СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Поезд вежливых слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представленна на районном конкурсе "Росток" учащимися 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Поезд вежливых слов"»

Научно-исследовательский конкурс «Росток »


Исследовательский проект



«Поезд вежливых слов »



Время реализации - февраль 2014 года.


Представляет проект ученик 1 «Б» класса

«МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1»



Кетров Артём









Руководитель:Моисеева Н.А.-преподаватель начальной школы

МБОУ «НСОШ №1»










п.Нижнеангарск



2014 год



Проект разбит на два этапа

1 этап. Информационно- исследовательский.

2 этап. Практический.



































Информационно- исследовательский этап проекта.

Актуальность: Нас с детства учат быть вежливыми. А зачем?

Гипотеза: Как научиться использовать в повседневной жизни вежливые слова?

Цели: выяснить значение вежливых слов; изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения людей.

Задачи:

  1. исследовать значение вежливых слов;

  2. познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов;

  3. провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса» ;

План исследования:

  1. Изучение литературы по теме.

  2. Знакомство с периодической печатью.

  3. Получение информации у специалиста.

  4. Использование компьютера для получения дополнительной информации.

  5. Обобщение опыта родителей.

  6. Проведение эксперимента.

  7. Наблюдение за ходом эксперимента и фиксирование результатов.

  8. Наблюдение за речью учащихся.

  9. Построение диаграмм по результатам наблюдения.

  10. Изготовление макета «Вежливый поезд»







Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

(В. Солоухин)

С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: что такое вежливость ? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?

Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. Для начала я нашла в словаре происхождение слова «вежливость».Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Существует забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Может быть, хорошие манеры – это "золотая середина", которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:

  • слова приветствия;

  • слова благодарности;

  • слова просьбы;

  • слова извинения;

  • слова похвалы;

Среди слов приветствий самое распространенное «здравствуй»

Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

При встрече русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.

-Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?»

- Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье.

-В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.

-Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.

11 января – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова «спасибо».

Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» со¬стояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили со-беседнику в знак уважения и благодарно¬сти, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.

Вместе с Надеждой Алексеевной мы решили провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить , как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи.

Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов.

А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так , поздороваться с учителем при встрече забыли 12 человек, что составляет 45% всех учащихся класса, а с одноклассниками- 8 человек, что составляет 26%. Наблюдение мы проводили в течении трех дней, а затем Надежда Алексеевна вывела средние показатели: 30% учеников в нашем классе используют вежливые слова, а 70% стесняются, забывают.

Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние . Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.

Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо, 2- вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.

Я познакомлю вас с несколькими высказываниями Конфуция из китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки. Мы с Надеждой Алексеевной выбрали три высказывания, которые на наш взгляд помогут учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.

  • Не хочу , чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.

  • Что себе не хочешь, не делай другим.

  • Ошибся- не бойся исправиться.

Я уверена, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки ,а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».

Практический этап проекта.

Технологическая карта изготовления мокета поезда.

№ этапа

Последовательность работы

Инструменты и приспособления

1.

Подбор необходимого материала.

Коробочки от сока,цветная бумага, бельевая верёвка, ленточки.

2.

Конструирование.

Ножницы, клей, шило.

3.

Сборка макета.




Литература:

  1. Детская энциклопедия ( журнальный вариант) №11 2005 г., редактор В Поляков.

  2. Л Поддубская «Этикет от А до Я», Москва:Народное образование 2003 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!