СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Желтый — да круглый»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

Просмотр содержимого документа
«Проект по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Желтый — да круглый»»

Проект по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Желтый — да круглый»

Разработала: Петрова В.С.

Вид проекта: Познавательно - игровой.

Время проведения проекта: рассчитан на четыре месяцев (февраль, март, апрель, май)

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Пояснительная записка

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.


      Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей. 

     Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

     

      Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

      Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

      Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

         Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

         Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.


Проблема:  Недостаточный уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Актуальность:

На сегодняшний день, существуют различные проблемы в развитии детей, это не достаточно развитые сенсорные представления не развитое воображение, образное мышление и т. д. Но с настоящими трудностями ребенок начинает сталкиваться в школе.

Часто в восприятии детьми сенсорных представлений, происходит хаотично не целенаправленно, это упущение со стороны воспитания, так как проходит когнитивный период. Сказывается и не неумение правильно подать материал детям, не достаточность знаний сенсорных эталонов родителями.

Многие известные педагоги в своих исследованиях делали акцент на целенаправленность и планомерность в преподнесении материала детям.

Цель:

Развитие и накопление сенсорных представлений, включая знакомство с цветом у детей раннего дошкольного возраста. Консультирование взаимодействие с родителями, в обучении сенсорному развитию детей.

Задачи:

-развитие кругозора и первичных представлений об окружающем мире;

-формирование интереса и познавательных способностей;

-развитие воображения и внимания, памяти;

- формирование начальных представлений о форме, цвете, размере, материале и т. д.

-формирование умения обследовать предметы, выделять и соотносить их свойства и цвет;

-активизировать родителей в развитии сенсорных представлений детей;

- заинтересовать и вовлечь родителей в мероприятия проекта.

Гипотеза: я предполагаю, что детей раннего возраста возможно обучить умению правильно выделять в предметах главные признаки(цвет, форму, величину) с опорой на наглядный материал, что способствует формированию у детей четкого представления о предмете в целом.

Методы проекта:

• анализ литературы по данной проблеме;

• анализ и обобщение опыта работы педагогов и психологов по данной проблеме;

• включённое педагогическое наблюдение;

• совместные игры;

• проведение занятий;

• индивидуальная работа с детьми;

• музыкально-спортивные развлечения

• консультация для родителей.

Обеспечение проектной деятельности: для успешной реализации проекта была создана картотека игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Ожидаемый результат:

Повышение интереса детей, к исследовательской деятельности, любознательности, активизация речи и знакомство с окружающими сенсорными эталонами, различие желтого цвета от других цветов.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение уровня знаний родителей в сенсорном воспитании детей раннего возраста.

Продукт проекта:

  • Изготовление игр по развитие сенсорных навыков.

  • Развлечение «Колобок в гостях у детей».

  • Презентация для родителей.

Стратегия осуществления проекта: проектная деятельность осуществлялась на базе МБДОУ№37 второй ясельной группы, в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Проект — состоит из трех этапов: подготовительный, основной- практический, заключительный.

1. Подготовительный этап

Определение целей и задач в сенсорном воспитании, на данном этапе;

Создание условий для совместной и самостоятельной деятельности детей в группе.

Составление плана проекта.

Разработка сценария развлечения «Колобок в гостях у детей».

Подборка наглядного материала, игр и пособий для реализации проекта.

Подготовить консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

2. Основной этап –

Работа с родителями:

• Консультации;

• Родительское собрание;

• Совместное изготовление дидактического материала.



































Практический

План:

№1

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема«Солнышко»

Цели: Знакомство с цветом: учить различать желтый цвет форму предмета.

Планируемые результаты: Дети осваивают желтый цвет и круглую форму предмета. Проявляет интерес к окружающему миру природы.

Материалы и оборудование: иллюстрация «Солнышко»

Иллюстрации по теме, игрушка солнышко.







№2

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие (рисование)

Тема«Ручки у солнышка»

Цели: Развитие умения держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать линии, воспитывать у детей интерес к рисованию.

Планируемые результаты: Принимает участие в рисовании лучиков – ручек для солнышка

Может рассказать, что рисует и как называются все предметы, задействованные в процессе рисования.

Материалы и оборудование: Круглое желтое солнце крупного размера, прикрепленное для наглядности на магнитной доске, иллюстрации по теме, цветные карандаши, трафарет круглой формы, бумага белая.



№3

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие (конструирование)

Тема«Заборчик для курочки»

Цель: Формирование умения располагать кирпичики в ряд, соприкасаясь боковой поверхностью друг к другу, различать цвета, развивать моторику пальцев рук;

Планируемые результаты: Сооружать постройку совместно с педагогом и самостоятельно в процессе игры, проявлять желание строить заборчик самостоятельно, отвечать на простые вопросы.

Материалы и оборудование: Жёлтые кирпичики, жёлтые и красные кубики, игрушка курочка.



№4

Образовательная область: Речевое развитие

Тема«Петушок, петушок…»

Цель: Знакомство с потешкой, учить слушать и повторять слова, прививать интерес к русскому фольклору, развивать сенсорное восприятие через рассматривание игрушки модели петуха;

Планируемые результаты: Проявляет активность в проговаривание потешки, знает части тела петуха, может показать хвост крылья и т. д.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением петушка. Игрушка петушка.



№5

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (лепка).

Тема«Зёрнышки для курочки»

Цель: Формирование умения пользоваться пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить отщипывать пластилин, раскатывать круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомство с жёлтым цветом.

Планируемый результат: Принимает участие в игре «Вышла курочка гулять», в лепке зёрнышек для курочки.

Материалы и оборудование: Сюжетная картинка по теме или иллюстрации. Игрушка курочка. Пластилин желтого цвета, дощечки, тарелочка, пшено.





№ 6

Образовательная область: Речевое развитие

Тема: Сказка про солнышко, стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»;

Цель: Познакомить с содержанием сказки про солнышко и стихотворением А. Барто, с использованием компьютерных технологий. Формировать усидчивость, внимание, умение слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Планируемый результат: Слушает сказку и может назвать цвета и предметы при просмотре презентации, узнает содержание литературно-художественных произведений;

Материалы и оборудование: Проектор, презентация «Сказка про солнышко»



№7

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие (дидактическая игра)

Тема«Собери колобки в ведёрко»

Цель: Формирование умения группировать по цвету, форме, размеру. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. Продолжать развивать мелкую и крупную моторику.

Планируемый результат: Знает имя главного героя сказки «Колобок», через дидактическую игру собирает в ведерко мячи желтого цвета.

Материалы и оборудование: мячи желтые и красные и два ведерка такого же цвета.



№8

Консультация для родителей.

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».

Цель: Расширение знаний родителей о сенсорном воспитании детей раннего дошкольного возраста. Вовлечение родителей в образовательный процесс по сенсорному воспитанию.

Планируемый результат: Выставка работ детей, фото отчет по реализации проекта.

№9

Тема: Развлечение «Колобок в гостях у детей».

Цель: эмоционально настроить детей, доставить радость и создать дружескую атмосферу.

Планируемый результат: Активное участие в играх и активизация речи и движений. Эмоциональный отклик детей на мероприятие - веселое, радостное настроение.

Материалы и оборудование: Воздушные шары желтого цвета. Герой в костюме «Колобка». Мячи красные и желтые, мыльные пузыри.

















3. Заключительный этап.

— Выставка детских работ.

— Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».

— Развлечение «Колобок в гостях у детей».

— Фото отчёт по реализации проекта.

Использованная литература:

1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранова С. П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М.: Академия, 19с.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1998.432 с.

3. Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3». Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова.

4. «Сенсорные способности малыша». Э. Г. Пилюгина









































Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста





Д/И «Спрячь мышку»

ЦЕЛЬ: закреплять у детей цветовой спектр, продолжать использовать в речи детей названия цветов. Учить детей умение группировать предметы по цвету.









 







Д/И «Оденем куклу Катю»

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать три цвета, упражнять в умении рассказывать о цвете платья куклы, бантика и туфель







Д/И «Воздушные шары»

ЦЕЛЬ: развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называть величину фигуры. Учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать их в речи. Развивать мелкую моторику рук.





Д/И «Вагончики для паровозика»

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей подбирать по цвету нужный предмет. Развивать воображение и логическое мышление.

 







Д/И «Собери фигуру»

ЦЕЛЬ: формировать у детей действия с фигурами, учить различать между формой и размером фигуры. Учить складывать фигуру из двух частей.





Д/И «Посади бабочку на цветок»

ЦЕЛЬ: закреплять основные цвета, называть их и подбирать предметы по образцу. Развивать мелкую моторику рук.

 







Д/И «Подбери по цвету»

ЦЕЛЬ: учить различать и сравнивать картинки между собой, умение подбирать пару на основе сходного сенсорного признака.







Д/И «Собери ягоды в корзину»

ЦЕЛЬ: учить детей развивать глазомер при выборе по образцу

предметов определенной формы.









Д/И «Найди пару»

ЦЕЛЬ: учить сопоставлять предметы, выделять основные признаки. Развивать внимание, память, мелкую моторику.









Д/И «Чей хвостик?»

ЦЕЛЬ: формировать образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-й-( -ий, -ья, -ье, -ьи). Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких животных.













Дидактические игры




Игра «Собери снеговика»

ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.




В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.

Игра «Собери снеговика»

ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.




В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.




Игра «Волшебные макароны»

Цель: формировать у детей представление о цвете; развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику рук.

Дети выкладывают солнышко, траву, цветы, украшают дерево разноцветными листочками. Смешивают макароны всех цветов и выкладывают радугу.




Д\И « Найди каждому снеговику елочку»




Цель: учить сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, понимать слова «большой», «маленький».

Материал: Елки 2 штуки (большая и маленькая), 2 снеговика (большой и маленький)

Ход игры :

Восптатель ( показывает детям фигурку елки, спрашивает) . Что у меня в руке? (Елка)

( воспитатель выкладывает на стол фигурки большой и маленькой елкок и комментирует) Поставим большую елку и маленькую елку.

Это какая елка? (показывает на большую) Большая. А это какая елка? (Показывает) Маленькая.( Воспитатель берет в руки фигурку снеговика.) Это снеговик. Что у меня в руке? ( Снеговик) Из чего делают снеговика? ( из снега) Зимой дети делают снеговика из снега. Воспитатель спрашивает : «Кто делает снеговика?» ( Дети) (Воспитатель на столе выставляет большого и маленького снеговиков) Это большой снеговик. (Показывает). Это

Это маленький снеговик (Показывает). Покажите большую елку. ( просит к большой елке поставить большого снеговика, затем к маленькой елке поставить маленького снеговика).




РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно¬му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель¬но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит иг¬ру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.




Игра «Чудесный мешочек»

В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Необходимый инвентарь для игр:

Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему.

Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Описание игры «Чудесный мешочек»

Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Игра «Волшебные прищепки»

Воспитатель предлагает игру сразу нескольким (2- 4) детям. Вначале игры дети должны освоить работу с прищепками (открывать- закрывать). Затем воспитатель показывает принцип действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия .




Игра «Включи-выключи,открой-закрой».

Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук, умения пользоваться.Используется развивающая доска – бизиборд.




Игра «Собери бусы».

Цель: Развивать умения различать геометрические фигуры, восприятие цвета, формы, величины.

Ход игры.

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения – бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с бусами и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка – красные колечки, синяя веревочка – синие колечки и т.д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.
















Дидактическая игра

«Стучим молотком».

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Описание игры: воспитатель за ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра «Разложи яички в домик».

Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации; закрепление основных цветов.

Ход игры:




Воспитатель предлагает двум детям разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. Просит назвать цвет яичек и цвет домиков.

Затем дети меняются ячейками и игра повторяется снова.

Игра «Посади бабочку на цветок».

Цель: Закрепление основных цветов; развитие мелкой моторики.

А кругом красиво и светло,

И цветочков много расцвело!

– Посмотрите, какая у нас красивая полянка!

Сколько на ней красивых цветочков! Какого цвета цветочки?

На нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!

Предлагаю детям рассмотреть цветы и бабочки, назвать их цвет.

-Какого цвета эта бабочка? Правильно красная. Посади красную бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто её не мог увидеть. На какой цветок бабочку посадишь, Вика? На красный!

Красную бабочку посадим на красный цветок.

Давайте каждую бабочку посадим на свой цветок. Дети выполняют задание. После выполнения задания подвожу итог. Красная бабочка села на красный цветок, жёлтая бабочка села жёлтый цветок, и т. д. Все бабочки спрятались! Молодцы, все нашли цветок для своей бабочки!




Спрячь в ладошке!

Цели. Познакомить с понятием величины.

Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Ход игры.

Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет». ,

.Дидактическая игра «Солнце или дождик».

Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна, развитие мелкой моторики.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.





















Игра с прищепками

Солнышко

Солнышко утром

Рано встает

Лучики тянет – тепло нам дает.


Цыпленок

Только вылез из яйца

И уже бежать. С крыльца!

Непоседа-малолетка!

И куда глядит наседка?

- Не обсох ещё чудак…

Ой, держите:«Шмяк!»

«Шмяк!» «Шмяк!»

Самолет

Самолет, самолет

Отправляется в полет.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.


Лошадка

В зоопарке есть лошадка,

За высокою оградкой.

Там она копытцем бьет,

В путь дорогу нас зовет.

Невозможно отказаться,

На лошадке покататься.


Цветок

Лепесточки и листок-

Распустился наш цветок

Зайчик

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,

Лапки, ушки покажи


Ежик

Ежик, ежик, где гулял?

Глее колючки потерял?

Ты беги скорей к нам ежик.

Мы сейчас тебе поможем.

Жучок

Очень наш жучок устал –

Бегал по дорожке.

Ночью спал, а утром встал,

Показал нам ножки.


Птичка

Клювик, крылышки и хвостик -

Прилетела птичка в гости

Рыбка

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Овощи (морковь, свекла, репа)

Урожай мы убирали

И ботву

Всю оборвали

Мы листочки прикрепляем –

Сразу овощи узнаем


Береза

Белоствольная береза

В холода весну ждала

В мае листья распустила, ветки к солнцу подняла.

Туча и дождь

Тучка по небу гуляла –

Все дождинки растеряла.

Платье

Платье шил портной из ситца,

А быть может, изо льна

Видно, очень торопился –

Позабыл про рукава.

Он приладил рукава,

Но ленится не привык

И пришил оборку, пояс

И красивый воротник!







Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».

Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ № 37 Петрова В.С.

Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное развитие, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Сенсорное развитие — это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

 Сенсорное развитие способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.

Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни. 

игры можно сделать своими руками.

Например:

Поделки с прищепками



Сделайте любые аппликации. Пусть ребёнок при помощи прищепок добавит не достающие детали, поясняя Вам, что получилось. Используйте различные цвета, таким образом, Вы научите ребёнка различать цвета.

Большой и маленький

Нарисуйте что-либо большое, а Ваш ребёнок пусть рядом нарисует то же самое, только меньше и ещё меньше. Затем задавайте ему вопросы о том. Где больше и меньше, кто может быть папой мамой и малышом, какого цвета колесо…

Игра «Чудесный мешочек».

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложите определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Песочница» на кухне.

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет

отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!