СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе "Фантомные образы и призраки в произведениях Н.В.Гоголя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе "Фантомные образы и призраки в произведениях Н.В.Гоголя"»

муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области














ПРОЕКТ

по литературе

на тему «Призраки и фантомные образы в произведениях

Николая Васильевича Гоголя»



ученицы 9 класса

Сорокиной Кристины Александровны

Руководитель проекта

Трофимова Юлиана Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы




Вишнево

2021-2022

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3 Этапы реализации проекта…………………………………………………….4

Глава 1. Немного о писателе………………………………………………….5

Глава 2. Повесть «Майская ночь, или утопленница» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» ………………………………………………….6-7

Глава 3.Повесть «Шинель» из сборника «Петербургские повести»…….8-9

Глава 4.Повесть «Вий» из сборника «Миргород» ……………………...10-11

Заключение…………………………………………………………………….12

Источники………………………………………………………………..……13

Приложение…………………………………………………………………...14


































Введение:

Я выбрала данную тему, так как считаю, что в наши дни мало кто должным образом знает биографию российских писателей. Мистика, загадки и тайны - это всегда интересно, не так ли? Именно поэтому мне кажется, что произведения Н. В. Гоголя подойдут для темы моего исследования.

Я с огромным удовольствием несколько раз перечитывала три мне понравившихся произведений: повесть «Вий», «Шинель» из «Петербургские повести», «Майская ночь, или Утопленница» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проанализировав эти три произведения, я заметила, что Гоголь не использует всем известных нам с детства мистических персонажей, широко распространённых в русско-народных сказках, таких, как баба Яга, Кощей Бессмертный, водяной, леший, домовой и т.д. Мне встречаются совершенно новые для того времени образы персонажей: фантомы и призраки. Это меня очень заинтересовало, и я решила узнать: с чем связано использование Гоголем таких образов в произведениях.

Цель работы: Исследование роли фантастических мотивов в произведениях Гоголя «Вий», «Шинель» и «Майская ночь, или утопленница».

Задачи проекта: 1) изучить произведения Н.В. Гоголя

2) выявить элементы фантастики и мистики в взятых мною произведениях.

Объект исследования: повести Н.В. Гоголя «Вий», «Шинель» и «Майская ночь, или утопленница»

Предмет исследования: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя.

Проблемный вопрос: Почему Н.В. Гоголь в своих произведениях отдавал предпочтение мистике?

Методы исследования: 1. Наблюдение, анализ. 2.Работа с учебной, художественной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами.

Ожидаемые результаты: в ходе изучения данного материала я смогу расширить свой интерес к творчеству писателя Н.В. Гоголя, более подробнее изучить его биографию и лучше вникнуть в его произведения.






Этапы реализации проекта

Сроки реализации: октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.

Октябрь

  • выбор темы проектной работы;

  • поиск информации по теме (Интернет, учебная, художественная литература);

  • систематизация информации;

  • определение цели;

Ноябрь:

  • цели, задачи, методы, итог проекта;

  • определение проблемы проекта;

  • определение метода сбора информации;

  • сбор информации по теме;

Декабрь:

  • перенос полученной информации на компьютер;

  • работа над примерной структурой проекта

  • детализация проекта;

Январь:

  • дополнение макета проекта;

  • начало работы над оформлением проекта;

Февраль:

  • окончание работы над проектом;

  • оформление проекта для печати;

  • корректировка проектной работы;

Март:

  • проверка проделанной работы самостоятельно и с куратором проекта;

  • устранение недочётов в работе;

  • печать готовой проектной работы;

Апрель:

  • защита проекта.





Глава 1. Немного о писателе

Николай Васильевич Гоголь – талантливый писатель и драматург русской литературы первой половины XIX века. Его имя также бессмертно, как имена великих современников Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Но вместе с тем литературоведами уделено недостаточно внимания такому аспекту его таланта, как изображение фантомных образов и призраков. В то время как мистика Гоголя представляет собой подготовленный этап для последующего развития фантастического в русской литературе.

Писатель с детства интересовался мистикой, что очень повлияло на написание большей части его произведений, а в будущем и на развитие русской фантастики.

Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках сновидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества. Николай Васильевич отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.














Глава 2. Повесть «Майская ночь, или утопленница» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Мир, открывавшийся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мало имел общего с той реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый мир поэтической сказки, в котором преобладает светлое мажорное начало. В «Вечерах» обильно введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти. Настоящая жизнь и легенда воспринимались читателями «Вечеров» как единое целое. Рассказы словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил Белинский, возникает особый мир «поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль».

В повести «Майская ночь, или утопленница» эпизод, когда мачеха, обратившаяся в страшную черную кошку, пытается задушить панночку – дочку сотника, но лишается лапы с железными когтями, навеян детскими видениями Гоголя.

Он рассказывал А. О. Смирновой о приключившейся с ним истории, когда было Гоголю всего пять лет: «Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли. Оставалась со мной одна старуха няня, да и та куда-то отлучилась. Спускались сумерки. Я прижался в уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, - мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла потягиваясь. А мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене. «Киса, киса», - пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд, где несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула, и последние круги на воде разбежались – водворились полный покой и тишина, - мне вдруг стало жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец,

которому я признался в поступке своем, меня высек». В «Майской ночи» ведьму-мачеху утаскивает в пруд утопленница-панночка.





































Глава 3.Повесть «Шинель» из сборника «Петербургские повести»

Именно у Гоголя блестяще показана оппозиция внешнего блеска и внутреннего разложения, в его Петербурге всё дышит обманом — это дьявольский мираж. Город трактуется как призрак. В произведениях Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает странные зловещие фантазии.

Герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, даже имя при рождении получил неблагозвучное. Но Башмачкин не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника; у него нет семьи, друзей, не ходит он в театр, ни в гости, ни просто погулять: все его духовные потребности удовлетворяются переписыванием бумаг.

Гоголь детальнейшим образом описывает, как окончательно протерлась старая, много раз чиненная шинель Акакия Акакиевича, как он по-детски пытался убедить портного Петровича, что сукно еще новое, поставить бы заплатки; как Башмачкин пытается раздобыть недостающие сорок рублей, как сэкономить. Наконец вожделенная шинель приобретается, но вскоре и ее крадут. Акакий Акакиевич бесполезно ходит по чиновникам, пытаясь разыскать пропавшую шинель и… умирает, не выдержав равнодушия со стороны «значительного лица».

Смерть, казалось бы, поставила точку в истории Акакия Акакиевича. Но Гоголь преподносит читателю еще одну неожиданность. Он рассказывает о мертвеце, который искал по ночам свою шинель, поэтому сдирал шинели со всех, не разбирая чина и звания(приложение 1). Мертвец не успокоился, пока не добрался до «значительного лица» и не содрал шинель с его плеч.

Такой фантастический поворот событий напоминает мрачные чудеса «Вия». Но в «Шинели» описание действий мертвеца приправлено юмором и так подано, что невозможно сказать наверняка, что было на самом деле, а что родилось в воспаленном воображении обывателей. Гоголь, правда, сообщает в самых последних строках, что, когда будочник попытался задержать привидение, оно, остановясь, спросило: «Тебе чего хочется?» - и показало такой кулак, какого у живых не найдешь. К тому же привидение было гораздо выше ростом, чем Акакий Акакиевич и носило «преогромные усы». Однако генерал в момент встречи с мертвецом-грабителем узнал Акакия Акакиевича и даже услышал его голос: «…твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще распек, - отдавай же теперь свою!» Впрочем, в состоянии ужаса немудрено услышать слова, которые давно твердит голос совести. И без того почти каждый день представлялся генералу «бледный Акакий Акакиевич, не выдержавший должностного распеканья».

Гоголь так и оставляет читателя в неизвестности: было ли это привидение или что-то другое. Во всяком случае, если по Петербургу шли слухи о чиновнике-мстителе, бунтующем после смерти, в этом проявлялся гнев, который испытывал еще живой Башмачкин. В горячечном бреду он «сквернохульничал» и вслед за словами «Ваше Превосходительство» произносил какие-то другие, «страшные слова».





























Глава 4. Повесть «Вий» из сборника «Миргород»

В сборнике повестей «Миргород» это самое мистическое и страшное произведение. Повесть была начата Гоголем в 1833 году.

Знаменитое произведение писателя "Вий" скорее всего было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание Малороссии, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета "Вия" в народном фольклоре.

Вий, имя фантастического подземного духа, было придумано Гоголем в результате соединения имени властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния» и украинских слов «вия» - ресница и «повико» - веко. Отсюда – длинные веки гоголевского персонажа.

В примечании к «Вию» Гоголь указывает, что «вся эта повесть есть народное предание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет, которого точно напоминал бы повесть. Лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями.

Гоголь – реалист. Его поэзия реальна, поэзия жизни действительной, жизни кротко знакомой нам. Иногда в творчестве Гоголя стирается грань между вымыслом и реальностью. «Вий» один из примеров такого произведения. Эти «набожные» люди лишь хотят казаться таковыми. Но они обманывают, прежде всего, себя.

Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь рассматривал три типа души (чистая – гибнущая – погибшая), то в «Вие» душа, погибшая окончательно. И Гоголь, верующий в Бога, показывает, какая участь ждет такую душу.

В «Вие» Хома Брут гибнет от мести ведьмы, его неопытная душа поклонилась обольщению бесовскому.(Приложение 2).

Основной психологический мотив этого рассказа – страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным – мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх.

Предсмертное желание дочери сотника (ведьмы) – чтобы после смерти ее в продолжение трех дней читал отходную Хома Брут.

- Как воспринял это Хома? («…вздрогнул по какому-то безотчетному чувству… Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе…»)

Хома боялся, но, несмотря на страх, он помышляет о корысти:

«…зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами…»

Анализируя три ночи, мы исследуем психологическое состояние героя, подвергшегося искушению: страстному желанию выкурить люльку, заглянуть в лицо покойнице, страстному любопытству и перечившему себе чувству страха, невозможности удержаться от принятия спиртного перед очередным походом в церковь…

«…Невольное чувство, казалось, шептало ему…» - страшна освещенная церковь ночью, с мертвым телом и без души людей»

«…Вдруг…среди тишины…с треском лопнула железная крышка гроба, и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Все летело и носилось, ища повсюду философа…»

Хома поддается искушению, он не может сопротивляться, и в итоге это его губит. Он не одолел силу ведьмы, так как пренебрег правильным обращением с Писанием, не захотел услышать внутренний голос: «Не гляди!»

«В «Вие» - отмечал А. К. Вронский – милая чувственность, земное, существенное ведет борьбу со смертными очарованиями, с темными душевными наслаждениями, с погибельным миром, но таящим неизъяснимые наслаждения».





















Заключение:

Проведённое мною исследование расширило кругозор, обогатило мои знания о творчестве Николая Васильевича Гоголя.

Н.В. Гоголь с детства интересовался мистикой и с самого детства по смерть был окружён ею. Именно поэтому он использовал в своих произведениях такое большое количество мистики. А она уже, в свою очередь, раскрашивает его произведения, придает им смешные и страшные, ужасные и задорные оттенки. Таким образом, мистическое в творчестве писателя занимает большое место. В течение всего своего творчества писатель обращается к мистическим сюжетам и фантомным образам. Но со временем отношение автора к мистическому постепенно меняется. Если в сборнике повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» мистическое могло творить мелкие пакости, а порой и быть наказанным за эти пакости, то в повести «Вий» зло велико и остаётся безнаказанным. Абсолютное зло, направленное на беспощадное уничтожение добра.

Мистическое в творчестве Гоголя многогранно и многолико. В зависимости от задач, возложенных на него писателем, оно может быть главным персонажем или второстепенным, быть женского или мужского пола, служить победе зла или добра, быть мелким пакостником или вселенским чудовищем.




















Источники:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Вечера на хуторе близ Диканьки. Н.В. Гоголь. Лекции – Л.: 1962.

2. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя: Материалы для выставки в шк. и дет.биб-ке. – М.: Дет.лит., 1980.

3.Искусство детали: наблюдение и анализ: о творчестве Гоголя./ Е.Добин. Л.: «Сов. писатель». Ленингр. отд-ние, 1975.

4.Н.В.Гоголь и русская литература XIX века: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: ЛГГИ, 1989. – 131с.

5.Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. А.Н.Степанов, М., Просвещение, 1998 г.

6.«Николай Гоголь». Анри Труайя, М.,»Эксмо», 2004 г.

7.О народности Н.В.Гоголя. – Киев, изд. Киев. Ун-та, 1973.

8.О языке худ. прозы Н.В.Гоголя: искусство повествов. / Отв.ред. А.Н.Кожин; АН СССР. – М.: Наука, 1987.

9.Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. (Серия: русские писатели). М.: Алгоритм, 2003. –

10.Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 352с.

11.Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. – Владивосток: изд-во Дальневосточн.ун-та, 1986.

12.«Художественный мир Гоголя» С.Машинский, М., Просвещение, 1971 г



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!