СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по математике "Удивительное число нуль"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по математике, 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Проект по математике "Удивительное число нуль"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПИЧАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»















Удивительное число нуль









Работу выполнила: Рублева Анастасия,

ученица 5 а класса

Руководитель: Завьялова Алла Михайловна,

учитель математики

















Пичаево, 2018

Введение

Еще в начальной школе учительница сказала нам правило: «На НУЛЬ делить нельзя!»

Интересно! Прибавлять, отнимать, умножать можно, а делить нельзя!!!

А что если, исследовать это правило, и во всём разобраться!

Тема исследовательской работы: «Удивительное число нуль»

Гипотеза: на нуль делить нельзя.

Цель исследования: выяснить, почему делить на нуль нельзя.

Задачи исследования:

  1. Узнать, как правильно говорить: «ноль» или «нуль».

  2. Выяснить историю возникновения нуля.

  3. Познакомиться со значением нуля.

  4. Доказать, почему на нуль делить нельзя.

Объект исследования: число нуль.

Методы исследования: анализ, опрос учащихся 5 «А» класса, сбор информации из книг, сети Интернет.

Результаты исследования: приведено доказательство утверждения: «На нуль делить нельзя».

    1. «Ноль» или «нуль»?

- Начиная исследовать число нуль, возник вопрос: «Как правильно говорить: «ноль» или «нуль»»?

Было решено обратиться за помощью к одноклассникам. Провели среди них опрос.

Как правильно говорить: «ноль» или «нуль»?

Варианты ответа

Количество опрошенных

«Ноль»

16

«Нуль»

4

Всего в классе 20 учеников.

Решили проверить с помощью словарей.

В словарях русского языка С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова употребляются

обе формы слова - и "нуль", и "ноль". Но есть

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля можно найти также и два прилагательных: "нолевой" и "нулевой".

И только в Словаре трудностей русского языка Д.Э. Розенталь, М.А.Теленковой мы смогли найти различие в употреблении этих двух форм числа:

«НОЛЬ, ноля – НУЛЬ, нуля. Совпадают в знач., но различаются употреблением. Как правило, ноль употребляется в обиходной речи и в ряде устойчивых сочетаний, нуль – в терминологии, в научной речи.

Итак, разница между терминами «нуль» и «ноль» невелика, но она есть:

1) в разговорной речи чаще всего употребляется слово ноль, а в научной речи и терминологии - нуль;

2) есть ситуации, когда возможен только "НОЛЬ": ноль целых, ноль часов, ноль-ноль, ноль внимания, полный ноль.

Но "вероятность равна нулю", все сводится к нулю, температура опустится ниже нуля...

    1. История возникновения нуля

Мы настолько привыкли к этому числу, постоянно используем этот символ для математических расчетов. А ведь когда-то его не было, и люди обходились в математических операциях без этого знака.


Как же возникло данное число?

В Древнем Риме для совершения подсчётов использовали счёты – абаки. Абак в разных обличьях оказался весьма живучим изобретением. Абаки и счёты были разделены на несколько позиционных рядов. Так, чтобы обозначить на счётах число пятьсот два, на первой проволоке (разряд единиц) отбрасывали в сторону две костяшки, на третьей (ряд сотен) – пять, а на второй (разряд десятков) ничего не отбрасывали, так как десятков в числе не было.

Вот этот пробел, это пустое место и стало первым прообразом нуля. Говоря образно, нуль как число и цифра появился практически из ничего. Произошло это, конечно, не сразу. Одно дело – пустое место, другое дело – знак, и уж совсем третье – число. Первые шаги от пробела к знаку сделали вавилоняне.

В Вавилоне учёные изобрели число нуль в 4 веке до нашей эры. Но их изобретение не получило широкого распространения, потому что их математический аппарат базировался не на десятичной, а на 60-ричной системе счисления. Иными словами, в их математике было не 10, а 60 цифр. Суть позиционной системы заключалась в том, что каждый новый разряд записывался одними и теми же знаками, только располагали их левее предыдущего разряда. У вавилонян знаков было два: вертикальным клинышком обозначали единицу, а горизонтальным – десятку. Таким образом, записывали числа до 59, а число 60 снова обозначали вертикальным клинышком.

Если какой-нибудь разряд отсутствовал, вавилоняне ставили пробел, а в V в. до н.э. стали обозначать пропущенный разряд двумя клинышками.

Таким образом, мы видим, что изначально нуль не использовали как самостоятельное число, но лишь как некий пунктуационный знак,  помогающий правильно распознать число.

Независимо от вавилонян нуль изобрели племена Майя, населявшую Центральную Америку. Нуль у Майя был не числом, а лишь значком пробела и не участвовал в математических операциях. Очень интересно было узнать, что Майя пользовались цифрами двух типов: простой основывался на точках и черточках,а более сложный — на глифах, гротескных лицах.

Родиной настоящего нуля по праву считают Индию. Гениальным итогом индийской математики стала запись любых чисел с помощью десяти цифр, которыми мы пользуемся сейчас и которые не совсем справедливо называем арабскими (cами арабы, кстати, всегда называли их индийскими). Позже всех знаком наградили злосчастный нуль. Само понятие нуля (индийцы называли его «сунья/шунья» – пустое), по-видимому, возникло в середине V века. Первое же изображение нуля было обнаружено в числе 270, начертанном на стене г. Гвалиора (876 г.). Очень важно, что ноль здесь впервые стоит в конце числа и внешне напоминает знакомую нам дырку от бублика (разве что немного меньше других цифр).

Вот так в течение веков изменялось написание арабских цифр.















После величайшего открытия цифры 0 для обозначения отсутствующей величины, стало возможным возникновение десятичной системы!

    1. Количественная составляющая нуля



- Кстати, Лера, а ты знаешь, что долгое время слово «цифра» означала именно «нуль» и ничто другое!

- Нет, я не знала! Интересно, а ещё что означает понятие «нуль»?

Цифра нуль – пустое место

Или просто – ничего.

Нуль раздулся в знак протеста,

Чтоб заметили его.

Мы продолжили исследование понятия «числа нуль» по книгам и словарям, и вот к какому результату пришли: слово «цифра» действительно означала именно «нуль» и ничто другое (инд. «сунья», араб. «аль-сифр», лат. ciffra). От ciffra произошло множество названий, включая слова «шифр» и «зеро», хорошо известное любителям игры в рулетку. Позже термин «цифра» распространился на все знаки арабской нумерации.

Слово же «ноль/нуль» вошло в обиход в XVI веке. НУЛЬ («nullus» греч. – «никакой»)- это мера пустого множества, число элементов в множестве, в котором нет ни одного элемента (ноль литров молока в бидоне, подстричь «под ноль»).

Толковые словари дают следующие определения нуля:

  • Толковый словарь живого великорусского языка Вл.Ив. Даля:
НУЛЬ м. ноль - счислительный знак, означающий ничто, ничего (0); но поставленный после другой цифры (справа), повышает ее десятью, умножает на десять.
  • Толковый словарь русского языка Дм. Н. Ушакова: ноль и нуль, ноля, м. - цифровой знак: 0. Отсутствие величины (мат.).
  • Толковый словарь русского языка Ожегова С. Ив.: НОЛЬ, -я и НУЛЬ, -я, м. 1. В математике: действительное число, от прибавления которого никакое число не меняется. Сводиться к нулю (перен.: терять значение, превращаться в ничто). 2, Цифровой знак "0", обозначающий такое число, а также, в составе цифровых обозначений, отсутствие единиц какого-н. разряда.

Исходя из данных толкований понятия «ноль/нуль», мы сделали вывод: имеется два варианта использования 0, оба очень важные, но немного различные:

  1. 0 - это указатель пустого разряда в нашей позиционной системе счисления. Так, в числе 2106 нуль служит для того, чтобы позиции 2 и 1 были верными. Очевидно, что 216 значит совершенно иное;

  2. 0 – это число, которое мы обозначаем 0.



    1. Почему на нуль делить нельзя?

«Делить на нуль нельзя!» — большинство школьников заучивают это правило наизусть, не задаваясь вопросом: «Почему?» А ведь на самом деле очень интересно и важно знать, почему же нельзя?!

Всё дело в том, что четыре действия арифметики — сложение, вычитание, умножение и деление — на самом деле неравноправны. Математики признают полноценными только два из них — сложение и умножение. Эти операции и их свойства включаются в само определение понятия числа. Все остальные действия строятся тем или иным образом из этих двух.

Рассмотрим, например, вычитание.

- Что значит 5 – 3?

То есть 5 - 3 = х, если x + 3 = 5.

В этом уравнении нет никакого вычитания. Есть только задача — найти подходящее число.

Точно так же обстоит дело с умножением и делением.

То есть 8 : 4 = х, если х· 4 = 8.

Вот тут-то и становится ясно, почему нельзя (а точнее невозможно) делить на ноль. Запись 5 : 0 сводится к заданию найти такое число, которое при умножении на 0 даст 5, т.е. x · 0 = 5. Но мы знаем, что при умножении на нуль всегда получается 0. Это неотъемлемое свойство нуля, строго говоря, часть его определения.

Такого числа, которое при умножении на 0 даст что-то кроме нуля, просто не существует. То есть наша задача не имеет решения. А значит, записи 5 : 0 не соответствует никакое конкретное число. Следовательно, эта запись ничего не обозначает, так как не имеет смысла. Бессмысленность этой записи кратко выражают, говоря, что на ноль делить нельзя.

А можно ли нуль делить на нуль?

В самом деле, ведь уравнение 0 · x = 0 благополучно решается. Например, можно взять x = 0, и тогда получаем 0 · 0 = 0. Выходит, 0 : 0=0?

Но не будем спешить.

Попробуем взять x = 1. Получим 0 · 1 = 0. Правильно? Значит, 0 : 0 = 1? Но ведь так можно взять любое число и получить 0 : 0 = 5, 0 : 0 = 127 и т. д.

Но если подходит любое число, то у нас нет никаких оснований остановить свой выбор на каком-то одном из них. То есть мы не можем сказать, какому числу соответствует запись 0 : 0. А раз так, то мы вынуждены признать, что эта запись тоже не имеет смысла. Выходит, что на нуль нельзя делить даже нуль. (В математическом анализе бывают случаи, когда благодаря дополнительным условиям задачи можно отдать предпочтение одному из возможных вариантов решения уравнения 0 · x = 0; в таких случаях математики говорят о «раскрытии неопределенности», но в арифметике таких случаев не встречается.)

Вот такая особенность есть у операции деления. А точнее — у операции умножения и связанного с ней числа нуль.

Заключение

Заключение



Мне интересно было работать над этой темой. В процессе работы я много узнал интересного. Я теперь знаю историю возникновения числа нуль, некоторые свойства нуля, где можно применить число 0 в других областях знаний, кроме математики, какое значение число 0 имеет в практической жизни людей, место нуля в литературном и народном творчестве.Из всего этого я узнал, что изобретение числа “ Нуль” имеет очень большое значение для человечества и в частности для математики. Теперь я смогу рассказать историю появления нуля одноклассникам, показать значимость открытия этой цифры. А ещё я научился подбирать материал, обрабатывать его, выделять главное .



Список использованной литературы

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый А - З. Москва, Русский язык. 1989, с. 560.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под общей редакцией проф. Л.И.Скворцова. 24 –е изд., исправленное. Москва, ОНИКС Мир и образование, 2007, с. 140.

  3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Том 1. Москва, ОРИЗ, 1935, с. 902.

  4. http://bookz.ru/authors/4arl_z-seife/nol_-bi_804/1-nol_-bi_804.html

  5. C:\WINDOWS\Temp\Rar$EXa0.959\О’Коннор Дж. Дж., Робертсон Е.Ф. История нуля.htm








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!