Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей – интернат №1» г. Курска
Индивидуальный итоговый проект
Тема: «Школьный этикет»
Предмет: основы религиозных культур и светской этики
Выполнил:
Багликов Артур
обучающийся 4 «В» класса
Руководитель проекта:
Белых Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
Курск, апрель, 2020 г.
Содержание
Введение 3
Школьный этикет: 4-12
1.1. История возникновения этикета 4-5
1.2. Виды этикета 5
1.3. Составляющие школьного этикета 6
1.4. Правила школьного этикета 6-12
Заключение 12
Информационные источники 12
Приложение 13-17
ВВЕДЕНИЕ
Каждое утро, переступая порог своей школы, я наблюдаю, что одни дети всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями. Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться друг с другом совсем не обязательно.
Нередко можно увидеть, как школьники ссорятся, обзывают и обижают друг друга, дерутся. Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и общения друг с другом? Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком?
Проблема заключается в том, что школьники младших классов еще плохо знают школьный этикет и не всегда выполняют его правила.
Цель проекта: научиться применять правила школьного этикета.
Задачи:
1) изучить литературу и другие информационные источники об этикете;
2) определить составляющие школьного этикета;
3) узнать новые правила школьного этикета;
4) составить памятку правил школьного этикета для младших школьников.
Объект исследования – взаимоотношения между людьми, предмет исследования – школьный этикет.
Гипотеза: зная правила школьного этикета, можно разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы и других информационных источников, беседа, наблюдение.
Предполагаемый результат работы над проектом:
1. Расширение и углубление знаний о школьном этикете.
2. Составление памятки правил школьного этикета для младших школьников.
3. Создание презентации на тему «Школьный этикет».
1.1. История возникновения этикета
Слово “этикет” (в переводе с французского языка “этикетка”, “надпись”), как правила поведения людей, вошло в обиход в XVII веке. Как-то на одном придворном приеме во времена правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки с изложением того, как они должны держаться. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и произошло слово «этикет» - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Первый сборник добрых советов «Поучения Кочемни». появился в Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.
В русский язык слово «этикет» вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни.
Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
1.2. Виды этикета
Существуют следующие виды этикета:
речевой этикет;
школьный этикет;
гостевой этикет;
столовый этикет;
этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.) ;
дипломатический этикет;
профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.);
религиозный этикет;
служебный этикет;
телефонный этикет.
1.3. Составляющие школьного этикета
Школьный этикет-это правила поведения в школе. Он включает в себя:
внешний вид (опрятность в одежде, внешний вид учебных принадлежностей, порядок на рабочем месте);
манеру общения (речь);
поведение в школе (на уроке, перемене, в столовой, в библиотеке);
отношение к чужой собственности;
взаимопомощь и дружбу.
Конечно, школа – дом родной для всех ребят,
Но, как известно, она ещё для нас с тобой,
Дружок, общественное место.
Здесь существует с давних лет особый школьный этикет.
И помнит каждый школьник пусть:
Он должен знать об этикете,
А первоклассник наизусть
Заучит пусть законы эти.
1.4. Правила школьного этикета
Внешний вид и порядок
«Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем виде.
Ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно. Собираясь в школу, нужно взять с собой носовой платок и расческу.
Причёска должна соответствовать деловому стилю. Девочки не носят волосы распущенными, у мальчиков короткая стрижка.
Руки и ногти должны быть чистыми. Ногти обязательно короткие и подстриженные, натурального цвета.
Школьная форма должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка или брюки. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак.
Сменная обувь должна быть обязательно в любое время года.
На урок физкультуры надо ходить в спортивной форме и спортивной одежде.
Бережное отношение к школьному имуществу
Школа – это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями, коридоры со стендами и картинами. Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу :
не писать на партах и стенах;
не ломать мебель;
не раскрашивать стены, стенды, таблички и т.д.;
убирать за собой мусор, пользоваться урнами, как воспитанные люди;
не плевать на пол.
Аккуратное обращение с учебными принадлежностями:
Учебники и тетради должны быть обёрнуты.
Складывать их надо аккуратно, не помяв листы.
На ученическом столе должен поддерживаться порядок и может лежать только то, что необходимо для урока – учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши.
Манера общения
Разговор бывает разным: деловым и дружеским, интересным и скучным, веселым и грустным, серьезным и шутливым, душевным и строгим. Но во всех случаях разговор или манера общения должна быть вежливой, доброжелательной. Итак, нужно уметь вести любой разговор.
В Древней Руси в XII веке Владимир Мономах учил вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не осуждать речью, не много смеяться».
Правила общения в школе:
Придя в школу, следует поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе.
Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!»
При обращении друг к другу надо быть взаимно вежливым: не грубить, не употреблять непристойных выражений, не кричать.
Обращаться друг к другу по имени.
Улыбаться, не ходить с кислыми лицами.
Не говорить плохое о людях, которые тебя окружают.
Уметь испытывать радость от успеха своего одноклассника.
Уметь относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника.
Не быть навязчивыми в общении.
Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.
По окончанию занятий следует попрощаться с учителем и одноклассниками.
Поведение в школе
Приход в школу:
Приходить в школу нужно за 15-20 минут до начала занятий.
Нужно заранее приготовиться к учебному предмету и спокойно ждать учителя.
Нельзя прогуливать уроки.
Правила поведения на уроке:
Если хочешь ответить, подними руку, не кричи и не вскакивай с места.
Соблюдай тишину во время рассказа учителя и выступления одноклассника.
Во время урока нельзя кушать и жевать жевательную резинку.
Нельзя разговаривать во время урока с соседом по парте, смеяться, заниматься посторонними делами, мешать учителю проводить урок.
Нельзя пользоваться во время уроков телефонами.
Правила поведения на перемене:
На перемене можно пройтись, пообщаться с приятелями.
Не следует на переменках устраивать шумные игры и бегать по коридору. Это время для отдыха и общения.
Нельзя обижать тех, кто младше и не стоит задирать старшеклассников.
Правила поведения в столовой:
Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно мыть руки.
Нужно сидеть прямо и не класть локти на стол.
Необходимо пользоваться бумажной салфеткой. Использовав, положить ее под край тарелки, а в конце обеда – на свою тарелку.
Нельзя разговаривать и пить, пока не прожевал и не проглотил еду.
На тарелке и столе должно быть аккуратно и красиво!
Нужно убирать за собой грязную посуду, стол после себя оставлять чистым.
Нужно благодарить персонал столовой за обслуживание и вкусную еду.
Правила поведения в библиотеке:
Не входить в библиотеку в верхней одежде и с рюкзаком.
Разговаривать тихо.
Отключать звук мобильного телефона во время пребывания в библиотеке.
С книгами обращаться бережно и аккуратно.
Возвращать книги в библиотеку вовремя и в том же состоянии, в котором брали.
4)Закон о собственности
Личные вещи – это вещи, принадлежащие одному человеку.
Общие вещи – это вещи, принадлежащие группе людей.
Чужие вещи можно брать только с разрешения хозяина.
Нельзя передавать чужую личную вещь никому!
Материальную ответственность несет тот, кто взял чужую личную или общую вещь.
5) Взаимопомощь и дружба.
Взаимопомощь - это проявление заботы о другом человеке. В классе мы должны выручать друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается.
Главным в школьной жизни является умение дружить. Мы должны помнить правила крепкой дружбы:
если товарищ попал в беду, помоги ему;
поделись с товарищем тем, что у тебя есть;
останови товарища, если он делает что-то плохое;
будь верен в дружбе.
Для младших школьников я разработал памятку «Правила школьного этикета», которая поможет им запомнить основные правила поведения в школе (Приложение 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над этим проектом, я получил более полное представление о школьном этикете, узнал интересные сведения о манерах общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о культуре в целом. Я пришёл к выводу, что правила школьного этикета учат дружбе, взаимопомощи, взаимоуважению, позволяют решать спорные вопросы, быть вежливыми и тактичными.
Цель моего проекта достигнута. Задачи, которые были поставлены перед проектом, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена. В дальнейшем мне бы хотелось продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.
Информационные источники
1. Андреев В. Ф. Золотая книга этикета.- М.:Вече, 2005.-400с.
2. Е. Вервицкая . Этикет.- М.:ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2010.-320с.
3. Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий:3-4 классы/ Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина.-М.: ВАКО, 2009.-368с.
4. М.С. Селиванова. Правила поведения в школе.-М.: Литера, 2012.-36с.
5. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов– М.: Школьная Пресса. 2002. – 112с.
6. Этикет от А до Я/Авт.-сост. Н. В. Чудакова. – М.: АСТ, 1998. – 112с.
7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/proekt-shkolnyi-etiket
Приложение
Памятка
«Правила школьного этикета»
В школу приходи за 15-20 минут до начала занятий.
При общении с учителями и одноклассниками, а также работниками школы употребляй вежливые слова.
В школу приходи чисто и аккуратно одетым.
Соблюдай чистоту и порядок на своем рабочем месте.
Бережно относись к школьному имуществу.
Во время урока не разговаривай с соседом по парте и не отвлекайся.
На переменах не бегай по коридору, не обижай младших, не задирай старших.
Когда уходишь из класса, заканчивая учебный день, попрощайся с учителем и одноклассниками.
Кроссворд «Этикет школьника»
По горизонтали:
1. Часто бывает, что... по парте становится лучшим другом. (Сосед.)
4. «Жалобная книга» учащегося. (Дневник.)
5. Каждый раз он входит в класс, чтоб начинать урок для нас. (Учитель.)
7. Проверочная работа по итогам темы, четверти, года. (Контрольная.)
8. Она и радует, и огорчает ученика. (Отметка.)
9. По коридору мчал Сережка. Упал — подставлена... (подножка).
10. Один лентяй в кругу друзей
Признался очень откровенно:
«Ах, в школе мне всего милей,
Нет, не урок, а... (перемена)».
По вертикали:
2. Для него привычно учиться на отлично. (Отличник.)
3. Страж порядка в классе. (Дежурный.)
6. У мальчика тетрадки
В отличнейшем порядке.
Он в школе весь внимание.
Вот это... (воспитание)!