом, а из выброшенного при столкновении вещества образовалась Луна).

Невооруженному глазу на Луне видны темные образования, которые называются морями (лавовые поля, молодая поверхность Луны). Если посмотреть на Луну в телескоп, можно рассмотреть большее количество подробных деталей: цирки кратеров, цепочки гор, трещины и прочее. Большая часть кратеров образовалась от ударов метеоритов.



О

Рисунок №1

собенностью движения Луны является тот факт, что она всегда повёрнута к нам одной стороной (как видно на рисунке №1).Время одного оборотаЛуны вокруг Земли (Луна движется по эллиптической орбите) в точности равно времени одного оборота ее вокруг оси. Поэтому Луна постоянно повернута к Земле одной и той же стороной.

Предполагают, что в ранние периоды своей истории Луна вращалась вокруг оси несколько быстрее и, следовательно, поворачивалась к Земле разными частями своей поверхности. Но из-за близости массивной Земли возникалогравитационное воздействие Земли на Луну, вызывающее приливные силы.Все знакомы с приливами, регулярно возникающими в океанах, и поднимающих воду на высоту в несколько метров под действием притяжения Луны. Эти силы действовали на быстро вращающуюся Луну вдоль её поверхности. Процесс торможения Луны продолжался до тех пор, пока она не оказалась постоянно повернутой к Земле только одной стороной. Отсюда возникли понятия видимой и обратной стороны Луны (Рисунок №2). 

Рисунок №2


Ход работы:


  1. В необходимый день вечером поместить телескоп на улице

  2. Навести телескоп на Луну, настроить резкость

  3. Сфотографировать спутник через окуляр

  4. Проделывать данный процесс в разные лунные циклы

  5. В конце сравнить снимки, найти схожие черты

  6. Сделать вывод по проделанной работе.


В следующих главах будет рассматриваться, какие снимки Луны были сделаны через окуляр телескопа в разное время при разных лунных фазах. При этом тот факт, что картинка получается одинаковая, как раз и будет являться доказательством того утверждения, о котором было сказано во введении.









Глава 2. Тринадцатый лунный день


Один лунный цикл длится 30 дней (иногда 29). За начало цикла берётся новолуние. То есть до 16-го дня, во время полной Луны, её размер на картинке растёт, а потом уменьшается.

Легко заметить, что самым удачным временем для снимка будет как раз полнолуние, но в связи с неблагоприятными погодными условиями и плохой видимостью удалось сфотографировать только тринадцатый и одиннадцатый день, и оба по несколько раз в разных циклах.

Как видно из названия, в этой главе будет рассматриваться более близкий к полнолунию 13-ый день.

6 октября 2014 года примерно в 19:30 телескоп был помещён на улице и наведён его на Луну. И спутник сфотографирован через окуляр.

Снимки получились такие (Рисунок №3 иРисунок№4):


Рисунок №3



Рисунок №4

На фото не очень отчётливо, но всё же видны кратеры, и тёмные образования, или как их иначе называют «моря».

Следующие съёмки проводились 4 ноября в 20:30 2014 года, вот снимки (Рисунок №5 иРисунок№6):

Рисунок№5

Рисунок№6

Если, например, взять снимки №4и №6, то можно заметить их идентичность. Кратеры и моря расположены в одинаковых местах:



Рисунок№4


Рисунок№6




То есть непосредственно в тринадцатые дни двух разных лунных циклов изображения Луны одинаковы.

Глава 3. Одиннадцатый лунный день


Теперь будут рассматриваться изображения Луны в более отдалённый от полнолуния одиннадцатый день.

Первые съёмки проходили 4 октября 2014 года около 20:00 (Рисунок №7):


Рисунок№7



Опять видны те же самые кратеры, что и на рисунках № 3-6. И в самом деле, разница между этими изображениями всего лишь два лунных дня, так что картинки очень похожи.

Следующесъёмки проходили 2 ноября 2014 в 19:30. Снимок получился такой (Рисунок№8):


Рисунок№8


И последние съёмки проходили 2 декабря 2014 примерно в 20:30 (Рисунок №9):


Рисунок№9

Итак, опять видно, что эти изображения идентичны, кратеры и моря расположены на одинаковых местах на двухснимках, сделанных 4 октября и 2 декабря соответственно:

Рисунок №7


Рисунок №9





Заключение


Итак, в результате работы удалось выполнить следующие задачи:

  • сфотографировать Луну через окуляр телескопа в разное время, предварительно поместив его на улице и настроив резкость

  • сравнить получившиеся картинки, сделанные в разное время, найти сходственные черты на изображениях

  • убедиться в справедливости сформулированной гипотезы о том, что Луна повёрнута к Земле одной стороной.

Этот опыт важен с практической точки зрения, как шаг на пути к исследованию космоса. Это исследование – что-то вроде подготовки к изучению особенностей других, более отдалённых от Земли, небесных тел, таких, например, как Марс, Венера или же любая другая планета в нашей Солнечной системе. Но для этого нужен телескоп уже более высокой мощности.

И на основе такой подготовки можно будет уже исследовать ранее неизвестные планеты или же звёзды.





Список литературы


  1. http://space-9.narod.ru/story.moon.htm

  2. http://mirkosmosa.ru/lunar-calendar/phase-moon/2014

  3. http://howitworks.iknowit.ru/paper1073.html

  4. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=97771b1a-46d6-462d-8326-12adce1e7866

  5. http://www.4glaza.ru/products/materials/0/Nextar_60_80_114_130_SLT_Rus.pdf

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/ПроисхождениеЛуны

























Приложения


Остались только фотографии, сделанные через линзу большей мощности, вставленную в телескоп. Итак, вот эти снимки (Рисунок№10 и Рисунок№11):


Рисунок№10


Рисунок№11



На этих рисунках видны кратеры, моря и цепочки гор.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!