«Профилактика курения у обучающихся»
Актуальность проблемы профилактической работы по предотвращению потребления ПАВ (табака)
Употребление табака широко распространено во всем мире. Примером признания значимости этой проблемы в национальном масштабе может служить тот факт, что Европейский союз (ЕС) сделал борьбу против курения одним из основных приоритетов общественного здравоохранения. В 2002 году в рамках усиления всесторонней и многосекторальной политики борьбы против табака в ЕС начали проведение важной общественной компании против курения, нацеленной на подростков.
По информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет количество курильщиков в стране увеличилось на 440 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день соответственно.
Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.
Среди обучающихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.
В последние годы наблюдается отчетливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодежи и более раннему началу регулярного курения. Особенно заметно увеличивается распространение курения среди молодых женщин. Так, в возрастной группе 18-29 лет доля курящих женщин в десять раз больше, чем в возрасте старше 45 лет.
Как сообщает Роспотребнадзор, в России курение является самой распространенной вредной привычкой, в стране в настоящее время курят 65% мужчин и до 30% женщин.
Самыми беззащитными пассивными курильщиками являются, конечно же, дети. В семьях, где родители постоянно дымят, дети в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, они бывают крайне раздражительными, а порой и страдают умственной отсталостью.
К подростковому возрасту активно курит уже больше половины подростков обоих полов. Мальчиков по традиции больше — до 67 процентов, но и девочки от них в последнее время почти не отстают. Процент курильщиц среди несовершеннолетних достигает 55 процентов.
Ученые давно выяснили, что дети предпочитают учиться всему на примере взрослых, и даже самые маленькие россияне не отстают от своих родителей. Закуривает подрастающее поколение россиян еще в начальной школе — в 8-10 лет. Ситуация с курением табака становится угрожающей, можно сказать, что в стране распространена табачная эпидемия.
Таким образом, высокая распространенность курения, сохраняющаяся негативная динамика роста процента курящих подростков, отсутствие адекватной помощи лицам, желающим бросить курить, делает вопросы эффективной профилактики и лечения табакокурения среди подростков чрезвычайно актуальными. Решение данной проблемы требует экстренного вмешательства и консолидации сил, как со стороны заинтересованных органов высшей государственной власти, так и со стороны тех учреждений образования и здравоохранения, которые в силу своего предназначения должны заниматься лечебно-профилактической работой.
Не смотря на активную работу по привитию навыков здорового образа жизни, в школах проблема табакокурения остается актуальной. Факторов, способствующих началу курения очень много. Например, в малообеспеченных семьях курят больше, и это уже общепринятый факт.
Среди факторов, провоцирующих начало курения, необходимо отметить наличие карманных денег, доступность сигарет, любопытство. Нельзя не сказать также об отношении населения к курению окружающих, так называемому «пассивному курению», отнюдь не безопасному для растущего организма.
Одной из причин начала курения является также попытка подражания курящим родителям и родственникам. Немаловажную роль играют также курящие друзья. Плюс ко всему, если подросток попадает в курящую среду сверстников, то вероятность того, что он тоже начнет курить, резко увеличивается.
Расстаться с привычкой к курению не так просто. Необходима программа профилактики детского и подросткового табакокурения. Программа должна показывать преимущества здорового образа жизни. Давно доказана неэффективность только информационных программ о вреде курения. Так, например, лекцию о вреде курения конструктивно воспринимают не более 5-6 процентов слушателей. Поэтому необходима комплексная программа профилактики курения в школе, которая включает ролевые игры, дискуссии, викторины, активное привлечение родителей и другое. Необходимо не только проводить профилактику курения, но и оказывать помощь в отказе от этой привычки.
Кроме того, хотелось бы сказать, что необходимо изменение отношения населения к такой вредной привычке, как курение. Весьма показательно, что только 15 процентов окружения курящих подростков оказывают на них прямое давление с целью прекращения курения.
Только совместными усилиями государственных и общественных организаций, сотрудников здравоохранения и образования возможно решить проблему эпидемии табакокурения населения и прежде всего – детей.
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
повышение восприимчивости учащихся к негативным последствиям курения;
укрепление и сохранения здоровья детей, мотивация детей на формирование здоровых привычек и осознанного выбора здорового образа жизни и ответственности за свой выбор;
повышение роли и ответственности семьи в профилактике табакокурения.
Задачи проекта:
Предупредить возникновение у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
Систематизировать совместную работу с органами системы профилактики ПАВ;
Организовать совместную направленную деятельность педагогов и родителей в ходе реализации программы;
Обеспечить условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;
Создать информационное поле по профилактике ПАВ.
Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах предупреждения и борьбы с курением обучающихся;
Оказать практическую помощь родителям в осуществлении профилактики табакокурения;
Формировать у обучающихся через цикл внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человек и здорового образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
Развить стратегию и навыки поведения, ведущих к здоровью и препятствующих табакокурению.
Принципы реализации проекта
Разработанный профилактический проект опирается на следующие принципы:
Принцип системности – разработка и проведение профилактических мероприятий происходит исходя из системного анализа ситуации с табакокурением в школе.
Комплексность – в реализации профилактических мероприятий принимают участие все необходимые для их успешной реализации специалисты. Комплексный подход учебного заведения, правоохранительного органов, органов здравоохранения, социальных служб к деятельности по профилактике подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, улучшение обстановки в неблагополучных семьях, выявление и устранение причин способствующих асоциальному поведению детей и подростков
Преемственность – каждый этап профилактической программы является продолжением предыдущего, исправляя недочеты и дополняя его новыми мероприятиями.
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип формирования у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Принцип тесного, согласованного взаимодействия педагогов, родителей.
Принцип последовательности.
Принцип гуманистической направленности, признания уникальности и своеобразия каждого ребёнка, приоритетности отношений к нему как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства (В основе лежат принципы гуманистической педагоги и психологической провозглашённости О.С. Газман, А.Маслоу).
Акцентирование на преимущественное право и обязанность родителей на воспитание, охрану здоровья, образование и защиту прав своих детей;
Открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, стимулирование родителей в осуществлении в воспитательном процессе; повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
Поставленные задачи решаются в рамках 3-х направлений:
диагностическо – мониторинговое направление – для выявления у подростков динамики уровня сформированности ценности здорового образа жизни, а также выявления у педагогов уровня готовности к проведению профилактической работы с подростками;
информационно – предполагающее направление - проведение тематических родительских семинаров с целью повышения родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков, научно-методические рекомендации; индивидуальное консультирование родителей, педагогов и подростков;
организационно-деятельностное направление – предусматривающее комплекс мер по формированию среди подростков ценности здорового образа жизни, по обоснованию вреда, наносимого психоактивными веществами, по включению подростков в социально-значимую и обучающую деятельность, а именно:
систематизированные тематические тренинговые занятия, способствующие осознанию ценности здоровья и здорового образа жизни, пониманию перспектив обладания здоровьем, повышению мотивации на познание и развитие рефлексивных умений, на личностный рост. Содержание профилактики табакокурения представлено в программе «Соревнование классов, свободных от курения»;
тщательный отбор содержания профилактических мероприятий, раскрывающих ценность здорового образа жизни с учётом возрастных и психологических особенностей подростков;
организацию массового здорового досуга подростков, привлечение общественного внимания к проблеме предупреждения детского и подросткового табакокурения; привлечение подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
организацию подросткового волонтёрского движения, участвуя в котором подросток приобретает опыт самостоятельного продвижения идей здорового образа жизни в детско-подростковой среде.
Целевая группа профилактики:
обучающиеся 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы – интерната «Кадетский корпус» г. Химки Московской области, классные руководители и их родители.
Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на 3 года с 2014 по 2017 год и предполагает несколько этапов.
I этап - подготовительный (сентябрь 2014 – сентябрь 2015 гг.):
сбор и изучение информации по проблеме употребления и отношения учащихся к ПАВ;
мониторинг и другие мероприятия, направленные на анализ состояния учебно-воспитательного процесса;
поиск необходимой информации из опыта организации работы по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от табакокурения;
изучение нормативных документов и установление связей с профилактическими центрами, осуществление аналитико-диагностической деятельности, установление причин, побуждающих учащихся курить, разработка программы.
персонал, ответственный за воспитание, направленное на предотвращение потребления табака, должен пройти предварительную подготовку и принимать участие в непрерывном курсе профессионального развития с целью эффективного внедрения программы, согласно плану.
Результат: разработка стратегической программы педагогического коллектива по профилактике табакокурения, поиск новых форм работы;
II этап - основной (практический) (сентябрь 2015 – май 2017 гг.):
комплексное решение задач компонентов проекта педагогическим коллективом, родителями и обучающимися школы;
разработка и внедрение новых форм деятельности;
расширение социальных связей.
Результат: консолидация всех субъектов образовательного процесса для формирования школьной среды, свободной от курения.
III этап - итоговый (обобщающий) (сентябрь – декабрь 2017 гг.):
обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами, анализ выполнения программы;
поиск новых форм деятельности;
Ожидаемые результаты проекта
Создание отряда волонтеров
Уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
Вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность;
Установление социальных связей с органами системы профилактики ПАВ.
Создание здоровой и безопасной среды в школе.
Сокращение количества обучающихся, употребляющих ПАВ
Сформированность нетерпимого отношения родителей к употреблению ПАВ в той микросреде, в которой растёт и общается их ребёнок;
Сформированность ценностей здорового образа жизни у обучающихся, их родителей, педагогов;
Создание на уровне школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении профилактики распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.
Основные направления работы по реализации проекта.
Реализация профилактического проекта включает в себя работу с обучающимися, работу с родителями и работу с педагогическим коллективом.
Ключевой компонент | Формы работы |
Основные направления работы с педагогами. |
Учебно-просветительская работа классных руководителей и учителей | -семинары -лектории -педсоветы -повышение квалификации по проблеме профилактики табакокурения |
Коррекционно-развивающая работа | -индивидуальные консультации -обобщение опыта |
Основные направления работы с родителями. |
Информационно-просветительская работа | -Дни открытых дверей для родителей -родительские собрания -собрания родительского комитета класса |
Коррекционно-развивающая работа | -индивидуальные консультации |
Основные направления работы со школьниками. |
Диагностическая работа по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин курения | - тестирование - анкетирование - классные часы - рейды в семьи - психологические тренинги |
Профилактические мероприятия | -беседы -диспуты -дискуссии -лекции -круглые столы -уроки профилактической направленности -тематические классные часы -КТД, конкурсы, игры, акции |
Дополнительное образование, внеурочная занятость учащихся | -секции -кружки -факультативы -занятия в различных внешкольных детских учреждениях |
Коррекционная работа с курящими детьми | -тренинги -организация свободного и учебного времени -развитие интересов -вовлечение в кружки, секции, факультативы -устройство отдыха на каникулах |
Механизмы реализации проекта.
Реализацию проекта осуществляет педагогический коллектив школы под руководством директора. В ходе реализации проекта её участниками становятся обучающиеся 1 – 11 классов школы, родители учащихся.
Формы работы педагогического коллектива
Работа классного руководителя
- планирование работы с курящими детьми;
- определение «трудных» подростков в кружки, секции школы и города;
- работа с родительским комитетом;
- индивидуальные беседы с родителями;
- посещение обучающихся на дому.
Работа социального педагога
- планирование работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
- диагностика обучающихся, родителей, учителей;
- контроль над определением обучающихся в кружки, секции школы и других учреждений города;
- организация труда и летнего отдыха обучающихся;
- посещение семей, организация свободного времени подростка;
- индивидуальные беседы;
- консультации с родителями;
- выработка рекомендаций;
- связь с психолого-медико-педагогической комиссией города.
Работа заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по безопасности
разработка и внедрение школьных программ профилактической деятельности;
планирование работы с коллективом обучающихся:
-организация работы по профилактике табакокурения;
-информационное просвещение обучающихся;
-работа с курящими обучающимися;
-организация КТД, классных часов, конференций.
-педсоветы;
-заседания МО классных руководителей;
-совещания при заместителе директора по воспитательной работе;
-семинары, практикумы, лектории.
индивидуальные беседы, консультации с обучающимися, классными руководителями;
работа с родителями:
-профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье;
-помощь в преодолении негативных явлений;
-проведение родительских конференций;
Работа директора
- издание локальных актов;
- руководство и контроль.
Концептуальные основы программы
С учетом актуальности данной проблемы приказом Министерства образования РФ от 23.03.99 № 718 вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде признаны приоритетными в деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
Основой для разработки программы является:
Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.)
Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы – интерната «Кадетский корпус» г. Химки Московской области.
Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МБОУ ШИ «Кадетский корпус» г. Химки
Правила внутреннего распорядка МБОУ ШИ «Кадетский корпус»
г. Химки
Литература
Воспитательная работа в школе. Журнал заместителя директора по воспитательной работе. №3. 2005.
Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. – М., 2004.
Классный руководитель. – 2008. - №4.
Мазикин П.А. С верой в добро!: Стихи.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – с.67
Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: введение в должность (материалы для работников образовательных учреждений).- Санкт-Петербург, 2000.-272 стр.
Организация свободного времени социально - дезадаптированных подростков (методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов ППМС - центров). / Под ред. Пилипенко В.Е., Полонской Е.Л. - Курск. 2000.-75стр.
Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М., 2004.
Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения 5-11е классы. – М., 2004.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., 2003.
Спренгер Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков.// Вопросы наркологии. 1993. №3.
Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы / Сост. В.А. Ведерникова и др.- Волгоград: Учитель, 2005. – с.16-17
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – СПб., 2001.
Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.
12