Проект по взаимодействию педагога с семьей по
нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Паспорт проекта «Растим патриотов вместе!»
Название проекта: «Растим патриотов вместе!».
Заказчик проекта: МБДОУ «Детский сад №51» г. Полевской.
Разработчики проекта: Кочнева Оксана Вячеславовна.
Цель проекта: вовлечь семью в единое образовательное пространство, путем поиска и разработки инновационных подходов к решению задач нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Подобрать и изучить литературу по теме проекта; разработать методические материалы по теме проекта.
2. Внедрить нетрадиционные формы работы с семьей, направленных на включение родителей в организационно-педагогическую деятельность ДОУ и формировать представления о нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ.
3. Подвести итоги проекта и анализ его реализации.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (1.10.2016-14.04.2017 гг.).
I этап: октябрь 2016 г.
II этап: ноябрь-март2016-2017 г.
III этап: апрель 2017 г.
Участники проекта: воспитанники младшей группы, воспитатели группы, родители, сотрудники детского сада.
Социальные партнеры: ЦРДЮ г. Полевской.
Предполагаемый результат: гармонизация детско-родительских отношений в семьях с детьми младшего дошкольного возраста; повышение информационной компетентности родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста; активное участие родителей в деятельности ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность реализации проекта
Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания нравственности и патриотизма становится государственной.
ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях.
В связи с этим, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится одой из приоритетных задач ДОУ.
Формирование нравственно-патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; необходимо воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к ее армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным пониманию ребенка явлениям общественной жизни.
Проблема заключается в том, что не всегда родители компетентны в вопросах нравственно-патриотического воспитания, не знают как правильно его организовать в семье, или же, в силу своей занятости не уделяют этому времени. Кроме того, не все родители готовы идти на контакт с ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Реализация проекта «Растим патриотов вместе!» поможет повысить педагогическую грамотность родителей детей младшего дошкольного возраста в вопросах нравственно-патриотического воспитания в семье и ДОУ, а использование нетрадиционных форм работы с родителями позволит привлечь их к совместной деятельности с ДОУ.
Реализация проекта будет осуществляться в три этапа, прописанные в Плане реализации проекта (Таблица 2):
I этап – организационно-подготовительный. Он включает в себя: подбор и изучение методической литературы по теме проекта, подбор форм и методов работы с родителями, круглый стол и анкетирование родителей. Кроме того, на этом этапе осуществляется постановка цели и задач и составление плана реализации проекта.
II этап – основной (или практический). Этот этап является самым обширным и содержательным, поскольку включает в себя пополнение дидактического материала, обогащение предметно-развивающей среды группы, активизация работы с детьми и их родителями, проведение открытых занятий, организацию совместной деятельности детей и их родителей, организацию досуга и пр.
Этот этап включает в себя традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Кроме того, они предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта, как взрослых, так и детей. В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание творческой обстановки в организации совместной деятельности, которая создает основу для благоприятной реализации проекта.
Одна из форм индивидуальной работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Благодаря этой форме, родители могут поговорить с педагогом наедине, задать интересующие их вопросы по воспитанию детей младшего дошкольного возраста и получить на них ответы.
Совместное творчество детей и родителей в виде выставок формирует доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Так называемый творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. У ребёнка совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций у ребёнка и создает в семье особо теплую атмосферу.
Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Открытые занятия для родителей помогут им увидеть образовательный процесс своими глазами. Оно позволяет познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Музыкальные развлечения для детей и их родителей в виде праздников к Международному женскому дню и Дню защитников Отечества позволяют родителям принять активное участие в организации данных мероприятий. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах.
Обогащение предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию детей так же не обойдется без родителей. Благодаря привлечению родителей к данной форме работы в группе предполагается создание уголка русских народных сказок, мини-музея, лепбука. Кроме того, родителям и детям предлагается создание альбомов на темы «Мой город – Полевской», «Моя семья и ее традиции». Создание альбомов помогут родителям доступно рассказать детям о городе, в котором они живут, его достопримечательностях, особенностях природы и жизни людей; семье, предках, традициях семьи. Тут, родители и дети могут так же проявить творческий подход к выполнению работ, например, оформить коллаж, фотоальбом, книгу и т.д.
Создание уголка русских народных сказок, мини-музея и лепбука, позволяет привлечь родителей и детей к поиску и подбору экспонатов. Это достаточно трудоемкая работа, которая позволит сплотить детей и их родителей, научиться искать и отбирать нужное.
Родительский клуб – одна из популярных форм общения педагогов и родителей. Главный принцип родительского клуба – общение через диалог. Диалог в данном случае – шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Диалоговая форма проведения родительского клуба стимулирует совместную мыслительную деятельность, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей.
Папки-передвижки, стенды, буклеты – это наглядная форма предъявления информации. Она удобна тем, что в ней используется структурированный и четкий материал, который достаточно прост в понимании.
Папки-передвижки удобны тем, что материалы, размещенные на ней, могут быстро и просто меняться, например, в соответствии с темой недели. Благодаря этому, папки-передвижки всегда интересны родителям, новый материал всегда привлекает их внимание.
Буклеты – прекрасное средство информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников, а так же презентации родителями собственных семейных ресурсов в развитии личности ребенка.
Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если она: структурирована по направлениям (например, «родители и дети», «бабушки и внуки»), отвечает информационным запросам родителей, эстетически оформлена, содержит не только текст, но и фотоматериалы.
На данном этапе предполагается и привлечение социальных партнеров. В данном случае это МБОУ ДОД «Центр развития детства и юношества» г. Полевской, которое включает в себя структурные подразделения в виде клубов по месту жительства, и которое принимает активное участие во всех мероприятиях города. Родителям и их детям предлагается принять участие в мероприятиях данного учреждения, посетить музей ЦРДЮ, записаться в клубы по месту жительства и посещать мероприятия, совместно с ребенком, которые в них проводятся.
III этап – заключительный. Он предполагает повторное анкетирование родителей, анализ анкетирования, подведение итогов проекта и анализ его реализации, а так же демонстрацию презентации для педагогов и родителей о реализации проекта «Растим патриотов вместе!».
План реализации проекта
№ п/п | Название мероприятия | Сроки |
I этап – организационно-подготовительный (октябрь) |
1. | Подбор и изучение методической литературы по теме проекта | октябрь |
2. | Круглый стол «Значение нравственно-патриотического воспитания в становлении личности дошкольника» | октябрь |
3. | Анкетирование ««Нравственно-патриотическое воспитание в семье и ДОУ» | октябрь |
4. | Подбор форм и методов работы с родителями | октябрь |
II этап – основной (ноябрь-март) |
1. | Создание папки-передвижки («Моя семья», «Детский сад и я», «Улицы моего города», «Мой край» и т.д.) Тематическая неделя «Береза – символ России». Акция «Посади дерево» | ноябрь |
2. | Открытое занятие «Синичкин день» по теме «Народные праздники» | ноябрь |
3. | Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» | ноябрь |
4. | Мини-проект «Русская матрешка» Развлечение с родителями «Чаепитие у матрешки» | ноябрь |
5. | Посещение концерта и выставки детских рисунков детского народного творчества (ЦРДЮ) | декабрь |
6. | Выставка рисунков и предметов быта «Как жили наши предки»; создание лепбука «Как жили наши предки» | декабрь |
7. | Создание в группе мини-музея «Русская изба» | декабрь |
8. | Выставка елочных игрушек «Семейная реликвия» | декабрь |
9. | Консультация по теме «Использование народных дидактических и подвижных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» | январь |
10. | Создание альбомов «Моя семья и ее традиции» | январь |
11. | Открытое занятие «Мой город – Полевской» | январь |
12. | Создание альбома «Мой город – Полевской» | февраль |
13 | Создание стенгазеты «Наши защитники» | февраль |
14. | Музыкальное развлечение для детей и их родителей «Русские богатыри» | февраль |
15. | Выставка совместного творчества детей и родителей «Наш Урал – наш Бажов» | февраль |
16. | Музыкальное развлечение для детей и родителей «Поздравляем наших мам!» | март |
17. | Родительский клуб «В гостях у сказки». Выставка книг «Русские народные сказки». Создание уголка «Русская народная сказка» | март |
18. | Консультация для родителей «Развитие ребенка младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок». Раздача буклетов для родителей по теме консультации. | март |
19. | Родительский клуб «Вечерние посиделки» (обсуждение итогов проекта) | март |
III этап – заключительный (апрель) |
1. | Подведение итогов проекта и анализ его реализации | апрель |
2. | Анкетирование «Нравственно-патриотическое воспитание в семье» Презентация для педагогов и родителей «Реализация проекта по взаимодействию педагога с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Растим патриотов вместе!» | апрель |
На заключительном этапе проекта было проведено повторное анкетирование родителей. В анкетировании приняли участие 22 родителя детей младшего дошкольного возраста.
В результате исследования были получены следующие данные.
Под термином «нравственно-патриотическое воспитание» родители детей младшего дошкольного возраста понимают:
1)воспитание любви к Родине – 9%;
2)воспитание уважения к старшему поколению – 1%;
3) воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа – 10%;
4) знание истории своей страны – 6%;
5)любовь к семье, обществу, своей стране – 73%;
6)затрудняются ответить – 1%.
81% опрошенных считают себя компетентным в вопросах нравственно-патриотического воспитания; не считают – 19%.
15% опрошенных считают, что основную ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей несут родители, 77% – педагоги и родители, и лишь 8% опрошенных считают, что ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей несут педагоги.
95% родителей считают, что нравственно-патриотическое воспитание возможно в детском саду; считают, что не возможно – 5%.
95% считают важным воспитание у детей младшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств; не считают важным – 5%.
71% родителей считают, что тема ознакомления с родословной семьи является актуальной. 29% считают эту тему не актуальной.
16% из числа опрошенных родителей регулярно посещают с детьми музеи и выставки, 14% – посещают редко, и 70 % не посещают по различным причинам.
Исходя из полученных, можно сделать вывод, что уровень знаний и необходимости нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста вырос.
В ходе реализации проекта родители получили необходимые знания, умения и навыки, которые позволили им почувствовать себя более компетентными в вопросах нравственно-патриотического воспитания, и таким образом, данный показатель вырос вдвое.
Большая часть родителей продолжают считать, что нравственно-патриотическое воспитание возможно осуществлять в условиях ДОУ, а основную ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста несут как родители, так и педагоги.
На заключительном этапе для педагогов и родителей была предоставлена презентация «Реализация проекта по взаимодействию педагога с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Растим патриотов вместе!». Таким образом, педагогический опыт был предоставлен для коллег, а родители могли узнать о результатах реализации проекта.
С помощью разработки инновационных подходов и внедрения нетрадиционных форм работы с родителями удалось вовлечь семьи детей младшего дошкольного возраста в единое образовательное пространство, заинтересовать проектом, его мероприятиями. Кроме того, у родителей сформировались представления о нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ.