Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « «Растегаевская основная школа»
Исследовательский проект
«Молодежный сленг как явление современной лингвистики»
Выполнила: Садаева Диана
ученица 8 класса
Руководитель: Л.А.Осипенкова,
учитель русского языка и литературы
д. Братковая
2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический аспект исследования………………..……………………..5
1.1 Общая характеристика сленга…………………………………………………….5
1.2 История существования школьного сленга……………………………………..6
1.3 Способы образования школьного сленга в наши дни…………………………..7
1.4 Факторы, влияющие на формирование ученического сленга………………9
Глава II. Практический аспект исследования……………………………………..11
2.1 Что говорит современный школьник…………………………………………...11
2.2 Результаты исследования……………………………………………….………..13
2.3 Таблица «Языковое исследование учащихся школы»………………..……….13
2.4 Таблица «Итоги анкетирования»………………………………………………..16
2.5 Таблица «Школьные сленговые слова и выражения»………………………17
Глава III. Заключение, выводы………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………………23
Введение.
Привели однажды к философу юношу, чтобы тот обучил его искусству ораторства. И Сократ, чтобы проверить способности юноши сказал ему: "Заговори, чтоб я тебя увидел...", "Каков человек, такова его и речь", - считал Сократ. Мудрый, умный и очень правильный путь познания человека и его сущности.
Благодаря общению, мы познаём и узнаём окружающих нас людей, создаём атмосферу взаимопонимания, выражаем своё мнение по самым различным вопросам.
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям - одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Всем нам, говорящим на русском языке. Я искренне верю в то, что русский язык - «великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи?
- «Эй, чувиха, у тебя бабло есть»;
- «Классно мы потусили сегодня».
В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников, так называемого «сленга»? Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему моего исследования.
Актуальность
Активное использование сленга в речи учащихся школы во все времена, повышенный интерес школьников к сленгу как к кодифицированному языку.
Выбор темы проекта обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы причины возникновения молодёжного сленга, собрать, записать и определить значение наиболее употребляемой лексики молодёжного сленга, многие слова и выражения которого отличаются точностью и яркостью.
Объект исследования: современный русский язык и речь учащихся МБОУ «Хиславичская СШ»
Предмет исследования: молодежный сленг как языковое и общественное явление.
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников
Цель работы заключается в исследовании и анализе речи моих сверстников с точки зрения количественного и качественного использования ими лексикона молодёжного сленга.
Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:
1) определить понятие «сленг», т.е. познакомиться с литературой о сленге как составной части молодёжного жаргона и выяснить научные подходы в трактовке сленга;
2)отличие молодёжного сленга от сленгов других типов;
3)предпосылки изменения словарного состава молодёжного сленга;
4)провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь.
5) собрать и изучить сленговые выражения, употребляемые учащимися школы.
6) определить место сленга в речи учащихся школы.
Глава I. Теоретический аспект исследования
1.1 Общая характеристика сленга.
Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизмы: «о’кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена жаргонными выражениями, нецензурными словами. Где же великий русский язык?
Жаргонизмы употребляет большая часть населения, довольно часто они звучат в нашей речи. Особенно широко используется жаргонизмы в речи молодёжи. Даже у школьников есть свой жаргон. Нередко говорящие не знают значения того или иного жаргонизма, употребляя его некстати.
Почему это происходит? К чему приведёт? Я решил исследовать проблему на примере учащихся нашей школы.
Для начала определим, что же такое сленг. Я решил узнать значение слова сленг в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля и в двух редакциях 1984г. и 2001г. «Словаря русского языка» С. И. Ожегова под редакцией Н. Ю. Шведовой, а также в словаре иностранных слов под редакцией С. М. Локшиной, в учебнике А. И. Горшкова «Русская словесность. От слова к словесности». В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости. В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang] - в английском языке - слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон. В учебнике А.И. Горшкова «Русская словесность. От слова к словесности» так трактуется слово сленг: «Наряду с французским по происхождению словами «жаргон» и «арго», в последнее время получило распространение, заимствованное из английского слово «сленг» (slang). Надо отметить, что в употреблении слов жаргон, арго, сленг в качестве терминов нет строгой последовательности и однозначности, как нет резких границ между обозначаемыми этими словами явлениями». В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг - слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей, сленг- заимствованное из английского - то же, что и французское жаргон или арго. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон, арго и сленг - синонимы.
1.2 История существования школьного сленга.
Ученический сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Сначала века отмечены три бурные волны в развитии школьного сленга.
Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных, окрасилась множеством «блатных» словечек.
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги». Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично - из музыкальной среды, частично - неизвестно откуда. Чувак, чувиха - парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод - место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять - ходить, гулять, лажа - ерунда, вранье и т.п. Вот как пели в пародийной песне начала 50-х годов: На рыбалке у реки Кто-то стырил башмаки. Я не тырил, я не брал, Я на шухере стоял. Сам же по себе школьный сленг был достаточно беден:
- зырить - смотреть;
- жиртрест - толстый ученик;
- ништяк - ничего, пусть;
- свистеть - врать.
Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг, как языковый жест противостояния официальной идеологии.
70-е и 80-е годы стали временем массового изучения иностранных языков. Появлялись новые вещи, а вместе с ними и новые слова. Так возникло, например, слово вертушка для обозначения проигрывателя и слово видак - для видео- магнитофона. Многие из этих слов перешли и в школьный сленг нашего времени.
80-90 годы, как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов.
Новым источником, пожалуй, в 90-е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается. На сленге 80-90 годов изъяснялись наши родители, он был в основном в переводе, часть слов перешла к нам, мы ими пользуемся, значит, они живут долго в языке.
1.3 Способы образования школьного сленга в наши дни.
Каким же способом идёт образование сленга?
На первое место по продуктивности выходят иноязычные заимствования (чувак - парень (из цыганского языка), в большей части англоязычные. Этот способ органично сочетается с аффиксацией, так что слово сразу приходит в русифицированной форме. Например: thankyou (спасибо) - сенька; parents (родители) - пэренты, прэнты; birthday (день рождения) - бездник, безник.
Появившись в таком гротескном облике, заимствованный сленгизм сразу активно вступает в систему словоизменения: стрит (улица) - на стриту, лукнуть (смотреть) - лукни и т.д. И сразу активно включается механизм деривации: - drink (спиртной напиток) -дринкач, дринкер, дринк- команда, надринкаться, удринчаться.
Аффиксация как средство очень продуктивна, рассмотрим этот вид словообразования по частям речи:
Имя существительное:
-ух(а) используется для образования слов с экспрессией грубости, пренебрежительности, ироничности: кличка - кликуха, заказ - заказуха, показ - показуха, спокойствие -спокуха.
При этом основа сложного, обычно иноязычного базового слова подвергается усечению: презентация - презентуха, стипендия - стипуха.
Так же суффикс используется как средство сокращения сочетаний «прилагательное + существительное» в одно слово - существительное: мокрое дело (убийство) - мокруха, бытовое преступление - бытовуха.
Но за этим суффиксом не всегда стоит одно и то же сочетание. В качестве базовых, передающих семантику нового слова, используются основы прилагательных: черный- чернуха, веселый - веселуха.
-Аг(а) производит новые существительные, т.е. слова, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой. Как правило, такой суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага, тюряга;
-Своеобразен -он, с помощью которого от основ глаголов производятся существительные, обозначающие действия или состояния, относящихся к выпивке и закуске: выпивать - выпивон, закусить - закусон, закидывать - закидон.
Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов.
Особенно активны производные с -ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность действия: тормознуть, лопухнуться, ломануться. Но основную роль играют приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи:
- с - со значением удаления: слинять, свалить (уйти, уехать);
- от - отвалить, откатиться, отгрести (лит.отойти);
- от - со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.
Имя прилагательное:
Словообразование прилагательных еще менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и для литературного языка: -ов, -н-, -ск-: лом - ломовой, чума - чумовой, жлоб - жлобский.
1.4 Факторы, влияющие на формирование ученического сленга.
Так каковы же источники образования ученического сленга?
а) Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий.
Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. Вот некоторые из них: вирусняк- компьютерный вирус; нэтик- Интернет; смайлы- смешные мордочки в чатах; глючит - неполадки в работе компьютера; мыло - e-mail; блохи - ошибки в программе; мыха- компьютерная мышка; юзер - пользователь компьютером;
б) Современная музыкальная культура.
Одно из увлечений школьников - музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попса, попсятина- поп-музыка; свежак - новая музыка; название действий музыкантов -сбацать.
Среди школьников сейчас более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой воспринимаются с презрением. Часто школьники придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям: Мармеладзе, КретинушкиInternational,Филя;
в) Хобби и увлечения молодых людей.
Во все времена среди школьников популярным остаётся футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов (финтовать, гонять финты).
Глава II. Практический аспект исследования
2.1 Что говорит современный школьник.
Для чего же нужен сленг? C таким вопросом я обратился к учащимся нашей школы.
1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения). На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!)
2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов.
Язык подростков 21 века не всегда понятен их родителям и учителям.
Подростковый сленг выполняет функции, причём первостепенным становится стремление «зашифроваться» ради сохранения своей автономии от «чужаков», главным образом от старших.Давно подмечено, что наиболее развитые и толковые ребята к употреблению сленга относятся отрицательно. Их довольно высокой культуре, приобретенной вследствие развитых познавательных интересов, претит уродование родного языка, и так достаточно богатого, чтобы выразить любое понятие или суждение. К тому же их, вполне успешных в учёбе, не так достают предки, и нет особой нужды шифроваться, дабы избежать осуждения.
Я приведу примеры сленга, наиболее часто употребляемого в современной школьной языковой среде, и попытаюсь объяснить их значение.
Как правило, в среде сверстников подросток, умеющий изъясняться без сленга и мата, да и к тому же постоянно получающий заслуженные высокие оценки, имеет репутацию ботана или ботаника. К науке ботаника эта пренебрежительная кличка никакого отношения не имеет. Она происходит от глагола работать, сокращённо - ботать. Иными словами, ботаник это тот, кто своим трудом пытается пополнить «содержание» своей головы.
По большому счёту наиболее показательны для массового подросткового менталитета даже не специфические сленговые слова, а широкое распространение малозначимых, казалось бы «вводных» словечек - короче, типа, прикинь, не тормози, вот и т. д. Их на самом деле намного больше, но для компактности разберём эти.
Короче.
Довольно часто нам приходится это слышать, причём от одного и того же человека несколько раз за минуту. Фактически, многократное использование слова короче означает: «Конечно, всё это можно было бы выразить интересно и подробно, но мой словарный запас настолько беден, что и слов - то подходящих мне не подобрать. Короче, скажу, как умею.
Похожую функцию выполняет и популярное словечко типа в значении вроде бы, как бы. Затрудняясь подыскать адекватную формулировку, говорящий пользуется тем, чем владеет, указывая при этом, что возможно более точное определение, но ему оно по силам.
Тормоз - как известно, техническое устройство для замедления и остановки движения. С недавних пор активно используется в молодёжном сленге в значении «тугодум, человек недалёкий, медленно соображающий». Соответственно, тормозить- «пребывать в пространственном замешательстве». Призыв Не тормози! обычно относится к человеку, который слишком долго размышляет над простыми и понятными вещами. Правда в наше время наравне с выражением Не тормози! используется выражение Не тупи!, которое имеет тоже значение.
60% опрошенных учащихся нашей школы считают сленг неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с друзьями, обмениваться информацией и узнавать новое.
При изучении уровня использования сленга можно выявить, что для девушек сленг не является острой необходимостью, они могут обойтись и без него; на их взгляд, сленг прежде всего является игрой слов, которая придаёт речи лёгкий юмористический оттенок.
2.2 Результаты исследования.
Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку. До тех пор, пока существуют ученики и учителя, будут домашки, сменка, училка, физ-ра, лит-ра, матика и т.п. Но при этом в каждой школе есть свои, нигде больше не употребляемые слова.
Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут - выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. «Поймаем в сортире- в сортире будем мочить их», - сказал о террористах В.В. Путин. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
2.3 Таблица «Итоги анкетирования».
Практические исследования
Для решения поставленных задач мною было проведено анкетирование учащихся 8-9-х классов. Целью проведения анкетирования послужило следующее:
-
определить круг наиболее часто употребляемых слов молодёжного сленга;
-
определить мотивы употребления;
-
определить отношения учащихся к молодёжному лексикону и выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без него.
Для этого в анкету были включены следующие вопросы:
Вопросы анкеты для учащихся:
1.Что такое молодежный сленг?
2.Знаешь ли ты слова молодежного сленга? (да, нет)
3.Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)
4.Назовите те, которые вы употребляете наиболее часто:
1) (Существительные: лох, прикид, прикол, овца, олень, чмо, тормоз, баб;
2) глаголы: отвали, отсыхай, гонишь, рубать, хавать, колбаситься, задолбал, обломать, приколись, зашибись, прикинь, отвянь;
3) наречия: ништяк, клёво, потрясно, офигенно, лафа, угарно, фиолетово, сто пудово, отстойно;
4) устойчивые словосочетания и выражения: шнурки в стакане, базара нет; я не в курсах; ё-моё; шевели костылями; я чё, лысый; флаг в руки, барабан на шею; ну блин - даёшь.
5.С какой целью вы их употребляете?
а) Считаете, что модно, современно;
б) Нужны в речи для связи слов;
в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи;
г) Делают речь понятнее для друзей;
д) Помогают самоутвердиться;
е) Придать своей речи живость, юмор.
6. Могли бы вы обойтись без сленговых слов и выражений?
а) Да;
б) Нет;
в) Не думал об этом.
7. Стараетесь ли вы обойтись без них?
а) Да;
б) Нет;
в) Не думал об этом.
8. Поправляют ли учителя вашу речь?
а)да;
б)учителя не обращают внимания на мою речь;
в)не всегда, но все де делают замечания.
9. Как относятся родители к вашей речи?
а)им не важно, как я говорю;
б)они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю;
в)иногда родители делают замечания по поводу моей речи.
7. Чья речь для вас является эталоном?
а) моих друзей;
б) моих родителей;
в) моих учителей;
Если обобщить полученные данные, то можно сформулировать причины увеличения употребления сленга в речи:
1.Социальные факторы.
2.Значимость «своего» языка для общения со сверстниками. (Желание утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.)
3.Влияние средств массовой информации (чтение газет и молодёжных журналов, просмотр телепередач) на речь современной молодёжи.
Хотя становится очевидно, что минусов больше, не стоит призывать ребят дать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного жаргона. Гораздо важнее, на наш взгляд, заставить задуматься каждого ученика о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов.
Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространённые сленгизмы:
1) существительные: лох, прикид, прикол, овца, олень, чмо, тормоз, бабки, базар, телик, ящик, главняк, хата, хавчик, халява, крышка;
2) глаголы: отвали, отсыхай, гонишь, рубать, хавать, колбаситься, задолбал, обломать, приколись, зашибись, прикинь, отвянь;
3) наречия: ништяк, клёво, потрясно, офигенно, лафа, угарно, фиолетово, сто пудово, отстойно;
4) устойчивые словосочетания и выражения: шнурки в стакане, базара нет; я не в курсах; ё-моё; шевели костылями; я чё, лысый; флаг в руки, барабан на шею; ну блин - даёшь.
Имя существительное | Лох, прикид, прикол, овца, чмо, тормоз, телик, |
Глаголы | Гонишь, рубать, колбаситься, отвянь |
Наречия | Фиолоетово, стопудово, офигенно, ништяк |
Устойчивые выражения | Фильтруй базар, фиолоетово, ё-моё, я чё, лысый |
Анализ значения жаргонизмов помог выделить тематические группы:
Наименование по родству | Сеструха, братан, предки |
Наименование по профессии | Училка, класснуха,водила, мент |
Бытовая техника | Телик, мобила, видак, комп |
Обозначение людей по личным качествам | Лох, дятел, овца |
Состояние, оценка | Потрясно, клёво, чётко |
2.4 Таблица «Языковое исследование учащихся школы».
Сленг | Норма | проценты % употребления в речи |
Чел | Человек | 90% |
Хоре | Хватит | 80% |
Пара | Двойка | 40% |
Домашка | Домашняя работа | 100% |
Училка, Препод | Учитель | 70% |
Мобила | Мобильный телефон | 70 – 80% |
Предки, родоки | Родители | 100% |
Классуха | Классный руководитель | 30% |
Физра Литра Матеша | Физическая культура Литература Математика | 90 -100% |
Задрала Достала | Надоела | 100% |
Ящик, Телек Комп. | Телевизор Компьютер | 80 – 90% |
Слинять Свалить | Уйти с урока ( прогулять) | 70 - 80% |
Содрать | Списать | 60% |
2.5 Таблица «Школьные сленговые слова и выражения»
Сленговое выражение | Значение | Причина появления/ комментарий |
Ботаник | Умный ребенок, который хорошо учится | Образованно от слова «ботать» (а не ботаника!) что значит работать |
Крутой | Человек, отличающийся чем-то таким, чего нет у других | |
Комп | Компьютер | Слово сокращено для удобства произношения |
Клава | Клавиатура | Ласковое сокращённое название |
Болванка | CD-диск на котором нет информации | Что хочу, то и запишу |
Тусоваться | Весело проводить время | От слова тусовка – вечеринка |
Предки | Родители | Старые, как предки |
Выпендриваться | Хвастаться | |
Клёво | Здорово | |
Короче | Быстрее | Слово-паразит |
Жадина | Жадный человек | Ласковое сокращение |
Типа | Как будто | Слово-паразит |
Заткнись | Замолчи | |
Овца | Дура | Глупая, как овца |
Крыса | Жадный человек | Тот, кто не хочет делиться, и всё «крысит» |
Тормоз | Человек, который не понимает с первого раза | Тот, кто постоянно «тормозит» |
Бабки | Деньги | |
Шестёрка | Тот, кто доносит | |
Зелень | Деньги | Больше относится к долларом, потому что они зелёные |
Мобила | Мобильный телефон | Сокращенное название |
Базар | Разговор | Не очень приятный разговор. Имеется ввиду разговоры на базаре |
Училка | Учительница | Сокращение |
Блин | | Слово-паразит |
Телек | Телевизор | Сокращение |
Паралельно | Всё равно | |
Фиолетово | Всё равно | |
Классно | Здорово | |
По результатам анкетирования на вопрос о том, употребляют ли обучающиеся в своей речи жаргонизмы, 15% ответили, что употребляют их редко, 85% ответили положительно.На вопрос, для чего употребляются школьниками жаргонизмы, были получены следующие ответы:
Я употребляю сленг, потому что:
- хочу, чтобы меня понимали сверстники – 15 %;
- это экономит время при общении – 7 %;
- помогает выразить эмоции и чувства – 35%;
- хочу быть современной (-ым)–9%
- это вошло в привычку – 12 %;
- все мои друзья так говорят – 19%
- это модно – 15 %
- хочу выглядеть крутой(-ым) – 15%
Глава III
Заключение, выводы.
В ходе исследовательской работы я решил поставленные задачи, подтвердил гипотезу и пришёл к следующим выводам:
1. Сленг, как и язык, меняется с течением времени. Это лишний раз подтверждает, что сленг - это часть языка, от него не избавишься.
Сленг - это попытка преодолеть обыденность. Сленг обладает «внутри себя» определенным лексическим и словообразовательным богатством. Сленг обладает ограниченной эмоциональной окрашенностью.
2. Сленг ограничен тематически. Сленг не может быть основой национальной культуры. Сленговые слова имеют «размытое» лексическое значение и не могут передать точную информацию. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации.
4. Проведенное исследование показало, что молодёжный сленг, который активно используют современные школьники - своего рода протест против окружающей действительности. Язык ярче, сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни, отражает внутреннее состояние школьников. Так молодые люди хотят выделиться из толпы.
3. Основными факторами, влияющими на появление новых слов в молодёжной среде в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить следующее:
-
85% учащихся 8-9 классов используют сленг.
-
Чаще всего он употребляют слова близкие к просторечным, «блин» и «фиг» - 60%.
-
Наблюдения над устной речью школьников показали, что спонтанная разговорно-обиходная речь учащихся представляет собой результат взаимодействия литературного языка, просторечья, жаргона.
-
Школьный сленг характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации самого учебного процесса. Однако ряд тематических групп, относящихся к сферам досуга и быта, подвержены заметным изменениям, обусловленным влиянием моды и другими факторами.
-
Наиболее продуктивным для школьного сленга является суффиксальный способ образования.
Школьный сленг выходит за пределы норм русского литературного языка
Я считаю, что увлечение сленгом не так уж и безобидно, это не «детская болезнь», как считают многие. Это прямая опасность литературному языку, поэтому и надо формировать у подростков культуру речи. Когда мы портим язык, он «мстит» нам, портя нас самих. Наш язык и наше мышление связаны неразрывно. Скудность речи приводит к скудности мышления. Задумаемся над этим. Защитим наш язык, защитим самих себя, своё будущее. И тогда сбудется прогноз Ивана Сергеевича Тургенева: «У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребёнка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощрённость известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Николай Заболоцкий
Список использованной литературы.
1. В.И. Даль - «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956г.
2. И.А. Стенин- «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.2004г.
3. Интернет- ресурсы.
4. К.С. Горбачевич- «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ.2001г.
5. А.С. Запесоцкий- «Эта непонятная молодёжь». Москва. 1998г.
6. Грачёв М. А. «Арготизмы в молодёжном жаргоне» //РЯШ, 1996 № 1
7.Елистратов В. С. «Словарь московского арго», М: «Русские словари», 1944
8.Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» М., 1968г.
9.Скворцов Л. И. «Об оценках языка молодёжи (жаргон и языковая политика)» //Вопросы культуры речи, вып. 5, М., 1964г.
10.Шапошников В. «Русская речь», 1990-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп, 1998г.