СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по английскому языку»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АВАДАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Республика Дагестан 368659, Докузпаринский р-н, с. Авадан, Ленина 32 89285487437
.e-mail: [email protected].веб-сайт: https://abadan.dagestanschool.ru





Проект на тему «Средства речевой выразительности »



Руководитель учитель

русского языка и литературы

Абдуллаева Фатимат Мусаевна

Выполнил

Ученик










Оглавление

1.Введение………………. 2-3 стр.

2.Основная часть…………. 4-15 стр.

2.1. Тропы…………. 4-7стр.

2.2. Стилистические фигуры……………7-11 стр.

2.3.Функциональная характеристика языковых средств выразительности…11-15 стр.

3.Заключение………..16 стр.

4.Список использованной литературы……………17 стр.





























Введение

Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. В настоящее время русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но можно выделить два условных вида:  тропы и стилистические фигуры. Нам захотелось узнать об изобразительно-художественных средствах в литературе.

Цели проекта: исследовательский проект разработан и выполняется с целью изучения изобразительно-художественных средств в литературе.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с художественными средствами выразительности русского литературного языка: тропами и фигурами речи.

2. Рассмотреть примеры их использования в литературе.

Объекты исследования: стихотворения поэтов.

Актуальность и значимость проекта: проект актуален в связи с повышенным интересом в настоящее время к средствам художественной выразительности. Проект социально значим, так как с помощью его можно узнать о средствах художественной выразительности и применять в своей речи.

Гипотеза: предположим, что изобразительно – выразительные средства языка имеют свои изобразительно-выразительные функции в речи

Методы: для нахождения средств художественной выразительности я применяла теоретический и эмпирический методы проектной деятельности. Среди теоретических методов ведущее место занимает метод теоретического анализа литературных произведений.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап.

Задача: сбор информации о средствах художественной выразительности.

2.Исследовательский этап.

Задача: найти стихотворения для проекта.

3. Аналитический этап.

Задача: обсуждение и анализ полученных результатов.

4. Завершающий этап.

Задача: систематизировать информацию.

Результаты работы: создание презентации.

Продукты проектной деятельности:

1.Презентация материалов проекта.

2.Удовлеторение от выполненной работы. Желание работать дальше.

2.Основная часть

Образность художественной речи достигается спе­циальными изобразительными (литературно-стилистически­ми) средствами: тропами и стилистическими фигурами.

2.1.Тропы

Тропы — это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении.

Рассмотрим тропы.

1. Эпитет (греч. «приложенное», «прибавленное») — это художественное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точки зрения, например, прилагательные голубое, серое, синее в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовое, стальное, янтарное...

Не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (родник).

В народном поэтическом творчестве используются постоянные эпитеты: «дороженька столбовая», «синее море», «красна девица», «добрый молодец», «скатный жемчуг», «мать-сыра земля».

2. Оксюморон (греч. «остроумно-глупое») — сочетание противоположных по значению слов:

Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

Нелогичность соединения слов приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа.

Например: седая юность (А. Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (А. Куприн), ненавидящая любовь (М. Шолохов), грустная радость (С. Есенин), милый грех, враг мой милый…

3. Сравнения — это сопоставление одного предмета с другим при помощи сравнительного союза: как, словно, будто, точно, что… или существительного в творительном падеже.

«Анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной». А. С. Пушкин

как кладбище усеян сад

камнем упал на землю

Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)

4. Метафора (греч. «перенесение») представляет собой перенесение значения по сходству; скрытое сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов:

сонное озеро города (А. Блок),

взлетающий бубен метели (А. Блок),

серебряная ложка луны (Ю. Мориц)

молния распорола небо.

Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на основе переноса значения по сходству. В этом случае говорят о развёрнутой метафоре.

Например, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни», которое построено на развёртывании метафорического высказывания пить чашу жизни.

5. Олицетворение — художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью:

Луна хохотала... (С. Есенин)

6. Гипербола (греч. «преувеличение») — изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия; «художественное преувеличение»:

Пройдёт — словно солнцем осветит! Посмотрит — рублем подарит! (Н. Некрасов)

7. Литота – намеренное преуменьшение (Мальчик с пальчик, Крошечка-Хаврошечка, прелестный шпиц, не более наперстка…)

8. Антитеза (греч. «противоположение») — это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов:

Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М. Лермонтов)

9. Лексический повтор — намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя:

Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

10. Звукоподражание — это неизменяемые слова, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными, предметами: гав-гав, кря-кря, ха-ха-ха, апчхи, топ-топ, кукареку, тик-так, бряк, щелк, бац и т.п.

11. Метонимия – перенесение значения на основе замены названия явления, понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом явлении, понятии:

«я три тарелки съел»

Читал Пушкина

«вся Ивановская площадь шеи вытянула»

12. Синекдоха – разновидность метонимии, перенесение значения на основе количественной связи, сближение части и целого, ед. числа вместо множественного:

«И слышно было до рассвета, Как ликовал француз»

13. Перифраза – замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл

«Унылая пора! Очей очарованье» - осень

Град Петров - Санкт-Петербург

14. Синонимы – слова, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковые по смыслу: большой – огромный, громадный, колоссальный, исполинский.

15. Антонимы – слова, противоположные по смыслу: толст – тонок, старый – молодой.

16. Омонимы – единицы языка, совпадающие в произношении (написании), но имеющие разные значения: кисть руки – кисть для рисования – кисть винограда.

Омоформы: много техник – техник из ЖЭКа.

17. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению: одеть – надеть, командировочный – командированный, болотный – болотистый.

18. Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика – слова, в лексическое значение которых входит устойчивая эмоциональная окраска или оценка:

«Пролузгали, пропили, прогуляли, замызгали на грязных площадях…»

19. Фразеологизм – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением. ЛЗ имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом:

«Один Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

20. Крылатые слова – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из литературных произведений: «Счастливые часов не наблюдают».

21. Диалектизм – слова, используемые жителями той или иной местности и вошедшие в литературный язык: бурак – свёкла, кочет – петух.

22. Архаизм – устаревшие слова, именования которых вышли из употребления, но получили в современном языке новые названия: очи – глаза, уста – губы, чело – лоб.

23. Историзм – устаревшие слова, обозначающие вышедшие из современной жизни предметы: кафтан, прялка, князь…

24. Окказионализмы – слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке.

2. 2.Стилистические фигуры

Многие выразительные языковые средства основаны на синтаксических особенностях русского языка. Рассмотрим наиболее распространенные приемы.

1. Синтаксический параллелизм (греч. «идущий рядом», «параллельный») — приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений прозаического текста, стихотворных строк или строф:

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

Я – внезапный излом

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей. (В. Хлебников)

2. Анафора – («единоначатие») повторение слов в начале предложений:

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

3. Эпифора – повторение в конце предложений:

«Други его – не тревожьте его!

Слуги его – не тревожьте его!

4. Риторические («ораторское искусство») фигуры, цель которых состоит в усилении выразительности речи.

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, но имеющий особое эмоциональное значение.

Куда ты мчишься, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин)

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

Риторическое восклицание — восклицательное предложение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто караул кричи!

Риторическое обращение — высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Наиболее часто риторическое обращение встречается в поэзии.

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)

О небо, небо, ты мне будешь сниться!

5. Для усиления выразительности речи в художественных текстах часто используется инверсия (от лат. «перестановка», «переворачивание») — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.

Например, предложение с прямым порядком слов: И я долго твердил нежное имя милой Мариулы

с помощью инверсии преобразуется в выразительную и ритмически организованную фразу:

И долго милой Мариулы я имя нежное твердил. (А. Пушкин)

6. Именительный представления — конструкции, которые называют предмет, лицо или явление с целью вызвать представление о них. За именительным представления следует сообщение, характеризующее названный предмет или явление.

Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин)

Москва... Она нерусской быть не может, как человек не может не дышать. (В. Инбер)

Россия! Где она кончается? Найди конец, чтоб клином свет. Россия в сердце начинается, — а в нем конца и края нет. (Н. Кабушкин)

7. «Обычные» синтаксические конструкции: однородные члены предложения (нередко используются предложения с несколькими рядами однородных членов), обособленные члены, а также вводные слова.

Одно из ярких синтаксических средств — парное соединение однородных членов предложения. Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из сильных выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы.

Ничего не даётся само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен)

8. Градация («постепенное возвышение») — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:

Музыки бесполезные звуки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызванные стоны. (Б. Слуцкий)

Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)

Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен... (С. Серафимович).

9. Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:

Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой.

10. Эллипсис – пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого из контекста:

Пусть у Европы есть история, – Но у России – житие.

11. Рефрен – повторение одной фразы в стихотворении (припев).

12. Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами:

И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

13. Бессоюзие – построение речи, в котором опущены союзы, соединяющие слова:

Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С. Пушкин)

14. Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос и ответ на него:

«Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода в песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего». (И. Кабыш)

15. Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия. Дробление, деление фразы на небольшие фрагменты.

«Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг»

2.3Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Рассмотрим функциональную характеристику языковых средств выразительности и составим таблицу.

Языковые средства

Назначение в тексте

Анафора

Для усиления предшествующего слова

Антонимы

Как выразительное средство создания контраста

Бессоюзие

Для создания впечатления быстрой смены картин

Вводные слова

  • Выражают отношение говорящего к высказыванию

  • Выражение эмоциональной оценки сообщаемого

  • Указание на экспрессивный характер высказывания

  • Указание на последовательность изложения

  • Указание на способ оформления мысли

  • Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам

Вопросительные предложения

  • Служат собственно вопросом

  • Подчёркивают нужную мысль

  • Выражают предположение

  • Являются эмоциональным откликом на ситуацию

Восклицание

  • Выражение сильного чувства, волнения

  • Выражение отношения автора

  • Выражение эмоциональной прерывистости речи

Вставная конструкция

  • Дополнительное пояснение, уточнение

  • Поправка, оговорка

  • Попутное замечание

  • Добавочное сведение

Гипербола

С целью преувеличения какого-либо явления

Градация

Произвести впечатление по нарастающей

Деепричастие и деепричастные обороты

Для выражения краткости, динамичности

Диалектизмы

  • В качестве средства выразительности

  • Для создания местного колорита

  • Для передачи особенностей речи жителей определённой местности

Игра слов

Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо

Инверсия

Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

Метафора

  • Для создания образности и компактности в плане языковых средств

  • Особая выразительность и эмоциональность речи

Метонимия

  • Предельно краткое выражение мысли

  • Источник образности

Многосоюзие

  • Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

  • Для усиления выразительности речи

Неологизмы

Для создания оттенка необычности, новизны

Неполные предложения

С целью экономии языковых средств

Обобщённо-личные предложения

С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках

Образные выражения

С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия

Однородные члены

  • Показ динамики действия

  • Зарисовка общей картины как единого целого

  • Создание гаммы красок, звуков

  • Создание ряда эпитетов

  • Создание ритмического рисунка

  • Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии

Олицетворение

Для создания образности, выразительности

Парцелляция

Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений

Побудительное предложение

Для выражения волеизъявления говорящего

Повтор лексический

  • Для обозначения большого числа предметов, явлений

  • Для усиления признака, степени качества или действия

  • Для указания на длительность действия

Повтор стилистический

  • Для подчёркивания каких-либо деталей

  • Для создания экспрессивной окраски

Присоединительные конструкции

  • Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность

  • Придают характер разговорности, непринуждённости

Профессионализм

В качестве показателя образованности в определённой сфере

Прямая речь

  • Дословная передача чужого высказывания

  • Средство характеристики говорящего

  • Средство создания художественного образа

Разговорная лексика

Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности

Риторический вопрос

Для привлечения внимания читателя

Риторическое обращение

Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи

Ряды синонимов

  • С целью указания смысловых оттенков

  • Для характеристики экспрессии или эмоций

Синекдоха

  • Сделать речь точной, яркой, художественной

  • Чтобы избежать повторений

  • Как отражение высокого художественного мастерства

Сложные синтаксические конструкции

Как характеристика авторского стиля

Сравнение

Для создания художественной выразительности

Стилистически окрашенные слова

  • Для выражения отношения к предметам, поступкам

  • Для выражения различных чувств

  • В качестве комического средства при неуместности

Термины

Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова

Фразеологизмы

  • Для придания высказыванию выразительности

  • Для создания образности

Цитирование

  • В целях дословной передачи чужих слов

  • В качестве достоверности

Эллипсис

Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности

Эпитеты

С целью художественной выразительности









3.Заключение

Изучив средства художественной выразительности, убедились в том, что эта тема интересная, познавательная, полезная.

Проанализировав собранный материал, пришли к выводам:

в исследовании рассмотрены средства художественной выразительности, использованные авторами в стихотворениях, определена их функциональная роль;

ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны.

Мы, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры

Цель работы достигнута: удалось систематизировать ранее известные и полученные сведения.

Гипотеза подтвердилась: изобразительно – выразительные средства языка имеют свои функции в речи.

Данные проектной работы можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Закончить работу хотим словами А. И. Куприна «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен… ».












4.Использованная литература:

kazakova-op.ru›russkiy-11-1.html

егэша.рф›news/b8/2012-04-28-108

rafalchuk.ippk.ru›index.php…

bodnia.ru›…pravilo-v…sredstva-vyrazitelnosti.html

« Пособие для подготовки к экзаменам. Сочинение, отзыв, эссе» .Автор Е.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 608с

Директор МКОУ «Аваданская СОШ» Кличханова Р.Э.

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!