Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовенок» г. Орск
_____________________________________________________________
462430 г. Орск, Оренбургская область
ул. Добровольского, 21 «А», тел. 8(3537)40-06-18, 40-13-43
E-mail: [email protected]
ПРОЕКТ
посвященный 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского «Сказочный мир К.И. Чуковского»
Составила:
учитель-логопед I КК Милокумова А.А.
Вид проекта: познавательно- творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей и подготовительной к школе ГКН, музыкальный руководитель, преподаватель по ИЗО деятельности, учителя - логопеды.
Актуальность темы
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, отличающихся низкими уровнем внимания, трудностями припоминания, сниженными вербальной памятью и продуктивностью запоминания, слабым развитием нагляднообразного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь. Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Проблема:
Отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы.
Причины:
Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в ДОУ и в семье.
Непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.
Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Цель проекта:
приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Задачи:
Развивать интерес детей к творчеству К.И. Чуковского
Развивать у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений и раскрытие актерских способностей.
Развивать у дошкольников умения выступать перед другими и слушать других;
Выявить наиболее способных, литературно-одаренных участников конкурса среди дошкольников, предоставить им возможность для самовыражения;
Воспитать у дошкольников читательский интерес, эмоциональное отношение к поэтическому творчеству.
Повышать качество работы с дошкольниками по использованию поэтических произведений в познавательном и речевом развитии.
Привлечь внимание детей и их родителей к значимым событиям литературной жизни в России.
Привлечь родителей к активному сотрудничеству и участию в жизни детского сада.
Закреплять навыки применения разнообразных изобразительных материалов: гуашь, пастель, фломастер, цветные мелки, акварель при изображении героев произведений К.И. Чуковского.
Использовать полученные знания в речевой, изобразительной, свободной музыкальной деятельности.
Продукт проекта:
Проведение творческого фестиваля – конкурса чтецов для детей дошкольного возраста, посвященного 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского «Сказочный мир К.И. Чуковского».
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (одна неделя)
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями, детьми, педагогами, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной (две недели)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – итоговый (одна неделя)
Проведения творческого фестиваля – конкурса чтецов для детей дошкольного возраста, посвященного 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского
«Сказочный мир К.И. Чуковского»
Предполагаемые результаты
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
1. Создание в группах необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К.И. Чуковского:
- создание библиотеки произведений К.И.Чуковского;
- подбор фонотеки (сказки, песни, музыкальные игры и др.)
- создание уголка с дидактическими играми;
- организация выставок «Любимый герой сказок К.И. Чуковского», «Любимая сказка К.И. Чуковского».
2. Отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Эмоционально-образное и эстетическое восприятие литературных, музыкальных, художественных произведений.
5. Способность большинства детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
6. Умение детей высказывать идеи, предположения.
7. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественными произведениями К.И. Чуковского.
Ресурсы:
1. Информационные:
- фото-видео материалы;
- библиотечный фонд.
2.Научно-методические:
- консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского;
- побор открыток, фотографий;
- оформление книжного уголка в группе.
4. ТСО:
- ноутбук;
- магнитофон.
Формы и методы организации проекта
- Анкетирование.
- Решение проблемных ситуации.
- Педагогические наблюдения.
- Беседы.
- Консультации для родителей.
- ОД
- Выставки.
- Совместная организованная деятельность.
- Творческие мастерские.
- Сюрпризные моменты.
- Игры
Планирование и организация деятельности
№ п/п | Мероприятие | Задачи | Ответственные | Сроки проведения |
1 этап – подготовительный |
1 | Анкетирование Родителей. | Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети. | Педагоги | Первая неделя |
2 | Подбор библиотеки. | Развивать у дошкольников читательский интерес, эмоциональное отношение к поэтическому творчеству К.И. Чуковского. | Педагоги и родители |
3 | Акция «Подари книгу детскому саду» | Пополнить библиотеки групп книгами. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий детского сада. |
4 | Оформление книжного уголка | Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. |
5 | Оформление стендов: размещение книжек-передвижек, консультации, рекомендации по теме проекта. | Привлечь внимание родителей к значимым событиям по теме проекта. | Педагоги |
6 | Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала для образовательной деятельности, игрушек | Создать условия для демонстрации произведений К.И.Чуковского. | Педагоги, родители |
2 этап – основной |
7 | Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского | Развивать у детей интерес к книгам | Педагоги | Вторая неделя |
8 | Чтение произведений и просмотр мультфильмов: «Крокодил», «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Телефон», «Путаница», «Чудо-дерево», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит», «Топтыгин и лиса». | Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе, поэзии. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности, чувство юмора. | Педагоги и родители |
9 | Придумывание различных вариантов продолжения сказок. | Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок. Продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в мини-группах. | Педагоги, родители и дети. |
10 | Музыкальная художественная деятельность. Разучивание песен, слушание отрывков из оперы-сказки «Мойдодыр», композитора М.Морозовой | Развивать у детей восприятие музыкальных произведений, умение замечать средства музыкальной выразительности, пробуждать воображение. | Музыкальный руководитель | Вторая неделя |
11 | Посещение центральной детской библиотеки | приобщение детей к чтению художественной литературы | Педагоги, родители |
12 | «Полечи книжку» – ручной труд | Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость. | Педагоги |
13 | Загадки дедушки Корнея | Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. | Педагоги | Третья неделя |
14 | Викторина по сказкам К.И.Чуковского | Развивать интеллект, воображение, внимание, память, речь. | Педагоги |
15 | Аппликация и рисование по произведениям К.И. Чуковского | Закрепить знания произведений К.И. Чуковского в аппликации и рисовании, умение создавать образ животных разными видами искусства. | Педагог по ИЗО деятельности | |
16 | Конкурс рисунков по произведениям К.И.Чуковского | Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. | Педагоги, родители, дети |
17 | Оформление альбома «Мы художники-иллюстраторы» | Оформить рисунки к произведениям в альбом. | педагог | Третья неделя |
3 этап – заключительный |
18 | творческого фестиваля – конкурса чтецов для детей дошкольного возраста, посвященного 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского «Сказки дедушки Корнея» Обработка и оформление материалов проекта. | создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка через привлечение внимания детей и взрослых к миру поэзии. | Педагоги, родители | Четвертая неделя |
19 | Анализ результативности | Выводы о результативности проделанной работы |
Проект оказался интересным, творческим, ярким, ребята многое узнали о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского. У них проявился читательский интерес, эмоциональное отношение к поэтическому творчеству. Ребята показали творческий подход к продуктивной деятельности (рисовании, лепки и т.д.)
Хотим отметить высокую степень эмоциональной отзывчивости и заинтересованности в результате совместного проектирования детей, родителей и педагогов МДОАУ. Главным продуктом нашей совместной работы является проведение творческого фестиваля – конкурса чтецов для детей дошкольного возраста, посвященного 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского «Сказочный мир К.И. Чуковского».