СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа по литературе на тему "Место дуэлей в произведениях литературы" учащейся 9 класса 

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе»

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воронцовская средняя общеобразовательная школа

Павловского муниципального района Воронежской области












ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Место дуэлей в произведениях литературы








Подготовила:

Часникова Дарья Сергеевна,

учащаяся 9 «А» класса

Руководитель:

Гальцова Марина Павловна,

учитель русского языка и литературы






с. Воронцовка – 2022


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….………………2-3

Глава I «Что такое дуэль, ее причины и правила проведения»……………3

1.1 «Что такое дуэль?»……………………………………………3

1.2 «Правила дуэли» ………………………………………………3-4

1.3 «Возможные причины»……………………….………………4-5

Глава II. «Дуэль в жизни писателей и поэтов»……………………………...5

2.1 «Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина» ………………….5-6

2.2 «Дуэль в творчестве и в жизни М.Ю. Лермонтова»...………… 6-7

2.3 «Дуэль в творчестве И.С. Тургенева»…………………………… 7

2.4 «Дуэль в творчестве А.И. Куприна»…………………7-8

Глава III «Сравнительный анализ дуэлей в произведениях»

3.1

Заключение……………………………………………………………………….

Список источников и литературы………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………….









ВВЕДЕНИЕ

История дуэлей уходит корнями в древность. Люди с самых ранних лет сражались за женщин, за свое право владеть имуществом или землей, за месть, или за первенство. Еще в древности были известны судебные поединки, назначавшиеся для разрешения личных споров, развлекательные бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси.

В настоящее время понятие «дуэль» уже не употребляется в его исконном смысле, но тем не менее, нельзя забывать о том, какое огромное влияние дуэль привнесла в дворянскую культуру, в том числе и литературу. Многие авторы тех времен, описывая, казалось бы, обычную рутину дворянской жизни, не скупались на описание героических дуэлей, будь то дуэль за любимую женщину, или дуэль, как защита своей дражайшей чести.

Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что мы рассматриваем дуэль как элемент дворянской культуры именно в ключе литературы, в основном 19 века, так как это можно назвать достаточно достоверным источником истории развития и влияния дуэли тех лет. Эта тема очень актуальна и интересна подросткам, потому что дуэли происходили по разным причинам, у них были определенные правила поведения. И многие после прочтения задаются вопросами:

1.По каким причинам происходила дуэль?

2.Какие же были правила?

3.Зачем писатели и поэты писали о таких моментах?

Все ответы я постараюсь найти в процессе изучения своей темы.

Цель нашей работы – изучить особенности и влияние дуэли в дворянской культуре на основе произведений русской литературы.

Задачи исследования:

проанализировать литературу по данной теме;

рассмотреть правила дуэли;

выявить особенности влияния дуэлей на творчество писателей.

Объектом исследования данной проектной работы является произведения русской литературы XIX века.

Предметом исследования нашей работы является дуэль как составляющая дворянской культуры в произведениях писателей.

Для выполнения поставленных задач были применены следующие виды исследования: семантический анализ и этимологический анализ понятия «дуэль», контекстуальный анализ, а также сравнительный анализ текстов произведений.

Гипотеза – изучая историю, литературу, постоянно наталкиваешься на такой элемент дворянской культуры, как дуэль. Возможно, дворянская дуэль не просто своеобразное развлечение скучающих дворян, а нечто большее. Интересно узнать, что из себя представляет дуэль, ее мотивы, как она проходит, и как она влияла на жизнь общества.

Практическое значение нашей работы связано с дальнейшим изучением влияния культуры дворянства на творчество писателей  на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и т.д., которые занимаются исследованием биографий и текстов художественных произведений данных авторов.

Сроки исследования: ноябрь 2021г.-март 2022г.










ГЛАВА I. Теоретическая часть

1.1 «Что такое дуэль?»

Дуэль ( фр.duel «поединок»)-поединок, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов, ответить на нанесенные его чести оскорбления с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Дуэль зародилась ещё в Европе. Её истоки можно отыскать в рыцарских турнирах, демонстрировавших силу. Несмотря на то ,что дуэли были запрещены, они все же проводились и набирали популяцию. Эта популяция достигла того, что образовалось очень много видов дуэлей. Например: дуэль на холодном оружии, поединки происходили саблей, шпагом или рапирой. Второй вид-дуэли на пистолетах. Использовали дульнозарядные пистолеты, которые заряжались всего одной пулей. При этом всем имеется несколько видов сражений именно с пистолетами.

1.2 «Правила дуэли»

Для того чтобы рассматривать правила дуэли нужно понимать, что существует множество видов и у каждого вида свои правила. Рассмотрим несколько видов и их правила.

Первый вид-дуэль на холодном оружии. В поединках использовали сабли или шпаги. Клинки избирались одинакового вида как для одного, так и для другого участника дуэли. Если оружия были разными, тогда это обговаривалось между двумя сторонами. С 15 по 17 век допускалось использовать 2 руки и во второй руке второе холодное оружие, но в начале 19 века этикет ведения дуэлей изменился. Фехтовать можно было только одной рукой. Поединки начинались только по команде секундантов. При серьезном ранении дуэль могла прекратиться, если раненый начинал плохо двигаться.

Второй вид-дуэли на пистолетах. Для стрельбы использовали дульнозаряженные пистолеты с одной пулей. Тип пистолетов был не известен. Потому как в случае хорошего владения пистолетом поединок был бы нечестный. Смертельная суть дуэлей на огнестрельном оружие выражалась путем поражения противника выстрелом, если после выстрела соперник стоял на ногах, тогда он мог поразить выстрелом своего противника. Бывало такое, что никто из дуэлянтов не попадал, и в таком случае они мирились. Так же существуют виды дуэлей на пистолетах и таких видов достаточно много. При неподвижной дуэли 2 противника отходили на расстояние в 15 шагов и по команде секунданта стрелялись между собой. А вот при подвижной дуэли соперникам можно было двигаться, но двигаться назад было запрещено. Стрелять разрешалось только остановившись у барьера и прицелившись, если дуэлянт допускал промах, тогда он слушался соперника.

Третий вид-дуло в дуло. При этом сражении происходило все точно так же ,как и при неподвижной ,но расстояние было всего лишь 5 шагов, по команде стрелялись и поскольку расстояние было очень маленьким очень часто гибли сразу оба соперника. Этот вид дуэли самый экстремальный и безумный.

1.3 «Возможные причины»

Конечно, причины могли быть очень разные. Причиной неизменно была поруганная честь оппонента или дамы: неуместное высказывание, острота или даже прямое оскорбление действием или словом. Но причины могли быть и такими:

  1. Расхождение политических взглядов-наименее распространённая в России, но тем не менее столкновения происходили с иностранцами.

  2. Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более частый тяжелый характер, поскольку в России служили почти все.

  3. Защита полковой чести

  4. Защита семейной чести

  5. Соперничество из-за женщины

  6. Защита слабого

  7. И наиболее распространённая - бытовая ссора

1.4. Вызов сделан. Как можно избежать дуэли?

Отказаться от поединка можно если:

  1. Потенциальный противник — близкий родственник, подчиненный или начальник.

  2. Если он младше 18 или старше 60 лет.

  3. Если он физически или психически болен.

  4. Наконец, если он — женщина.

Во всех остальных случаях, отклонив вызов, человек автоматически терял всякое уважение общества. Опозоренным считался и тот, чей вызов отклонили.
























Глава II. «Дуэль в жизни писателей и поэтов»

2.1. «Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина»

Александр Сергеевич Пушкин участвовал за свою жизнь во многих дуэлях, и практически во всех он либо стрелял мимо, либо примирялся с противником. Только последняя дуэль А.С. Пушкина стала роковой. Это была дуэль не на жизнь, а на смерть, благополучного исходы у неё не могло быть, так как А.С. Пушкин считал себя смертельно оскорблённым. Но о ней чуть позже. Интерес к дуэлям А.С. Пушкин проявлял всю свою жизнь. Он был прекрасным фехтовальщиком, стрелком из пистолета. В своих произведениях он часто описывает дуэль: в «Капитанской дочке», «Выстреле», «Евгении Онегине». Для поэта дуэль была делом чести. Он любого мог вызвать на поединок. Часто дуэли возникали по малейшему поводу. За 37 лет жизни поэт вызывал и был вызван на дуэль 30 раз. История дуэлей А.С. Пушкина – история его жизни. Именно в дуэлях отразился его характер. Храбрость нередко граничила с легкомыслием, значительную роль в судьбе играла случайность. Решимость, обостренное чувство собственного достоинства, юношеская запальчивость, жажда военных подвигов и острых ощущений – основные личностные качества поэта, которые и привели его к многочисленным дуэлям. Несколько дуэлей Пушкина: а) 1816 год. Дуэль с Павлом Ганнибалом (родной дядя). Дуэль отменена. б) 1817 год. Дуэль с Петром Кавериным (друг). Дуэль отменена. в) 1826 год. Дуэль с Николаем Тургеневым. Дуэль отменена. Это малая часть дуэлей Пушкина. Последняя дуэль 1937 года у Пушкина состоялась с Дантесом. Причиной дуэли стали слухи, которые были о Наталье Гончаровой, жене Александра Сергеевича, и Дантесе. Пушкин посчитал это оскорблением и вызвал Дантеса на дуэль, где был ранен и смертельно убит.

Также вариант дуэли изображен у Пушкина в романе «Евгений Онегин». В историческом романе дуэль происходит между Онегиным и Ленским. Причина дуэли ревность. Как известно, Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер и для этого танцует несколько танцев с его невестой. Не в силах перенести эту «пощечину», Ленский уезжает из имения и вскоре вызывает Онегина на дуэль. Описывая эту дуэль, поэт показывает себя знатоком «дуэльного кодекса». Однако трудно судить, с каким героем больше всего он себя ассоциирует.

Евгений Онегин не заботится о первенстве и не ведет игру, более того, ему понятна легковесность вызова, сделанного Ленским - разгоряченным юношей-романтиком; тем не менее, он берет в руки пистолет - берет, подчиняясь нравам «большого света», опасаясь сплетен, «хохотни глупцов», иначе говоря, уступая тому, что в душе презирает. «Пружина чести» здесь играет роль ложного стимула, предопределяющего неизбежность бессмысленного убийства.

Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В образе Ленского Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный Онегину, характер отвлеченный, чуждый действительности. Тогда это было новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе. Таким образом, поэт использовал при написании романа свой жизненный опыт.

2.2 «Дуэль в творчестве и в жизни М.Ю. Лермонтова»

Михаил Юрьевич Лермонтов был фаталистом и не целился в противников. Михаилу Юрьевичу за жизнь дважды «кидали перчатку». Первый раз это случилось в салоне госпожи Лаваль, где собирались представители высшего света. Здесь Лермонтов встретился с сыном французского посла де Барантом. Француз вызвал на дуэль русского поэта. Решено было драться на шпагах, а после – стреляться, если понадобиться. Дуэль произошла 16 февраля 1840 года, во время первого раза шпага Лермонтова переломилась. Вторая часть должна была быть в пользу Михаила, так как он был отличным стрелком. Он решил не целиться, француз тоже промахнулся. Хоть пострадавших не было, русский поэт долго потом ещё расплачивался арестом. Лермонтов был выслан на Кавказ, он должен был участвовать в сражениях, но, нарушив порядок, отправился в Пятигорск, где и начались ссоры с Мартыновым. Точная причина так и не названа, но известно ,что чувство неприязни возникло между молодыми людьми из-за соперничества за внимание девушки Эмилии Верзилиной. Все шло к дуэли и последней каплей стала едкая шутка Михаила в доме у Верзилиных. Лермонтов относился серьезно и стрелять не хотел, Мартынов, подошедший к барьеру, выстрелил. Поэт моментально умер, его нельзя уже было спасти.

Но Великий поэт не только сражался в жизни, но и писал о сражениях, о дуэлях. Михаил написал такое произведение, как «Герой нашего времени», в котором и описывается сцена сражения. Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе "Герой нашего времени" Лермонтова. Прапорщик Печорин и юнкер Грушни цкий знакомятся во время службы на Кавказе. В какой-то момент они служат в одном действующем отряде в полку. После выполнения военного задания Печорин едет в Пятигорск на воды. Здесь он снова встречает раненного юнкера Грушницкого. Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Грушницкий на любит Печорина за то, что тот его "раскусил". Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями. Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. Как известно, находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери. Однако княжна Мери не отвечает ему взаимностью - она влюблена в Печорина. Грушницкий ревнует и злится на княжну Мери за то, что та дала ему ложные надежды. Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери. Печорин ранит Грущницкого. От полученного ранения тот падает с обрыва и погибает.

2.3.«Дуэли в жизни и творчестве И.С. Тургенева»

Дуэль с Достоевским

Существует легенда о том, что однажды Иван Сергеевич Тургенев едва не сошёлся в дуэли с Фёдором Михайловичем Достоевским.

В книге воспоминаний некоего графа Сидоровича, вышедшей в Берлине, история конфликта, едва не приведшего к дуэли, описывается довольно подробно. Причиной стала супруга Достоевского – Анна Григорьевна.

Сидорович пишет, что летом 1868 года Достоевский прибыл в небольшой швейцарский городок. Однажды решил заглянуть в ресторанчик, но ещё издали заметил за одним из столиков свою супругу Анну Григорьевну в обществе… Ивана Тургенева.

Граф пишет, что Достоевский пришёл в сильное волнение, притаился за деревом и наблюдал за женой и Тургеневым. Поведение её показалось ему неподобающим, а взгляды Тургенева — недвусмысленными. Не в силах терпеть, пишет Сидорович, Достоевский выступил из-за дерева, приблизился и влепил Тургеневу пощёчину. В ответ Иван Сергеевич якобы выплеснул на Достоевского тарелку супа. А тот вылил на Тургенева суп, заказанный его супругой.

Тогда же и была назначена дуэль. При этом писатели не смогли сойтись в выборе оружия. Тургенев слыл прекрасным охотником и отлично владел огнестрельным оружием. Холодным оружием оба не владели, и потому якобы решили биться на кулаках – до первой крови.

Не позволило состояться дуэли будто бы вмешательство военного швейцарского министра.


Дуэль с Толстым

В отличие от «дуэли» с Достоевским, дуэль Тургенева с Толстым вошла в историю, как факт зафиксированный. Известно, и когда произошла ссора, и приведшие к ней причины.

Писатели были знакомы хорошо, но между ними время от времени случались стычки. Тем не менее, они умели находить общий язык, и до 1861 года сосуществовали достаточно мирно.Однако потом случился грандиозный конфликт. Надо же было такому случиться, что Толстой обронил несколько слов о внебрачной дочери Тургенева — Полине. Такая вот перебранка вышла между классиками. Тургенев немедленно покинул имение Фета и уехал к себе в Спасское.

На следующий день Толстой послал нарочного в Спасское с вызовом Тургенева на дуэль. И сразу же отправил ещё одно послание, в котором говорил, что «не желает стреляться пошлым образом» и предложил стреляться из ружей.

Дуэль должна была состояться на опушке у села Богуслав в восьми километрах от Спасского, но не состоялась. Тургенев отослал Толстому письмо, в котором сообщал, что не желает стреляться, как предлагает тот, а желает дуэли по всем правилам. Лев Николаевич в ответ написал: «Вы меня боитесь, а я Вас презираю и никогда дела с Вами иметь не хочу».

На том отношения между писателями прекратились на долгих 17 лет.

У Тургенева не было дуэлей в жизни, но зато были в произведениях. Произведение, которое мы будем рассматривать называется «Отцы и дети». Сцена дуэли в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» непосредственно связана с особенностями сюжетно-композиционной структуры произведения, а также системой основных образов. Эта сцена является сценой развязки словесной дуэли между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым, произошедшей в самом начале романа. Возникшие между героями противоречия идеологического плана - один аристократ, а другой человек нового демократического поколения, да к тому же нигилист, должны были как-то разрешиться. Тургенев находит достаточно интересный ход в сюжете: вводит эпизод с Фенечкой и поцелуем. Это становится формальным поводом к дуэли. Однако надо помнить, что роман Тургенева написан в 1861 году, когда дуэль как категория светской культуры переживает свой закат. Дуэль элемент прошлого, с которым связан, прежде всего, старший Кирсанов. Именно он и предлагает Базарову драться, на что последний хочет отшутиться, и в диалоге между героями мы видим серьезность одного и напротив - иронию другого.

Интересно, что секундантов взять неоткуда, но Базаров предлагает взять в свидетели простого мужика Петра, чем очень напоминает нам Евгения Онегина, предложившего в секунданты своего французского слугу. Поединок заканчивается ранением Павла Петровича, и озабоченный Базаров тут же бросается ему помогать.

Суть этой дуэли, прежде всего, в сюжетном завершении спора между Базаровым и Павлом Петровичем. Но также и в том, чтобы еще более обрисовать карикатурный аристократизм последнего.

Дуэль не смогла решить противоречий между Базаровым и Кирсановым. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича. Смешно и нелепо думать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Кирсанов вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему первую помощь после ранения. Нелепая дуэль помогает увидеть в противнике человека.


2.4 «Дуэль в творчестве Александра Ивановича Куприна»

Куприн был поручиком белой армии, блестящим наездником, который на пари мог подняться на лошади на второй этаж ресторана, выпить, не покидая седла, полстакана коньяка и тем же манером вернуться на землю. Ещё вчера он, юнкер, мчался на тройке на бал в женский институт, объяснялся в любви на чистопрудном катке и тайно хранил подобранный в театре платок какой-то незнакомки, а сегодня он – офицер 46-го Днепровского пехотного полка. Он прыгает со второго этажа, когда какая-то гарнизонная дама пообещала за это поцелуй, ради ещё одной любви, забросив стихи и прозу, пытается поступить в Академию Генштаба.
Поступил бы – экзамены сдал блестяще! – если бы по дороге в Петербург не встретил в Киеве друзей по кадетскому корпусу и, загуляв, не сбросил то ли с парома, то ли с ресторанчика-поплавка полицейского пристава. По одной версии, за то, что тот не уступил им, офицерам, заказанного столика, по другой, более романтичной, за наглое приставание к какой-то девице.
Дуэлей в его жизни не было. Но, не правда ли, есть что-то общее в описании юности писателя с Ромашовым - героем его повести "Поединок"?

В своей повести «Поединок» он описывает дуэль Ромашова и Николаева. Название повести верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы. Под поединком подразумевается не только дуэль, но и все события, происходящие с главными героями. Официально в то время поединки разрешались только между офицерами. Естественно, эта тема была обсуждаемой. Ромашов мог не участвовать в дуэли. Следствие, занимающееся делом Николаева и Ромашова, явно дало об этом знать. Но для этого Ромашову пришлось бы пожертвовать своей службой. Ромашов и до поединка думал о том, чтобы оставить военную службу и заняться чем-то другим. Однако решение оставить службу, тем самым отказаться от участия в дуэли и сохранить себе жизнь, ушло от Ромашова после того, как его квартиру посетила возлюбленная главного героя Шурочка. Она убедила Ромашова в необходимости участвовать в поединке. И Ромашов, искренне и слепо подчиняясь своей любви, согласился сделать все, чтобы Шурочка была счастлива. Поэтому виновником смерти Ромашова можно считать и Александру Петровну Николаеву. К слову, неизвестно, действительно ли Шурочка говорила со своим мужем и договорилась с ним о том, что соперники будут стрелять так, чтобы не убить друг друга. Шурочка была довольно расчетлива и эгоистична, поэтому для достижения своих целей могла пойти на все.

Конечно, Ромашов – человек, который ни от кого не зависит. Он спокойно мог отказаться от предложения Шурочки и поступить по-другому. Поэтому в некотором отношении Ромашов самостоятельно подписал себе смертный договор. Однако он слушал свое сердце и поступал так, как считал нужным. Нельзя винить Ромашова в том, что он захотел сделать так, как просит его возлюбленная. Всерьез она затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова. Придя в полк, Ромашов мечтал «о подвигах», «о славе». Все стычки ведут к одной главной – дуэли между Ромашовым и Николаевым. Слово «поединок» по отношению к произошедшему событию не совсем уместен, поскольку это было нечестным сражением двух офицеров. Ромашов погиб, не познав счастливой любви. Куприн в поэме приводит пример, когда мужчины сражаются за женщину, которую любят.















ГЛАВА I I I . «Сравнительный анализ дуэлей в произведениях».

3.1. Дуэлянты

Автор

Произведение

Дуэлянты

Состояние перед дуэлью

1



А.С. Пушкин

"Евгений Онегин"

Онегин

и

Ленский

Ленский очень взволнован и разъярен. Онегин перед дуэлью абсолютно спокоен, хотя и понимает, что может в любую минуту отступить, но делать этого все же не хочет.

2

М.Ю. Лермонтов

"Герой нашего времени"

Печорин

и

Грушницкий

Грушницкий поступает подло, хочет подсунуть Печорину не заряженный пистолет. Но Печорин случайным образом раскрывает замысел. В ходе дуэли Печорин предлагает перемирие, но Грушницкий показывая свое стремление.

3

И.С. Тургенев

«Отцы и дети»

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов

Приняв вызов, Базаров чувствует близость смерти. Вечером перед поединком он даже начинает письмо к отцу, но бросает его с мыслью: «Я ещё долго на этом свете маячить буду». Слово «маячить» отражает душевное состояние героя.

Кирсанов не боялся смерти. Не пожелав объяснить истинную причину поединка родным, Павел Петрович сказал, что между ним и Евгением Базаровым возник спор на политическую тему.

4

А.И. Куприн

«Поединок»

Георгий Ромашов и Владимир Николаев

Сильное, но приятное утомление внезапно овладело Ромашовым. Он едва успел раздеться — так ему хотелось спать.

3.2. Дуэль

Оружие,
используемое в дуэли.

Исход дуэли

Нарушение норм

дуэльного кодекса








1

Дуэльные пистолеты

Онегин первый стреляет и убивает Ленского.

1. Социальное неравенство секундантов.

2. Онегин опаздывает на два часа.

3. Зарецкий не предлагает примирения.



2




Дуэльные пистолеты

Печорин выигрывает дуэль, Грушницкий падает с обрыва от ранения и погибает.

1.Грушницкий и драгунский капитан пытаются зарядить лишь один пистолет.

2. Стреляются на краю пропасти.


3



Дуэльные пистолеты

Базаров ранит в ногу Павла Петровича и тут же бросился к противнику помогать ему.

1. Пуля Павла Петровича пролетает около уха Базарова.

2. Базаров выстрелил, не целясь.






Дуэльные пистолеты

Подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота, но скончался от внутреннего кровоизлияния. 

1.Стрелялись в роще «Дубечная» за городом.

2. Для выстрела поручик Николаев остановился, точно так же, как и оставался стоять, ожидая ответного выстрела.























Заключение

Все эти дуэли имели различный исход. От самого трагичного до самой безжалостной. Это говорит, что дуэль в русской литературе не только описание самого поединка, но и один из способов описания характеристики персонажей. Автор как бы фокусирует внимание читателя на важно, характерном в человеке, в его поступках.

Все инициаторы дуэлей — люди, сомневающиеся в собственной правоте. Можно даже сказать, что они идут на дуэль, чтобы самоутвердится в своей правоте.

Дуэль – неизвестность, за которой может быть смерть. Человек не может узнать, что будет за этой неизвестностью: жизнь или смерть. Ведь даже те дуэли, которые заканчивались более и менее благополучно оставляли душевную рану их участников. Это я смогла показать, используя и анализируя таблицу 1 и таблицу 2, показав состояние участников, исход и даже нарушения в этих дуэлях.

Завершая работу, я пришла к выводу, что дуэль – нерациональное распоряжение своей жизнью, неразумное отстаивание своей чести. Хотя в то время при отсутствии законов, охраняющих личность, для человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих родных. Моя гипотеза подтвердилась. Дуэль у дворян не только средство развлечения, это способ свести счеты, доказать, что ты чего-то стоишь, сделать решительный, меняющий жизнь поступок.

Дворянские времена в общем, являлись необычайно богатыми на культурно-исторические события, что привнесло огромный вклад в к культуру не только России, но и всего мира.

Лишь от художественных источников и пересказам прошлых лет мы можем судить о том, что влияло на общество того времени в большей степени, и отрицать влияние дуэли на всю дворянскую культуру мы не можем. Анализ литературы авторов  мы можем с уверенностью сказать, что лишь благодаря им вы можем выяснить особенности и причины развития дуэли и ее вклад в русское целостное общество.

В нашем исследовательском проекте мы провели анализ литературы XIX - XX века, а также изучили влияние дуэли на художественные источники, а также на жизнь людей, живших в те далекие времена. Выяснили, что дуэль оказала огромное влияние на уклад жизни дворянина.

С течением времени важные события и явления начинают забываться, что может отразиться на нас в полной мере – будущее поколение учится на ошибках прошлого, а значит, нам ни в коем случае нельзя забывать о тех интереснейших моментах нашей истории.





















Список источников и литературы

  1. Гордин А.Я. Дуэли и дуэлянты. –СПб.: Питер, 1996.

  2. Марченко Н.А. Дуэль в произведениях русских литераторов //Литература в школе. 1997

  3. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. Предисл., примеч. и пояснит. Статьи С. Бонди. М., Дет. лит., 1973.

  4. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

  5. Тургенев И.С. «Отцы и дети» М.: Олимп; ООО «Изд. АСТ-ЛТД».1998

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  7. https://school-science.ru/12/10/48365

  8. https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/due..


  9. https://warbook-club.turbopages.org/turbo/warbook.clu..

  10. https://www.literaturus.ru/2015/06/dujel-onegina-i-lenskogo-evgenij-onegin-

  11. pushkin.html













Анкетирование Приложение

В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят, но любопытно узнать мнение одноклассников, поэтому предлагаю социологический опрос на тему «Дуэль».

1. Отношение учащихся к дуэли.

На диаграммах мы видим результаты опроса людей: 17 человек относятся к дуэли отрицательно; 3 человек - положительно; 2 - затрудняются в ответе.

№ 2. Как вы поступите, если вас оскорбят?

-применят физическую силу - 2 человека

- не применят физическую силу - 8 человек

- другое выяснение отношений – 12 человек

Большая часть респондентов решила, что нужно словесно выяснять отношения или защищать свою честь и достоинство в суде.

№ 3. Расставить понятия «честь», «долг», «любовь», «материальная независимость», «доброта» по степени важности.

Из 22 учащихся только 5 человек (15%) поставили честь на первое место.

Опрос показал, что в наш гуманный век действительно жизнь ставится выше чести, но следует отметить, что чувство достоинства и чести каждый опрошенный готов защищать только гуманным путем, а лучше всего не запятнать свою честь смолоду.





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!