СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по русскому языку "Влияние речи окружающих людей на подготовку к ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по русскому языку "Как влияет речь окружающих людей на подготовку к ЕГЭ?"

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку "Влияние речи окружающих людей на подготовку к ЕГЭ"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайский центр образования»









Исследовательская работа:

«Влияние речи окружающих нас людей на нашу подготовку

к единому государственному экзамену

по русскому языку»

Секция: Русский язык





Выполнили: обучающиеся 10 класса,

Кутылева Елизавета,

Устюжанина Наталья

Руководитель: учитель русского языка,

Егорова Л.С.









П. Первомайское- 2018

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КУЛЬТУРА РЕЧИ 6

1.1. ПОНЯТИЕ НОРМЫ КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 9

2. ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11

2.1. Задание 4 ЕГЭ по русскому языку 11

2.2. Задание 5 ЕГЭ по русскому языку 11

2.3. Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 12

2.4. Задание 7 ЕГЭ по русскому языку 12

2.5. Задание 20 ЕГЭ по русскому языку 13

3. ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ЛЮДЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДГОТОВКУ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18





ВВЕДЕНИЕ

Единый государственный экзамен впервые в России был введен в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Цель новой формы экзамена состояла в том, чтобы облегчить выпускникам школ поступление в высшие учебные заведения, а также обеспечить выпускникам отдаленных регионов и маленьких сел и городов возможность поступления в лучшие вузы страны, учебные заведения больших городов. Автором такой формы выпускного и одновременно вступительного экзамена стал министр Владимир Филиппов. Реализовал идею Владимир Хлебников, доктор технических наук, директор Федерального Центра тестирования при Министерстве образования и науки.

В истории развития ЕГЭ можно выделить следующие этапы:

  1. 2002 год – эксперимент по введению ЕГЭ охватил 16 регионов;

  2. 2003 год – 47 регионов;

  3. 2004 – 65 регионов;

  4. 2006 – 79 регионов;

  5. 2009 – ЕГЭ – единственная формы сдачи выпускных экзаменов в школе и основная форма вступительных экзаменов в вузы.

С момента введения ЕГЭ в образовательный процесс вокруг данного экзамена развернулась настоящая война. Ученые, чиновники и общество в целом разделились на два лагеря: противники и защитники.

Среди минусов ЕГЭ отмечают следующие:

  1. Тестовая форма экзамена приводит к снижению мыслительных, логических, творческих навыков в целом.

  2. Тестовая форма непривычна российской системе образования.

  3. Некоторые материалы содержали некорректные задания и спорные варианты ответов.

  4. Отсутствие индивидуализации проверки знаний как отдельных выпускников, с сильной и слабой подготовкой, так и школ в целом, с гуманитарным или техническим уклоном.

  5. Расхождение в процедуре текущей аттестации и итоговой, а это приводит к тому, что требуется дополнительная подготовка к ЕГЭ.

  6. ЕГЭ по русскому языку не может заменить полноценного выпускного экзаменационного сочинения.

Среди плюсов можно отметить следующие моменты:

  1. ЕГЭ уравнивает шансы выпускников больших городов и выпускников небольших сел и городов.

  2. ЕГЭ – это объективная форма оценки качества образования.

  3. ЕГЭ помогает сравнить результаты обучения в разных школах и регионах.

  4. ЕГЭ оценивается по более широкой шкале, чем традиционная оценка.

  5. В ЕГЭ по каждому предмету есть задания с развернутым ответом, что способствует развитию мыслительных, логических и творческих навыков выпускника.

За свою историю ЕГЭ претерпел немало изменений, дополнений, усовершенствований. На сегодняшний день ни в одном предмете нет вопросов с выбором ответа из 4 предложенных, чем «угадай-ка», которую отмечают до сих пор как основной недостаток ЕГЭ, сведена к нулю.

ЕГЭ по русскому языку также прошел сложный путь от сугубо научного экзамена до практико-ориентированного, каким ЕГЭ по русскому языку является сегодня.

Понятие нормы сегодня является основным понятием в экзамене по русскому языку. Сегодня экзамен проверяет уровень владения письменной речью выпускника школы. Как известно, человек не может заговорить вне общества. Значит, члены общества так или иначе влияют на формирование правильной речи человека или мешают ему овладевать нормами литературной речи. Остается чуть больше года до того момента, когда мы, сегодняшние десятиклассники, будем сдавать ЕГЭ по русскому языку. Этим обусловлена актуальность нашего исследования. Мы не существуем отдельно от членов общества, мы живем в коллективе, общаемся ежеминутно с разными людьми, а это значит, что кроме уроков русского языка, на которых формируется правильная речь, влияние на нее оказывают люди, речь которых мы слышим. Каково это влияние – положительное или отрицательное – вот цель нашего исследования. То есть

Цель исследования: проанализировать и описать речевой портрет современных людей, окружающих нас.

Из главной цели исследования вытекает ряд задач, необходимых для ответа на вопрос:

  1. Изучение теоретического аспекта проблемы.

  2. Определение круга заданий ЕГЭ, на подготовку к которым могут повлиять окружающие люди.

  3. Составление анкеты.

  4. Анализ полученных результатов.

  5. Выработка решений по полученным результатам.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование.

Объект исследования: уровень развития речевого портрета современного человека.

Предмет исследования: влияние речи окружающих людей на сдачу нами ЕГЭ по русскому языку в части заданий, связанных с навыками овладения литературной речью.

Практическая значимость: результаты приводимого в данном проекте анкетирования помогут вывить соответствие между уровнем грамотности человека и его образованием. Кроме этого, результаты помогут определиться с нашими действиями по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.






    1. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Понятие культуры речи в лингвистике толкуется двояко. С одной стороны, это понятие используется для обозначения специальной науки и соответствующей учебной дисциплины, а с другой стороны, – конкретного явления социальной и языковой действительности, являющегося предметом исследования этой науки.

Культура речи– 1) область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. 2) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определённой ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации;

На протяжении не одного столетия складывалась наука «Культура речи». Еще в Киевской Руси в рукописных и, позднее, печатных книгах хранились и закреплялись определенные традиции зарождающейся письменности. Позже это стало касаться и живой разговорной речи. Первые попытки сознательного формирования норм письменной речи относятся к XVIII веку, когда российское общество осознало, что отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество неудобств. Теоретической нормализации русского языка в XVIII–XIX вв. предшествовала практическая деятельность по составлению грамматик, риторик и словарей, по описанию в учебных целях системы литературного языка, его норм и стилей.

Наиболее весомый вклад в становление науки «Культура речи» внесли известные русские ученые: М. В. Ломоносов («Российская грамматика», «Риторики»: краткая и «пространная»), В. К. Тредиаковский («Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой»), А. П. Сумароков («О правописании»), А. Х. Востоков («Грамматика русского языка») и другие выдающие деятели.

В XX в. продолжилась работа по активной нормализации речевой деятельности и по выработке научных принципов культуры речи. В 30–60-е гг. XX в. Свой вклад в формирование науки внесли В.И.Чернышёв, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов и другие советские исследователи. Самостоятельной дисциплиной культура речи становится в 70-е гг. ХХ в.: у неё формируется свой предмет и объект исследования, цели и задачи, методика и приёмы научного исследования материала.

Деятельность учёных, специализирующихся на культуре речи, направлена не столько на «недопущение» и запретительство, сколько на создание позитивной программы лингвистического воспитания, выработку языкового чутья, умения наилучшим способом пользоваться языком, его выразительными средствами в соответствии с речевыми задачами и законами функционирования языка в обществе.

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Данное определение позволяет выделить 3 аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

1)Нормативный аспект предполагает соответствие речи тем требованиям, которые сформировались в данном языковом коллективе в определенный исторический период; он связан с правильностью, образцовостью речи, с соблюдением литературных норм произношения (орфоэпическая норма), ударения (акцентологическая норма), словоупотребления (лексическая норма), формообразования (морфологическая норма), построения словосочетаний и предложений (синтаксическая норма).

2)Коммуникативный аспект связан с отбором уместных и оправданных языковых средств в определенной ситуации общения, с осознанным использованием в речевой практике тех слов, словоформ и оборотов, которые в наибольшей степени соответствуют коммуникативной ситуации и отвечают целям общения. Этот аспект предполагает владение говорящим функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на прагматические условия общения.

3)Этический аспект культуры речи определяется знанием правил речевого поведения и умением их применять в конкретных ситуациях общения. Этот аспект культуры речи связан с понятием «речевой этикет», под которым понимается разработанная система правил речевого поведения и речевых формул, используемых в определенных коммуникативных ситуациях.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми. Своеобразной характеристикой профессиональной пригодности для людей самых разных профессий (преподавателей, юристов, экскурсоводов, актёров, журналистов, библиотекарей и многих других) являются умение чётко и ясно выражать свои мысли, владение нормами литературного языка, соблюдение этики общения, а также умение не только привлекать внимание, но и воздействовать на слушателей.

Выделяется два уровня культуры речи:

базовый уровень, предполагающий владение нормами устного и письменного литературного языка - правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления;

высший уровень речевого мастерства, предполагающий овладение умение использовать выразительные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Ни для кого не секрет, что в 20 веке эталоном в вопросах владения устной и письменной речью были дикторы телевидения и журналисты. На их речь ориентировались представители интеллигенции. Сложно было представить ситуацию, в которой диктор центрального канала совершает речевую ошибку. Это означало увольнение и признание профнепригодности работника СМИ. К сожалению, ситуация сегодня резко изменилась.


    1. ПОНЯТИЕ НОРМЫ КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Культура речи обязывает каждого индивида придерживаться определённых норм. Они нужны для того, чтобы сохранить целостность литературного языка и его понятность для всех носителей.

Языковая норма (литературная) – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определённый период его развития.

Характерные особенности нормы русского литературного языка:

а) относительная устойчивость,

б) распространённость,

в) общеупотребительность,

г) общеобязательность,

д) соответствие употреблению, обычаям и возможностям языка.

Литературная норма обязательна как для письменной, так и для устной речи. Она не подразделяет средства языка на хорошие или плохие, а указывает на целесообразность их употребления. Именно нормы помогают сохранить целостность и общепонятность литературного языка и защищают его от просторечия, диалектов, арго. Источниками норм являются произведения классической литературы, общепринятое современное употребление языка, научные исследования.

В современном русском литературном языке выделяют следующие типы норм:

1. Орфоэпические нормы – правильное произношение и ударение.

2. Лексические нормы – правильное словоупотребление.

3. Грамматические (морфологические) нормы – правильное образование форм слов.

4. Синтаксические нормы – правильное построение словосочетаний и предложений.

5. Стилистические нормы – правильный отбор в соответствии с жанром и стилем языковых средств.

На письменную речь распространяются орфографические и пунктуационные нормы.

Соблюдение ключевых или второстепенных норм имеет большое влияние на качество культуры речи в целом. Малейшее их нарушение может сформировать неприятное впечатление у адресата. Не случайно еще в V веке до н.э. Великий философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел», отмечая этим постулатом тесную связь между речью человека и его культурным и нравственным уровнем.

Существует и другая классификация типов нормы. Согласно ей нормы бывают строго обязательными (императивными) и вариантными (диспозитивными). Обязательная норма закрепляет только один вариант употребления как единственно верный. Вариантная норма предусматривает возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в современном языке

Итак, языковая норма – это одно из важнейших условий стабильности, единства и самобытности национального языка, а стабильность и единство, в свою очередь, являются условием многовекового существования национальной литературы.

Изменения литературной нормы определяются внешними (социальными) факторами и внутренними тенденциями развития фонетической, лексической, грамматической, стилистической систем; колебание нормы является результатом взаимодействия функциональных стилей, взаимодействия литературного языка с диалектами, просторечием, профессиональной речью и т.п.

Развитие литературного языка есть, в сущности, становление, развитие и совершенствование его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языковой эволюции.

Язык – это динамически развивающаяся система. Русский язык прошел длительный и сложный путь становления и формирования. И сегодня он не останавливается. И связано это, прежде всего, с изменениями в понятии «норма».


  1. ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Выше уже было отмечено, что ЕГЭ по русскому языку прошел сложный путь от сугубо научного экзамена к практико-ориентированному, каким он и является сегодня. В КИМ 2018 года достаточное количество заданий, связанных с понятиями «культура речи» и «норма». Из 26 заданий (максимальное количество баллов за работу – 58 баллов, из которых задание 26 – сочинение-рассуждение по прочитанному тексту - может принести 24 балла) 5 заданий непосредственно связаны с понятием «норма» и нацелены на проверку именно норм современного русского литературного языка (согласно типологии, приведенной во второй главе). Эти задания приносят от 0 до 9 баллов в сумме. Кроме того, 12 заданий связано с орфографическими и пунктуационными нормами языка. Они приносят от 0 до 13 баллов.

Как уже было сказано, задание 26 – это задание с развернутым ответом, т.е. сочинение-рассуждение, во время написания которого выпускники должны продемонстрировать в том числе владение нормами современного русского литературного языка при составлении текста. Таким образом, получается, что большое количество заданий сегодняшнего ЕГЭ так или иначе связано с нормой. Далее приводится подробный анализ и разбор заданий, связанных с орфоэпическими, грамматическими, лексическими и синтаксическими нормами.

    1. Задание 4 ЕГЭ по русскому языку

Орфоэпические нормы в ЕГЭ - это правильная постановка ударения. Это важное задание, при выполнении которого, как считают многие преподаватели и ученики, можно рассчитывать только на удачу. Но это в корне неправильный подход к изучению 4 задания. Конечно, орфоэпия русского языка очень непоследовательна, русские слова не имеют фиксированного ударения во всех словах, но, тем не менее, закономерности есть и их нужно знать, чтобы говорить правильно и сдать ЕГЭ на 100 баллов.

Слова, включенные в задание 4, собраны в орфоэпическом словаре, и их там достаточно большое количество. Но это в большинстве своем общеупотребительные слова, которые мы в своей повседневной речи используем очень часто. Как показывает анализ речи современников, именно неправильная постановка ударения в словах является самой распространенной ошибкой в устной речи.

    1. Задание 5 ЕГЭ по русскому языку

Задание 5 связано с таким языковым явлением, как паронимы. Паронимы – это слова, частично схожие в написании и произношении, но разные или частично схожие по значению. Слова, которые могут встретиться в данном задании, также ограничены словарем, словарем паронимов, являющимся, как и орфоэпический словарь, приложением к демонстрационному варианту, кодификатору и спецификации ЕГЭ.

Данное здание должно выполняться исходя из контекста, т.е. внимательное прочтение предложений так же, как и языковое чутьё, знания – залог успеха при выполнении этого задания.

    1. Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

Задание 6 – самое масштабное задание, проверяющее уровень владения грамматическими (морфологическими) нормами. Это здание проверяет, как выпускники научились образовывать грамматические формы слов разных частей речи, и охватывает один из самых больших разделов русского языка – морфологию. Именно в этом задании встречается ошибка в образовании самой сложной части речи – имени числительном. Сегодня это наряду с неправильным ударением одна из самых частых ошибок в устной речи человека. Склонение имени числительного – очень сложный процесс, недостаточное владение которым порождает огромное количество ошибок.

    1. Задание 7 ЕГЭ по русскому языку

Это одно из самых сложных и объемных заданий ЕГЭ. За него можно получить до 5 баллов. Задание проверяет уровень владения синтаксическими нормами, т.е. нормами в построении словосочетаний и предложений. Все-таки мы общаемся не отдельными словами, а вплетая их в ткань предложения и текста. Здесь также встречаются ошибки, которые очень часто приводят к двусмысленности сказанного или вообще отсутствию смысла во фразе. 7 задание – это единственное задание на соотнесение, причем наряду с неправильными предложениями здесь также есть и правильные, которые выпускнику необходимо найти и исключить из списка.

Задание 7 совмещает в себе огромное количество навыков, кроме чисто языковых, именно поэтому оно такое «дорогостоящее».

Вот какие ошибки встречаются в задании 7:

    1. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

    2. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

    3. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

    4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

    5. Ошибки в построении предложения с однородными членами.

    6. Ошибки при построении сложного предложения.

    7. Неправильное употребление падежной формы имени существительного и местоимения с предлогом и без предлога.

    8. Неправильное построение предложений с прямой и косвенной речью.

    1. Задание 20 ЕГЭ по русскому языку

Уже неоднократно говорилось, что единый государственный экзамен не стоит на месте. Появление нового задания в ЕГЭ-2018 как раз свидетельствует об этом. В этом году появилось 20 задание, связанное с лексической нормой, кроме паронимов. Его появление обосновано анализом речи современников учеными и выводом о том, что нарушение лексической сочетаемости слов – такая же серьезная проблема, как и склонение числительных, и построение предложении, и т.д. Это задание помогает предупреждать речевые ошибки при написании сочинений, при составлении текстов разных стилей, типов.

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ЛЮДЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДГОТОВКУ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ

Как уже было сказано во введение к данной работе, все мы являемся членами общества и постоянно вступаем во взаимоотношения с разными людьми. Наша речь во многом зависит от того, что мы слышим вокруг себя. Наши родители, друзья, учителя и просто знакомые люди оказывают влияние на качество нашей речи. Мы решили исследовать, каково это влияние – положительное или отрицательное.

Нами была разработана анкета (см. Приложение), в которую вошли вопросы, освещенные в п. 3 основной части исследования.

Мы определили круг лиц, которые должны принять участие в анкетировании: родители, друзья, учителя и знакомые (коллеги родителей, друзья семьи, работники магазинов, парикмахерских и т.д.).

Анкетирование проходило анонимно, что позволяет сделать вывод об объективности полученных данных. С точки зрения дополнительных сведений об участнике анкетирования нас интересовали пол, возраст, уровень образования.

Цель анкетирования:

  1. Выявить общий уровень владения нормами современного русского литературного языка.

  2. Выявить связь между уровнем образования и соблюдением языковых норм.

  3. Выявить связь между возрастом и соблюдением языковых норм.

  4. Выявить типичные затруднения и ошибки.

Нам видится, что данная работа будет полезна не только нам для того, чтобы составить стратегию подготовки к ЕГЭ по русскому языку с учетом полученных результатов, но и тем людям, которые в своей речи допускают орфоэпические, грамматические или лексические ошибки. А также работа будет полезна обществу в целом, так как в конечном счете должна повысить речевой уровень всех его членов. В перспективе нашего проекта – создание наглядностей, связанных с нормами современного русского литературного языка.

В анкетировании приняло участие 106 человек. Это наши друзья, одноклассники, родители наши и наших одноклассников, это коллеги наших родителей, учителя и просто знакомые. Мы условно разделили респондентов на 5 групп: наши друзья, сегодняшние 10-11 классники (33 человека), выпускники, сдававшие ЕГЭ по русскому языку, максимально похожий на наш (15 человек), лица, чье обучение в школе связано с периодом становления ЕГЭ, когда он носил во многом сугубо научный характер (12 человек), 4 группа – лица, чье обучение в школе не связано с ЕГЭ (25 человек) и 5 группа – представители старшего поколения, традиционно считавшиеся начитанными, образованными (21 человек).

По уровню образования респонденты разделились на следующие группы:

  1. Основное общее образование – 33 человека.

  2. Среднее общее образование – 10 человек.

  3. Среднее специальное образование - 28 человек.

  4. Высшее образование – 35 человек.

Среди опрошенных было 70 женщин, 36 мужчин.

Результат полученных оценок по пятибалльной системе можно увидеть в таблице:

Образование/оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

ООО

9

7

7

10

СОО

2

4

2

2

СПО

5

15

4

4

ВО

4

5

22

4

Типичные ошибки в 1 группе:

1. Ударение: начатА, налитА, сверлИшь.

2. Словосочетания: на МОЙ день рождения, 5 килограммОВ помидорОВ, 200 граммОВ колбасы.

3. Паронимы: невежда-невежа, оплатить-заплатить, ледовом-ледяном.

4. Построение предложений: с несогласованным приложением, связь между подлежащим и сказуемым, несогласованность существительного с предлогом.

5. Лишнее слово в словосочетаниях: ГЛАВНАЯ суть, ПЕРВАЯ премьера, СВОБОДНАЯ вакансия

Типичные ошибки во 2 группе:

1. Ударение в следующих словах: кровоточИть, откУпорить, чЕрпать..

2. Словосочетания: ПОЕЗЖАЙ домой, 200 граммОВ колбасы.

3. Смешение паронимов: надеть-одеть.

4. Все сложные

5. Исключение лишнего слова в словосочетаниях: БОГАТАЯ роскошь, ГЛАВНАЯ суть

Типичные ошибки в 3 группе:

1. Ударение: кровоточИть, начатА, налитА, снятА

2. Словосочетания: ПОЕЗЖАЙ домой, ТРЕМЯСТАМИ учениками.

3. Паронимы: оплатить-заплатить, невежа-невежда.

4. Ошибки в предложениях с причастным и деепричастным оборотом, согласованность подлежащего и сказуемого

5. Лишнее слово в словосочетаниях: ГЛАВНАЯ суть, ПЕРВАЯ премьера, СВОБОДНАЯ вакансия

Типичные ошибки в 4 группе:

1. Ударение: кровоточИть, начатА, налитА, сверлИшь

2. Словосочетания: ПОЕЗЖАЙ домой, 5 килограммОВ помидорОВ

3. Паронимы: оплатить-заплатить, невежа-невежда.

4. Ошибки в согласованности подлежащего и сказуемого, с несогласованным приложением

5. Исключение лишнего слова в словосочетаниях: ГЛАВНАЯ суть, БОГАТАЯ роскошь, ПЕРВАЯ премьера

Наибольшие сложности вызвало задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Данное задание является заданием повышенного уровня, требующим серьезного анализа языкового материала. С ним не справились 93 % опрошенных. Но это очень важное задание, поскольку охватывает все существующие синтаксические нормы языка. Именно данное задание проверяет, насколько грамотно выпускники научились строить предложения в письменной и, как обязательный результат, в устной речи.

В ходе исследования мы выяснили, что правильная постановка ударения у 85 % опрошенных вызывает затруднения. Выше мы привели только самые часто встречающиеся ошибки. У 56 % респондентов вызвало трудности склонение имен числительных, а это одна из самых сложных тем в грамматике русского языка. 90 % затруднились с образованием формы множественного числа родительного падежа слов «грамм» и «килограмм».

Только 3 человека из 106 ответили на вопросы анкеты, не совершив ни одной ошибки, а это 2,8 %.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 5 в. до н.э. известный философ Сократ, когда к нему пришел новый ученик, сказал великую фразу: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Эта фраза легла в основу нашего исследования. Об уровне нашего культурного, интеллектуального развития можно с уверенностью судить по тому, как мы говорим.

Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам:

  1. Речь людей, которые окружают нас в нашей повседневной жизни, на 49 % осложняет нашу подготовку к ЕГЭ по русскому языку, потому что именно таков процент тех, кто справился с вопросами анкеты на «удовлетворительный» и «неудовлетворительный» результат. А если учесть, что формат ЕГЭ лишает нас права на ошибку, то в статистику можно включить и тех, кто показал «хороший» результат. Это означает, что большинство людей, с которыми нам приходится общаться, допускают ошибки в своей речи.

  2. Самые большие сложности у людей вызывает постановка ударения. Например, в глаголах прошедшего времени женского рода, а также кратких страдательных причастиях женского рода. Кроме этого, сложности вызывает ударение и в некоторых других глаголах. В анкету были включены не все слова, входящие в орфоэпический минимум. Скорее всего, там еще достаточно слов, которые вызовут сложности.

  3. Практически невыполнимым оказалось задание №7, включенное в ЕГЭ только в 2016 году.

Выявленные трудности привели нас к следующему выводу: чтобы нам хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, необходимо работать над повышением речевого уровня всех окружающих нас людей.

Перспективное развитие нашего исследования – это создание наглядностей «Давайте говорить правильно» на уровне школы и поселения по образцу проекта под руководством Людмилы Алексеевны Вербицкой, российского лингвиста-русиста. Вот что она говорит по поводу нашего языка: «По своей выразительности, эмоциональности, по возможности с помощью интонации передать смысл и значение - другого такого языка нет. И наша задача - язык сберечь». Наше исследование и его продолжение и призвано для того, чтобы помочь себе и обществу говорить правильно.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Единый_государственный_экзамен

  2. https://studfiles.net/preview/5853478/

  3. https://studfiles.net/preview/4619315/

  4. http://slovarozhegova.ru

  5. https://studfiles.net/preview/4002863/

  6. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  7. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно: пособие по русскому языку/ Л. А. Вербицкая. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001. - 239 с

  8. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2018. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. – М.: Национальное образование, 2017. – 384 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Внимание! Анкета заполняется анонимно. Пожалуйста, выполняйте задания самостоятельно (без словарей и других вспомогательных материалов).

Пол_____________________________Возраст____________________________

Образование_________________________________________________________

Должность__________________________________________________________

1.Расставьте ударение в приведенных ниже словах.

Договоры, красивее, свекла, начата, средства, звала, звонишь, клала, кровоточить, откупорить, налила, облегчить, налита, сверлишь, черпать, отключенный, снята, прибыв, донельзя, занята.

2.Исправьте ошибку в словосочетаниях там, где они есть. Запишите вариант правильного ответа в правый столбик.

В двух тысячи шестнадцатом году


Ихние заботы


Пять килограмм помидор


Двести грамм колбасы


Ехай домой


Ляжте на спину


На моё день рождение


Обоих школьниц


Ложи на стол


Немного длиньше


Сделать более лучше


Не менее восьмиста учеников


Трехстами учащимися


Едь вперёд


Гораздо красивше




3.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1.)Зимой в ледяном дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию. _____________________________________

2.) Дождевую воду мы всегда собирали, а затем поливали ею комнатные цветы. __________________________________________

3.) Оплатить тридцать рублей за проезд. _______________________

4.) Она была полной невежей в области физики._________________

5.) Стоило бы одеть куртку потеплее.__________________________

6.) Соседская девочка поступила в МГУ.________________________

7.) Ученики показали эффективное выступление.__________________



4.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


А) нарушение в построении предложения

с причастным оборотом


1) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?


Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.


В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом


3) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.


Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


4) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.


Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


5) Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.

Е) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.




А

Б

В

Г

Д

Е







5.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1.)В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны._______________________________________________________

2.) Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.________________________________________________________________

3.) Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.___________________________________________________________________________

4.) В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера._________________________________________________________________________

5.) Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.______________________________________________________

6.) Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года._____________________

Спасибо за участие в исследовании!


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!