СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме: «Тайна маленькой батарейки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересные и яркие игрушки на батарейках присутствуют в жизни каждого ребенка. Дети играют с ними до тех пор, пока хватает зарядки, и всегда расстраиваются, если игрушка перестала работать в самый неподходящий момент. Далее взрослые меняют батарейки, и счастливый ребенок продолжает игру. Мы решили рассказать детям, что батарейка может быть «другом», а может быть очень опасной. На примере утилизации батареек продемонстрировали детям, что только от человека зависит состояние окружающего мира. Предложили дошкольникам исследовать, какой вред батарейка может нанести природе, если ее неправильно утилизировать. Проект «Тайна маленькой батарейки» направлен на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Проект содержит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность на основе интегрированного подхода.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме: «Тайна маленькой батарейки»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №39»





Конкурс проектов по организации совместной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей

воспитанников









Проект по теме: «Тайна маленькой батарейки»











Сухомлинова Татьяна Анатольевна,

воспитатель

















Майкоп - 2018 год

ПАСПОРТ педагогического проекта

Название проекта

«Тайна маленькой батарейки»

Основная идея проекта

Интересные и яркие игрушки на батарейках присутствуют в жизни каждого ребенка. Дети играют с ними до тех пор, пока хватает зарядки, и всегда расстраиваются, если игрушка перестала работать в самый неподходящий момент. Далее взрослые меняют батарейки, и счастливый ребенок продолжает игру. Мы решили рассказать детям, что батарейка может быть «другом», а может быть очень опасной. На примере утилизации батареек продемонстрировали детям, что только от человека зависит состояние окружающего мира. Предложили дошкольникам исследовать, какой вред батарейка может нанести природе, если ее неправильно утилизировать. Проект «Тайна маленькой батарейки» направлен на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Проект содержит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность на основе интегрированного подхода.

Члены авторского коллектива

Прокопович Г.С., Попелова В.В.

Методологическая основа
проекта

 Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства Образования РФ от 17 октября 2013. №1155 Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 39» Гринина А.С., Новиков А.Н. «Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка» Кувыкина Н.А. «Опасные промышленные отходы».

Используемые педагогические технологии (указать какие)

Для достижения поставленной цели и задач проекта, использовались следующие технологии: Личностно – ориентированные технологии Медико-профилактические технологии 

Физкультурно-оздоровительные технологии 

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника)

Технологии валеологического просвещения родителей. Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)  

Технология проблемного обучения (эвристические беседы, проблемные вопросы, поисковые задания)

​ Информационно-коммуникационные технологии

Взаимодействие с администрацией

Подведение итогов проекта Размещение информации о проекте на сайте детского сада.

Взаимодействие с педагогическим коллективом

Педагоги ДОУ: - разрабатывают планы (календарно-тематические, еженедельные) - разрабатывают конспекты ООД, сценарии мероприятий, - осуществляют взаимодействие с родителями и другими педагогами, - организуют проведение плановых мероприятий, - осуществляют анализ реализации проекта.

Взаимодействие с воспитанниками

ООД, ПИД, выставки детского творчества и т.д.

Взаимодействие с родителями

Информирование «Дневник проекта» на информационном стенде в детском саду, на сайте детского сада «Мы участвуем в проекте». Оформление стенда: «Пункт приема батареек» Просвещение Консультации для родителей: «Экологическое воспитание в семье» Изготовление буклетов: «Пять способов сохранить природу» Совместная деятельность Анкетирование родителей: «Что Вы знаете о батарейках?» Выставка: «Спасем планету вместе!» Акция: «Сдай батарейку – спаси ежика!»

Дополнительная информация о проекте

Каждый этап проекта публикуется, дополняется фото и видео материалами, родители могут стать активными участниками проекта на любом этапе, увидеть достижения своего ребенка в проекте. Проект имеет полное методическое обеспечение, видеоматериалы, фотоматериалы. Работать по проекту могут воспитатели ДОУ, учителя начальных классов. Реализуя данный проект, педагоги найдут в приложениях полную подборку материала для успешной реализации.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

Очень важно в работе с семьей: создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение их в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Актуальность проекта:

С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы им придется решать. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно. Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду. При производстве элементов питания используются свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Никелево-кадмиевые батарейки, которые применяются в сотовых телефонах, - наиболее значимые потенциальные источники кадмия; большую опасность представляют ртутные и литиевые батарейки как поставщики ртути и лития в природную среду; кроме того, литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом воздуха и воспламеняться. Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. «Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!» Особая роль в экологическом воспитании детей принадлежит природоохранным акциям, в которых принимают участие, как взрослые, так и дети. Экологические акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности. В работе ДОУ на данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Данный компонент обеспечивает непрерывность экологического воспитания, повышает уровень педагогической культуры родителей и семьи в целом, содействует успешной адаптации детей к социуму. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни учреждения. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, который умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!


Время реализации проекта: 1 - 10 февраля.

Вид проекта: групповой, информационный, практико-ориентированный, краткосрочный;

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги группы;

Цель проекта: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического

сознания.

Задачи:

  • Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

  • формирование экологического поведения детей ДОО;

  • расширение представлений о вреде отработанных батареек;

  • развитие коммуникативных навыков дошкольников;

  • формирование доверительных отношений между воспитателем, родителями и детьми.

Планируемые результаты:

  1. Информированность всех участников проекта о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье населения.

  2. Приобщение родителей к экологическим акциям и мероприятиям, проводимых в ДОУ.


I этап. Организационный

Цель: Выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.

Содержание этапа: - анкетирование и организация родителей для помощи и участии в проекте;

- создание информационной базы и подбор материалов по проекту;

- планирование по проекту;

- ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

II этап. Практический

Цель: Разработка системы работы по формированию экологического поведения воспитанников в процессе образовательной деятельности.

Содержание этапа:

- организация РППС;

- совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции ОО;

- педагогическое просвещение родителей;

III этап. Заключительный

Цель: Подвести итоги работы, проанализировать результаты, определить перспективы на будущее.

Содержание этапа:

- подведение итогов деятельности в рамках проекта

- Совместная выставка «Спасём планету вместе!»

- совместная акция: «Сдай батарейку – спаси Ёжика!»

План реализации проекта

Содержание работы

Ответственные, сроки выполнения

1

Развивающая предметно – пространственная среда


«Макет леса» Разработка дидактических игр Д/и «10 картинок» Д/и «Дорисуй» Д/и «Собери картинку» Д/и «На что похожа геометрическая фигура» Д/и «Кто поступил неверно» Подготовка презентаций к ОД «Полезные и вредные предметы для человека» «О вреде и пользе батарейки»

Воспитатели



Воспитатели

Логопед

1.02 – 5.02


2

Работа с детьми











Физическое развитие

ОД, утренняя гимнастика, физминутки, логоритмика психогимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры Познавательное развитие

Реализация проекта: «Тайна маленькой батарейки!»

ФЦКМ: «Мы – защитники природы!», «Зачем нужны батарейки»

ПИД: «Путешествие в прошлое батарейки», «Как работает батарейка» (опыт с лимонной кислотой и содой), «Что будет, если каждый выбросит одну батарейку», «Вода и металл» (эксперимент)

ПИД(конструктивная) «Ёжик» (из природного материала)

Д/и: «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)

Педагоги группы

Ежедневно


Речевое развитие

ОД: «Мы хотим вам рассказать» (сочинение сказки «Наш друг – батарейка!»)

Ситуативные беседы: «Что я могу сделать в защиту природы?», «

Ознакомление с художественной литературой: Чтение экологических сказок Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке» П. Воронько «Хитрый ёжик» (заучивание наизусть) Социально-коммуникативное развитие Безопасность: «Чем опасны батарейки», «Почему нельзя выбрасывать батарейки» Беседы: «Как беречь природу?», «Куда деть использованную батарейку?» Д/и «Можно и нельзя» С/р игры: «Семья», «Детский сад» Художественно -эстетическое развитие Лепка: «Макет леса» (коллективная) Рисование: «Как помочь ёжику» Аппликация: «Здравствуй, лес!» Самостоятельная творческая деятельность детей по теме проекта Слушание музыкальных произведений, просмотр мультфильмов Рассматривание плакатов: «Батарейка – враг?», «Батарейка - друг», фотографий, буклетов.

Педагоги группы

























1.02 – 10.02

3

Работа с родителями Анкетирование родителей по выявлению организации

экологического воспитания детей дома

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка

с рекомендациями по экологическому воспитанию

детей – дошкольников в домашних условиях) 

Консультация «Экологическое воспитание в семье» Изготовление буклетов: «Пять способов сохранить природу» Совместное творчество с детьми для выставки «Спасем планету вместе!» «Сочини сказку о проблемах загрязнения окружающей среды и нарисуй иллюстрации» (домашнее задание) Участие в акции «Сдай батарейку – спаси ёжика»













Результаты проекта:

Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Родители, участвуя в реализации проекта, были не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Все участники образовательного процесса «прожили» тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление рисунков, участие в акции. Такая совместная проектная деятельность способствовала сплочению коллектива родителей. Они получили возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться.

Перспективы дальнейшего развития проекта:  - Презентация проекта 
- Выпуск «Экологической газеты» для родителей и сотрудников ДОУ  
- Творческий отчёт для педагогов на уровне ДОУ 
- Выставка экологического оборудования (макеты, планы-схемы, - мобильные стенды) 
- Выставка продуктивных видов детской деятельности экологического содержания (рисунки, поделки, литературный материал).









Список используемой литературы:

1.Акленова М.Д. «Энциклопедия для детей том 14 », М. Аванта, 2001г; 2. Володин В.А. «Энциклопедия для детей том 17»; 3. Первая энциклопедия / Пер. с англ. А. В. Мясникова. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010 г.; 4. Разумова Е.Р. «Экология» М.:МИЭМП, 2010 г.; 5. Интернет источники: http://www, https://nsportal.ru/detskiy-sad/




















Приложение № 1



Использование ИКТ. Презентации к ООД










Пункт приёма батареек







Мини – музей «Здесь живут батарейки





Экологический плакат «Сохраним природу»





Выставка «Спасём планету вместе!»

Приложение № 2



Анкета для родителей «Что Вы знаете о батарейках?»

Уважаемые родители, для сбора информации к исследовательскому проекту «Тайна маленькой батарейки» просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Пользуетесь ли Вы дома батарейками?

2. Сколько батареек вы используете за месяц?

ни одной

от 1до 5

от 5 до10

более 20

3. Для чего Вам нужны батарейки?

4. Как вы утилизируете использованные батарейки?

в мусорное ведро

храню в доме

собираю и сдаю в пункты сбора батареек

закапываем

не знаю

5. Что означает этот знак?

6. Согласны ли Вы сдавать батарейки в специальный пункт приема?

7. Опасно ли влияние отработанных батареек на окружающую среду?

Спасибо за сотрудничество!





















Пять способов сохранить природу

1. Отказаться от пластиковых пакетов и бутылок.

Пластик – проблема мирового масштаба. Пластик производится из полезных ископаемых, для его изготовления и транспортировки требуются миллионы баррелей углеводородов в год. В мире почти один миллион пластиковых бутылок употребляются каждую минуту! Пластик переполняет свалки, душит реки и озера, загрязняет океаны и причиняет вред диким животным.

Пластик разлагается более 450 лет. Но некоторые ученые считают, что пластик вообще не разлагается – он просто распадается на кусочки, которые со временем становятся всё меньше. Каждый кусок пластика, выброшенный на свалку с момента изобретения этого вещества, до сих пор там и лежит! Если продолжать такими темпами, то наша планета покроется пластиком даже до того, как он начнет разлагаться. 

2. Ни в коем случае не сжигать пластик.

Ядовитые вещества, которые выделяются при сжигании пластиковых отходов и резины, не уходит в космос, а застревает в атмосфере навсегда, нанося непоправимый урон всей планете.

Что можете сделать Вы?

- Сдавать пластиковую тару в специализированные автоматы и получать за это вознаграждение;

- Отказаться от использования пластиковых пакетов;

- Если вы ездите в магазин на машине, удобно класть фрукты и овощи в большие многоразовые ящики, тогда фрукты не давятся.

3. Выбрасывать мусор раздельно

Раздельный сбор мусора позволяет выделять из общей массы твердых бытовых отходов те материалы, которые могут быть переработаны и использованы вторично.

Большинство предметов потребления производится из не возобновляемых ресурсов (или сложно возобновляемых):

-     нефть и газ (без продуктов нефтехимии жизнь человеческого общества в привычном нам виде  на сегодняшний день невозможна);

-     металлы;

-     древесина.

Что можете сделать Вы?

- Сдавать вторсырье – замечательный способ помочь природе. Что можно сдавать: цветной металл, стекло, бумагу, ядовитые отходы(батарейки); жестяные банки.

Кроме того производство вещей неразрывно связано с высоким уровнем потребления энергии, воды, загрязнения окружающей среды.

4. Проявлять бережное отношение к лесу

Деревья сохраняют баланс кислорода и углекислого газа в атмосфере. Люди должны заботиться о сохранении  ценных природных ландшафтов, биологического(животные, растения) и экосистемного (вода, воздух, земля)  разнообразия Земли.

Что можете сделать Вы?

- Если заметил мусор на улице или в лесу, подними его и выброси в урну, так вероятнее, что он попадет на свалку и не останется в лесу на сотни лет;

- Если ты остановился на обочине для пикника, забирай мусор собой и выбрасывай его в положенное место. Ты не только поможешь беречь природу, но и оставишь место чистым для следующих посетителей;

- Осторожно обращаться с огнем.

5. Не лить воду напрасно

Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека.

Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Что можете сделать Вы?

- Привести в порядок сантехнику и другое оборудование водоснабжения;

- Установить счетчики воды в квартиру;

- Растения поливайте талой снеговой водой;

- Наливайте воду в стаканчик, когда зубы;

- Когда моете руки, не включайте сильную струю. Это не помешает умыться, а воды утечёт меньше;

- На даче мойте руки под умывальником, так меньше потратите воды;

- Плотно закрывайте кран;

- Мойте посуду в тазике, не под открытой струей;

- Мойте фрукты и овощи в специальной посуде, а не под проточной водой;

- Мойтесь под душем, а не в ванне (при мытье в ванной  расходуется 150- 180 литров воды, а под душем в три раза меньше).

Соблюдая эти нехитрые советы, можно сберечь очень много пресной воды.










Приложение № 3

Экологические сказки

Жила-была батарейка (сказка)

Жила-была батарейка. Эта батарейка была использованной, но раньше  она была совершенно другой, она была новой и именно тогда началась эта история….

Новенькие, блестящие батарейки жили в большом магазине. Жили они в яркой, красивой коробке. Одна из этих батареек была очень любопытной и постоянно выглядывала из коробки. Звали ее Дюраселька. Дюрасельку, как и её подружек выпустили на большом заводе в специальном цехе по производству батареек. В этом цехе их наполнили энергией и перед тем как попасть в свой новый дом-магазин, батарейки прошли контроль качества.

А в это время на другом конце улицы жил мальчик Матвей. У Матвея была отличная игрушка – большая машина с пультом управления. Только вот батарейки в пульте не было. И поэтому, когда мама Матвея собралась в магазин, он попросился с ней. Мама охотно взяла его с собой. В магазине оказалось очень много  разных батареек: большие и маленькие, круглые и квадратные, блестящие и сверкающие. Матвей удивился и спросил у мамы:

-Мамочка, почему так много батареек?

-Батарейки, ответила мама, – это очень нужная вещь! Что бы мы делали без этих «палочек-выручалочек», которые позволяют нам пользоваться электричеством там, где нет никаких розеток и проводов! Они просто незаменимы для человека. Мы берем с собой в лес фонарик, слушаем музыку на пляже, в поездке у нас всегда под рукой фотоаппарат, а малыши выносят на улицу движущиеся игрушки. И везде работают батарейки!

Днём рождения батарейки, считается 20 марта 1800 года, а изобрёл её Алессандро Вольт.

Матвей выбрал маленькую, желтую батарейку, она называлась пальчиковой. Это была наша знакомая батарейка – Дюраселька! Он принес ее домой, вставил в пульт и долго играл в машину. Дюраселька очень радовалась, ведь она приносила пользу людям!

Но однажды Матвей заметил, что батарейка «села». Вынул он Дюрасельку из пульта, положила в карман и пошл на прогулку в парк. В парке он достал батарейку и бросил в кусты. Там куда упала батарейка, стала загрязняться почва. Вокруг заболели растения. Животным и насекомым пришлось покинуть свои дома. Заплакала батарейка Дюраселька, расстроилась: «Теперь я приношу не пользу, а вред»

Когда Матвей пришел домой, мама спросила у него:

- Сынок, а где батарейка?

- Я её выбросил, ответил Матвей.

- А ты знаешь о том, что одна выброшенная батарейка загрязняет, тяжёлыми  металлами около 20 квадратных метров земли, в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов и одного ёжика! Поэтому батарейки нельзя выбрасывать, а нужно сдавать в пункт приема использованных батареек!

Матвей сразу же побежал в парк, нашел Дюрасельку и отнёс её в пункт приёма использованных батареек. А о том, что батарейки нельзя выбрасывать и куда их нужно сдавать, рассказал на следующий день всем своим одноклассникам. Дюраселька очень обрадовалась, что Матвей принёс её в пункт приема, ведь здесь она познакомилась с такими же использованными батарейками, как она. И теперь им обязательно дадут «новую жизнь»!

Сказка о батарейке Баточке. В красивом, голубом домике, что назывался фонариком, жила батарейка по имени Баточка. Была она стройная, в ярком платьице с блестящими буквами. Жили они дружно. Фонарик нажмет на кнопочку в ту же минуту Баточка подаст электричество и засверкает фонарик. Только скучно стало Баточке на одном месте стоять. Решила она мир посмотреть, да подружек поискать. Однажды она открыла дверцу и спрыгнула прямо на землю. - Как красиво вокруг -подумала Баточка. Внезапно тучи заволокли небо и посыпались крупные капли дождя. Красивое платье превратилось в коричневую мокрую тряпочку. Заплакала Баточка, пошла, куда глаза глядят. А слезки капают, и где они упадут, там травка желтела и цветочки засыхали. Видит, стоит березка, и листиками шелестит. - Березка, березка дай мне от дождя укрыться, да согреться под твоей густой кроной. - Не могу - отвечает березка. От твоих слёз травка подо мной гибнет, да корешки подсыхают. Пошла Баточка дальше. Видит, поделкой ёжик спрятался. - Ёжик, ёжик пусти меня в свой домик. Дай мне от дождя укрыться, да согреться немного. - Не могу я тебя к себе пустить. От твоих слез у меня лапки болят. Идет Баточка дальше. Смотрит, на земле холмик земли навален, а в нем крот копается. -Кротик, кротик, пусти меня в свой домик. Дай мне от дождя укрыться, да согреться немного. - Не могу я тебя к себе пустить. От твоих слез у меня носик распух, и шерстка редеет. - Что же мне делать, кто же мне поможет – подумала Баточка. Вдруг, на нее опустилась чья-то большая тень. Это шел человек. - Что за беспорядок - удивился он. Не место батарейкам на земле лежать, да все живое губить. - Отнесу ка я её в коробку, где лежат использованные батарейки. Пусть она там со своими подружками живет, да своей работой занимается. Так и не нашла Баточка себе друзей в природе. С тех пор никуда она больше не убегает, а подружки у неё такие же батарейки, как она.

Приложение №4






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя