СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по взаимодействию педагога с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Растим патриотов вместе!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по взаимодействию педагога с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Растим патриотов вместе!»»

Проект по взаимодействию педагога с семьей по

нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста


Паспорт проекта «Растим патриотов вместе!»

Название проекта: «Растим патриотов вместе!».

Заказчик проекта: МБДОУ «Детский сад №51» г. Полевской.

Разработчики проекта: Кочнева Оксана Вячеславовна.

Цель проекта: вовлечь семью в единое образовательное пространство, путем поиска и разработки инновационных подходов к решению задач нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Подобрать и изучить литературу по теме проекта; разработать методические материалы по теме проекта.

2. Внедрить нетрадиционные формы работы с семьей, направленных на включение родителей в организационно-педагогическую деятельность ДОУ и формировать представления о нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ.

3. Подвести итоги проекта и анализ его реализации.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (1.10.2016-14.04.2017 гг.).

I этап: октябрь 2016 г.

II этап: ноябрь-март2016-2017 г.

III этап: апрель 2017 г.

Участники проекта: воспитанники младшей группы, воспитатели группы, родители, сотрудники детского сада.

Социальные партнеры: ЦРДЮ г. Полевской.

Предполагаемый результат: гармонизация детско-родительских отношений в семьях с детьми младшего дошкольного возраста; повышение информационной компетентности родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста; активное участие родителей в деятельности ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность реализации проекта

Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания нравственности и патриотизма становится государственной.

ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях.

В связи с этим, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится одой из приоритетных задач ДОУ.

Формирование нравственно-патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; необходимо воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к ее армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным пониманию ребенка явлениям общественной жизни.

Проблема заключается в том, что не всегда родители компетентны в вопросах нравственно-патриотического воспитания, не знают как правильно его организовать в семье, или же, в силу своей занятости не уделяют этому времени. Кроме того, не все родители готовы идти на контакт с ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

Реализация проекта «Растим патриотов вместе!» поможет повысить педагогическую грамотность родителей детей младшего дошкольного возраста в вопросах нравственно-патриотического воспитания в семье и ДОУ, а использование нетрадиционных форм работы с родителями позволит привлечь их к совместной деятельности с ДОУ.

Реализация проекта будет осуществляться в три этапа, прописанные в Плане реализации проекта (Таблица 2):

I этап – организационно-подготовительный. Он включает в себя: подбор и изучение методической литературы по теме проекта, подбор форм и методов работы с родителями, круглый стол и анкетирование родителей. Кроме того, на этом этапе осуществляется постановка цели и задач и составление плана реализации проекта.

II этап – основной (или практический). Этот этап является самым обширным и содержательным, поскольку включает в себя пополнение дидактического материала, обогащение предметно-развивающей среды группы, активизация работы с детьми и их родителями, проведение открытых занятий, организацию совместной деятельности детей и их родителей, организацию досуга и пр.

Этот этап включает в себя традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Кроме того, они предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта, как взрослых, так и детей. В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание творческой обстановки в организации совместной деятельности, которая создает основу для благоприятной реализации проекта.

Одна из форм индивидуальной работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Благодаря этой форме, родители могут поговорить с педагогом наедине, задать интересующие их вопросы по воспитанию детей младшего дошкольного возраста и получить на них ответы.

Совместное творчество детей и родителей в виде выставок формирует доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Так называемый творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. У ребёнка  совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций у ребёнка  и создает в семье особо теплую атмосферу.

Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Открытые занятия для родителей помогут им увидеть образовательный процесс своими глазами. Оно позволяет познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Музыкальные развлечения для детей и их родителей в виде праздников к Международному женскому дню и Дню защитников Отечества позволяют родителям принять активное участие в организации данных мероприятий. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах.

Обогащение предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию детей так же не обойдется без родителей. Благодаря привлечению родителей к данной форме работы в группе предполагается создание уголка русских народных сказок, мини-музея, лепбука. Кроме того, родителям и детям предлагается создание альбомов на темы «Мой город – Полевской», «Моя семья и ее традиции». Создание альбомов помогут родителям доступно рассказать детям о городе, в котором они живут, его достопримечательностях, особенностях природы и жизни людей; семье, предках, традициях семьи. Тут, родители и дети могут так же проявить творческий подход к выполнению работ, например, оформить коллаж, фотоальбом, книгу и т.д.

Создание уголка русских народных сказок, мини-музея и лепбука, позволяет привлечь родителей и детей к поиску и подбору экспонатов. Это достаточно трудоемкая работа, которая позволит сплотить детей и их родителей, научиться искать и отбирать нужное.

Родительский клуб – одна из популярных форм общения педагогов и родителей. Главный принцип родительского клуба – общение через диалог. Диалог в данном случае – шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Диалоговая форма проведения родительского клуба стимулирует совместную мыслительную деятельность, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей.

Папки-передвижки, стенды, буклеты – это наглядная форма предъявления информации. Она удобна тем, что в ней используется структурированный и четкий материал, который достаточно прост в понимании.

Папки-передвижки удобны тем, что материалы, размещенные на ней, могут быстро и просто меняться, например, в соответствии с темой недели. Благодаря этому, папки-передвижки всегда интересны родителям, новый материал всегда привлекает их внимание.

Буклеты – прекрасное средство информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников, а так же презентации родителями собственных семейных ресурсов в развитии личности ребенка.

Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если она: структурирована по направлениям (например, «родители и дети», «бабушки и внуки»), отвечает информационным запросам родителей, эстетически оформлена, содержит не только текст, но и фотоматериалы.

На данном этапе предполагается и привлечение социальных партнеров. В данном случае это МБОУ ДОД «Центр развития детства и юношества» г. Полевской, которое включает в себя структурные подразделения в виде клубов по месту жительства, и которое принимает активное участие во всех мероприятиях города. Родителям и их детям предлагается принять участие в мероприятиях данного учреждения, посетить музей ЦРДЮ, записаться в клубы по месту жительства и посещать мероприятия, совместно с ребенком, которые в них проводятся.

III этап – заключительный. Он предполагает повторное анкетирование родителей, анализ анкетирования, подведение итогов проекта и анализ его реализации, а так же демонстрацию презентации для педагогов и родителей о реализации проекта «Растим патриотов вместе!».

План реализации проекта

п/п

Название мероприятия

Сроки


I этап – организационно-подготовительный

(октябрь)


1.

Подбор и изучение методической литературы по теме проекта

октябрь

2.

Круглый стол «Значение нравственно-патриотического воспитания в становлении личности дошкольника»

октябрь

3.

Анкетирование ««Нравственно-патриотическое воспитание в семье и ДОУ»

октябрь

4.

Подбор форм и методов работы с родителями


октябрь


II этап – основной

(ноябрь-март)


1.

Создание папки-передвижки («Моя семья», «Детский сад и я», «Улицы моего города», «Мой край» и т.д.)

Тематическая неделя «Береза – символ России». Акция «Посади дерево»

ноябрь

2.

Открытое занятие «Синичкин день» по теме «Народные праздники»

ноябрь

3.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

ноябрь

4.

Мини-проект «Русская матрешка»

Развлечение с родителями «Чаепитие у матрешки»

ноябрь

5.

Посещение концерта и выставки детских рисунков детского народного творчества (ЦРДЮ)

декабрь

6.

Выставка рисунков и предметов быта «Как жили наши предки»; создание лепбука «Как жили наши предки»

декабрь

7.

Создание в группе мини-музея «Русская изба»

декабрь

8.

Выставка елочных игрушек «Семейная реликвия»

декабрь

9.

Консультация по теме «Использование народных дидактических и подвижных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

январь

10.

Создание альбомов «Моя семья и ее традиции»

январь

11.

Открытое занятие «Мой город – Полевской»

январь

12.

Создание альбома «Мой город – Полевской»

февраль

13

Создание стенгазеты «Наши защитники»

февраль

14.

Музыкальное развлечение для детей и их родителей «Русские богатыри»

февраль

15.

Выставка совместного творчества детей и родителей «Наш Урал – наш Бажов»

февраль

16.

Музыкальное развлечение для детей и родителей «Поздравляем наших мам!»

март

17.


Родительский клуб «В гостях у сказки». Выставка книг «Русские народные сказки». Создание уголка «Русская народная сказка»

март

18.

Консультация для родителей «Развитие ребенка младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок». Раздача буклетов для родителей по теме консультации.

март

19.

Родительский клуб «Вечерние посиделки» (обсуждение итогов проекта)


март


III этап – заключительный

(апрель)


1.

Подведение итогов проекта и анализ его реализации

апрель

2.

Анкетирование «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

Презентация для педагогов и родителей «Реализация проекта по взаимодействию педагога с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Растим патриотов вместе!»

апрель

На заключительном этапе проекта было проведено повторное анкетирование родителей. В анкетировании приняли участие 22 родителя детей младшего дошкольного возраста.

В результате исследования были получены следующие данные.

Под термином «нравственно-патриотическое воспитание» родители детей младшего дошкольного возраста понимают:

​1)воспитание любви к Родине – 9%;  

​2)воспитание уважения к старшему поколению – 1%;     

3) воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа – 10%;

4) знание истории своей страны – 6%;

​5)любовь к семье, обществу, своей стране – 73%;

​6)затрудняются ответить – 1%.

81% опрошенных считают себя компетентным в вопросах нравственно-патриотического воспитания; не считают – 19%.

15% опрошенных считают, что основную ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей несут родители, 77% – педагоги и родители, и лишь 8% опрошенных считают, что ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей несут педагоги.

95% родителей считают, что нравственно-патриотическое воспитание возможно в детском саду; считают, что не возможно – 5%.

95% считают важным воспитание у детей младшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств; не считают важным – 5%.

71% родителей считают, что тема ознакомления с родословной семьи является актуальной. 29% считают эту тему не актуальной.

16% из числа опрошенных родителей регулярно посещают с детьми музеи и выставки, 14% – посещают редко, и 70 % не посещают по различным причинам.

Исходя из полученных, можно сделать вывод, что уровень знаний и необходимости нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста вырос.

В ходе реализации проекта родители получили необходимые знания, умения и навыки, которые позволили им почувствовать себя более компетентными в вопросах нравственно-патриотического воспитания, и таким образом, данный показатель вырос вдвое.

Большая часть родителей продолжают считать, что нравственно-патриотическое воспитание возможно осуществлять в условиях ДОУ, а основную ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста несут как родители, так и педагоги.

На заключительном этапе для педагогов и родителей была предоставлена презентация «Реализация проекта по взаимодействию педагога с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Растим патриотов вместе!». Таким образом, педагогический опыт был предоставлен для коллег, а родители могли узнать о результатах реализации проекта.

С помощью разработки инновационных подходов и внедрения нетрадиционных форм работы с родителями удалось вовлечь семьи детей младшего дошкольного возраста в единое образовательное пространство, заинтересовать проектом, его мероприятиями. Кроме того, у родителей сформировались представления о нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!