СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ по теме: «Реализация требований ФГОС при изучении темы: «Металлы»»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ

по теме:

«Реализация требований ФГОС при изучении темы: «Металлы»»

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ по теме: «Реализация требований ФГОС при изучении темы: «Металлы»»»



ПРОЕКТ

по теме:

«Реализация требований ФГОС при изучении темы: «Металлы»»

СОДЕРЖАНИЕ

I. АННОТАЦИЯ ………………………………………………………….............3

II. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….4

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….7

3.1. Значение темы «Металлы» для развития мировоззрения учащихся. Цель и задачи темы …….…………………………………………………………7

3.2. Тематическое планирование темы ……………………………………9

3.3. Урок по теме: «Общие химические свойства металлов» ……………22

3.4. Урок по теме: «Общие способы получения металлов» …………….28

3.5. Итоговая контрольная работа по теме ………………………………32

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………………………………………….35

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………36

VI. ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………37























I. АННОТАЦИЯ

Данная проектная работа посвящена изучению темы: «Реализация требований ФГОС при изучении темы «Металлы»».

Цель: на основе составления проектной работы по теме: «Реализация требований ФГОС при изучении темы «Металлы»»как одной из творческих работ учителя:

- ознакомиться с функциями, структурой и назначениями ФГОС ООО;

- разработать тематическое планирование выбранной темы по новым образовательным стандартам;

- составить план-конспекты двух уроков с элементами ФГОСи итоговую контрольную работу;

- предложить рекомендации учителям-коллегам по изучению выбранной темы.

Задачи проектной работы:

- ознакомиться с модернизацией Российского образования, структурой и назначениями ФГОС ООО;

- выявить ключевые особенности ФГОС общего образования, отражающие их инновационность и преемственность;

- изучить концептуальные основы образовательного стандарта по химии.

Изучение темы «Металлы» вносит существенный вклад в развитие и воспитание учащихся, а также служит базой для рассмотрения ведущих теоретических концепций школьного курса. Последовательность и методика изучения темы представляет собой сложную, недостаточно решенную задачу на сегодняшний день. В связи с этим изучение темы «Металлы» в соответствии с требованиями ФГОСостается актуальной задачей методики обучения химии в средней школе.

Структура работы.Проектная работа состоит из аннотации, введения, основной части, рекомендаций, заключения, и списка использованной литературы. Работа изложена на 37 страницах.

II. ВВЕДЕНИЕ

Модернизация Российского образования. ФГОС, его назначение по химии.

Переход России к рыночной экономике повлек за собой необходимость модернизации в области образования. Связана эта необходимость с тем, что все изменения, происходящие в обществе, затрагивают и школу как часть общества. Слабая образовательная система - это угроза конкурентоспособности страны.В настоящее время модернизация образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Основные задачи модернизации российского образования это не только обновление содержания образования, но и повышение его доступности, эффективности икачества. Впервые на всех стадиях обучения выделены общие учебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и его практическому освоению. Учащиеся должны быть вовлечены в творческие занятия, исследовательские проекты, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного, психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Новый стандарт впервые построен на основе фундаментальных наук о ребенке и в основу ставит идею его развития, иными словами принципиальным отличием стандартовII поколения является то, что основная цель образования - не предметный, а личностный и метапредметный результат.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ФГОС представляет собой совокупность требований, к реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования должен обеспечивать:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования;

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

- к структуре основных образовательных программ;

- к результату освоения основной образовательной программы ООО;

-к условиям реализации стандарта.

Стандарты II поколения ориентированы на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и позволяющие ставить и решать важнейшие реальные жизненные и профессиональные задачи, встречающиеся в самых различных областях человеческой деятельности. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой универсальных и специфических учебных действий по всем предметам.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией этого предмета и его содержанием.

Формирование УУД на уроках химии. Предметные компетенции.

В ФГОС общего образования особое внимание уделяется формированию у учащихся (УУД). Программа развития УУД на этапе среднего (полного) общего образования должна быть направлена на:

а) реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы (ООП);

б) повышение эффективности освоения обучающимися ООП, а также усвоения знаний и учебных действий;

в) формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно- исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

г) формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Согласно ФГОС общего образования нового поколения, предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются:

1) овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях;

2) систематизация основных химических законов и теорий в пределах ООП среднего (полного) общего образования;

3) овладение химической терминологией и символикой;

4) распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций;

5) составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов; 6) способность пользоваться ПСХЭ Д.И.Менделеева;

7) понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений;

8) способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности и сельском производстве, в живой природе;

9) осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде;

10) выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровье человека. Кроме того, на уроках химии следует уделять внимание формированию ценностных отношений к труду, наукам, образованию, культуре, технике, природе, обществу.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Значение темы «Металлы» для развития мировоззрения учащихся.

В настоящее время школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за интеллектуальные ресурсы общества. И от того, как будет функционировать школа, зависят не только настоящие, но и будущие условия жизни людей. Содержание темы «Металлы» и положение ее в общей структуре курса неорганической химии предоставляет учителю возможность широкого использования дедуктивного подхода в обучении и активизации познавательной деятельности учащихся посредством создания проблемных ситуаций, развития у учащихся умения выдвигать гипотезы, обосновывать и доказывать их.

Изучение металлов позволяет развивать у учащихся материалистические представления о познаваемости строения и свойств веществ, о возможности научного предвидения, обусловленности свойств веществ строением составляющих их атомов, кристаллов. Велико значение темы и в воспитательном отношении: изучение истории отечественной металлургии, успехов современной металлургической промышленности формирует у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну, способствует развитию интереса к предмету, профориентации учащихся.В плане профориентации, подготовки учащихся к труду в народном хозяйстве большое значение имеет тема «Сплавы».

Цель темы:формировать у учащихся представление о зависимости физических свойств металлов от типа их кристаллической решетки и особенностей строения атомов; создать условия учащимся дляформирования представлений об электрохимическом ряде напряжений металлов, знаниях об общих химических свойствах металлов; развивать умения составлять уравнения химических реакций;представлений о металлургии,способах получения металлов разной степени активности из минералов, горных пород и руд, ознакомить учащихся с природными соединениями металлов; о коррозии как окислительно-восстановительном процессе, о способах защиты металлов от коррозии; отрабатывать умения характеризовать химические элементы по их положению в ПС, записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов; актуализировать знания о химических свойствах основных оксидов, щелочей, солей, познакомить учащихся с применением соединений щелочных и щелочно-земельных металлов в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов; формировать представление о химических свойствах железа, зависимости проявляемой им степени окисления от природы окислителя; о качественных реакциях на ионы железа.

Задачи темы: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению темы, умений самостоятельно приобретать и применять на практике знания о металлах, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности; ознакомить с особенностями свойств изучаемых металлов, свойств, обуславливающих применение данных металлов в той или иной области; показать, что полученные знания можно и нужно применять в повседневной жизни;содействовать формированию у школьников умений сравнивать свойства металлов и сплавов; развивать у ребят умение выдвигать гипотезы, делать выводы о практической значимости металлов.




3.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ» - 18 ЧАСОВ

В соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение химии в 9 классе отводится – 70 ч, 2 часа в неделю. Из них на изучение темы «Металлы» отводят 18 часов.

Темы уроков

К/ч

Цель урока

Оборудование

Планируемые результаты

Д/з

предметные

метапредметные

личностные

1

Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы.

1

Сформировать у учащихся представление о зависимости физических свойств металлов от типа их кристаллической решетки и особенностей строения атомов

Образцы и изделия из металлов, модели металлических кристаллических решеток

Научатся: характеризовать металлы по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, описывать строение и физические свойства металлов, объяснять зависимость свойств металлов от их положения ПСХЭ Д.И. Менделеева;

Получат возможность научиться: прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные:

Используют знаково–символические средства

Коммуникативные:

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве

Определяют свою личную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

§5-7 упр.1-3

2

Общие химические свойства металлов

1

Создать условия учащимся дляформирования представлений об электрохимическом ряде напряжений металлов, знаниях об общих химических свойствах металлов; развивать умения составлять уравнения химических реакций

Натрий, кристаллизатор с водой фенолфталеин, цинк, магний, медь, соляная кислота, спиртовка, спички, щипцы для сжигания веществ, электрохимический ряд напряжений металлов, компьютер, проектор

Научатся: описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем, исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторного опыта, делать выводы о закономерностях изменениясвойств металлов в периодах и группах.

Получат возможность научиться: прогнозировать химические свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные:

Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство

Коммуникативные:

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Формируют умения использовать знания в быту

§8,упр.1-5

3

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения


1

Создать условия учащимся для формировнияпредставлений о металлургии,способах получения металлов разной степени активности из минералов, горных пород и руд, ознакомить учащихся с природными соединениями металлов; развивать умение составления уравнений химических реакций

Таблицы «Руды металлов», коллекция «Минералы и горные породы».

Научатся: составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения металлов.

Получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения чугуна и стали.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа действия

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Появляется гордость за российскую науку

§9,

упр.1-5

4

Коррозия металлов и способы борьбы с ней

1

Сформировать представления о коррозии как окислительно-восстановительном процессе, о способах защиты металлов от коррозии

Опыт, заложенный на предыдущем уроке с железными гвоздями, штатив с пробирками, растворы красной и желтой кровяных солей

Научатся: использовать при характеристике металлов и их соединений понятия «коррозия металлов», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия», находить способы защиты металлов от коррозии.

Получат возможность научиться: применять знания о коррозии в жизни.

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные:

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению

Умение интегрировать полученные знания в практических условиях

§10 упр.1-6

5

Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы.

1

Отрабатывать умения характеризовать химические элементы по их положению в ПС, записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов

Металлический натрий, литий, кристаллизаторы с водой, фенолфталеин, спиртовка, щипцы для сжигания веществ, спички, стаканы с водой

Научаться: давать характеристику щелочным металлам по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, исследовать свойства щелочных металлов – как простых веществ.

Получат возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Регулятивные:

Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения

Познавательные:

Ставят и формулируют цели и проблемы урока

Коммуникативные:

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

Развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми

§11 упр.1,2

6

Соединения щелочных металлов.

1

Актуализировать знания о химических свойствах основных оксидов, щелочей, солей, познакомить учащихся с применением соединений щелочных металлов в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов

Образцы соли поваренной, глауберовой, сильвинита, соды питьевой и кальцинированной, поташа, растворы щелочей, солей FeCl2 и CuSO4, HCl, индикаторы

Научатся: характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов, составлять химические уравнения, характеризующие свойства щелочных металлов, решать «цепочки» превращений.

Получат возможность научиться: составлять «цепочки» превращений.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве


§11 упр.5

7

Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы

1

Отрабатывать умения характеризовать элементы по положению в ПС, составлять уравнения реакций с участием щелочно-земельных металлов

Магний, кальций, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, спиртовка, спички, демонстрационные пробирки, щипцы для сжигания веществ, стаканы с водой

Научаться: давать характеристику щелочноземельным металлам по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, характеризовать состав атомов, исследовать свойства щелочных металлов – как простых веществ.

Получат возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Регулятивные:

Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения

Познавательные:

Ставят и формулируют цели и проблемы урока

Коммуникативные:

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

Развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми

§12 упр.1-3

8

Соединения щелочноземельных металлов

1

Отрабатывать умения составлять уравнения реакций с участием основных оксидов, оснований, солей, познакомить учащихся с применением и биологическим значением соединений магния и кальция

Стаканы, соляная кислота, хлориды кальция, бария и магния, карбонат и сульфат натрия, оксиды магния и кальция, известковая вода, индикаторы, стеклянная трубка, коллекции «Минералы и горные породы», «Известняки»

Научатся: характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов, составлять химические уравнения, характеризующие свойства щелочных металлов, решать «цепочки» превращений.

Получат возможность научиться: составлять «цепочки» превращений

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве


§12упр.4,5

9

Алюминий – его физические и химические свойства.

1

Продолжить формировать у учащихся представления о переходных химических элементах, формировать умения составлять уравнения химических реакций с участием простых веществ

Алюминий (фольга, порошок, стружка, пластинки, гранулы), растворы соляной кислоты, сульфата меди, щелочи, пробирки, спиртовка, спички, ступка с пестиком, йод кристаллический, пипетка

Научаться: давать характеристику алюминия по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, характеризовать состав атома, характеризовать физические и химические свойства алюминия, объяснять зависимость свойств алюминия от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, объяснять причины химической инертности алюминия.

Получат возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Формируют интерес к конкретному химическому элементу

§13. Упр.1,6,7

10

Соединения алюминия.

1

Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений

Растворы хлорида алюминия, гидроксида и карбоната натрия, соляной кислоты, таблицы «Соединения алюминия в природе», образцы минералов и горных пород

Научатся: характеризовать физические и химические свойства оксида и гидроксида алюминия, составлять химические уравнения, характеризующие свойства алюминия, решать «цепочки» превращений.

Получат возможность научиться: составлять «цепочки» превращений

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Контролируют действие партнера

Формируют умение интегрировать полученные знания в практическую жизнь

§13 упр.4

11

Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта

1

Сформировать умение решать задачи на выход продукта, продолжить формирование навыков решения задач по уравнению реакции

Карточки с разноуровневыми заданиями

Научатся: решать расчетные задачи по уравнениям химических реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.

Получат возможность научиться: решать олимпиадные задачи.

Регулятивные:

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Познавательные:

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают результат деятельности

Коммуникативные:

Контролируют действия партнера

Овладение навыками для практической деятельности

§9, упр.6,§13 упр.7

12

Практическая работа №1

Осуществление цепочки химических превращений

1

Развивать у учащихся навыки работы с химическими веществами и оборудованием, проверить усвоение умения практически осуществлять цепочки химических превращений

На каждом ученическом столе (в зависимости от варианта): штативы с пробирками, спиртовки, спички, карбонат магния(тв.), растворы соляной и серной кислот, щелочей, сульфата меди, хлорида цинка

Научатся: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента.

Получат возможность научиться: осознавать необходимость соблюдения правил ТБ для сохранения здоровья окружающих.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителями


13

Железо – его физические и химические свойства.

1

Сформировать представление о химических свойствах железа, зависимости проявляемой им степени окисления от природы окислителя

Желозо (порошок, булавка, пластина), сера, колба с кислородом, соляная кислота, сульфат меди, спиртовка, спички

Научаться: давать характеристику железа по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, характеризовать состав атома, характеризовать физические и химические свойства железа, объяснять зависимость свойств железа от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, исследовать свойства железа в ходе выполнения лабораторного опыта, описывать химический эксперимент.

Получат возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Формируют интерес к конкретному химическому элементу

§14, упр.1,2

14

Соединения Fe+2 и Fe+3 их качественное определение. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3.

1

Развивать умения учащихся составлять уравнения реакций с участием всех классов неорганических веществ, сформировать знания учащихся о качественных реакциях на ионы железа

Сульфат железа (II), хлорид железа (III), гидроксид натрия, красная и желтая кровяные соли, роданид калия

Научатся: характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов железа, составлять химические уравнения, характеризующие свойства соединений железа, проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах катионов железа, решать «цепочки» превращений.

Получат возможность научиться: составлять «цепочки» превращений, составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, способности вести диалог с другими людьми

§14 упр.4,5

15

Практическая работа №2

Соединения железа

1

Развивать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и оборудованием, проверить усвоение химических свойств соединений железа

Наборы для практической работы на каждом ученическом столе (в зависимости от варианта)

Научатся: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента.

Получат возможность научиться: осознавать необходимость соблюдения правил ТБ и ОТ для сохранения здоровья окружающих.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Овладение навыками для практической деятельности


16

Практическая работа №3

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов


1

Развивать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и оборудованием

Наборы для практической работы на каждом ученическом столе (в зависимости от варианта)

Научатся: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ, описывать химический эксперимент, делать выводы по результатам эксперимента.

Получат возможность научиться: осознавать необходимость соблюдения правил ТБ и ОТ для сохранения своего здоровья и окружающих.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям

Коммуникативные:

Договариваются о совместных действиях в различных ситуациях

Овладение навыками для практической деятельности


17

Обобщение знаний по теме «Металлы»

1

Актуализировать и обобщить знания о металлах

Карточки с индивидуальными. дифференциированными заданиями для обобщения темы «Металлы»

Научатся: обобщать знания и представлять их в виде схем, таблиц, презентаций

Регулятивные:

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: контролируют действия партнера

Выражают адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности


18

Итоговая контрольная работа по теме: «Металлы»


1

Контроль за уровнем усвоения темы учащимися

Карточки с заданиями (по вариантам)

Научатся: применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач

Регулятивные:

Осуществляют итоговый и поэтапный контроль по результату

Познавательные:

Основывают речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: контролируют действия партнера

Проявляют ответственность за результаты


3.3. Урок 1по теме:

«Общие химические свойства металлов»

Цель урока: создать условия для формирования представлений об электрохимическом ряде напряжений металлов, знаниях об общих химических свойствах металлов; развивать умения составлять уравнения химических реакций.

Задачи:

- образовательные: используя межпредметные связи, сформировать знания о способности металлов взаимодействовать с простыми и сложными веществами; определить взаимосвязи химических свойств металлов со строением их атомов;

- развивающие: формирование навыков анализировать и делать выводы, проводить химический эксперимент; формирование научного типа мышления, владения химической терминологией; продолжить формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной, учебно-исследовательской деятельности, навыков разрешения проблем;

- воспитательные: продолжить формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся научатся: описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем, исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторного опыта, делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов в периодах и группах;

- получат возможность научиться прогнозировать химические свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Метапредметные:

- регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- познавательные: выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство;

- коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: формируют умения использовать полученные знания в быту.

Термины: металл, восстановитель, окислитель, электрохимический ряд напряжения металлов, ряд активности металлов.

Оборудование: натрий, кристаллизатор с водой фенолфталеин, цинк, магний, медь, соляная кислота, спиртовка, спички, щипцы для сжигания веществ, электрохимический ряд напряжений металлов; компьютер, проектор.

Тип урока: урок формирования новых знаний.Урок-лекция с использованием авторской презентации. В презентации даются задания для составления уравнений химических реакций по свойствам металлов и по способам их получения.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация учащихся к активной познавательной деятельности). Учитель Приветствует учащихся, выявляет отсутствующих.

2. Актуализация знаний (используя межпредметные связи (физика), сформировать представление о зависимости физических свойств металлов от их строения).

Учитель проводит фронтальный опрос класса, по следующим вопросам:

1. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Особенности строения атомов металлов и их кристаллических решеток.

3. Общее и различное в физических свойствах металлов.

4. Окислительно-восстановительные свойства металлов на основе строения их атомов металлов.

5. Назовите самый пластичный металл, самый электропроводный, самый твердый.

6. От чего зависит степень проявления каждого из физических свойств у

разных металлов?

7. Почему возможно образование сплавов? Приведите примеры сплавов.

Далее 2 учащихся делают сообщения о применении металлов по темам: «Металлы в искусстве» и «Металлы в повседневной жизни человека».

3. Изучение нового материала (формирование научного типа мышления, владения химической терминологией).Учитель сообщает тему и цели урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Учитель: Вы уже знаете, что все металлы легко отдают электроны с внешнего энергетического уровня своих атомов, т.е. в реакциях они выступают в роли восстановителей.

Вопросы классу:

С какими веществами-окислителями они будут взаимодействовать в первую очередь?

Ответы учащихся и дополнения учителя: металлы взаимодействуют с неметаллами, водой, кислотами, солями, оксидами других металлов. Будет ли проходить реакци, а если будет, то каким путем и насколько активно, можно определить по электрохимическому ряду напряжений металлов или по ряду активности металлов.

Для того, чтобы правильно пользоваться электрохимическим рядом напряжения металлов нужно знать правила:

- слева направо уменьшается химическая активность и восстановительная способность металлов как простых веществ;

- слева направо возрастает окислительная способность ионов метоллов;

- металлы, стоящие до водорода, вытесняют его из кислот; металлы, стоящие правее водорода, с кислотами не реагируют. (Исключением являются серная концентрированная и азотная кислоты, которые не выделяют водород и могут реагировать с металлами, стоящими после водорода);

- металлы, стоящие до алюминия (включительно) образуют с водой гидроксиды; от алюминия до кадмия – оксиды. Металлы стоящие после водорода с водой не реагируют;

- металлы, стоящие левее, вытесняют из растворов солей металлы, стоящие правее. (исключение: металлы до магния не могут вытеснять другие металлы из растворов солей, так как в первую очередь реагируют с водой, образуя щелочи) [12, 13].

Учитель подчеркивает, что данные закономерности соблюдаются только в растворах. В расплавах действуют другие правила. Так, алюминий может вытеснить калий из его оксида:

3K2O3 + Al → Al2O3 + 6K↑

Далее учитель обобщая сказанное и для лучшего запоминания демонстрирует на слайде заранее сосотавленную схему «Общие химические свойства металлов», которые учащиеся переписывают в тетрадях.

Схема 1. Общие химические свойства металлов

4. Закрепление и обобщение полученных знаний (формирование навыков применять полученные знания, анализировать и делать выводы).

Для закрепления изученного материала учитель вызывает учащихся к доске для выполнения задания написанного на слайде.

По ходу выполнения учащимися задания для закрепления учитель показывает демонстрационные опыты и объясняет протекающие процессы, учащиеся записывают в тетерадях наблюдения.

Учитель: Какие вы знаете простые вещества и с какими из них будут взаимодействовать металлы?

Ответы. Металлы взаимодейтвуют с такими простыми веществами как кислород, галогены, водород, азот, сера и др. неметаллами.

Задание для закрепления темы (на слайде): допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, определите окислитель и восстановитель, назовите продукты реакции.

А 2Mg + O22MgO(Mg– восстановитель, O2 – окислитель)

Б2Fe + 3Cl22FeCl3(Fe – восстановитель, Cl2– окислитель)

Оказывается, не все металлы одинаково взаимодействуют с простыми веществами. Это зависит и от самого металла, и от условий протекания химической реакции.

Итак, металлы взаимодействуют с простыми веществами – неметаллами. Всегда при этом металлы являются восстановителями, а неметаллы – окислителями.

Учитель: с какими сложными веществами реагируют металлы?

Ответы. Металлы взаимодействуют со следующими сложными веществами: водой, кислотами, солями и оксидами.

Вспомните, при каких условиях металлы взаимодействуют с водой?

В2Na + 2H2O → 2NaOH + H2 (Na – восстановитель, H+ - окислитель)

Г Са + 2H2O → Са(ОН)2 + H2 (Ca – восстановитель, H+ - окислитель)

ДZn + H2O → ZnO + H2 (Zn - восстановитель, H+ - окислитель)

Опыт. На примере взаимодействия натрия и кальция с водой, куда заранее добавлен фенолфталеин, учащиеся наблюдают , что активнее вступает в реакцию с водой Na и, что бесцветный раствор окрашивается в малиновый цвет, характерный для щелочной среды раствора. В результате взаимодействия наблюдается также выделение пузырьков газа – водорода.

Учитель: Вспомните, при каких условиях металлы взаимодействуют с растворами кислот?

Демонстрируется опыт.

ЕMg + 2HCl → MgCl2 + H2 (Mg – восстановитель, H+ - окислитель)

ЖZn + H2SO4(разб.)ZnSO4 + H2 (Zn– восстановитель, H+ - окислитель)

По опыту взаимодействия металлов с кислотой, учащиеся наблюдают, что чем активнее металл, тем бурно протекает химическая реакция.

(В случае сильного класса учитель приводит примеры реакций взаимодействия металлов с серной концентрированной и азотной кислотами).

Учитель: Вспомните, при каких условиях металлы взаимодействуют с растворами солей?

Опыт.

ЗZn + CuCl2ZnCl2 + Cu (Zn – восстановитель, Сu2+ - окислитель)

ИMg + CuCl2MgCl2 + Cu (Mg – восстановитель, Сu2+ - окислитель)

К реакция не идет

По опыту учащиеся наблюдают активность взаимодействия металлов с растворами солей.

Также металлы взаимоействуют с оксидами металлов.

Л 2Al + Cr2O3 → Al2O3 + 2Cr

Итак, металлы взаимодействуют со сложными веществами – водой, кислотами, оксидами металлов и солями. При этом окислителями металлов выступают ионы водорода и ионы металлов.

Вывод: чем активнее металл или, чем левее расположен металл в ряду активности металлов, тем легче он вступает в химические реакции как с простыми, так и со сложными веществами [18-21]..

5. Запись домашнего задания и его объяснение.

1). Задача:Какой объем водорода может быть получен при растворении в воде 10,3г калия, содержащий 1,5% примесей, если выход водорода составляет 90% от теоретически возможного.

2). Цепочка превращений: NaHNaOHNaNO2 NaNO3NaBrNaHSO4 →Na2SO4 [17].

6. Рефлексия:

  • С какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы и как вы решили эту проблему?

  • Что вам было интересно на уроке?

  • Что не понравилось?

  • Что нового вы узнали для себя?





3.4. Итоговая контрольная работа по теме «Металлы»

Цель:контроль за уровнем усвоения темы учащимися.

Оборудование:карточки с заданиями (по вариантам).

Планируемые результаты:

Предметные:научатся применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач;

Метапредметные:

регулятивные: осуществляют итоговый и поэтапный контроль по результату;

познавательные: основывают речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные:контролируют действия партнера.

Личностные:проявляют ответственность за результаты.

Варианты контрольных работ.

Вариант 1

1). Дайте характеристику кальция по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.

2). Составьте уравнения реакций для переходов:

Fe → FeSO4 → Fe(OH)2 → FeO → Fe

FeCO3

Охарактеризовать все реакции в свете ТЭД и ОВР, где это возможно.

3). При взаимодействии 5,4 г алюминия с соляной кислотой было получено 6,384 л водорода (н.у.). Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного?

Вариант 2

1). Дайте характеристику натрия по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.

2). Составьте уравнения реакций для переходов:

Be → BeO → Be(NO3)2 → Be(OH)2 → K2BeO2 → BeSO4

Охарактеризовать все реакции в свете ТЭД и ОВР, где это возможно.

3). Определите объем водорода, который может быть получен при взаимодействии с водой 5 г кальция, если выход водорода составляет 90% от теоретически возможного.

Вариант 3

1). Дайте характеристику алюминия по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.

2). Составьте уравнения реакций для переходов:

Na → Na2O2 → Na2O → NaOH → Na3PO4

Na2SO3

Охарактеризовать все реакции в свете ТЭД и ОВР, где это возможно.

3). Определите массу гидроксида кальция, которая может быть получена при взаимодействии с водой 100 г оксида кальция, если выход продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного.





























IV. РЕКОМЕНДАЦИИ

Раздел «Металлы» является одной из основополагающих тем в курсе химии средней школы, поэтому для успешного формирования важнейших теоретических понятий и практических навыков в учебном процессе целесообразно чаще предлагать разноуровневые, индивидуальные и дифференциированные теоретические вопросы, задания и лабораторные исследования. В процессе обучения следует постоянно обращать внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного металла и его соединений зависят от егоположения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, состава и строения.

При изучении темы рекомендую уделять внимание эксперименту.Наблюдая эксперименты, составляя электронные схемы реакций, учащиеся легко делают вывод о том, что все эти реакции относятся к окислительно-восстановительным. При этом, атомы металлов во всех реакциях отдают свои валентные электроны (превращаясь в положительно заряженные ионы), т.е. в свободном состоянии являются восстановителями. Такой подход позволит учащимся формировать умения использовать научные способы познания, планировать свою деятельность на уроке, искать пути решения поставленной проблемы, применять имеющиеся теоретические знания на практике.

При изучении материала данного раздела считаю необходимым предложить особо обратить внимание учащихся на металлы и сплавы, применяемые в технике и в народном хозяйстве.

Для повышения уровня обучения по теме можно:

- основываться на технологии проблемного подхода обучения;

- включитьвнеклассную деятельность;

- ставит опыты: демонстрационные (горение металлов в кислороде и хлоре, реакции соединения металлов с серой, реакции взаимодействия металлов с водой) и лабораторные (реакции взаимодействия металлов с кислотами и солями).

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С модернизацией образования и внедрением ФГОС, в результате которой на смену традиционной школе приходит многообразие системы, изменяется и содержание образования, в том числе и химического. В изменившихся условиях нужны новые методические решения в обучении, контроле и оценке знаний учащихся. Учитель сегодня находится в круговороте экспериментов: систематически меняются программы, учебники и планы.

Несмотря на все изменения происходящие сегодня в сфере образования эффективность любого урока определяется не тем, что дает учитель, а тем, что учащиеся взяли в процессе обучения. Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем их самостоятельности на уроке, отношением к предмету, учителю и друг к другу.

Основная цель данного проекта была направлена на реализацию требований ФГОС для изучения темы «Металлы».По требованиям ФОС, в проектной работе, мною предложено тематическое планирование по разделу «Металлы» и разработаны 2 рока по темам: «Общие химические свойства металлов» и «Нахождение металлов в природе и общие способы их получения».























VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Борзова 3. В. «ФГОС ООО, его структура, система требований к результатам образования: личностным, метапредметным, предметным.» 20014гФГОС ООО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.20010г№1897.

2.Габрилян О.С., Химия.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2007. – 267.

3. Габрилян О.С., Настольная книга учителя химии 9 класс – М.: Дрофа, 2004г.

4.Габрилян О.С., А.В. Купцова, Методическое пособие 8-9 класс к учебнику О.С. ГабрилянаО.С., 2014г.

5. Денисова В.Г., Химия. 9 класс: поурочные планы по учебнику Габриеляна О.С. – Волгоград: Учитель, 2013. – 121 с.

6. ФГОС ООО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.20010г№1897.

7. http://kpfu.ru/docs/F1106203379/Bases.teaching.chemistry.pdf




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!