СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме: «Активизация детского творчества через наглядность при обучении детей искусству оригами в дополнительном образовании».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия искусством оригами в дополнительном образовании помогают создать наиболее эффективную среду для развития творческой активности ребёнка, которая способствует формированию высокодуховного и эстетически воспитанного человека. Для того, чтобы решить эту проблему, педагогу дополнительного образования необходимо постоянно на основе уже существующих наглядных средств обучения разрабатывать и совершенствовать новые современные. Сама суть складывания изделий оригами – в работе по различным схемам. Дети изучают условные обозначения и приёмы складывания. Но в силу своих психологических и физиологических способностей, не каждый ребёнок может научиться правильно и быстро работать по чертежу-схеме. А благодаря применению педагогом различных наглядных пособий можно более доступно и понятно объяснить и показать ребёнку приёмы складывания, условные обозначения, познакомить с понятием «схема-чертёж». Впервые о наглядном обучении заговорил чешский педагог Я.А.Коменский. Он доказал, что обучать следует на примерах, на деле. Он призывал к тому, чтобы знания добывались учениками из собственных наблюдений. Принцип наглядного обученияболее подробно был рассмотрен Г.Песталоцци. В своих трудах он отстаивал необходимость наглядности в обучении и считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире .Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы и сформировать у учащихся понятия.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме: «Активизация детского творчества через наглядность при обучении детей искусству оригами в дополнительном образовании».»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»











Проект по теме:

«Активизация детского творчества через наглядность при обучении детей искусству оригами в дополнительном образовании».





Автор: Лобанова Наталия Михайловна –

педагог дополнительного образования.



















р.п. Сосновка



Оглавление.

стр.

1.Основная часть работы 3 – 7

Теоретический раздел 3 - 5

Практический раздел 5 - 7

2. Заключение. 7 - 9

3. Список литературы. 9

4. Приложения. 10-13





































2



  1. Основная часть работы.

Теоретический раздел.

Характеристика проблемы и её актуальность. Занятия искусством оригами в дополнительном образовании помогают создать наиболее эффективную среду для развития творческой активности ребёнка, которая способствует формированию высокодуховного и эстетически воспитанного человека. Для того, чтобы решить эту проблему, педагогу дополнительного образования необходимо постоянно на основе уже существующих наглядных средств обучения разрабатывать и совершенствовать новые современные. Сама суть складывания изделий оригами – в работе по различным схемам. Дети изучают условные обозначения и приёмы складывания. Но в силу своих психологических и физиологических способностей, не каждый ребёнок может научиться правильно и быстро работать по чертежу-схеме. А благодаря применению педагогом различных наглядных пособий можно более доступно и понятно объяснить и показать ребёнку приёмы складывания, условные обозначения, познакомить с понятием «схема-чертёж».

Впервые о наглядном обучении заговорил чешский педагог Я.А.Коменский. Он доказал, что обучать следует на примерах, на деле. Он призывал к тому, чтобы знания добывались учениками из собственных наблюдений.

Принцип наглядного обучения более подробно был рассмотрен Г.Песталоцци. В своих трудах он отстаивал необходимость наглядности в обучении и считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире .Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы и сформировать у учащихся понятия.

3

Проблемой является использование новых наиболее эффективных наглядных средств обучения искусству оригами младших школьников, способствующих активизации детского творчества.

Актуальность данной проблемы в том, что от её нерешённости страдает процесс обучения искусству оригами, а значит, и активизация детского творчества.

Цель – разработка и применение современной системы наглядных пособий по оригами в сочетании с традиционной наглядностью с целью активизации и развития творческой деятельности младших школьников.

Задачи

- изучить литературу по существующей проблеме, проанализировать программы по оригами и существующую систему наглядных пособий;

- раскрыть возможности применения информационных технологий;

- раскрыть педагогические вопросы создания наглядных пособий по оригами и методических рекомендаций по их использованию;

- провести исследование с использованием разработанной системы наглядных пособий;

- установить наиболее эффективные приёмы работы с наглядными пособиями, активизирующими прочес обучения искусству оригами.

Для решения поставленных задач были использованы следующие

4

методы:

- сравнительный анализ программ по оригами;

- определение методических возможностей использования средств ИКТ на занятиях оригами;

- изучение, накопление, систематизация и обобщение педагогического опыта использования средств ИКТ;

- наблюдения за практической работой детей на занятиях оригами;

- проведение с детьми бесед, анкетирования;

- обобщение личного педагогического опыта.

Перспективы введения инновации. Система авторских наглядных средства обучения может применяться на занятиях оригами в системе дополнительного образования детей и способствовать активизации детского творчества, интереса младших школьников к искусству оригами.

Практический раздел.

Предмет инновационной деятельности – методическая система обучения искусству оригами как средство активизации художественно-творческой деятельности младших школьников.

Объект инновационной деятельности – процесс художественно-творческой деятельности младших школьников на занятиях оригами.

В своей работе мы, педагоги дополнительного образования, всегда должны стремиться совершенствовать процесс обучения детей творчеству, искать новые пути и методические приёмы повышения

5

качества образования детей. Необходимость совершенствования

средств наглядности в обучении искусству оригами определяется тем, что наглядность как один из принципов обучения является важнейшим инструментом всестороннего развития личности. Особенно велико его значение на начальном этапе обучения – в младшем школьном возрасте.

Когда ребёнок посещает первые занятия по оригами, он встречается с чёрно-белыми схемами складывания и условными обозначениями, которые ему не совсем понятны и часто даже отпугивают его. Причина в том, что у педагога сегодня нет возможности приобрести хорошую методическую литературу, современные наглядные пособия по оригами которые бы более наглядно интересно и грамотно познакомили бы ребёнка с понятием «схема-чертёж», открывая новые возможности, совершенствуя и активизации обучения и воспитания. Решение этой проблемы – в совершенствовании существующего комплекса наглядно-методического материала по оригами в целом.

Строя своё учебное занятие, хочется как можно больше использовать наглядных средств или иллюстративных материалов – это различные рисунки, схемы, таблицы, фотографии, диапозитивы. Их использование повышает внимание детей, способствует развитию органов чувств, углубляет их интерес к изучаемому материалу, к занятию.

И всё же, к сожалению, наглядность недостаточно широко применяется на занятиях оригами. А ведь её использование, в том числе и с применением компьютерных технологий может значительно помочь в изучении оригами, сделать схемы фигурок более понятными, а сами занятия более интересными; активизировать обучение; повысить самостоятельность детей на занятии. Но работа по

6

применению компьютерных технологий в разработке наглядных пособий для обучения оригами младших школьников ведётся на недостаточном уровне. Изучение истории развития искусства оригами, уровень его развития в нашей стране, анализ различной методической литературы по оригами, беседы и консультации с педагогами-оригамистами, посещение их занятий – всё это даёт возможность разработать современные авторские наглядные пособия с использованием компьютерных технологий для занятий оригами.

  1. Заключение.

Разработанные мной наглядные пособия, выполненные с применением компьютерных технологий, представляют собой карточки со схемами последовательности складывания фигурки. В отличие от чёрно-белых схем, представленных в различных книгах по оригами, эти схемы Цветные и объёмные, что делает их более наглядными и интересными. Кроме того, были разработаны обучающие таблицы, содержащие в себе дополнительную информацию по изучаемой теме. В приложениях 1, 2, представлены некоторые из них: «Виды бумаги для оригами», « Базовые формы в оригами». Эти наглядные пособия представлены в виде фотографий изделий, которые сначала были сделаны на цифровом фотоаппарате, затем были перенесены в компьютер.

Разработанные мною развивающие таблицы представляют собой чертежи фигурок, выполненных как в объёме, так и как слайды, которые можно поэтапно демонстрировать детям тот или иной этап складывания и применяемые условные знаки. Пример тому таблица «Термины, используемые в оригами» (Приложение 3).

А так же было разработано наглядное пособие в виде

7

видеоролика, демонстрирующего поэтапность складывания фигурки. При его разработке применялась цифровая видеокамера, на которую пошагово снималось складывание фигурки, затем изображение переносилось на компьютер.

Красочные и интересные наглядные пособия привлекают внимание обучающихся, вносят разнообразие в учебный процесс, развивают эстетические чувства, активизируют детское творчество.

Полученные практические результаты привели к заключению о том, что наглядные пособия с помощью компьютерных технологий не только могут быть разработаны, но и должны применяться в обучении детей оригами.

Разработка данных пособий возможна в домашних условиях с помощью компьютера, цифровой видеокамеры или фотоаппарата и несложных компьютерных программ. Это позволит каждому педагогу сделать такие пособия самостоятельно, а так же разные их виды внедрять в образовательный процесс и на их основе строить свою программу обучения.

Кроме того, в течение всего учебного года проводилось наблюдение за творческой деятельностью учащихся 1-4 классов, которые посещали занятия оригами в нашем ЦДТ.

Наблюдение проводилось с целью активизации детского творчества младших школьников на занятиях оригами путём применения комплекса средств наглядного обучения с использованием компьютерных технологий. Построение занятий было таково, что к концу учебного года снижалась до минимума необходимость репродуктивных форм деятельности. В итоге на основе главной цели

8

были определены показатели, по которым можно судить о повышении

уровня активизации детского творчества: интерес к искусству оригами; степень сформированности навыков работы по схеме-чертежу, применения приёмов складывания и условных обозначений, навыков аккуратной работы, грамотному выполнению складываний; степень сформированности навыков коллективной работы; уровень мотивации к творчеству; устремлённость в достижении цели.

3.Список литературы.

1.Беляков А.А. Роль компьютерных технологий в разработке наглядных пособий для обучения оригами младших школьников /А.А.Беляков, Л.А. Буровкина//Начальная школа плюс До и После. – 2010.-№11.-96 с.

2. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.:Учпедгиз, 1960.-309 с.

3. Конобеевский Н.П. Наглядные пособия как средство обучения в начальной школе. – М.:АПН РСФСР, 1958,-262 с.













9

Приложение 1.

Таблица «Виды бумаги для оригами»







10

Приложение 2

Таблица «Базовые формы оригами».

1. Базовая форма «Треугольник»

2. Базовая форма 3. Базовая форма

«Двойной треугольник» «Двойной квадрат»

4. Базовая форма «Конверт» 5. Базовая форма «Бутон»

6. Базовая форма «Птица» 7. Базовая форма «Рыба»

11

Приложение 3

Таблица «Термины , используемые в оригами»



Верхняя сторона



Л евая сторона



Диагонали

Нижняя сторона Правая сторона







Верхний угол

Правая верхняя сторона



Л евая нижняя сторона

Нижний угол





12

(Продолжение приложения 3)

«Глухой»

( Нераскрывающийся угол)



« Глухая» сторона







Раскрывающийся угол





Левый верхний угол Центральная вертикальная линия



Центральная горизонтальная

линия





Центр фигурки Правый нижний угол





13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!