Научно-исследовательский конкурс «Росток »
Исследовательский проект
«Поезд вежливых слов »
Время реализации - февраль 2014 года.
Представляет проект ученик 1 «Б» класса
«МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1»
Кетров Артём
Руководитель:Моисеева Н.А.-преподаватель начальной школы
МБОУ «НСОШ №1»
п.Нижнеангарск
2014 год
Проект разбит на два этапа
1 этап. Информационно- исследовательский.
2 этап. Практический.
Информационно- исследовательский этап проекта.
Актуальность: Нас с детства учат быть вежливыми. А зачем?
Гипотеза: Как научиться использовать в повседневной жизни вежливые слова?
Цели: выяснить значение вежливых слов; изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения людей.
Задачи:
исследовать значение вежливых слов;
познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов;
провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса» ;
План исследования:
Изучение литературы по теме.
Знакомство с периодической печатью.
Получение информации у специалиста.
Использование компьютера для получения дополнительной информации.
Обобщение опыта родителей.
Проведение эксперимента.
Наблюдение за ходом эксперимента и фиксирование результатов.
Наблюдение за речью учащихся.
Построение диаграмм по результатам наблюдения.
Изготовление макета «Вежливый поезд»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
(В. Солоухин)
С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: что такое вежливость ? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?
Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. Для начала я нашла в словаре происхождение слова «вежливость».Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Существует забавная история о происхождении хороших манер.
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.
Может быть, хорошие манеры – это "золотая середина", которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:
слова приветствия;
слова благодарности;
слова просьбы;
слова извинения;
слова похвалы;
Среди слов приветствий самое распространенное «здравствуй»
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
При встрече русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.
-Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?»
- Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье.
-В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.
-Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.
11 января – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова «спасибо».
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» со¬стояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили со-беседнику в знак уважения и благодарно¬сти, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.
Вместе с Надеждой Алексеевной мы решили провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить , как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи.
Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов.
А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так , поздороваться с учителем при встрече забыли 12 человек, что составляет 45% всех учащихся класса, а с одноклассниками- 8 человек, что составляет 26%. Наблюдение мы проводили в течении трех дней, а затем Надежда Алексеевна вывела средние показатели: 30% учеников в нашем классе используют вежливые слова, а 70% стесняются, забывают.
Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние . Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.
Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо, 2- вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.
Я познакомлю вас с несколькими высказываниями Конфуция из китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки. Мы с Надеждой Алексеевной выбрали три высказывания, которые на наш взгляд помогут учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.
Не хочу , чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.
Что себе не хочешь, не делай другим.
Ошибся- не бойся исправиться.
Я уверена, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки ,а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».
Практический этап проекта.
Технологическая карта изготовления мокета поезда.
№ этапа | Последовательность работы | Инструменты и приспособления |
1. | Подбор необходимого материала. | Коробочки от сока,цветная бумага, бельевая верёвка, ленточки. |
2. | Конструирование. | Ножницы, клей, шило. |
3. | Сборка макета. | |
Литература:
Детская энциклопедия ( журнальный вариант) №11 2005 г., редактор В Поляков.
Л Поддубская «Этикет от А до Я», Москва:Народное образование 2003 г.