филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновская средняя школа № 2
«Крутецкая основная школа»
Разработка проекта по внеурочной деятельности
по теме: «Решение общественно значимых задач, приобретение учащимися опыта адаптации к современной жизни в многонациональной России»
Подготовила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Косолапова Зинаида Николаевна
с. Крутые
2018
I.Общие сведения о проекте
1.Тема проекта:
Решение общественно значимых задач, приобретение учащимися опыта адаптации к современной жизни в многонациональной России
2. Постановка проблемы проекта:
Сегодня наша страна переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму.
В нашей школе обучается трое детей из многодетной семьи, которая приехала из Таджикистана. Двое из них в начальных классах: Тилобердиева Зулфия – ученица 1 класса, Тилобердиев Мустафо – ученик 4 класса. Для детей мигрантов важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде, так как, попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям и нормам, умения дружить.
Данный проект направлен на совершенствование навыков общения, формирование дружеских взаимоотношений среди учащихся начальной школы
Педагогическая значимость проекта заключается в адаптации детей - мигрантов к жизни в школьном социуме, расширении пространства досуга. Социальная значимость проекта - развитие коммуникативных навыков, формирование позитивных жизненных целей.
3.Цели и задачи проекта:
а) практические:
осуществлять поиск информации для выполнения проектного задания в различных источниках (художественной литературы, справочников, опроса сверстников и взрослых) для практической работы;
• строить речевое высказывание в устной форме;
осваивать основы коммуникативной деятельности: осознание значимости работы в группе, освоение правил групповой работы на практическом уровне;
принимать и сохранять проектную задачу, планировать ее реализацию, оценивать свои действия и действия одноклассников;
знать моральные нормы;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
б) педагогические:
Цель:
Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Задачи:
образовательные:
-создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру;
-формировать приемы обработки, анализа и структурирования собранной информации;
развивающие:
-способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей, создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления
воспитательные:
-формировать коммуникативные умения в процессе совместной деятельности;
-формировать адекватную самооценку через построение рефлексии учащимися своих личностных качеств.
3.Сведения об участниках проекта
а) руководитель Косолапова Зинаида Николаевна, учитель начальных классов филиала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновская средняя школа № 2 "Крутецкая основная школа" Сосновского муниципального района
б) состав проектной группы:
№ п.п | ФИ | возраст | класс |
1 | Тилобердиева Зулфия | 7 лет | 1 |
2 | Горюнова Яна | 7 лет | 1 |
3 | Миронов Дмитрий | 8 лет | 1 |
4 | Мозилин Евгений | 8 лет | 2 |
5 | Горюнова Жанна | 8 лет | 2 |
6 | Стифеев Никита | 9 лет | 3 |
7 | Косолапов Артем | 10 лет | 4 |
8 | Тилобердиев Мустафо | 10 лет | 4 |
в) родители обучающихся:
1.Тилобердиева Кароматхон Абдулкохимовна
2. Косолапова Зинаида Николаевна
3.Мозилина Елена Евгеньевна
4. Стифеева Елена Вячеславовна
5. Горюнова Софья Ивановна
4. Условия осуществления проектной деятельности:
а) сроки проведения: сентябрь 2018г
б) место реализации проекта филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновская средняя школа №2 "Крутецкая основная школа" Сосновского муниципального района
в) материально - технические оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер
г) информационное обеспечение для организаторов
«Настольная книга учителя начальных классов», Москва «Глобус», 2009г.
«Праздник - ожидаемое чудо!» (Лучшие внеклассные мероприятия 1-4 классы), Москва «Вако», 2009г.
Внеклассные мероприятия:1 класс. О.Е. Жиренко. -М. Вако, 2009.-288 с.
Классные часы в 1-4 классах. И.В.Персидская.- Волгоград: Учитель,2009.- 204с.
http://nsportal.ru/
http://infourok.ru/
http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/konspekt-klasnogo-chasa-po-teme-druzhba-1-klas.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-klasnogo-chasa-v-nachalnoi-shkole-zhit-bez-druzhby-nevozmozhno.html
5.Планируемые результаты и эффекты проекта
В результате работы над проектом могут быть решены следующие проблемы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств как основы морального поведения.
Педагоги и родители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми и их сверстниками, а приобретенные навыки позволяют эффективно общаться и справляться с возникающими проблемами.
II.Описание этапов работы над проектом
1. Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект. (09.09.2018)
Дети обсудили тему проекта - «Нет друга – ищи, а нашел - береги» и сформулировали проблему «Умеем ли мы дружить?»
Второй этап (планирование деятельности).(10.09.2018)
Учащиеся разделились на три группы: «Искатели», «Знайки», «Почемучки», каждая из которых получили задания и наметили маршрут исследования.
Группа «Искатели» Подобрать 10 пословиц о дружбе Выбрать 4 пословицы, которые больше всего понравились Нарисовать напротив понравившейся пословицы смайлик Защитить свой проект. |
Группа «Почемучки» Составить кроссворд с ключевым словом «Дружба» Защитить свой проект |
Группа «Знайки» Прочитать рассказы о дружбе Подготовить выставку книг о дружбе Составить викторину по прочитанным рассказам Защитить свой проект |
Третий этап (практически - деятельностный). (с 10.09.2018 – 17.09.2018)
Искатели – занимались поиском пословиц о дружбе. Почемучки – составляли кроссворд. Знайки - готовили выставку книг и викторину по прочитанным рассказам о дружбе
Четвёртый этап реализация проекта и его презентация. (24.09.2018)
а) Отчет групп по итогам исследования.
Каждая из групп на занятии защитила свой проект
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/19/s_5c1a905fc240d/1032092_3.png)
«Знайки» проводят викторину «Почемучки» разгадывают кроссворд «Искатели» зачитывают пословицы
б) Проектирование планируемого результата проекта.
Каждая из групп на занятии получила новое задание:
«Искатели» работают над созданием цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга
«Почемучки» работают над созданием дерева «Дружбы» из правил дружбы
«Знайки» работают над написанием синквейна «Дружба»
Далее учащиеся оценивают успешность своего участия в группе
Самооценка ученика успешности своего участия в коллективной работе группы
Фамилия, имя ученика __________________________________________
| ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/19/s_5c1a905fc240d/1032092_4.png) Замечательно ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/19/s_5c1a905fc240d/1032092_6.png) | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/19/s_5c1a905fc240d/1032092_7.png) Хорошо | Я мог бы сделать лучше |
Я подобрал нужные картинки и фотографии к нашей презентации | | | |
Я представил доказательства из своего собственного опыта. | | | |
Я заранее готовлюсь к выступлению в другой группе о нашей совместной работе | | | |
Я учусь говорить четко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта | | | |
Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики | | | |
Я ответил на вопросы проекта | | | |
в ) Самостоятельная работа в группах.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/19/s_5c1a905fc240d/1032092_12.png)
«Почемучки»: составление правил «Знайки»: составление цветка «Дружбы» «Искатели»: составление синквейна
для дерева «Дружбы»
г ) Выступление и защита творческих проектов
«Искатели»: чтение синквейна «Почемучки»: защита дерева «Дружбы» «Знайки»: защита цветка «Дружбы»
IV.Достигнутые эффекты проекта
Педагогические эффекты:
Данный проект явился условием и фактором проявления у детей партнерских отношений в ходе работы над проектом, положительного психологического климата, умения организовать и провести коллективное исследование, на котором используются все возможные ресурсы, самопознания, самовыражения учащихся.
Социальные эффекты - повышение самооценки учащихся, развития социальной значимой и познавательной мотивации, развитие детского коллектива на основе равенства уникальных личностей, приобретение навыков, позволяющих эффективно общаться и справляться с возникающими проблемами.
Конспект занятия по внеурочной деятельности по теме: «Нет друга - ищи, а нашел - береги»
Ход занятия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы работы |
Оргмомент | Звучит музыка «Улыбка» - Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас поприветствовать на нашем занятии. -Что мы с вами обсудим сегодня? | Ответы учащихся. | Фронтальная форма |
Сообщение темы занятия | О чём будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд. Этот кроссворд для нас подготовила группа «Почемучки». - Итак, мы отгадали ключевое слово. -Какова тема нашего занятия? -Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? -Сегодня мы и попытаемся найти ответ на этот вопрос. Посмотрите на экран. Кто это? (Буратино). Буратино задумался над вопросом «А что такое ДРУЖБА?» Давайте ему поможет. | (Учащиеся разгадывают слова по горизонтали. В выделеных клетках по вертикали появляется ключевое слово «Дружба»). Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. | Фронтальная форма |
| «А что такое ДРУЖБА». Учитель подводит итоги и даёт определение понятию «дружба». Мы помогли Буратино ответить на этот вопрос. Он благодарит нас. | Учащимся предлагается подумать над вопросом, что такое дружба и зачем она нужна людям. После небольшого размышления ребята высказывают свои мысли | Беседа |
Беседа о Дружбе. | Какое прекрасное слово «Дружба». Произнесите это слово. Что вы представляете себе? Тилобердиева Зульфия подготовила стихотворение о дружбе « Монолог о дружбе» - Спасибо за такое чудесное прочитанное стихотворение. | Ученики: - вспоминаю друга, с которым интересно играть, читать новую книгу; - вспоминаю подругу, с которой можно посекретничать; - вспоминаю маму; - вспоминаю четвероного друга, любимую кошку. | |
Игра. "Со мной можно дружить, потому что… ” | Тилобердиев Мустафо проведет с вами игру. "Со мной можно дружить, потому что… ” | Все ребята встают в круг. Передают друг другу клубок и произносят при этом «Со мной можно дружить, потому что...» | Групповая форма |
- Группа «Знайки» подготовили для нас выставку книг о дружбе и викторину. - А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях» Группа «Искатели» подобрали пословицы о дружбе. | Группа «Знайки» рассказывают о прочитанных книгах, проводят викторину с помощью презентации, подготовленной ученицей 2 класса Горюновой Жанной остальные учащиеся участвуют в викторине. Учащиеся зачитывают пословицы. | Фронтальная форма |
Групповая форма |
| – А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: "Как бы я поступил?” (Презентация) 1 группа: Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. 2 группа: Твой друг предлагает тебе поступить плохо. 3 группа: Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. – Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? - Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. | Ответы детей. Беседа по ситуациям | Фронтальная беседа |
| Учитель организует самостоятельную работу в группах. -Для того чтобы всем было комфортно работать в группе, необходимо принять правила. | Обсуждают правила работы в группе Выполнение заданий в группах: «Знайки» - составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга. | Групповая форма |
| Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться? - Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. И группа «Почемучки» сейчас напишут на листочках правила дружбы и прикрепят их к дереву. - Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга | «Почемучки» составляют дерево «Дружбы» | Групповая форма |
| Группа «Искатели» подготовят синквейн о дружбе. | Работа в группе над синквейном. | Групповая форма |
Выступление и защита творческих проектов | Учитель организует защиту творческих проектов, выполненных учащимися на занятии. | Группа «Знайки» представляет цветок «Дружбы», зачитывает качества настоящего друга Группа «Почемучки» представляет дерево «Дружбы», называет правила дружбы Группа «Искатели» зачитывает синквейн на тему «Дружба» | |
3.Рефлексия Самооценка работы над проектом в группе | Учитель раздаёт листы самооценки и просит учащихся заполнить их. | Учащиеся заполняют листы самооценки успешности своего участия над проектом в коллективной работе группы | |
| -У каждого из вас на столе лежат ладошки. Теперь вы уже знаете положительные качества человека. Напишите на ладошках свои положительные качества и подарите эти ладошки друг другу. | На ладошках пишут положительные качества человека и дарят друг другу | Индивидуальная форма |
Давайте встанем в большой хоровод дружбы, возьмёмся за руки. И я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. А сейчас скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: – Ребята, давайте жить дружно! | Учащиеся встают в хоровод, говорят друг другу слова: «Ребята, давайте жить дружно» | Фронтальная форма |
| Песня «Шире круг» | Исполняют песню | |