Краткосрочный познавательно- исследовательский проект
«Вода и её обитатели».
для детей младшего дошкольного возраста.
Подготовили воспитатели:
Воспитатель-Каргина В.Б. ,музыкальный руководитель Лебедева А.С.
МБДОУ №6 «Улыбка»
Г. Пролетарск, Ростовской области
Актуальность. Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы. Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Мы, воспитатели, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, о значении воды для человека, животных и растений.
Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи:
Систематизировать и расширить представления детей о свойствах
воды.
Способствовать формированию позитивного отношения к воде
(познавательного, бережного, созидательного).
Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная,
без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества
ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
4.Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека
(среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку
для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
5.Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в
природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).
Ожидаемый результат:
У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений;
Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;
У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
Дети узнают об обитателях морей и рек в процессе игр и плакатов.
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, совместной, двигательной, продуктивной, исследовательской, творческой.
Участники проекта:
Воспитатели: Каргина В.Б., Лебедева А.С.,дети, родители.
Вид проекта: фронтальный, краткосрочный (20 .07 - 24. 07.2020г.)
Тип проекта: информационно-познавательный, групповой, краткосрочный.
Участники: воспитанники, педагоги и родители младшей группы «Бабочки»
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой, интерактивный.
Формы и методы:
Беседы.
Наблюдение .
Чтение сказок, детских рассказов, стихов.
Художественное творчество.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц, потешек о воде.
Дидактические игры.
Подвижные игры и пальчиковые игры.
Прослушивание аудиозаписи звуков воды в природе.
Физминутки, динамические паузы под музыку.
Рассматривание иллюстраций и картинок.
Серия игр – эксперементов по ознакомлению со свойствами воды.
-мультимедийные презентации
-выставки детских работ;
Подготовительный этап проекта: (18-19 июля)
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
Пополнить развивающую среду:
Подбор художественной литературы по теме;
Подбор энциклопедий;
Составление картотек загадок, стихов, поговорок;
Составление картотеки опытов с водой;
Подготовка оборудования для опытов с водой.
Подготовить информацию для родителей
Реализация проекта (20.07-24.07)
Познавательное развитие | Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (дождь, роса). Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Окраска воды», «Тонет – не тонет». Просмотр обучающего мультфильма «Круговорот воды в природе" Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды. Дидактические игры: «Рыбы, звери, птицы» «Кто, что делает «Покажи, что звучит? |
Речевое развитие | Беседа: «Свойства воды» Загадки о воде Беседа: «Что нужно делать, чтобы росли цветы» Беседа: «Вода вокруг нас» Беседа: «Кому нужна вода» Словесная игра «Вода, какая…» Чтение художественной литературы: Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет», А. Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». |
Художественно- эстетическое развитие | Прослушивание записи шума водопада, звона веселого ручейка. Раскрашивание . Тема: «Дождик, дождик, кап, кап, кап…» Рисование «Рыбки в аквариуме» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капельки и Тучка», «Море волнуется», «Пузырь» |
Социально- коммуникативное развитие | Трудовое поручение: уход за комнатными растениями (протереть листья у цветов, полить их); мытьё игрушек. Дидактические игры: «Поймай рыбку», «Капитаны» (пускание бумажных корабликов), «Тонет-плавает» Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей» |
Пальчиковая гимнастика | «Рыбка», «Дождик,дождик веселей», «Дождик». |
Заключительный этап проекта:
Презентация «Мир природы» для детей младшей группы.
Закрашивание раскрасок;
Беседы о воде с целью закрепления знаний;
Рисование «Аквариум»;
Список литературы:
Е. Е. Крашенников, О. Л. Холодова Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2012;
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2012;
Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье, Москва, 2005;
О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2005;
О. В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2008;
Дошкольное воспитание. - №6. – 2006;
Дошкольное воспитание. - №6. – 2008;