Проект
«Промыслы Рязанского края»
В настоящее время разные социальные слои населения увлекаются различными видами прикладного творчества, пользуясь информации из интернета, но при этом испытывают недостаток общения, возможности поделиться своими наработками в непосредственных встречах. Следует отметить, что при этом забываются традиции, виды ремесел, народного искусства, которые были развиты и существуют до сих пор в той местности, где живет человек.
Рязанский край богат ремеслами, которые характерны только для нашей местности: Михайловское цветное коклюшечное кружево, Рязанская вышивка (белая строчка, цветная перевить), игольное кружево – Кадомский вениз, Касимовская роспись по дереву и др. Эти виды искусства мало используются в практической жизни, закрываются производства и мастерские, изделия выполняются только отдельными мастерами. Бывает, что люди даже не могут отличить один вид искусства от другого. Например: Рязанская белая строчка и Горьковский гипюр, Хохлома и Касимовская роспись.
Для того чтобы традиции нашего края не были утеряны, необходимо начинать рассказывать детям, прежде всего об истории родного края, той местности, где они живут. Воспитывать в детях чувство гордости за мастеров, сохраняющих обычаи, традиции, возрождающие старинные народные ремесла из небытия.
Педагоги школы за всю свою историю существования накопили большой опыт по изучению, пропаганде и передаче знаний детям, педагогам образовательных учреждений и родителям о ремеслах Рязанского края. Многие годы в учреждении реализовывались программы по вышивке, кружевоплетению на коклюшках, вязанию, изготовлению кукол из различных материалов, плетению из лозы и других. В результате работы собран богатый методический, дидактический материал. Создан фонд изделий, выполненных в традициях рязанских ремесел в различных техниках. Лучшие образцы стали экспонатами музея.
Педагоги разрабатывают мастер-классы, методические разработки по декоративно-прикладному искусству. В настоящее время многие занимаются вышивкой крестом, а исконно рязанские виды ремесел забыли. Мы своим краем гордимся, поэтому стала необходимость привлечения внимания детей и родителей к данной проблеме.
Актуальность темы нашего проекта объясняется тем, что народные промыслы - это история страны, города, семьи. Нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи. Проблема возрождения, сохранения и развития народных ремесел является одной из наиболее актуальных.
Знакомство с традиционными ремеслами родного края побудило нас к разработке программы для детей по изучению и пропаганде таких видов ремесел как Михайловское кружево и Рязанская вышивка, Скопинский гончарный промысел, Шиловская лоза. Среди обучающихся выявлены дети и родители, которые знакомы с основами и техникой рязанской вышивки, гончарным делом, кружевоплетения на коклюшках. Они являются активными участниками проекта.
Цель: знакомство детей с промыслами Рязанского края, разработка программы по изучению и пропаганде ремесел Рязанского края.
В рамках реализации проекта решаются задачи:
воспитание у детей чувство гордости за родной край;
ознакомление обучающихся с ремеслами Рязанского края;
умение работать с документальными материалами;
развитие творческих способностей обучающихся;
привлечение внимания детей и взрослых к истории родного города;
развитие мотивации к познанию традиций родного края;
участие с творческими работами в конкурсах различного уровня;
расширение форм работы по пропаганде ремесел Рязанского края.
Руководитель проекта: Косырева Н.А.
Участники проекта: учащиеся 6 класса, педагоги школы, педагогические работники, общественность.
Целевая группа: учащиеся 6 класс.
Время реализации: 2021-2022 учебный год.
Место реализации: город Рязань, Рязанская область.
Содержание работы.
Этапы:
1 этап: подготовительный. (Август-сентябрь).
Создание развивающей среды.
Беседы о народных промыслах.
Подборка материалов о Рязанских народных промыслах.
Анкетирование родителей «Художественное творчество в жизни детей».
Формирование рабочей группы из числа педагогов школы , занимающихся декоративно-прикладным творчеством, общественности и родителей.
Определение приоритетных тем, конкретизация плана работы.
Подготовка презентации по ознакомлению детей с ремеслами Рязанского края.
2 этап: основной.
Работа с детьми и родителями.
Сентябрь.
Чтение произведений: стихотворения- В.Боков «Хохлома,хохлома», П.Синявский« Хохломская роспись», А.Крылов «Старый гончар», Г.Киселев «Скопинским гончарам», «О михайловском кружеве».
Чтение легенды о скопинской керамике, сказки о михайловском кружеве, истории появления кадомского вениза и шиловского лозоплетения.
разучивание частушек о касимовской хохломе.
отгадывание загадок о скопинской керамике.
Просмотр презентаций «Касимовская хохлома», «Шиловское лозоплетение», «Скопинская керамика», «Михайловское кружево», «Кадомский вениз».
Просмотр фотоальбома «Народное искусство».
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» - уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.
Беседа «Скопинская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек.
Беседа «Касимовская Хохлома»- знакомить с росписью предметов, элементами росписи.
Беседа «Шиловское лозоплетение»- знакомить с основами лозоплетения
Беседа «Кадомский вениз»- знакомить с данным видом вышивки.
Беседа «Михайловское кружево»- знакомить с историей появления михайловского кружева.
Лепка по мотивам скопинской керамики.
Аппликация «Сделай такую же (корзиночка)».
Рисование «Эта удивительная роспись»( по мотивам касимовской хохломы).
Д/и «Что нужно для работы мастерицам – кружевницам?»
Упражнение для развития мелкой моторики «Обведи узор» (михайловское кружево)
Д/игры «Один – много», «Какой, какая, какое» (скопинская керамика).
Октябрь.
Знакомство с ремеслами Рязанского края. Презентация «Промыслы Рязанского края».
Посещение г Скопин.
Участие в фестивале народных ремесел
Декабрь-январь.
Организация творческого вечера для одноклассников с целью пропаганды одного из ремесел Рязанского края.
Март-апрель.
Посещение Краеведческого музея с целью знакомства со старинными образцами Михайловского кружева и Рязанской вышивки.
Проведение интерактивной игры «Моя Рязань»
Проведение мастер – класса для детей и родителей «Михайловское кружево»
Май-июнь.
Посещение г Касимов.
Изучение основ росписи.
Методическая работа.
Встреча с мастерами.
Консультации.
Разработка и организация экскурсий.
Разработка игр, презентаций, подготовка дидактических и наглядных материалов.
Составление текстов бесед для мероприятий.
Разработка программы по кружевоплетению и вышивке.
3 этап: заключительный.
Оформление выставки рисунков и поделок детей.
Разработка и изготовление лепбука «Промыслы Рязанского края».
Презентация лепбука для родителей и педагогического коллектива школы «Промыслы Рязанского края».
Проведение праздника «Рязань мастеровая».
Итоги работы:
Проведена экскурсия «Ремесла Рязанского края».
Проведено мероприятие «История и традиции Михайловского кружева».
Участие в фестивале народной культуры (МБУДО «ЦДТ «Приокский»), в Национальном фестивале-конкурсе традиционного народного творчества «Есенинская Русь, в областном конкурсе детского художественного и декоративно-прикладного творчества «Мой кремль».
Создание творческой группы и разработка проекта «Поют кленовые коклюшки»
Участие в мастер-классе «Михайловское кружево».
Разработка интерактивной игры «Моя Рязань».
Разработка и утверждение программы по изучению и пропаганде ремесел Рязанского края.
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Список использованной литературы
1. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея. Альбом. "Изобразительное искусство", Москва, 1982, 272 с.
2. Журнал. Коклюшечное кружево. Учебно-методическое пособие.
3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. – СПб.:1997. – 123 с.
4. Луиза Де Гаспери Равера. Плетение на коклюшках. -АРТ РОДНИК, 2010. - 64 с.
5. Лукашева Р.А. Стильные штучки из кружева. -М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2006. -144 с.: ил. -(Ручная работа)
6. Рожкова А.И. Сцепное кружево на коклюшках от А до Я. -Ростов н / Д: Феникс, 2006. -219 с.: ил. -(Город мастеров).
7.Рожкова А.И. Мерное кружево на коклюшках.-Ростов н / Д: Феникс, 2006. - 235 с.
8. Рожкова А.И. Кружево на коклюшках в одежде. -Ростов н / Д: Феникс, 2006. -234 с.
9. Челнокова В.Н. Кружево -искусство хитросплетения. -Ростовн / Д: Феник с, 2006. -256 с.