Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
Проект
по экологическому образованию и воспитанию
младших школьников
«Цвети родное село»
Автор проекта:
Бычкова Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
Хоронхой 2017
Информационная карта проекта МБОУ «Хоронхойская СОШ»
Полное название проекта: проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Цвети родное село»
1.Автор проекта: Бычкова Елена Алексеевна
2. Район, город, представивший проект: п. Хоронхой, Кяхтинский район.
3.Адрес организации: п. Хоронхой, ул. Школьная,1а.
4.Телефон: 8(30142)95-226 Е-Mail: [email protected]
5.Вид, тип проекта: информационный, краткосрочный, открытый.
6.Цель, направление деятельности проекта: формирование компетентности учащихся в сфере познания своего родного края в частности п. Хоронхой, определить масштабы экологического загрязнения посёлка.
7. Срок реализации проекта: 1 год (с 1.09.2016-1.09.2017)
8. Место проведения: МБОУ «Хоронхойская СОШ»
9.Форма проведения: внеурочная (классные часы, внеклассные мероприятия, акции, субботники, работа с родителями и т.д.)
10. Ожидаемые результаты: Проект «Цвети родное село» будет реализован в п. Хоронхой Кяхтинского района и решит проблему жителей села в привлекательности родного населённого пункта.
Пояснительная записка
Чтобы изменить свою жизнь,
достаточно одного маленького шага-
поставить чёткую цель
и заполнить ей весь свой разум.
Актуальность проекта состоит в том, что 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического образования и воспитания школьников приобретает особую остроту. Исходя из этого , я наметила основные экологические недостатки в нашем посёлке:
- отсутствие экологической культуры у населения;
- недопонимание значимости и важности благоустройства посёлка;
- низкая инициативность и безразличие к облику посёлка.
Проблема:
Культурная среда, по мнению академика Д.С.Лихачева, необходима человеку для его духовной оседлости, привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины. Формирование этой среды на подрастающее поколение возложено государством на отрасль «образование» ,в первую очередь на школу.
В «доперестроечное» время в Хоронхое работал плавикошпатовый рудник, которым руководил, замечательный человек Плевако Г.М. Он был одним из первых, кто превращал «глухую деревню» в красивый, цветущий посёлок. Разбил газоны (которые мы охраняли, патрулируя вечером), появилась аллея с красивыми фонарями и скамейками,все улицы посёлка были освещены. Главная улица была оснащена не простыми фонарями, а в виде звёздочек.
Дороги, газоны поливались с помощью специальной машины. Появился парк с качелями и каруселями. Дома обрели красивый вид. Но наступило варварское время, рудник закрылся и люди , забыв, сколько было вложено денег и трудов, просто уничтожили и всю эту красоту. Но, слава богу в посёлке остались самоотверженные люди, которые решили вернуть былую красоту. Возродилась аллея, теперь она называется «Аллея ветеранов», газоны с дерном и кустарниками.
Поэтому воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг неё всё прекрасно. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи парков и садов, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов. Школьники начнут озеленение территории посёлка, посадку цветников и кустарников. Они должны понять, что создавая эту красоту, будут радоваться не только они, но и все окружающие. Каждый ребёнок уверен, что человек с присущей ему гордостью за свои поступки, сегодня убирающий мусор, высаживающий цветы на месте бывшей свалки, установивший детскую площадку во дворе, завтра не допустит их уничтожения и захламления. Выиграют, конечно же, все – участники проекта в первую очередь и жители посёлка в целом.
Благоустроенность, создание красоты, добротности, ухоженности улиц, дворов – это не только чисто хозяйственная задача, решение которой позволяет облагораживать трудовые и бытовые условия жизни людей, но является одной из основополагающих в воспитании человека. Очень хочется, чтобы наше село было одним из самых красивых уголков на земле.
Все задумки проекта можно будет воплощать в жизнь не только в этом году, поэтому данный проект имеет долгосрочные перспективы.
Цели проекта:
Задачи:
Рассказать историю своего посёлка
Выделить проблемы, которые создают неблагоприятные условия.
Найти способы решения проблем, улучшающих экологическую и социальную обстановку посёлка.
Привлечь общественность на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение посёлка
Определить проблемы утилизации мусора.
Озеленение территории школьного двора, как большой частички своего посёлка.
Методы: опрос, беседы, тренинги общения.
Формы: индивидуальные, групповые и массовые.
Средства: сбор пластиковых отходов; участие детей совместно с родителями в экологических акциях; анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетенции; проведение совместных экологических экскурсий;
Механизм выполнения проекта.
Первым шагом по реализации проекта был опрос обучающихся и педагогов по теме: «Каким ты хочешь видеть своё село» (предложены мероприятия по улучшению внешнего вида и благоустройству села).
Рассмотрение предложений
Мною были выбраны наиболее подходящие для реализации проекта предложения, сформулирована актуальная социальная проблема и определены шаги по составлению рабочего плана проекта. Изучила возможность своего класса, определила последовательность работы; составила бюджет, определила исполнителей проекта, включая обязанности и ответственность, обговорила с администрацией посёлка и руководством школы трудовую акцию по уборке территории. Каждый год в посёлке вытаивают целые свалки мусора, территория требует благоустройства, поэтому одной из главных задач проекта является уборка территории и улучшение внешнего вида школьной территории и прилегающих улиц посёлка. Ребятами был разработан план мероприятий по очистке территории от мусора, по уборке школьного сада от сучьев и сухой травы. Сбор пластиковых бутылок и подготовка их для оформления цветников
Ожидаемые результаты:
Проект «Цвети родное село» будет реализован в п. Хоронхой Кяхтинского района и решит проблему жителей села в привлекательности родного населённого пункта.
Тип проекта: информационный, краткосрочный, открытый.
Срок реализации проекта: 1 год (с 1,09.2016-1.09.2017)
Режим работы: в совместной организованной деятельности.
Участники проекта: дети, педагоги, жители посёлка, руководители предприятий, администрация
Финансовая поддержки : Управляющий совет школы.
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, хозяйственный инвентарь, транспортные средства.
План реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки | Ответственный |
I этап подготовительный | Опросила обучающихся и педагогов по теме; рассмотрела предложения; Определила шаги по составлению рабочего плана проекта; изучила возможность своего класса; определила последовательность работы; составила бюджет; определила исполнителей проекта, включая обязанности и ответственность. | Первое полугодие 2016г. | Бычкова Е.А. учитель |
II этап практический | Покупка семян цветов; Посадка в рассаду; выращивание рассады; уборка территории школы, около школы газонов; сбор бросового материала для клумб; выбор ландшафтного дизайна. встреча с руководителями организаций, администрацией посёлка; подготовка клумб для посадки цветов; высаживание цветов, саженцев деревьев и кустарников; уход за высаженным материалом; проведение недели экологии. | 2-ое полугодие 2017 | Учитель Бычкова Е.А.; Участники проекта учителя школы; учащиеся школы; работники предприятий; учащиеся и преподаватели «БРТСиПТ»; жители близ лежащих домов; |
III этап итоговый | Обработка результатов по реализации проекта Презентация проекта Фото отчет. | Сентябрь 2017 | Учитель Бычкова Е.А. |
Список литературы
Курапова И.И. «Метод проектов в экологическом образовании (из опыта работы)». Журнал «Начальная школа плюс до и после», №11, 2013.
Гусева Е.Г. «Экологический проект в начальной школе», nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/ekologicheskii-proekt-v-nachalnoi-shkole.