СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по музыке "XX век в лицах. Женщина которую поют"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа о советском композиторе Александре Николаевне Пахмутовой. А.Н.Пахмутова- это женщина,которая стала настоящим символом советской эпохи.

Просмотр содержимого документа
«Проект по музыке "XX век в лицах. Женщина которую поют"»

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия"



Проект на тему:

«XX век влицах.

Женщина, которуюпоют

АлександраНиколаевнаПахмутова»



Подготовила:

обучающаяся 8 "Г" класса

ПлужниковаАнастасия


Руководитель: учитель музыки и педагог дополнительного образования

Коробова Елена Викторовна

г. Моршанск2018



Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2

I. Основная часть…………………………………………………………..4

1.1 Сведения о жизни композитора А.Н.Пахмутовой…………………….4

1.2.Творчество А.Н.Пахмутовой……………………………………............5

1.3 Детские песни А. Н. Пахмутовой………………………………………7

II. Заключение………………………………………………………….......9

III. Литература и информационные источники………………………10

Приложение………………………………………………………………...11































2





«Всего семь нот понадобилось этой великой женщине-композитору, чтобы создать выдающееся музыкальное сопровождение целой эпохи.»

Л.Лещенко



Введение:

Александра Николаевна Пахмутова – это женщина, музыка которой стала настоящим символом советской эпохи.С виду маленькая и невероятно хрупкая женщина смогла занять большое место в жизни огромной страны. Она стала символом советского творчества, пережила как счастливые, так и трудные годы, но служила исключительно своему таланту. Музыканты говорят, что счастливая судьба песни исчисляется пятью годами, а песни Пахмутовой поют десятилетиями. Всего же их было написано более 400. Аналога этому феноменальному рекорду, наверное, не сыскать во всем мире. Ее песням не суждено состариться, они обречены на вечную жизнь и популярность, несмотря на смену поколений, стран и эпох.

"«Нежность» и «Надежда», «Беловежская пуща» и «Команда молодости нашей». «Мелодия» и «Старый клен». Песни-истории. Песни эпохи. Даже одной хватило бы для всесоюзной славы. Александра Пахмутова написала более четырехсот. Песни А.Н. Пахмутовой украшают любимые фильмы и помогают совершать музыкальные путешествия — от Кубы до Испании, от Камчатки до Воронежа. У каждой песни — своя жизнь, у их создателя — жизнь в песне."

Все песни, на которых выросли наши родители, песни, которые до сих пор поют на русской эстраде, песни, вызывающие ностальгию по советским фильмам - все это плод работы, которая шла от сердца. Но что мы видим сейчас? Что слушает наша молодежь и какой посыл несет современная музыка? И куда же делись детские песни таких композиторов, как Александра Пахмутова?

Такими бы словами я хотела начать представление моей исследовательской работы, посвященной творчеству великого советского и

3



российского композитора Александры Николаевны Пахмутовой.

Цель проекта:познакомитьсяс творчеством великого советского композиторА.Н. Пахмутовой посредством восприятия и понимания ее произведений.

Задачи:

  • расширить знания о композиторе;

  • развивать восприятие произведений А.Н. Пахмутовой разных направлений и жанров;

  • развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на творчество А. Н. Пахмутовой;

  • воспитывать положительное отношение к творчеству А.Н. Пахмутовой.

Объект исследования:  песенное творчество Александры Николаевны Пахмутовой.

Предмет исследования:песнив творчестве Александры Николаевны Пахмутовой на детскую тематику.

Гипотеза: Знакомство и приобщение детей к музыке А.Н. Пахмутововой способствует развитию нравственно-эстетических качеств личности.

Актуальность работы заключается в том, что песни Александры

Пахмутовой знает и любит вся страна. Они формируют мировоззрение

общества, воспитывают их мысли и чувства, помогают расширять культурный кругозор и сопровождают людей в различных обстоятельствах и ситуациях. 



















4

I. Основная часть

1.1 Биография Александры Николаевны Пахмутовой

Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской. 

Впервые за фортепиано маленькая Аля села, когда ей не было еще и четырех. Пробовала подобрать услышанные в кино мелодии и даже сочинять. Первым учителем одаренной девочки стал отец, музыкант-любитель. Работал на лесозаводе под Сталинградом, где жила семья, и самостоятельно освоил фортепиано, балалайку, скрипку, арфу. Приучал к музыке и дочку. После первого года занятий родилось первое музыкальное произведение — пьеса для фортепиано «Петухи поют». Хотя интересно заметить, что в музыкальную школу девочка пошла только спустя два года. Когда Але было девять, она уже играла с папой в четыре руки первую часть Сороковой симфонии Моцарта в бекетовском клубе. Наступившая вскоре война дополнила репертуар. Для поднятия боевого духа в воинских частях и госпиталях 13-летняя девочка исполняла на аккордеоне военные песни. Но как только "театр военных действий" вышел за границу Советского Союза, Александра самостоятельно отправляется в Москву и в 14 лет поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Там девушка не только учится в специализированном классе фортепиано, но и посещает кружок юных композиторов, который организовали Виссарион Шебалин и Николай Пейко.Эта знаменитая «Школа одаренных детей», как ее тогда называли, дала путевку в жизнь многим музыкантам и композиторам, ставшим впоследствии всемирно известными. Окончила ее и Александра Николаевна Пахмутова, а затем оказалась студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Диплом о высшем образовании будущая звезда получила в 1953 году, но еще около трех лет училась в аспирантуре.

Александре очень повезло с будущим мужем. Судьба, а точнее сказать "Лодочка моторная", свела сердца композитора и поэта-песенника. Николай Николаевич Добронравов составил не только слаженный творческий дуэт, но

и счастливую супружескую пару. В семье нет детей, но посредством выпуска множества детских и пионерских песен все ребята страны являются детьми

этих замечательных людей.

5

1.2 Творчество А.Н. Пахмутовой

« Пахнут хвоей и травой песни Пахмутовой.

Нет сердец перед тобой нераспахнутых»



В своём творчестве, Александре Пахмутовой удалось охватить разные жанры. В этот список входят произведения для симфонического оркестра («Концерт для трубы с оркестром» 1955, «Одна на зажжение огня для смешанного хора и большого симфонического оркестра», «Русская сюита»1953), произведения кантатно-ораторного жанра («Прекрасная, как молодость, страна», «Красные следопыты», «Отрядные песни»).Александрой Пахмутовой написана музыка к кинофильмам: «Семья Ульяновых», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь - трава горькая», «Баллада о спорте», «О спорт, - ты мир!» (официальная картина, созданная по заказу Международного Олимпийского комитета, посвященная Олимпиаде-80 в Москве), а также к фильмам «Битва за Москву», «Сын за отца».

Но особое внимание хочется обратить именно на песенное творчество. Песни Александры Николаевны Пахмутовой разнообразны по характеру и стилистическим приёмам. Они посвящены Родине, молодёжи, детям, героям современности — лётчикам, космонавтам, геологам, спортсменам.

Любовь к песне у Александры Николаевны проявилась в самом раннем детстве. Слушая радио, смотря кино, она легко играла и пела все песни, которые слышала. Мелодии из фильмов «Дети капитана Гранта», «Веселые ребята», «Волга-Волга».  И ещё, она всегда приравнивала песню к серьёзным произведениям, придавая ей такое же значение, как и классической музыке. Широко известны такие, как: «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Девчонки танцуют на палубе», «ЛЭП-500», «Прощание с Братском», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Созвездие Гагарина», «Знаете, каким он парнем был», «Смоленская дорога», «Ненаглядный мой», «Старый клен», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Поклонимся великим тем годам», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет вхоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «И вновь продолжается бой», «Мелодия», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были», «Виноградная лоза», «Остаюсь», «Люби меня», «Русский вальс», «Мать и сын», «Песенка о господах и госпоже» и многие другие.

Поднимая высокие гуманистические темы, композитор воплощает их в лирическом плане. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. В песнях композитора есть та мелодическая «изюминка», которая, как заметил


6



Евгений Светланов, «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании».

Все партитуры своих песен она всегда пишет сама - будь то симфонический оркестр или эстрадный, оркестр народных инструментов или современный компьютер.

Отдельного внимания заслуживают произведения, написанные о Великой Отечественной Войне. Александре Пахмутовой принадлежит немало песен, посвящённых защитникам Родины. Ещё в 30-х годах существовали баллады, которые посвящались героическим образам войны. В 60-е годы песни приобретают новые черты. Их основная идея — донести до слушателя рассказы о прошлом, которое неразрывно связано с сегодняшним днём. Среди них: «Если отец герой», «Песня разведчиков» (сл. Б. Яроцкого), «Письмо пограничника» (сл. Д. Голубкова), «Весна сорок пятого года», «Сидят в обнимку ветераны», «Малая земля» (песня, написанная к 30-летию Победы над фашистской Германией и посвящена героям 18-й десантной армии).

Пример своеобразного сплава эпоса и лирики — сочинение А. Пахмутовой на стихи В. Бокова «Песня-сказ о Мамаевом кургане»:

"На Мамаевом кургане тишина,

За Мамаевым курганом тишина,

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной

Встала женщина с поникшей головой"



Московская олимпиада 1980 года. Никогда не забудет страна того трогательного огромного Мишку, плывущего ввысь, держась за воздушные шары и эту грустную, неповторимую песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова,известную каждому:

 "На трибунах становится тише...

Тает быстрое время чудес.

До свиданья, наш ласковый Миша,

Возвращайся в свой сказочный лес."

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что создание песни для А. Н. Пахмутовой — это процесс, в котором важны и все художественные ресурсы, и мелодия, и сопровождение. Все композиции, что были написаны ей в этих жанрах, очень быстро разносились по всей стране, становились популярными. Практически в каждом доме напевали «Мне с детства снилась высота», «Богатырская наша сила», «Темп», «Команда молодости нашей», «Мяч и шайба», «Трус не играет в хоккей» и другие.






7

1.3 Детские песни А. Н. Пахмутовой

Целый арсенал песен был написан для детей. Александра Пахмутова всегда цитирует композитора Дмитрия Кабалевского, который сказал, что каждый композитор должен в год создавать хотя бы по одному произведению для детей. Александра Николаевна неуклонно следовала этому правилу.

Особое внимание я хотела бы уделить творчеству А.Н.Пахмутовой в детском направлении. Мною был проведен опрос, на сколько творчество Пахмутовой известно и любимо средиобучающихся и учителей МБОУ «Гимназия» (Приложение1)

Результаты таковы:

  • 80% моих одноклассников не могут точно ответить на вопрос: "Знакомы ли вы с творчеством А.Н. Пахмутовой?"

  • Но на наводящий вопрос, в котором перечислены пару детских песен композитора, более 60% ответили положительно, узнал песни " Трус не играет в хоккей", "Орлята учатся летать" и т.д.

  • Учителя и педагоги гимназии с большим трепетом и теплом отозвались о творчестве А.Н.Пахмутовой. 100% учителей знают, любят и поют песни А.Н.Пахмутовой.

Так почему же Современные дети так мало знают об А.Н.Пахмутовой?

На основе результатов я решила углубиться в изучении детских песен, которые были так актуальны во время творения Александры Николаевны.

Я бы хотела начать с предыстории Большого Детского Хора им. В.С.Попова,ведь с помощью него композиторская деятельность на детскую тематику Александры Пахмутовой развивалась с большой скоростью.

Хор создал большой фонд записей, насчитывающий свыше тысячи различных сочинений. От небольших песен до кантат, симфоний и опер, от классических произведений до советских патриотических песен. Массовому слушателю хор известен своим «детским» репертуаром — коллективом было записано огромное количество песен для детей, в том числе песен из детских и молодёжных фильмов. И одним из главных партнеров этого хора стала Александра Николаевна Пахмутова.

За годы своего существования хор достиг больших успехов, став лауреатом многочисленных национальных и международных конкурсов. Обрёл репутацию одного из самых известных, успешных и лучших детских хоров мира.



8





Совсем недавно, 17 февраля этого года, на передаче Андрея Малахова "Привет, Андрей!" в студию были приглашены А. Н. Пахмутова и ее супруг, вспомнить былые времена становления детского хора. В студию были приглашены уже повзрослевшие "мальчишки и девчонки": Роза Агишева ( солистка хора и исполнительница "Кто пасется на лугу?"), вспоминали СергеяСупонева, который был также известным телеведущим в программе "15 марафон". Александру Николаевну даже пригласили сыграть для нынешнего детского хора известную песню " Орлята учатся летать", солистом которого стал выпускник известной передачи "Синяя птица" Влад Ушаков. В общем, атмосфера была душевной и располагающей. Все вспоминали радостной былое время и преумножали плоды сегодняшних дней.

Но в чем же скрывается такая важность детских песен А.Н. Пахмутовой? Я

бы хотела представить Вам отрывок из передачи Андрея Малахова:

"- Как Вы думаете, почему тогда 150 детских голосов стали так же значимы, как балет, хоккей и космос?

-Их заботливо опекали, их любили и передавали детям детские песни. Я уже не помню, когда последний раз слышала детские песни по радио и по телевидению."

Вывод: Александра Николаевна Пахмутова передавала в своих песнях то тепло, доброту и детскую простоту народу. В наше время очень много разных жанров музыки и стилей. И дети, оказавшиеся под влиянием столь большой информации, теряют песни, учащие состраданию, любви и дружбе. Мы не можем вспомнить песню, ассоциирующуюся с чем-то светлым. Нам легче вспомнить то, что сейчас идет в ногу со временем. Мы, конечно же, не можем осуждать каждого ребенка, так как у каждого свои вкусы и в музыке. Но Александра Николаевна пыталась донести то, что копилось у нее в душе, что выстраивалось мелодиями к детским песням, что в дальнейшем способствовало мировоззрению многих людей.













9

Заключение



Александра Пахмутова один из животворных символов великой эпохи. Но не только той, что осталась за волнорезом XX века и второго тысячелетия. Её песни и сейчас - с нами. Будут они и с нашими детьми, и с нашими внуками.

В советское время их пела вся страна. И сегодня песни Александры Николаевны помнят и любят почитатели ее щедрого таланта. С Пахмутовой сотрудничали выдающиеся поэты. Наиболее плодотворным стал её союз с мужем, поэтом Николаем Добронравовым. Песни Пахмутовой исполняли Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Георг Отс, Юрий Гуляев, Анна Герман, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, София Ротару, Лев Лещенко, Юлиан и другие признанные артисты.

 Композитором столетия назвал Александру Пахмутову Лев Лещенко. Думаем, что с этим согласятся не только люди советского поколения, но и те, кто за последнюю четверть века смог осознать все могущество творчества Александры Николаевны. Всего семь нот понадобилось этой великой женщине-композитору, чтобы создать выдающееся музыкальное сопровождение целой эпохи.






























10

Литература и интернет ресурсы:

 

http://www.pakhmutova.ru/ – Официальный сайт Александры Николаевны Пахмутовой



1.. Песни Александры Пахмутовой //Советская музыка № 3, М., 1965. С.13

.С.137

2.   Генина Л. Александра Пахмутова. «Советская музыка», 1956, № 1.

3. Добрынина Е. А. Композитор и его герои//Музыкальная жизнь, 1965, № 5., С.22

4. Добрынина Е. Александра Пахмутова. — М., 2003.

5. Добрынина Е. Александра Пахмутова. «Музыкальная жизнь», 1961, № 5.

6.. Квасникова Л. Дорогами песен Александры Пахмутовой. -М.: Музыка, 1979.-56с.: ил.-(Рассказы о музыке).

7. Кошмина И. Александра Пахмутова// Пахмутова А.Н. Песни для детского xopa M., 1983.-C.2-4.

8. Пахмутова А. Друг мой, песня! «Комсомольская правда», 29 июля 1967 г.

9. Пахмутова А.Н. Песни. Очерк о жизни и творчестве / Автор-сост. М.Капустин.- М.:



























11

Приложение

Анкета

1. Знаете ли вы композитора А.Н.Пахмутову?

2.Какие произведения этого композитора вам известны?

3.Слышали ли вы о таких песнях, как " Орлята учатся летать", "Трус не играет в хоккей", "Кто пасется на лугу"?

3.Нравится ли вам творчество А.Н.Пахмутовой?

4. Хотели бы вы больше узнать о жизни и творчестве А.Н.Пахмутовой?





































12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!