СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Профилактика табакокурения в подростковой среде"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Профилактика табакокурения в подростковой среде"»


«Профилактика курения у обучающихся»

Актуальность проблемы профилактической работы по предотвращению потребления ПАВ (табака)

Употребление табака широко распространено во всем мире. Примером признания значимости этой проблемы в национальном масштабе может служить тот факт, что Европейский союз (ЕС) сделал борьбу против курения одним из основных приоритетов общественного здравоохранения. В 2002 году в рамках усиления всесторонней и многосекторальной политики борьбы против табака в ЕС начали проведение важной общественной компании против курения, нацеленной на подростков.

По информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет количество курильщиков в стране увеличилось на 440 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день соответственно.

Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

Среди обучающихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.

В последние годы наблюдается отчетливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодежи и более раннему началу регулярного курения. Особенно заметно увеличивается распространение курения среди молодых женщин. Так, в возрастной группе 18-29 лет доля курящих женщин в десять раз больше, чем в возрасте старше 45 лет.

Как сообщает Роспотребнадзор, в России курение является самой распространенной вредной привычкой, в стране в настоящее время курят 65% мужчин и до 30% женщин.

Самыми беззащитными пассивными курильщиками являются, конечно же, дети. В семьях, где родители постоянно дымят, дети в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, они бывают крайне раздражительными, а порой и страдают умственной отсталостью.

К подростковому возрасту активно курит уже больше половины подростков обоих полов. Мальчиков по традиции больше — до 67 процентов, но и девочки от них в последнее время почти не отстают. Процент курильщиц среди несовершеннолетних достигает 55 процентов.

Ученые давно выяснили, что дети предпочитают учиться всему на примере взрослых, и даже самые маленькие россияне не отстают от своих родителей. Закуривает подрастающее поколение россиян еще в начальной школе — в 8-10 лет. Ситуация с курением табака становится угрожающей, можно сказать, что в стране распространена табачная эпидемия.

Таким образом, высокая распространенность курения, сохраняющаяся негативная динамика роста процента курящих подростков, отсутствие адекватной помощи лицам, желающим бросить курить, делает вопросы эффективной профилактики и лечения табакокурения среди подростков чрезвычайно актуальными. Решение данной проблемы требует экстренного вмешательства и консолидации сил, как со стороны заинтересованных органов высшей государственной власти, так и со стороны тех учреждений образования и здравоохранения, которые в силу своего предназначения должны заниматься лечебно-профилактической работой.

Не смотря на активную работу по привитию навыков здорового образа жизни, в школах проблема табакокурения остается актуальной. Факторов, способствующих началу курения очень много. Например, в малообеспеченных семьях курят больше, и это уже общепринятый факт.

Среди факторов, провоцирующих начало курения, необходимо отметить наличие карманных денег, доступность сигарет, любопытство. Нельзя не сказать также об отношении населения к курению окружающих, так называемому «пассивному курению», отнюдь не безопасному для растущего организма.

Одной из причин начала курения является также попытка подражания курящим родителям и родственникам. Немаловажную роль играют также курящие друзья. Плюс ко всему, если подросток попадает в курящую среду сверстников, то вероятность того, что он тоже начнет курить, резко увеличивается.

Расстаться с привычкой к курению не так просто. Необходима программа профилактики детского и подросткового табакокурения. Программа должна показывать преимущества здорового образа жизни. Давно доказана неэффективность только информационных программ о вреде курения. Так, например, лекцию о вреде курения конструктивно воспринимают не более 5-6 процентов слушателей. Поэтому необходима комплексная программа профилактики курения в школе, которая включает ролевые игры, дискуссии, викторины, активное привлечение родителей и другое. Необходимо не только проводить профилактику курения, но и оказывать помощь в отказе от этой привычки.

Кроме того, хотелось бы сказать, что необходимо изменение отношения населения к такой вредной привычке, как курение. Весьма показательно, что только 15 процентов окружения курящих подростков оказывают на них прямое давление с целью прекращения курения.

Только совместными усилиями государственных и общественных организаций, сотрудников здравоохранения и образования возможно решить проблему эпидемии табакокурения населения и прежде всего – детей.


Цели и задачи проекта

Цели проекта:
  • повышение восприимчивости учащихся к негативным последствиям курения;

  • укрепление и сохранения здоровья детей, мотивация детей на формирование здоровых привычек и осознанного выбора здорового образа жизни и ответственности за свой выбор;

  • повышение роли и ответственности семьи в профилактике табакокурения.

Задачи проекта:

  1. Предупредить возникновение у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;

  2. Систематизировать совместную работу с органами системы профилактики ПАВ;

  3. Организовать совместную направленную деятельность педагогов и родителей в ходе реализации программы;

  4. Обеспечить условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;

  5. Создать информационное поле по профилактике ПАВ.

  6. Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах предупреждения и борьбы с курением обучающихся;

  7. Оказать практическую помощь родителям в осуществлении профилактики табакокурения;

  8. Формировать у обучающихся через цикл внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человек и здорового образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

  9. Развить стратегию и навыки поведения, ведущих к здоровью и препятствующих табакокурению.

Принципы реализации проекта

Разработанный профилактический проект опирается на следующие принципы:

  1. Принцип системности – разработка и проведение профилактических мероприятий происходит исходя из системного анализа ситуации с табакокурением в школе.

  2. Комплексность – в реализации профилактических мероприятий принимают участие все необходимые для их успешной реализации специалисты. Комплексный подход учебного заведения, правоохранительного органов, органов здравоохранения, социальных служб к деятельности по профилактике подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, улучшение обстановки в неблагополучных семьях, выявление и устранение причин способствующих асоциальному поведению детей и подростков

  3. Преемственность – каждый этап профилактической программы является продолжением предыдущего, исправляя недочеты и дополняя его новыми мероприятиями.

  4. Принцип учета возрастных особенностей.

  5. Принцип формирования у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

  6. Принцип тесного, согласованного взаимодействия педагогов, родителей.

  7. Принцип последовательности.

  8. Принцип гуманистической направленности, признания уникальности и своеобразия каждого ребёнка, приоритетности отношений к нему как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства (В основе лежат принципы гуманистической педагоги и психологической провозглашённости О.С. Газман, А.Маслоу).

  9. Акцентирование на преимущественное право и обязанность родителей на воспитание, охрану здоровья, образование и защиту прав своих детей;

  10. Открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, стимулирование родителей в осуществлении в воспитательном процессе; повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.


Поставленные задачи решаются в рамках 3-х направлений:

  • диагностическо – мониторинговое направление – для выявления у подростков динамики уровня сформированности ценности здорового образа жизни, а также выявления у педагогов уровня готовности к проведению профилактической работы с подростками;

  • информационно – предполагающее направление - проведение тематических родительских семинаров с целью повышения родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков, научно-методические рекомендации; индивидуальное консультирование родителей, педагогов и подростков;

  • организационно-деятельностное направление – предусматривающее комплекс мер по формированию среди подростков ценности здорового образа жизни, по обоснованию вреда, наносимого психоактивными веществами, по включению подростков в социально-значимую и обучающую деятельность, а именно:

  • систематизированные тематические тренинговые занятия, способствующие осознанию ценности здоровья и здорового образа жизни, пониманию перспектив обладания здоровьем, повышению мотивации на познание и развитие рефлексивных умений, на личностный рост. Содержание профилактики табакокурения представлено в программе «Соревнование классов, свободных от курения»;

  • тщательный отбор содержания профилактических мероприятий, раскрывающих ценность здорового образа жизни с учётом возрастных и психологических особенностей подростков;

  • организацию массового здорового досуга подростков, привлечение общественного внимания к проблеме предупреждения детского и подросткового табакокурения; привлечение подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

  • организацию подросткового волонтёрского движения, участвуя в котором подросток приобретает опыт самостоятельного продвижения идей здорового образа жизни в детско-подростковой среде.


Целевая группа профилактики:

обучающиеся 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы – интерната «Кадетский корпус» г. Химки Московской области, классные руководители и их родители.

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 3 года с 2014 по 2017 год и предполагает несколько этапов.

I этап - подготовительный (сентябрь 2014 – сентябрь 2015 гг.):

  • сбор и изучение информации по проблеме употребления и отношения учащихся к ПАВ;

  • мониторинг и другие мероприятия, направленные на анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

  • поиск необходимой информации из опыта организации работы по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от табакокурения;

  • изучение нормативных документов и установление связей с профилактическими центрами, осуществление аналитико-диагностической деятельности, установление причин, побуждающих учащихся курить, разработка программы.

  • персонал, ответственный за воспитание, направленное на предотвращение потребления табака, должен пройти предварительную подготовку и принимать участие в непрерывном курсе профессионального развития с целью эффективного внедрения программы, согласно плану.


Результат: разработка стратегической программы педагогического коллектива по профилактике табакокурения, поиск новых форм работы;


II этап - основной (практический) (сентябрь 2015 – май 2017 гг.):

  • комплексное решение задач компонентов проекта педагогическим коллективом, родителями и обучающимися школы;

  • разработка и внедрение новых форм деятельности;

  • расширение социальных связей.


Результат: консолидация всех субъектов образовательного процесса для формирования школьной среды, свободной от курения.


III этап - итоговый (обобщающий) (сентябрь – декабрь 2017 гг.):

  • обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами, анализ выполнения программы;

  • поиск новых форм деятельности;

Ожидаемые результаты проекта

  • Создание отряда волонтеров

  • Уменьшение факторов риска употребления ПАВ;

  • Вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность;

  • Установление социальных связей с органами системы профилактики ПАВ.

  • Создание здоровой и безопасной среды в школе.

  • Сокращение количества обучающихся, употребляющих ПАВ

  • Сформированность нетерпимого отношения родителей к употреблению ПАВ в той микросреде, в которой растёт и общается их ребёнок;

  • Сформированность ценностей здорового образа жизни у обучающихся, их родителей, педагогов;

  • Создание на уровне школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении профилактики распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.


Основные направления работы по реализации проекта.

Реализация профилактического проекта включает в себя работу с обучающимися, работу с родителями и работу с педагогическим коллективом.


Ключевой компонент

Формы работы

  1. Основные направления работы с педагогами.

Учебно-просветительская работа классных руководителей и учителей

-семинары

-лектории

-педсоветы

-повышение квалификации по проблеме профилактики табакокурения

Коррекционно-развивающая работа

-индивидуальные консультации

-обобщение опыта

  1. Основные направления работы с родителями.

Информационно-просветительская работа

-Дни открытых дверей для родителей

-родительские собрания

-собрания родительского комитета класса

Коррекционно-развивающая работа

-индивидуальные консультации

  1. Основные направления работы со школьниками.

Диагностическая работа по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин курения

- тестирование

- анкетирование

- классные часы

- рейды в семьи

- психологические тренинги

Профилактические мероприятия

-беседы

-диспуты

-дискуссии

-лекции

-круглые столы

-уроки профилактической направленности

-тематические классные часы

-КТД, конкурсы, игры, акции

Дополнительное образование, внеурочная занятость учащихся

-секции

-кружки

-факультативы

-занятия в различных внешкольных детских учреждениях

Коррекционная работа с курящими детьми

-тренинги

-организация свободного и учебного времени

-развитие интересов

-вовлечение в кружки, секции, факультативы

-устройство отдыха на каникулах

Механизмы реализации проекта.


Реализацию проекта осуществляет педагогический коллектив школы под руководством директора. В ходе реализации проекта её участниками становятся обучающиеся 1 – 11 классов школы, родители учащихся.


Формы работы педагогического коллектива


  1. Работа классного руководителя

- планирование работы с курящими детьми;

- определение «трудных» подростков в кружки, секции школы и города;

- работа с родительским комитетом;

- индивидуальные беседы с родителями;

- посещение обучающихся на дому.

  1. Работа социального педагога

- планирование работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию;

- диагностика обучающихся, родителей, учителей;

- контроль над определением обучающихся в кружки, секции школы и других учреждений города;

- организация труда и летнего отдыха обучающихся;

- посещение семей, организация свободного времени подростка;

- индивидуальные беседы;

- консультации с родителями;

- выработка рекомендаций;

- связь с психолого-медико-педагогической комиссией города.


  1. Работа заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по безопасности

  • разработка и внедрение школьных программ профилактической деятельности;

  • планирование работы с коллективом обучающихся:

-организация работы по профилактике табакокурения;

-информационное просвещение обучающихся;

-работа с курящими обучающимися;

-организация КТД, классных часов, конференций.

  • планирование работы с коллективом педагогов.

  • методическая работа:

-педсоветы;

-заседания МО классных руководителей;

-совещания при заместителе директора по воспитательной работе;

-семинары, практикумы, лектории.

  • индивидуальные беседы, консультации с обучающимися, классными руководителями;

  • работа с родителями:

-профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье;

-помощь в преодолении негативных явлений;

-проведение родительских конференций;

  1. Работа директора

- издание локальных актов;

- руководство и контроль.


Концептуальные основы программы

С учетом актуальности данной проблемы прика­зом Министерства образования РФ от 23.03.99 № 718 вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в об­разовательной среде признаны приоритетными в де­ятельности органов управ­ления образованием субъектов Российской Федера­ции.

Основой для разработки программы является:

  • Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.) 

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы – интерната «Кадетский корпус» г. Химки Московской области.

  • Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МБОУ ШИ «Кадетский корпус» г. Химки

  • Правила внутреннего распорядка МБОУ ШИ «Кадетский корпус»

г. Химки

Литература


  1. Воспитательная работа в школе. Журнал заместителя директора по воспитательной работе. №3. 2005.

  2. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. – М., 2004.

  3. Классный руководитель. – 2008. - №4.

  4. Мазикин П.А. С верой в добро!: Стихи.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – с.67

  5. Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: введение в должность (материалы для работников образовательных учреждений).- Санкт-Петербург, 2000.-272 стр.

  6. Организация свободного времени социально - дезадаптированных подростков (методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов ППМС - центров). / Под ред. Пилипенко В.Е., Полонской Е.Л. - Курск. 2000.-75стр.

  7. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М., 2004.

  8. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения 5-11е классы. – М., 2004.

  9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., 2003.

  10. Спренгер Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков.// Вопросы наркологии. 1993. №3.

  11. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы / Сост. В.А. Ведерникова и др.- Волгоград: Учитель, 2005. – с.16-17

  12. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – СПб., 2001.

  13. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!