СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по технологии "Большие шахматы и шахматный столик из фанеры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот проект - совместное творчество с учителем технологии. 

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии "Большие шахматы и шахматный столик из фанеры"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Увинская средняя общеобразовательная школа №1»




Творческий проект по теме:

«Большие шахматы и шахматный стол из фанеры»




Авторы проекта:

ученики 5х классов

объединения ДО «Умелец»,

Руководители проекта:

Анастасин А.В.,

учитель технологии;

Кулябина Г.М.,

педагог ДО


п.Ува, 2021

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Подготовительный этап……………………………………………..3

Историческая справка………………………………………4

Выбор и обоснование проекта……………………..............4

Первоначальные идеи………..……………………………..6

Выбор материала…………………………………................7

Инструменты и оборудование………………...……............8

Организация рабочего места……………………….............8

1.7 Правила безопасности во время работы…………...............9

  1. Технологический этап………………………………………………11

2.1 Эскизы шахмат и шахматного стола 3D………………….11

2.2 Маршрутная карта шахмат и шахматного стола…………11

  1. Заключительный этап………………………………………………13

3.1 Контроль качества…………………………………………..13

3.2 Экологическое обоснование………………………………..13

3.3 Экономическое обоснование……………………………….13

Реклама………………………………………………………………….14

Самоанализ……………………………………………………………...15

Список используемой литературы и интернет-сайтов………………16

Приложение……………………………………………………………..17

1. Подготовительный этап

1.1 Историческая справка


Шахматы. Эта игра в разных странах имеет своё название: в Англии - чесс (chess), в Испании – ахедрес (elaxedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского - «шах мат» – властитель побежден.

ИНДИЙСКИЕ ИСТОКИ

В начале VI века на северо-западе Индии появилась первая известная игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников. Родиной шахмат является Индия.

АРАБСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Получившаяся игра называлась у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»).

ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ НА РУСИ

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные.


1.2 Выбор и обоснование проекта


Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – это одна из наиболее распространённых настольных игр в школах России. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость.

Для реализации национального проекта «Образование» в сельских школах открываются центры дополнительного образования «Точка Роста». В рамках этой программы получено различное оборудование в нашу школу в мастерские:

  • ручные и электрические лобзики,

выжигатели,

дрели,

наборы свёрл,

гравировочные машины

Всё это дало возможность образования кружка «Умелец».

Нам, ученикам школы, нравится проводить свободное время в мастерской, где мы учимся обрабатывать различные материалы. Учимся работать инструментами. А также нравится играть в шахматы в коворкинг-зоне «Точки роста», но там все шахматы маленькие. Кроме того, второй год в нашей школе есть объединение «Шахматная школа». Это и натолкнуло нас на идею сделать большие шахматы и шахматный столик своими руками, сделать такой подарок - сюрприз для ребят, которые ходят на занятия в это объединение, а кроме того, чтобы хорошо поиграть в шахматы на перемене, после уроков. Тем более что в школе существует шахматный клуб «Престиж», задачей которого является популяризация шахмат в школе. Поэтому тема нашего проекта выбрана не случайно. Нам захотелось спроектировать и изготовить большие шахматы и шахматный стол. Анализируя, различные конструкции шахмат и шахматных столов мы создали мысленный макет будущего проекта.

Цель: Проектирование и изготовление «Больших шахмат и шахматного стола из фанеры»

Задачи:

  • Составить опорную схему проекта.

  • Проанализировать имеющиеся аналоги.

Разработать свой вариант.

Подобрать недорогой и экологически чистый материал.

Разработать технологическую карту.

Качественно изготовить изделие.

Аргументы принятого решения:

Главное в этом проекте то, что нам нравится работать по дереву. Мы научились вырезать различные фигуры из фанеры и дерева лобзиком. Изготовление больших шахмат и стола способствует закреплению раннее изученных тем: «Разметка, пиление, технология выпиливания криволинейных поверхностей», «Художественная обработка древесины: Выжигание, отделка шкуркой, лакирование». В процессе изготовления изделия используются знания и умения в области технологии, математики, изобразительного искусства, черчения. Оснащение учебных мастерских позволяют выполнить эту работу самостоятельно. Данная работа не опасна.


РАЗВИТИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА


Чтобы продумать все вопросы проектирования шахмат и шахматного стола, составили схему размышления.


ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ:


  1. Простота изготовления.

2. Доступность материала.

3. Оригинальность, композиционная завершённость.

4. Низкая стоимость.


1.3 Первоначальные идеи


В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:

1 вариант

Шахматный столик и шахматы из изделий, выточенных на токарном станке, для любителей шахматных баталий. Столешница имеет вид шахматной доски размером 80х80 см, ножки стола выточены из древесины сосны и ели. Шахматы выточены на токарном станке из липы (приложение 1).

2 вариант

Изящный, компактный шахматный стол из резной древесины, украсит интерьер дома и станет желанным подарком для шахматиста. Ножки стола выполнена из твердой породы древесины (береза). Шахматы резные.

3 вариант

Шахматный стол и шахматы из толстой фанеры, вырезанные электрическим и ручным лобзиком.

4 вариант

Шахматы плоские из древесины или фанеры.


Проанализировав все варианты, мы решили выполнить третий вариант. В силу того, что пока мы – пятиклассники, поэтому ещё не можем работать на токарном станке и пользоваться резаками. Шахматный столик и шахматы 3D из фанеры - этот вариант привлекает к себе внимание простотой изготовления и доступностью материалов. На кружке «Умелец» мы научились выпиливать ручным лобзиком и работать выжигателем.

Мягкость теплых красноватых оттенков, плавность и оригинальность выпиливания конструкции делает шахматный стол и шахматы настоящим украшением интерьера с большими краями стола, куда можно поставить захваченные у противника фигурки. С учётом того, что изготовление несложное, а затраты времени и средств незначительны, это позволило сделать вывод об удачном выборе проекта на целый год учебного процесса.


1.4 Выбор материала


При изготовлении шахмат и шахматного стола лучше всего использовать фанеру твёрдых пород.

К твёрдым породам древесины относятся:

берёза, бук, дуб, вяз, рябина, клён, орех грецкий, яблоня, груша, ясень, акация белая.

Из приведённого списка пород древесины для изготовления изделия мы смогли использовать фанеру из берёзы.

Для изготовления шахмат использована фанера толщиной 8 мм. Для ножек и верхней столешницы используем фанеру толщиной 20 мм.


1.5 Инструменты и оборудование


При изготовлении шахматного стола необходимо использовать ручные деревообрабатывающие инструменты и оборудование (приложение 2):

  1. Столярный верстак

2. Ножовка 3. Лобзик ручной 4. Сверлильный станок со свёрлами 5. Электрический лобзик 6. Долото и киянка 7. Наждачная бумага 8. Кисть 9. Лак

1.6 Организация рабочего места


Технологический процесс осуществляется на различном технологическом оборудовании с применением технологической оснастки: дополнительного оборудования и инструментов. Организация рабочего места занимает не последнюю роль в выполнении технологических операций:

  • Работу следует выполнять на правильно отрегулированном столярном верстаке.

Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя.

Свет должен падать спереди и слева.

Обрабатываемые детали надёжно вкручивают в патрон.

Перед работой изучают технологию изготовления изделий.

Все работы выполняют в специальной одежде и очках, с обязательным соблюдением техники безопасности.

Окрашивание изделий производят на подкладной доске в хорошо проветриваемом помещении.


1.7 Правила безопасности во время работы


ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при ручной обработке древесины


До начала работы:

  1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку). При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки.

Проверить наличие инвентаря (сиденье, щётка-смётка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

Разложи на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.

Во время работы:

  1. Надежно закрепи обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

2. Пользуйся инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.

3. Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены в шаховках. Полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжение полотна.

4. Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калёвках, галтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщеплённые части стругов немедленно заменяются. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.

5. Технологические операции (пиление, отёсывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняй на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.

6. Не допускай захламлённости верстака отходами, стружками. Своевременно возвращай учителю инструмент общего пользования.

7. Не отвлекайся во время работы, следи за правильными приёмами работы.

8. Во избежание травмирования необходимо:

  • следить за натяжкой полотнолучковой пилы;

применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;

работать электрическим лобзиком под присмотром учителя;

в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.

После окончания работы:

9. Остатки материалов, незаконченные изделия сдай дежурному или учителю.

10. Проверь состояние инструментов и положи их в том порядке, как установлено учителем.

11. Убери свое рабочее место, пользуясь долотом. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

12. Вымой руки с мылом.

13. Приведи себя в порядок.

14. Из мастерской выходи с разрешения учителя.


2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП


Перед изготовлением шахматного стола мы начертили эскизы и разработали маршрутную карту:

Наше изделие состоит: 2 ножки стола, 1 столешница, 1 перемычка ножек, 32 круглых основания шахмат и 64 изделия шахмат 3D.

Ножки шахматного стола будем вырезать электрическим лобзиком с помощью учителя.


Отверстия в основании выдолбили с помощью долота и киянки. Выполнили сбоку с использованием клея. Обработали тёмные фигуры красной морилкой. После сборки покрыли все детали стола и шахматы бесцветным лаком.


2.1 Эскизы шахмат и шахматного стола 3D


Вначале вырезаем шаблоны каждой фигуры и основания из картона, также вырезаем шаблоны ножек стола, следуя нужным замерам.


2.2 Маршрутная карта шахматного стола


1. Распечатать фигуры шахмат 3D. Вырезать из картона и сделать шаблоны каждой фигуры.

2. Вырезать из фанеры 6мм. По шаблону 64 фигуры и 32 основания.

3. Зачистить все изделия.

4. Отверстия в основании выдолбили с помощью долота и киянки.

5. Собрать 32 фигуры шахмат.

6. Обработать шкуркой.

7. Покрыть морилкой 16 фигур.

8. Покрыть лаком шахматные фигуры.

9. Начертить по эскизу ножки стола и столешницу.

10. Выпилить электрическим лобзиком и ножовкой.

11. Обработать шкуркой.

12. Расчертить столешницу (клетки и буквы)

13. Выжечь выжигателем буквы и клетки.

14. Собрать стол на уголки.

15. Покрыть стол лаком.

3. Заключительный этап

3.1 Контроль качества


Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

  • Изделие изготовлено из фанеры различной толщины.

Все детали изготовлены аккуратно в соответствии с выше указанной технологией.

Изделие представляет собой законченное изделие.

Внешний вид изделия производит благоприятное впечатление.


3.2 Экологическое обоснование


Изделия из натуральной фанеры. Она не наносит вред окружающей среде и полностью подлежит вторичной переработке. Небольшую экологическую проблему может создавать применение мебельного лака.


Экономическое обоснование


Расчёт себестоимости изделия и установление его рыночной стоимости:

С=МЗ+Р+Э


Затраты на материалы МЗ

Материал

Размеры

Цена

Расход

Стоимость

Фанера 20 мм

1525х1525 2.325

800 р.

1,9

1500 р.

Фанера 8 мм

1525х1525-2.325

480 р.

1.3

600 р.

Клей ПВА

1 л

40 р.

0,07л

2,80 р.

Бумага наждачная FIT

200х300 мм

30 р.

10 шт.

300 р.

Морилка «красное дерево»

0,5 л

120 р.

0,3 л

40 р.

Лак бесцветный

0,5 кг

150 р.

1,5 кг

450 р.

Итого:

2890 р.


1. Затраты на освещение – 64,80 р.

2. Расчёт затрат на электроэнергию за время выполнения изделия на станке и электрическом лобзике.

А. Работа на станах с мощностью двигателя 1,5 кВт

Время работы на сверлильном станке: Т = 2 ч.

Т х 1кВт/ч х 1,5кВт = 2 х 1,50 х 2,70=8,10 р.

Б. Работа электрическим лобзиком

Время работы Т = 3 ч.

Т х 1кВТ/ч х 1,5 кВТ = 3 х 1.5 х 2,70 = 12,150 р.


Всего: 2890 + 64,80 + 8,10 + 12,150 = 2885 руб.05 коп.

Реклама

Декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

Наша фирма называется «Умелец». Наш адрес: УР, п.Ува, ул. Школьная, 15, тел. 89099998877.

1. Мы изготавливаем своими руками: игрушки, кухонную утварь, кормушки, скворечники из фанеры и древесины.

2. Наши изделия экологически чистые, современные, нужные в деле.

3. Наши изделия понравятся взрослым и детям.

Мы хотим, чтоб повсеместно

Хоть парнишка, хоть малец,

Знал топор, пилу, стамеску,

С душой работал удалец!

В Увинской школе, номер первой,

Мастеров у нас не счесть!

Есть умение, сноровка,

И трудиться силы есть!

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

Пусть про нас – фирму «Умелец»

На весь мир молва пойдёт!

Самооценка

Изделие изготовлено собственными силами, удобно в использовании, и дешевле, чем в магазине, практически в 30 раз!!! Многие из красивых шахмат способны очаровать взрослого, не говоря о детях. Такое изделие вызывает повышенный интерес ребят, что является хорошим стимулом научиться играть в шахматы. Останется только сделать эту игру привычным хобби, увлечься в настоящем мире стратегии и тактики.

Так же наше изделие улучшит и интерьер помещения. Все технологические операции соблюдены. Изготовленное изделие полностью соответствует намеченной цели. Мы спроектировали и изготовили «Большие шахматы и шахматный стол из фанеры», который будет радовать ребят и взрослых в нашей школе.

Список используемой литературы и интернет-сайтов



  1. Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.. Технология. Технический труд: 5-7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-3-е изд., перераб./Под ред. В.Д.Симоненко. - М.:Вентана-Граф,2018.-160с.:ил.

  2. https://yandex.ru/images/search?pos=101&p=3&img_url=https%3A%2F%2Fwww.lavka-podarkov.ru

  3. https://www.pinterest.ru/pin/626141154416414341/

  4. https://www.pinterest.ru/akella2508/шахматы/

























Приложение 1.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Приложение 5.

1.Столярный верстак 2.Ножовка

3.Лобзик ручной 4.Сверлильный станок со свёрлами

5.Электрический лобзик 6.Долото и киянка

7.Наждачная бумага 8.Кисть 9.Лак




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!