Исследование асоциального поведения детей подросткового возраста
МАОУ «Прииртысшкая» СОШ
Работу выполнили:
Руководитель – Степанова Наталья Леонидовна,
Лидер- Щелканова Кристина
ученица 10 класса
Помощник – Баранцова Валентина
ученица10 класс
Тобольский р-н, 2021 г.
- Предмет: Изучение асоциального поведения детей подросткового возраста в школьной среде.
- Объект: учащиеся Прииртышской средней школы.
Цель работы
Повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания,формирование адекватной самооценки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению
Задачи
1. Помочь учащемся стать более социально-адаптированными.
2. Совершенствовать коммуникативные умения, навыки, обогащать поведенческий репертуар детей.
3. Научить формировать адекватную самооценку, повышать ответственность подростка за свои поступки, вырабатывать позитивные жизненные цели и развивать мотивацию к их достижению.
Гипотеза
- При создании комфортной и безопасной среды общения подростков, повышается самооценка и самосознание, улучшается уровень общения между ними, повышается уровень учебной мотивации.
Наша работа прошла в 4 этапа:
1. Первичная диагностика
2. Коррекционная работа
3. Вторичная диагностика
4. Выводы и заключения
Первым этапом исследования являлось:
- Выявление в школе проблем асоциального поведения среди учащихся. Таким образом выявлено…
Девиантное поведение
(лат. deviatio – отклонение) - один из видов асоциального отклоняющегося поведения, связанного с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных).
Социальные факторы
- Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам
- Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе
- Трудности в общении со сверстниками на улице
- Тревога и напряжение в общении по месту учебы
- Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее
- Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям
- Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий
- Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания
- Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология
- Посттравматический синдром; перенесенное насилие
- Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям
- Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
Оно проявляется
- демонстративности,
- агрессии, отклонении от учебы.
- уходы из дома,
- бродяжничество
- попытки суицида.
- пьянство и алкоголизм,
- ранняя наркотизация,
- антиобщественные действия сексуального характера
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения, достаточно разнообразные: личностные, социальные, биологические, перенесенные заболевания и травмы
Второй и третий этап - Структура занятий (включает в себя упражнения и формы групповой работы)
1.Упражнения –активаторы (для создания доброжелательной рабочей обстановки , снятия психологических барьеров в общении)
2. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями (направленное на анализ изменений в поведении подростков)
3.Разминка ( в виде игры, упражнения , способствующая включению в работу «Замороженный»)
4.Упражнения , направленные на формирование адекватной самооценки( «Я-могу- Я хочу»)
5. Упражнения ,предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения(«Конфликт с родителями»)
6 . Упражнения , способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.(«Учимся говорить нет»)
7.Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций ( «Составление портрета современного подростка»,дискуссия «На что я имею право»)
8.Информационно-правовая часть , направленная на усвоение правовых знаний («Правовая ответственность несовершеннолетнего»,»Ответственность родителей за правонарушение несовершеннолетних детей»
9. Рефлексия – подведение итогов занятия, получение обратной связи
1.Упражнения –активаторы(для создания доброжелательной рабочей обстановки , снятия психологических барьеров в общении)
2.Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями(направленное на анализ изменений в поведении подростков)
Результат опроса на положительные и отрицательные качества подростка
- Доброта
- Самостоятельность
- Участие в конкурсах, мероприятиях
- Правильное питание
- Помогать по дому
- Читать, учиться
- Забота о близких
- Не курить, не пить (отказ от вредных привычек)
- Беречь и любить природу
- Говорить правду
- Забота о старшем поколении
- Пирсинг, татуировки, крашенные волосы
- Выпивать спиртные напитки и курение
- Малая двигательная активность
- Интернет-зависимость
- Телефон
- Не выполнение уроков
- Фото в туалетах
- Подросток гуляет до поздна
- Не помогать старшим
- Выражать свои мысли матом
- Агрессивность
4.Упражнения , направленные на формирование адекватной самооценки(«Я-могу- Я хочу»)
5. Упражнения ,предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа
6. Упражнения , способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
7.Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций
Основанный на «Составлении портрета современного подростка».
Тест: «На что я имею право»
Цель: Предоставление возможности осознать себя полноправным гражданином, со слов ребенка
1. На жизнь
2.На воспитание в семье
3. На собственное мнение
4. На учебу
5. На неприкосновенность
6. На свободу
7. На отдых ( сон, просмотр мультиков)
8. Право выбора
8.Информационно-правовая часть
9.Рефлексия
- После проведения всех мероприятий, направленных на изучение и исследование асоциального поведения детей можно сказать, что результаты стали положительные.
- Но есть еще над чем работать.
Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватным потребностям и возможностям его развития и социализации
Сравнительный анализ
Желания 2011-2012 Желания 2013-2014 Желания 2015-2016
Буфет Кафе Тротуар
Кулер Отмена школьной формы Пешеходный переход
Кружки Игровые автоматы Большой выбор в столовой
Свободная форма Бассейн
Уроки по 40 минут Уроки по 30 мин
Перемены по 30 мин Перемены по 40 мин
Комната отдыха Комната релаксации
Wi-Fi
Кофейный автомат
Желания 2017-2018 Желания 2019-2020
Большой выбор в столовой Бассейн
Кофейный автомат Wi-Fi
Занятия с 9 утра Увеличить пространство школы
Сладости в буфете, недорогие Просторнее сделать столовую
Профилактика асоциального поведения
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Профилактика заключается:
- в выявлении и пресечении случаев жестокого обращения с подростками;
- в оказании помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
- в обеспечении и защите конституционных прав несовершеннолетних;
- в оказании помощи по предупреждению правонарушений;
- в профилактической работе с семьями учащихся.
Задачи школы по профилактике асоциального поведения
Создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации.
- Целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания.
- Целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания.
Своевременное выявление неблагополучных семей, тесное продуктивное взаимодействие школы и семьи.
- Формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска». Создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков.
- Формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска».
- Создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков.
- Совершенствование психолого-педагогической помощи детям с школьной дезадаптацией. Организация оздоровительных мероприятий для подростков.
- Совершенствование психолого-педагогической помощи детям с школьной дезадаптацией.
- Организация оздоровительных мероприятий для подростков.
- информирование подростков о правах и обязанностях о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, систему правового обучения.
- информирование подростков о правах и обязанностях
- о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, систему правового обучения.
- выявление и устранение основных причин и условий возникновения негативных явлений.
- выявление и устранение основных причин и условий возникновения негативных явлений.
- восстановление и коррекция качеств личности подростка с отклонениями в поведении.
- восстановление и коррекция качеств личности подростка с отклонениями в поведении.
Организация помощи подросткам с асоциальными формами поведения
Информационная помощь
Социально-профилактическая
Социально-педагогическая
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня правовой грамотности среди подростков
Снижение числа случаев асоциального поведения подростков
Повышение уровня формированности понятий о жизненных целях.
Повышение у учащихся уровня уверенности в себе, развитие эмоциональной регуляции поведения и коммуникативных навыков
Вывод
Так как подросткам, кроме знаний законов, важно осознать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личной значимостью, мы считаем, что необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор, может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей. Заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.
Спасибо за внимание!