СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе " Сюжет один. А концепт?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по литературе ученицы 9 класса Марии Васильевой о влиянии художественного оформления обложки книги на восприятие сюжета читателем.

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе " Сюжет один. А концепт?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Весело-Вознесенская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Потемкина А. Н.







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по ЛИТЕРАТУРЕ

«СЮЖЕТ ОДИН. А КОНЦЕПТ?»





Выполнила

ученица 9 «а» класса

Васильева Мария Алексеевна


Руководитель:

Учитель русского языка и литературы Юнг Е. В.







С. В-Вознесенка

2024 год





Содержание

Введение

  1. Цели и задачи проекта.

  2. Актуальность проекта

  3. Гипотеза.

Основнаячасть:

  1. Обозначение проблемы

  2. Историяпоявленияобложек.(зачемвообщебылинужны, ихосновнаязадача.)

  3. Каксоздавалисьобложкивразныевремена?

  4. Какоевлияниеоказывалиобложкинавосприятиесюжета?

  5. Какменялосьсодержаниеобложкивтечениивремени?

  6. ПовестьН.М.Карамзина «БеднаяЛиза»(история появления ,актуальностьпосле прочтения, актуальностьвнашидни, тема, идея, жанр, направление, основнаямысльпроизведения.)

  7. АнализобложкиМ.В. Добужинского (1921 год)

  8. Анализобложки «Детскаялитература» (1981 год)

  9. Анализобложки «РиполКласскик» (2013 год)

  10. Результаты. Подтверждение/опровержениегипотезы.

Вывод.

Заключение.



Списки источниковилитературы.

















Введение

1.Цели и задачи проекта.

Цель: Выяснить, как менялось восприятие и отношение к сюжету на протяжении нескольких лет за счёт концепта обложки.

Задачи проекта: 1)Определить, и понять, зачем художники в разные времена создавали обложки к произведениям.

2)Как это влияло на восприятие сюжета( и влияло ли вообще?).

3)Как менялось содержание обложки в течении времени?

4)Показать на примере одного произведения основную тему: «Сюжет один, а концепт?»

2. Актуальность проекта. Для начала, конечно же хочется отметить именно актуальность моего проекта .Раздумывая, над темой проекта, его целью и задачей, мне стало интересно, для кого же он будет полезен? И я пришла к выводу, о том, что проект будет актуален абсолютно для всех. Ведь люди разных возрастов, с абсолютно разными предпочтениями, так или иначе прибегают к чтению книг( и даже не важно по какой причине, будь то собственное желание или вынужденное чтение.) Каждый человек от мала до велика сталкивается с обложками книг как в библиотеках, так и в онлайн приложениях для чтения книг.

Для меня эта работа важна ,так как литература-это совершенно иной мир, в котором можно побыть совершенно другим , свободным человеком, поэтому я считаю, что такие вопросы очень важно раскрывать, говорить о них, что бы в будущем не сталкиваться с подобными проблемами.

Паспорт проекта

Структура

Введение.

  1. Цели и задачи проекта.

  2. Актуальность проекта.

  3. Гипотеза.

Основная часть:

  1. Обозначение проблемы

  2. История появления обложек.( зачем вообще были нужны, их основная задача.)

  3. Как создавались обложки в разные времена?

  4. Какое влияние оказывали обложки на восприятие сюжета?

  5. Как менялось содержание обложки в течении времени?

  6. Повесть Н.М .Карамзина «Бедная Лиза»(история появление ,актуальность после прочтение, актуальность в наши дни, тема, идея, жанр, направление, основная мысль произведения.)

  7. Анализ обложки М.В. Добужинского (1921 год)

  8. Анализ обложки «Детская литература» (1981 год)

  9. Анализ обложки «РиполКласскик» (2013 год)

  10. Результаты. Подтверждение/Опровержение гипотезы.

Вывод.

  1. 17.Список источников и литературы.

Тема

«Сюжет один, а концепт?»

Адресация проекта

Возрастная категория от 6 лет. Люди любой профессии.

Участники проекта

Ученица 9 «А» класса

МБОУ В-Вознесенской СОШ

Васильева Мария Алексеевна.

Особенности проекта

Самой главной особенностью моего проекта является сама задумка, так как она появилась при знакомстве с замечательным человеком, который является призёром Всероссийской олимпиады школьников по литературе (на заключительном этапе)-Меланьей Ремета. А так же участие в образовательной программе по направлению «Летняя смена по литературе» на базе центра выявления и поддержки одарённых детей «Ступени успеха».

И конечно же общение с преподавателями ЮФУ и составителями ВСоШ по литературе ( регионального этапа).

Цель проекта

Выяснить, как менялось восприятие и отношение к сюжету на протяжении нескольких лет за счёт концепта обложки.

Задачи проекта

Определить, и понять, зачем художники в разные времена создавали обложки к произведениям.

Как это влияло на восприятие сюжета( и влияло ли вообще?).

Как менялось содержание обложки в течении времени?)Показать на примере одного произведения основную тему: «Сюжет один, а концепт?»

Предполагаемые

Собор необходимой информации, знакомство с ней.

Проведение необходимых аналитических работы.

Консультация учителя.

Проведение выводов.

Продукты проекта

Презентация, теоретический материал, личный опыт и понимание.

План реализации проекта.

Этапы проекта

Сроки исполнения

Задачи этапа

1)Подготовительный

Январь 2024

1.Сбор теоретического материала.

2.Прочтение сведений из художественной литературы для более точных аналитических данных.

3.Формирование гипотезы проекта.

4.Построение модели проекта.(структура)

2)Основной этап( практический)

Февраль 2024

1.Изучение собранного материала.

2.Анализ обложек к книгам, исходя из

полученных данных.

3.Описание рассматриваемой проблемы и

выбор путей для её решения.

4.Вывод.

3)Заключительный этап

Март 2024

1.Подготовка к защите проекта.



Ожидаемые результаты, риски: В результате работы над своим проектом я планирую получение готового продукта, которым затем смогут пользоваться люди ,для которых так или иначе важна данная тема.

Если план реализации проекта не будет нарушен и все его пункты пройдут в указанное время, то мне удастся избежать каких-либо рисков и проект будет сделан в предполагаемые сроки.



Работа над проектом.

Тема проекта: «Сюжет один, а концепт?»

Цель проекта:Выяснить, как менялось восприятие и отношение к сюжету на протяжении нескольких лет за счёт концепта обложки.

Задачи проекта: 1)Определить, и понять, зачем художники в разные времена создавали обложки к произведениям.

2)Как это влияло на восприятие сюжета( и влияло ли вообще?).

3)Как менялось содержание обложки в течении времени?

4)Показать на примере одного произведения основную тему: «Сюжет один, а концепт?»

3. Гипотеза

« Благодаря художникам произведение оживает, её автор через обложку передаёт своё впечатление, понимание, восприятие, а так же свою мысль с опорой на сюжет и время, в котором он творит. Поэтому каждое "лицо" книги передаёт своё отражение, свой концепт.»























Основная часть.

4. Обозначение проблемы.

Чаще всего, когда мы приходим в библиотеку и ищем конкретное произведение, мы сталкивается с одной проблемой, а именно, это многообразие обложек к одной и той же книге. Порой мы не понимаем ну как у одного, предположим романа, может быть несколько иллюстраций( они же, казалось бы , совсем разные...), а главное, зачем это нужно?

5.История появления обложек.

Давайте, прежде всего, затронем историю появления обложек. Как известно, первые прототипы обложек для книг появились очень давно, ещё в период античности. Основной их задачей была защита книги и её содержимого от каких-либо внешних факторов. Первые обложки имели особое название "диптих", которое имело значение двух скрепленных между собой пластин из дерева или металла, часто обтянутых кожей. С наружной стороны диптихи были гладкими, чтобы было проще выцарапывать название.

6. Как создавались обложки в разные времена.

Первое время, конечно, никто даже не думал о художественном оформлении и о красоте этой обложки — сделали книгу, название написали, ну и хорошо. Но рукописная книга, на создание которой уходило столько труда была настоящей ценностью. От этого у владельцев появлялось вполне естественное желание подчеркнуть этот факт и продемонстрировать свою состоятельность даже тому, кто не мог оценить ценность знаний, скрытых внутри. Поэтому обложки стали украшать драгоценными камнями, золотом и другими дорогостоящими вещами. Даже сами пластины, лежащие в основе переплета, начали делать из драгоценных металлов.

Но с развитием общества и появлением всё большего слоя образованных людей появлялось всё больше книг, оформленных без таких излишеств. Вместе с тем сохранялась и идея подчеркнуть ценность книги через обложку. Всё это провело к тому, что к 1820 году обложки стали приближаться к современному, уже привычному для нас формату. Издатели поняли, что роскошные обложки- это не выгодно!

И уже совсем скоро в 19 веке произошёл невероятный скачок, который позволил создавать обложки с многоцветной литографией и полутоновыми иллюстрациями. Сам дизайн выполнялся в стиле новомодных на то время художественных течений.(классицизм,реализм,романтизм,импрессионизм,постимпрессионизм.)

7. Какое влияние оказывали обложки на восприятие сюжета?

Художественное оформление обложек играет важную роль в привлечении внимания читателей и создании первого впечатления о книге. Именно оно помогает лучше передать настроен6ие и тематику произведения , а также выделить её среди других произведений.

Обложка является первым, что видит потенциальный читатель, именно она должна вызвать желание взять эту книгу, заинтересовать читателя .Хорошо продуманная и привлекательная обложка может послужить одним из фактов для приобретения книги. Видя обложку, мы уже задумываемся над его сюжетом, и после прочтения начинаем сравнивать её, искать какие-то сходства. Мы более чётко можем представить какую-то конкретную картину из произведения или увидеть на обложке героев книги. Даже когда мы выбираем одно произведение в интернете или других онлайн приложениях мы так или иначе смотрим на обложку и выбираем какую книгу прочитать.исходя из того, какая обложка больше привлекла наше внимание. Именно поэтому, можно сказать, что обложка оказывает большое влияние на читателя и на его выбор.

8. Как менялось содержание обложки в течении времени?

Как только не менялось содержание обложки на протяжении времени. Авторы были настолько креативны, что иногда обложки были не просто зазывающими, а даже вызывающими, что конечно же вызывало немало вопросов у некоторых читателей. Более того, иногда обложка книги даже не совпадала с её сюжетом!

9. Повесть Н.М .Карамзина «Бедная Лиза»(история появление ,актуальность после прочтение, актуальность в наши дни, тема, идея, жанр, направление, основная мысль произведения.)

«Бедная Лиза»- это повесть Никола Михайловича Карамзина, написанная в жанре сентиментализма. ( Как известно, основателем которого является сам Н.М. Карамзин). Когда в 1792 году «Бедная Лиза» только вышла в свет, она практически моментально нашла отклик у читателей, более того, повергла некоторых в шок! Непривычный, совершенно иной сюжет, отсутствие красивого доброго конца, где зло отстаёт наказным за свои проступки. Нет! Всё это было исключено из повести. Тем не менее, произведение стало классикой русской литературы. И даже в настоящее время оно никого не оставляет равнодушным. «Бедна Лиза» учит человека не только любви, но и тому, что настоящему чувству не могут помешать какие-то сословные рамки, тому, что нужно ценить каждую мелочь в жизни, п также всегда думать о своих поступках и уметь отвечать за них. На Лизином примере автор показывает, что у каждого могут быть трудности и каждого могут предать, но самое главное то, что нужно находить в себе силы двигаться дальше и не поступать необдуманно.

Одной из основных тем в произведения является любовь, поэтому при создании обложки к книге художники уделяли особое внимание романтической линии сюжета.

Сюжет всегда остаётся одним и тем же, ну а концепт? Концепт- подача и виденье, восприятие- меняется! Так за счёт исторических событий и фактов, влияющих на жизни людей, меняется понимание мира, осознание идеалов, которые заставляют человека каждый раз по-новому воспринимать тоже произведение, туже повесть.

Увидеть другую сторону произведения нам помогают художники, посредством создания обложек к книгам. При это они опираются на свои собственные чувства, своё понимание и уникальным образом, гармонично сочетают их с основной мыслью и сюжетом. В программной статье-манифесте "Что нужно автору?" Н.М. Карамзин заявил о том, что настоящему современному автору, прежде всего, нужно быть добрым и чувствительным, потому что произведение есть портрет его души и сердца- и это можно отнести не только к поэтам и писателям, но и к художникам, дизайнерам и иллюстраторам. Так, за счёт нового видения и иного прочтения, произведения меняются, и будто приобретают другую жизнь, смысл.

Давай те попробуем узнать на примере «Бедной Лизы», как изменялась концепция повести на протяжении столетия, какие особенности старались отразить авторы в своих работах, что считали важным и нужным для понимания повести, её сути.

10. Анализ обложки М.В. Добужинского (1921 год)

Итак, прежде всего хочется обратиться к первой обложке к произведению «Бедная Лиза», которая была создана русским и литовским художником Мстиславом Добужинским в 1921 году, затем книга вместе с его обложкой была опубликована в городе Санкт-Петербурге издательством «Аквилон». Чтобы лучше понять задумку автора, необходимо обратить внимание на особенности творчества , какими неповторимыми качествами обладал М.В. Добужинский. Нужно отметить, что Мстислав Валерианович был близок к символистам, по его словам, в городе Петербурге (его любимом городе), как художника Добужинского привлекали не общепризнанные красоты, а всевозможные детали, скрытые дворы, вся «изнанка города». Свою любознательность, уникальность он переносил в свои работы, поэтому, ему удавалось передать нутро человеческого бытия.

Художественное оформление сентиментальной повести Н. Карамзина экспрессивно и в то же время откровенно, пронизано нежностью и грустью. Само издание напечатано на кремовой бумаге. Название повести на наклейке и текст титульного листа набраны старым, использовавшимся в 18 веке шрифтом. Обложка украшена двумя гирляндами декоративно-цветочных орнаментов: одна из них обрамляет фамилию автора с одной стороны изображаются распустившиеся, живые цветы, которые, затем переходят в засохшие ветки, что помогает художнику отразить сам сюжет произведения. Вторая цветочная гирлянда выполнена в форме сердца, стоит заметить, что все цветы очень простые- таким приёмом( в котором автор использует полевые цветы) художник воспользовался не просто так, потому что за счёт него М.В. Добужинский показывает характер самой Лизы, каждый цветок означает что-то своё. Если рассматривать ландыши, которые по сути являются основной деталью всего произведения , по ним можно сказать , что они передают нежный , добрый образ, являются олицетворением искренности, частоты души, ведь белый цвет-это наивность, юность.

За счёт одновременной загадочности и простоты в создании обложки, читатель легко соотносит её с самой повестью.

Необходимо так де указать на то, что в своей обложке М. Добужинский основной упор делает именно на любовную линию, поэтому при создании художник выбирает четыре ключевых момента, передающих взаимоотношения Лизы и её возлюбленного Эраста.

Добужинский также как и Н.М. Карамзин уделяет много внимания пейзажу в повести и символической интерпретации сюжета. Не стоит забывать и то, что с точки зрения стиля и композиции работа Мстислава Валериановича считается образцовой.

11. Анализ обложки «Детская литература» (1981 год)

Следующая концепция последовавшая за нежностью и чистотой «Бедной Лизы», была концепция роковой любви. Именно такой мотив показан на обложке 1981 года к книге, которая была опубликована в городе Москве издательством под названием «Детская литература». Герои и сюжет оставались теми же, но спустя некоторое время восприятие повести начало меняться и читатели ещё больше стали обращать внимание на судьбу Лизы, которая вызывала у них горячее сочувствие. Трагическая концовка произведения хоть и вписывается в концепцию классического сентиментального романа, однако те сильные эмоции и чувства, вызванные самоубийством героини, невозможно было бы пробудить , если бы финал был менее печальным и жестоким.

Итак, на обложке автор изображает могильную плиту, в центре которой находится главная героиня повести. Художник не рисует её портрет, а изображает именно силуэт девушки, более того он находится не прямо, а в профиль. Именно посредством такой передачи Лизы, её автор , позволяет понять читателю весь спектр чувств этого персонажа и представить судьбу героини.

Детали: Чёрный цвет-символизирует смерть.

Склонённая голова говорит о том, что Лиза готова плакать, она разочарована в жизни, её предали.

Также за счёт чёткого изображения косы девушки и кокошника на её голове, мы точно можем сказать, что это крестьянка, автор оставляет такую деталь для того чтобы передать основную мысль повести о том, что «И крестьянки любить умеют.»

Затем в центре нам снова рисуются ландыши, если внимательно посмотреть ,можно заметить, что на обложке именно две веточки ландышей, они олицетворяют образы главных героев Лизы и Эраста. Важным акцентом служит красная лента, которой обвязаны цветы, так как ландыши, как уже было сказано ранее это символ нежности, простоты и непорочности, то красная лента выступает в роли совсем противоположной. Так как ландыши присутствуют в повести при первой встречи героев, то именно через них была передана сама Лиза, которая, затем продала эти цветы, то есть приступила к новому этапу в жизни, и в итоге оставила в прошлом свою нежность и чистоту, что в конце привело её к такой трагедии.

Красный цвет в судьбе героини стал символом горя, смерти, крови. К тому же, он одновременно включил в себя образ страстной любви и эгоизма.

12. Анализ обложки «РиполКласскик» (2013 год)

И вот перед нами более современная и новая обложка созданная в 2013 году под издательством Рипол Классик. Задумкой художников было создание обложки, которая привлечёт внимание школьников. Повесть необходимо было осовременить, так как сюжет-неизменен, а надо что- то менять. Поэтому авторы сохраняют стары бежевый цвет обложки, но меняют саму форму подачи, теперь она становится похожей на газету с разными картинками, формами и размером шрифта.

Издатели стали свободнее и сделали главным акцентом картину Орнеста Адамовича Кипренского (1827 года), но только в оригинале Лиза смотрит в другую сторону. Но в этом и заключается особенность, картину отзеркалили и теперь глаза героини были устремлены к цитате, заключённой в гирлянду из цветов «А сердце в выборе не вольно…», которая конечно же соотносится с темой несчастной любви в повести.

Чуть ниже этой цитаты, написана ещё одна, которая звучит очень современно и полностью отражает молодёжный замысел в произведении « Читать повести Карамзина, хотя бы для того , чтобы научиться целоваться, оставляя отпечаток своей души на душе возлюбленного.»

Важным так же является то , что вся обложка обесцвечена и даже картинка, но вот по углам поставлены какие-то пятна или кляксы. Как полагают современники это слёзы бедной Лизы, которые она проливает от своей несчастной любви, согласитесь, очень необычная деталь.

Так же о многом говорят три чёрные жирные линии, которые будто отделяют определённые этапы и соотносятся с сюжетом произведения, а конкретно со временем. Так как в повести описывается отрезок времени равный трём месяцам.

Добавлю ещё и то, что такая хаотичная форма, ещё и отражает современную подачу информации-неоднородную, современную, разную и резкую. Вот какими особенностями обладает нынешний мир в глазах издателей.

13. Результаты проекта

Итак, мы провели анализ трёх обложек к произведению «Бедная Лиза» Николая Карамзина, созданных в разные времена, на основе проделанной работы я могу подтвердить сформулированную гипотезу проекта. Действительно, благодаря художникам произведение оживает, её автор через обложку передаёт своё впечатление, понимание, восприятие, а так же свою мысль с опорой на сюжет и время, не только то, в котором он творит, но и на то, в котором было создано произведение. Поэтому каждое "лицо" книги передаёт своё отражение, свой концепт.









































Вывод.

Концепция действительно меняется со временем, но не зря же есть такая пословица «Нельзя судить по обложке.» И в этом случае так же, необходимо выбирать книгу прежде всего по сюжету, а уже затем обращать внимание, какую мысль хотел донести до читателя автор обложки.

Мы выяснили, как менялось восприятие и отношение к сюжету на протяжении нескольких лет за счёт концепта обложки.

Определили, и поняли, зачем художники в разные времена создавали обложки к произведениям. Как это влияло на восприятие сюжета( и влияло ли вообще. Как менялось содержание обложки в течении времени. Показали на примере одного произведения основную тему: «Сюжет один, а концепт?»



Заключение.

Что хотела получить? В результате работы над своим проектом я планирую получение готового продукта, которым затем смогут пользоваться люди, для которых так или иначе важна данная тема.

Что получила? Готовый продукт.

Ресурсы:

- временные: 2-3 месяца (самостоятельный сбор материала и его изучение и анализ, помощь преподавателей в определении направления проекта, формировании идеи и уточнения структуры продукта.)























Список источников и литературы.

1. https://blog.selfpub.ru/bookscovers?ysclid=lrn963v82870074064

2. https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/bednaya-liza-karamzin/?ysclid=lrnfcck8yd689865661

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

4. https://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2006/dobuz.pdf

5. https://polka.academy/articles/559

6. «Русская литература для всех» И.Н. Сухих ( От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!