СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Промыслы Рязанского края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рязанский край богат ремеслами, которые характерны только для нашей местности: Михайловское цветное коклюшечное кружево, Рязанская вышивка (белая строчка, цветная перевить), игольное кружево – Кадомский вениз,  Касимовская роспись по дереву и др. Эти виды искусства мало используются в практической жизни, закрываются производства и мастерские,  изделия выполняются только отдельными мастерами. Бывает, что люди даже не могут отличить один вид искусства от другого.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Промыслы Рязанского края»»

Проект

«Промыслы Рязанского края»

 В настоящее время разные социальные слои населения увлекаются различными видами прикладного творчества, пользуясь информации из интернета, но при этом испытывают недостаток общения, возможности поделиться своими наработками в непосредственных встречах. Следует отметить, что при этом забываются традиции, виды ремесел, народного искусства, которые были развиты и существуют до сих пор в той местности, где живет человек.

Рязанский край богат ремеслами, которые характерны только для нашей местности: Михайловское цветное коклюшечное кружево, Рязанская вышивка (белая строчка, цветная перевить), игольное кружево – Кадомский вениз, Касимовская роспись по дереву и др. Эти виды искусства мало используются в практической жизни, закрываются производства и мастерские,  изделия выполняются только отдельными мастерами. Бывает, что люди даже не могут отличить один вид искусства от другого. Например: Рязанская белая строчка и Горьковский гипюр, Хохлома и Касимовская роспись.

Для того чтобы традиции нашего края не были утеряны, необходимо начинать  рассказывать детям, прежде всего об истории родного края, той местности, где они живут. Воспитывать в детях чувство гордости за мастеров, сохраняющих обычаи, традиции, возрождающие старинные народные ремесла из небытия.

Педагоги школы за всю свою историю существования накопили большой опыт по изучению, пропаганде и передаче знаний детям, педагогам образовательных учреждений и родителям о ремеслах Рязанского края. Многие годы в учреждении реализовывались программы по вышивке, кружевоплетению на коклюшках, вязанию, изготовлению кукол из различных материалов, плетению из лозы и других. В результате работы собран богатый методический, дидактический материал. Создан фонд изделий, выполненных в традициях рязанских ремесел в различных техниках. Лучшие образцы стали экспонатами музея.

Педагоги разрабатывают мастер-классы, методические разработки по декоративно-прикладному искусству. В настоящее время многие занимаются вышивкой крестом, а исконно рязанские виды ремесел  забыли. Мы своим краем гордимся, поэтому стала необходимость привлечения внимания детей и родителей к данной проблеме.   

Актуальность темы нашего проекта объясняется тем, что народные промыслы - это история страны, города, семьи. Нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи. Проблема возрождения, сохранения и развития народных ремесел является одной из наиболее актуальных.

Знакомство  с традиционными ремеслами родного края побудило нас к разработке программы для детей по изучению и пропаганде таких видов ремесел как Михайловское кружево и Рязанская вышивка, Скопинский гончарный промысел, Шиловская лоза. Среди обучающихся выявлены дети и родители, которые знакомы с основами и техникой рязанской вышивки, гончарным делом, кружевоплетения на коклюшках. Они являются активными участниками проекта.

Цель: знакомство детей с промыслами Рязанского края, разработка программы по изучению и пропаганде ремесел Рязанского края.

В рамках реализации проекта решаются задачи:

  • воспитание у детей чувство гордости за родной край;

  • ознакомление обучающихся с ремеслами Рязанского края;

  • умение работать с документальными материалами;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • привлечение внимания детей и взрослых к истории родного города;

  • развитие мотивации  к познанию традиций родного края;

  • участие с творческими работами в конкурсах различного уровня;

  • расширение форм работы по пропаганде ремесел Рязанского края.

Руководитель проекта: Косырева Н.А.

Участники проекта: учащиеся 6 класса, педагоги школы, педагогические работники, общественность.

Целевая группа: учащиеся 6 класс.

Время реализации: 2021-2022 учебный год.

Место реализации: город Рязань, Рязанская область.

Содержание работы.

Этапы:

1 этап: подготовительный. (Август-сентябрь).

  • Создание развивающей среды.

  •  Беседы о народных промыслах.

  • Подборка материалов о Рязанских народных промыслах.

  • Анкетирование родителей «Художественное творчество в жизни детей».

  • Формирование рабочей группы из числа педагогов школы , занимающихся декоративно-прикладным творчеством, общественности и родителей.

  • Определение приоритетных тем, конкретизация плана работы.

  • Подготовка презентации по ознакомлению детей с ремеслами Рязанского края.

2 этап: основной.

Работа с детьми и родителями.

Сентябрь.

  • Чтение произведений: стихотворения- В.Боков «Хохлома,хохлома», П.Синявский« Хохломская роспись», А.Крылов «Старый гончар», Г.Киселев «Скопинским гончарам», «О михайловском кружеве».

  • Чтение легенды о скопинской керамике, сказки о михайловском кружеве, истории появления кадомского вениза и шиловского лозоплетения.

  • разучивание частушек о касимовской хохломе.

  • отгадывание загадок о скопинской керамике.

  • Просмотр презентаций «Касимовская хохлома», «Шиловское лозоплетение», «Скопинская керамика», «Михайловское кружево», «Кадомский вениз».

  • Просмотр фотоальбома «Народное искусство».

  • Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» - уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.

  • Беседа «Скопинская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек.

  • Беседа «Касимовская Хохлома»-  знакомить с росписью предметов, элементами росписи.

  • Беседа «Шиловское лозоплетение»-  знакомить с основами лозоплетения

  • Беседа «Кадомский вениз»- знакомить с данным видом  вышивки.

  • Беседа «Михайловское кружево»- знакомить с историей появления михайловского кружева.

  • Лепка по мотивам скопинской керамики.

  • Аппликация «Сделай такую же (корзиночка)».

  • Рисование «Эта удивительная роспись»( по мотивам касимовской хохломы).

  • Д/и «Что нужно для работы мастерицам – кружевницам?»

  • Упражнение для развития мелкой моторики «Обведи узор» (михайловское кружево)

  • Д/игры «Один – много», «Какой, какая, какое» (скопинская керамика).

Октябрь.

  • Знакомство с ремеслами Рязанского края. Презентация «Промыслы Рязанского края».

  • Посещение г Скопин.

  • Участие в фестивале народных ремесел


  Декабрь-январь.

  • Организация творческого вечера для одноклассников с целью пропаганды одного из ремесел Рязанского края.

  • Изучение традиций Михайловского кружева.

Март-апрель.

  • Посещение Краеведческого музея с целью знакомства со старинными образцами Михайловского кружева и Рязанской вышивки.

  • Проведение интерактивной игры «Моя Рязань»

  • Проведение мастер – класса для детей и родителей «Михайловское кружево»

Май-июнь.

  • Посещение г Касимов.

  • Изучение основ росписи.

  • Составление композиции практической работы (салфетки).

Методическая работа.

  • Встреча с мастерами.

  • Консультации.

  • Разработка  и организация экскурсий.

  • Разработка игр, презентаций, подготовка дидактических и наглядных материалов.

  • Составление текстов бесед для мероприятий.

  • Разработка программы по кружевоплетению и вышивке.

3 этап: заключительный.

  • Оформление выставки рисунков и поделок детей.

  • Разработка и изготовление лепбука «Промыслы Рязанского края».

  • Презентация лепбука для родителей и педагогического коллектива школы «Промыслы Рязанского края».

  • Проведение праздника «Рязань мастеровая».

Итоги работы:

  • Проведена экскурсия «Ремесла Рязанского края».

  • Проведено мероприятие «История и традиции Михайловского кружева».

  • Участие в фестивале народной культуры (МБУДО «ЦДТ «Приокский»), в Национальном фестивале-конкурсе традиционного народного творчества «Есенинская Русь, в областном конкурсе детского художественного и декоративно-прикладного творчества «Мой кремль».

  • Создание творческой группы и разработка проекта «Поют кленовые коклюшки»

  • Участие в мастер-классе «Михайловское кружево».

  • Разработка интерактивной игры «Моя Рязань».

  • Разработка и утверждение программы по  изучению и пропаганде ремесел Рязанского края.

Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Список использованной литературы

1. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного  Исторического  музея.  Альбом. "Изобразительное искусство", Москва, 1982, 272 с.

2. Журнал. Коклюшечное кружево. Учебно-методическое пособие.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. – СПб.:1997. – 123 с.

4. Луиза Де Гаспери Равера. Плетение на коклюшках. -АРТ РОДНИК, 2010. - 64 с.

5. Лукашева Р.А. Стильные штучки из кружева. -М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2006. -144 с.: ил. -(Ручная работа)

6. Рожкова А.И. Сцепное кружево на коклюшках от А до Я. -Ростов н / Д: Феникс, 2006. -219 с.: ил. -(Город мастеров).

7.Рожкова А.И. Мерное кружево на коклюшках.-Ростов н / Д: Феникс, 2006. - 235 с.

8. Рожкова А.И. Кружево на коклюшках в одежде. -Ростов н / Д: Феникс, 2006. -234 с.

9. Челнокова В.Н. Кружево -искусство хитросплетения. -Ростовн / Д: Феник с, 2006. -256 с.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!