СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по ОРК и СЭ "Школьный этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект научит обучающихся применять правила школьного этикета.

Просмотр содержимого документа
«Проект по ОРК и СЭ "Школьный этикет"»

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей – интернат №1» г. Курска









Индивидуальный итоговый проект

Тема: «Школьный этикет»





Предмет: основы религиозных культур и светской этики







Выполнил:

Багликов Артур

обучающийся 4 «В» класса



Руководитель проекта:

Белых Ирина Сергеевна

учитель начальных классов







Курск, апрель, 2020 г.

Содержание

Введение 3

Школьный этикет: 4-12

1.1. История возникновения этикета 4-5

1.2. Виды этикета 5

1.3. Составляющие школьного этикета 6

1.4. Правила школьного этикета 6-12

Заключение 12

Информационные источники 12

Приложение 13-17































ВВЕДЕНИЕ

Каждое утро, переступая порог своей школы, я наблюдаю, что одни дети всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями. Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться друг с другом совсем не обязательно.

Нередко можно увидеть, как школьники ссорятся, обзывают и обижают друг друга, дерутся. Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и общения друг с другом? Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком?

Проблема заключается в том, что школьники младших классов еще плохо знают школьный этикет и не всегда выполняют его правила.

Цель проекта: научиться применять правила школьного этикета.

Задачи:

1) изучить литературу и другие информационные источники об этикете;

2) определить составляющие школьного этикета;

3) узнать новые правила школьного этикета;

4) составить памятку правил школьного этикета для младших школьников.

Объект исследования – взаимоотношения между людьми, предмет исследования – школьный этикет.

Гипотеза: зная правила школьного этикета, можно разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям.

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы и других информационных источников, беседа, наблюдение.

Предполагаемый результат работы над проектом:

1. Расширение и углубление знаний о школьном этикете.

2. Составление памятки правил школьного этикета для младших школьников.

3. Создание презентации на тему «Школьный этикет».

1.1. История возникновения этикета

Слово “этикет” (в переводе с французского языка “этикетка”, “надпись”), как правила поведения людей, вошло в обиход в XVII веке. Как-то на одном придворном приеме во времена правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки с изложением того, как они должны держаться. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло слово «этикет» - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.



Первый сборник добрых советов «Поучения Кочемни». появился в Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

В русский язык слово «этикет» вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни.

Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.



1.2. Виды этикета

Существуют следующие виды этикета:

  • речевой этикет;

  • школьный этикет;

  • гостевой этикет;

  • столовый этикет;

  • этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.) ;

  • дипломатический этикет;

  • профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.);

  • религиозный этикет;

  • служебный этикет;

  • телефонный этикет.





1.3. Составляющие школьного этикета

Школьный этикет-это правила поведения в школе. Он включает в себя:

  • внешний вид (опрятность в одежде, внешний вид учебных принадлежностей, порядок на рабочем месте);

  • манеру общения (речь);

  • поведение в школе (на уроке, перемене, в столовой, в библиотеке);

  • отношение к чужой собственности;

  • взаимопомощь и дружбу.

Конечно, школа – дом родной для всех ребят,

Но, как известно, она ещё для нас с тобой,

Дружок, общественное место.

Здесь существует с давних лет особый школьный этикет.

И помнит каждый школьник пусть:

Он должен знать об этикете,

А первоклассник наизусть

Заучит пусть законы эти.



1.4. Правила школьного этикета

  1. Внешний вид и порядок

«Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем виде.

  • Ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно. Собираясь в школу, нужно взять с собой носовой платок и расческу.

  • Причёска должна соответствовать деловому стилю. Девочки не носят волосы распущенными, у мальчиков короткая стрижка.

  • Руки и ногти должны быть чистыми. Ногти обязательно короткие и подстриженные, натурального цвета.

  • Школьная форма должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка или брюки. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак.

  • Сменная обувь должна быть обязательно в любое время года.

  • На урок физкультуры надо ходить в спортивной форме и спортивной одежде.





Бережное отношение к школьному имуществу

Школа – это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями, коридоры со стендами и картинами. Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу :

  • не писать на партах и стенах;

  • не ломать мебель;

  • не раскрашивать стены, стенды, таблички и т.д.;

  • убирать за собой мусор, пользоваться урнами, как воспитанные люди;

  • не плевать на пол.

Аккуратное обращение с учебными принадлежностями:

  • Учебники и тетради должны быть обёрнуты.

  • Складывать их надо аккуратно, не помяв листы.

  • На ученическом столе должен поддерживаться порядок и может лежать только то, что необходимо для урока – учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши.



  1. Манера общения

Разговор бывает разным: деловым и дружеским, интересным и скучным, веселым и грустным, серьезным и шутливым, душевным и строгим. Но во всех случаях разговор или манера общения должна быть вежливой, доброжелательной. Итак, нужно уметь вести любой разговор.

В Древней Руси в XII веке Владимир Мономах учил вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не осуждать речью, не много смеяться».

Правила общения в школе:

  • Придя в школу, следует поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе.

  • Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!»

  • При обращении друг к другу надо быть взаимно вежливым: не грубить, не употреблять непристойных выражений, не кричать.

  • Обращаться друг к другу по имени.

  • Улыбаться, не ходить с кислыми лицами.

  • Не говорить плохое о людях, которые тебя окружают.

  • Уметь испытывать радость от успеха своего одноклассника.

  • Уметь относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника.

  • Не быть навязчивыми в общении.

  • Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.

  • По окончанию занятий следует попрощаться с учителем и одноклассниками.





  1. Поведение в школе



Приход в школу:

  • Приходить в школу нужно за 15-20 минут до начала занятий.

  • Нужно заранее приготовиться к учебному предмету и спокойно ждать учителя.

  • Нельзя прогуливать уроки.

Правила поведения на уроке:

  • Если хочешь ответить, подними руку, не кричи и не вскакивай с места.

  • Соблюдай тишину во время рассказа учителя и выступления одноклассника.

  • Во время урока нельзя кушать и жевать жевательную резинку.

  • Нельзя разговаривать во время урока с соседом по парте, смеяться, заниматься посторонними делами, мешать учителю проводить урок.

  • Нельзя пользоваться во время уроков телефонами.



Правила поведения на перемене:

  • На перемене можно пройтись, пообщаться с приятелями.

  • Не следует на переменках устраивать шумные игры и бегать по коридору. Это время для отдыха и общения.

  • Нельзя обижать тех, кто младше и не стоит задирать старшеклассников.



Правила поведения в столовой:

  • Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно мыть руки.

  • Нужно сидеть прямо и не класть локти на стол.

  • Необходимо пользоваться бумажной салфеткой. Использовав, положить ее под край тарелки, а в конце обеда – на свою тарелку.

  • Нельзя разговаривать и пить, пока не прожевал и не проглотил еду.

  • На тарелке и столе должно быть аккуратно и красиво!

  • Нужно убирать за собой грязную посуду, стол после себя оставлять чистым.

  • Нужно благодарить персонал столовой за обслуживание и вкусную еду.

Правила поведения в библиотеке:

  • Не входить в библиотеку в верхней одежде и с рюкзаком.

  • Разговаривать тихо.

  • Отключать звук мобильного телефона во время пребывания в библиотеке.

  • С книгами обращаться бережно и аккуратно.

  • Возвращать книги в библиотеку вовремя и в том же состоянии, в котором брали.

4)Закон о собственности

  • Личные вещи – это вещи, принадлежащие одному человеку.

  • Общие вещи – это вещи, принадлежащие группе людей.

  • Чужие вещи можно брать только с разрешения хозяина.

  • Нельзя передавать чужую личную вещь никому!

  • Материальную ответственность несет тот, кто взял чужую личную или общую вещь.

5) Взаимопомощь и дружба.

Взаимопомощь - это проявление заботы о другом человеке. В классе мы должны выручать друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается.

Главным в школьной жизни является умение дружить. Мы должны помнить правила крепкой дружбы:

  • если товарищ попал в беду, помоги ему;

  • поделись с товарищем тем, что у тебя есть;

  • останови товарища, если он делает что-то плохое;

  • будь верен в дружбе.

Для младших школьников я разработал памятку «Правила школьного этикета», которая поможет им запомнить основные правила поведения в школе (Приложение 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над этим проектом, я получил более полное представление о школьном этикете, узнал интересные сведения о манерах общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о культуре в целом. Я пришёл к выводу, что правила школьного этикета учат дружбе, взаимопомощи, взаимоуважению, позволяют решать спорные вопросы, быть вежливыми и тактичными.

Цель моего проекта достигнута. Задачи, которые были поставлены перед проектом, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена. В дальнейшем мне бы хотелось продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.

Информационные источники

1. Андреев В. Ф. Золотая книга этикета.- М.:Вече, 2005.-400с.

2. Е. Вервицкая . Этикет.- М.:ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2010.-320с.

3. Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий:3-4 классы/ Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина.-М.: ВАКО, 2009.-368с.

4. М.С. Селиванова. Правила поведения в школе.-М.: Литера, 2012.-36с.

5. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов– М.: Школьная Пресса. 2002. – 112с.

6. Этикет от А до Я/Авт.-сост. Н. В. Чудакова. – М.: АСТ, 1998. – 112с.

7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/proekt-shkolnyi-etiket

Приложение



Памятка

«Правила школьного этикета»

  • В школу приходи за 15-20 минут до начала занятий.

  • При общении с учителями и одноклассниками, а также работниками школы употребляй вежливые слова.

  • В школу приходи чисто и аккуратно одетым.

  • Соблюдай чистоту и порядок на своем рабочем месте.

  • Бережно относись к школьному имуществу.

  • Во время урока не разговаривай с соседом по парте и не отвлекайся.

  • На переменах не бегай по коридору, не обижай младших, не задирай старших.

  • Когда уходишь из класса, заканчивая учебный день, попрощайся с учителем и одноклассниками.





















Кроссворд «Этикет школьника»

По горизонтали:

1. Часто бывает, что... по парте становится лучшим другом. (Сосед.)

4. «Жалобная книга» учащегося. (Дневник.)

5. Каждый раз он входит в класс, чтоб начинать урок для нас. (Учитель.)

7. Проверочная работа по итогам темы, четверти, года. (Контрольная.)

8. Она и радует, и огорчает ученика. (Отметка.)

9. По коридору мчал Сережка. Упал — подставлена... (подножка).

10. Один лентяй в кругу друзей

Признался очень откровенно:

«Ах, в школе мне всего милей,

Нет, не урок, а... (перемена)».

По вертикали:

2. Для него привычно учиться на отлично. (Отличник.)

3. Страж порядка в классе. (Дежурный.)

6. У мальчика тетрадки

В отличнейшем порядке.

Он в школе весь внимание.

Вот это... (воспитание)!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!