Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа »
Льговского района Курской области
Творческий проект
«Проценты в нашей жизни»
Автор: Котова Полина, 7 класса
Руководитель: Сикачёва И.В.,учитель математики
Оглавление
Введение…………………………………………………………….…... 3
Глава 1. Типы задач на проценты……………………………….……...4
1.1. Понятие процента. Действия с процентами ………………………4
1.2 Наиболее распространённые задачи на проценты…………………4
1.3. Алгоритм решения задач с процентами…………………………... 5
1.3.1. Нахождение процентов от числа………………………………… 5
1.3.2. Нахождение числа по его процентам……………………………. 5
1.3.3. Нахождение процентного отношения ……………………………5
1.4. Метод решения задач на проценты …………………………………5
1.5. Примеры решения задач на проценты……………………………... 5
1.5.1. Нахождение процентов от числа…………………………………. 5
1.5.2. Нахождение числа по его процентам ……………………………. 6
1.5.3. Нахождение процентного отношения …………………………….6
Глава 2. Практическое применение процентов…………………….........7
2.1. Проценты в различных профессиях…………………………………7
2.1.1. Проценты в профессии повара….. ………………………………...7
2.1.2. Проценты в профессии врача………………………………………7
2.1.3. Проценты в профессии водителя…………………………………...7
2.1.4. Проценты в профессии фармацевта……………………………… 7
2.1.5. Проценты в профессии бухгалтера………………………………. 7
2.1.6. Проценты в профессии продавца………………………………….8
2.1.7. Проценты в профессии агронома………………………………….8
2.1.8. Проценты в профессии товароведа………………………………..8
2.1.9. Проценты в профессии банкира …………………………………..8
2.2. Итоги анкетирования…………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………….....10
Список источников информации………………………………………...11
Приложение…………………………………………………………….....13
Введение
Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Везде – в газетах, по радио и телевидению, в транспорте и на работе обсуждаются повышение цен, зарплат, пенсии, рост стоимости акций, снижение покупательской способности населения и т. п. Добавим сюда объявления банков, привлекающих деньги населения на различных условиях, об изменении процента банковского кредита и пр. Все это требует умение производить процентные расчеты.
Поэтому выбранная тема особенно актуальна.
Проблема: какую практическую значимость имеют задачи на проценты?
Объект исследования: проценты, задачи на проценты.
Предмет исследования: процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Цель: выяснить, где и как проценты применяются в разных профессиях. Расширить знания о применении процентных вычислений в задачах.
Гипотеза исследования: Знания процентных вычислений используются, не только на уроках в школе, но также в разных профессиях.
Задачи:
Проанализировать литературу, посвященную, данной теме, с целью установления справедливости выдвинутой гипотезы.
Вспомнить основные способы решения задач на проценты.
Узнать в каких профессиях используются проценты.
Провести опрос среди учеников 6-9 классов, учителей.
Составить сборник задач «Проценты в разных профессиях»
Для решения поставленных задач применялись теоретические и
математические методы:
литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка и приложения.
Данная работа относится к теоретическим и прикладным исследованиям. В
результате работы составлен задачник «Проценты в разных профессиях».
Глава 1.Типы задач на проценты. Основные способы решения задач на проценты.
1.1. Понятие процента. Действия с процентами.
Для того чтобы уметь решать задачи на проценты необходимо знать не только определение процента, но и некоторые действия с процентами, а именно: перевод процентов в дробь, и наоборот- дроби в процент.
Чтобы обратить десятичную дробь в процент, надо умножить её на 100.
Например: 0,641=0,641·100 = 64,1%
Для обратного перехода выполняется обратное действие. Таким образом, чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Например: 71%=71: 100=0,71
Один процент – это, по определению, одна сотая: 1% =
Соответственно, р % = .
Один процент от количества А – это одна сотая часть количества А:
1% от А равен ·А.
Соответственно, р% от А равен · А.
1.2. Наиболее распространённые задачи на проценты:
1. Нахождение процентов от числа.
2. Нахождение числа по его процентам.
3. Нахождение процентного отношения.
1.3. Алгоритм решения задач с процентами
1.3.1. Нахождение процентов от числа.
Чтобы найти процент от числа, следует:
Проценты записать десятичной дробью;
число умножить на эту десятичную дробь
1.3.2. Нахождение числа по его процентам.
Чтобы найти число по его процентам, следует:
Проценты записать десятичной дробью;
Значение процентов разделить на эту дробь.
1.3.3. Нахождение процентного отношения.
Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, следует:
Первое число разделить на второе ;
Результат умножить на 100%.
1.4. Метод решения задач с процентами.
Для решения задач на проценты, используется пропорция и её свойства. Данные задачи на проценты можно записать в виде следующих соотношений:
Всё целое - 100%
Часть целого - часть в %
Далее составляем пропорцию:
1.5. Примеры решения задач на проценты.
1.5.1. Нахождение процентов от числа.
Задача. В школе 200 учащихся, из них 30% - мальчиков. Сколько
мальчиков в школе?
Решение. 200 учеников – 100 %
х мальчиков – 30 %.
Это прямая пропорциональная зависимость.
=
х =
х = 60
Ответ: 60 мальчиков.
1.5.2. Нахождение числа по его процентам.
Задача. В школе учится 60 мальчиков, что составляет 30% всех учащихся
школы. Сколько учеников в школе?
Решение. Всего учащихся в школе неизвестно – это 100%.
Кратко условие задачи можно записать так:
х учеников – 100 %
60 мальчиков – 30 %.
Это прямая пропорциональная зависимость.
=
х =
х= 200
Ответ: 200 учащихся.
1.5.3. Нахождение процентного отношения.
Задача. В школе 200 учащихся, из них мальчиков 40. Сколько процентов
мальчиков в школе?
Решение. кратко условие задачи можно записать так:
200 учеников – 100 %
40 мальчиков – х %.
Это прямая пропорциональная зависимость.
=
х =
х= 20
Ответ: мальчики составляют 20% от всех учащихся.
Глава 2. Практическое применение процентов
2.1. Проценты в различных профессиях.
2.1.1. Проценты в профессии повара.
Задача. Для приготовления блюда повару необходимо израсходовать 180 кг очищенного картофеля. Сколько неочищенного картофеля нужно взять, если в отходы уходит 40% от массы?
2.1.2. Проценты в профессии врача.
Задача. Детям необходимо потреблять 1,8 л воды в сутки. Из них 20% воды поступает с пищей. Какое количество в виде питьевой воды должны употреблять дети?
2.1.3. Проценты в профессии водителя
Задача. Таксисту за несколько часов работы заплатили 1200 р, что составляет 15% от средней ежедневной выручки. Сколько денег таксист зарабатывает ежедневно?
2.1.4.Проценты в профессии фармацевта.
Задача. Липовый цвет теряет 74% своего веса при сушке. Сколько получится сухого липового цвета из 300кг свежего?
2.1.5. Проценты в профессии бухгалтера
Задача. Какой будет заработная плата после повышения её на 30%, если до повышения она составляла 8760 рублей, и с работника берётся подоходный налог 13%?
2.1.6. Проценты в профессии продавца
Задача. На сколько % увеличился товарооборот от продажи мебели, если в 2018 году мебели было продано на 5 млн.рублей, а в 2017 году на 8 млн. рублей.
2.1.7. Проценты в профессии агронома.
Задача. В колхозе в уборке урожая участвовало 10 комбайнов и было намолочено 52 000 ц зерна1комбайн «Вектор» намолотил – 13000 ц зерна, 2комбайна «Дон1500» намолотили 10000 ц зерна. Остальное количество зерна было намолочено 7комбайнами «Нива». Какой процент от общего количества занимают комбайны «Вектор», «Дон» и «Нива»?
2.1.8. Проценты в профессии товароведа.
Задача. Цена товара повысилась на 50%, а затем снизилась на 25%. Как изменилась цена: а) повысилась на25%; б) снизилась на 25%; в) повысилась на 12,5%?
2.1.9. Проценты в профессии банкира.
Задача. 73000 руб. положили в банк под 9% годовых. Какую прибыль получит вкладчик через месяц?
Проценты используютсялюдьмии других профессий. Таким образом, я выяснила, что проценты очень широко используются людьми разных профессий.
2.2. Итоги анкетирования
Проведя анкетирование,я собрала некоторые данные и обработала их.
В анкетированииучаствовали учащиеся 6-9 классов, а также учителя нашей школы. Цель анкетирования – исследование реальной ситуации по использованию процентных расчётов в повседневной жизни ипрофессиональной деятельности людей. Опрошено 32 человека. Предлагались следующие вопросы:
1.Знакомо ли Вам понятие процента?
2.Встречаетесь ли Вы в повседневной жизни с процентами ? Если да, то приведите несколько примеров.
3.Используете ли вы в профессиональной деятельности процентные вычисления? Если «да», то, как именно?( укажите свою профессию)
4.Приведите примеры нескольких задач на проценты, которые Вам приходилось решать в повседневной жизни или на работе.
В результате анкетирования выяснилось, что с понятием «процент» знакомы все опрошенные. В повседневной жизни 93% ответивших, встречаются с процентами в магазинах, в банке, в школе, в телевизионной рекламе, в сети интернет, при уплате налогов, при получении скидок. Остальные 7% ответивших не встречаются в повседневной жизни с процентами вообще.
В своей профессиональной деятельности используют процентные расчёты 22% участвовавших в анкетировании.49 % опрошенных привели примеры задач на проценты. Из них: 38% привели примеры задач, связанных со скидками в магазинах, 3% - с солениями и растворами, 2% - с уплатами услуг ЖКХ, 2% - с начислениями пенсий, ещё 4% - с налоговыми выплатами.
Большинство анкетируемых в своей жизни решают задачи нахождения
процента от числа и процентного отношения чисел, задача о нахождении
числа по его процентам используется меньше.
Заключение
Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она
связывает между собой точные и естественные науки, бытовые и
производственные сферы жизни.
Проценты используются в быту, на производстве, для определения
налоговых отчислений, выгодных распродаж, тарифов, роста цен,
используются при выплате денег населению, определения размеров штрафов.
С помощью процентов можно наглядно показать положительную или
отрицательную динамику тех или иных процессов, протекающих в жизни
общества. Широкий спектр применения расчёта процентов имеет банковская
сфера. Знания процентных вычислений можно использовать не только на уроках, но и в повседневной жизни.
Таким образом, проценты охватывают самые различные сферы
деятельности и являются основой финансовой грамотности каждого
человека. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
В результате данной работы составлен задачник «Проценты в разных профессиях». Задачник содержит самостоятельно составленные, взятые из
анкет и подобранные из литературных источников задачи на проценты,
которые решают люди, занимаясь профессиональной деятельностью.
Работа найдет практическое применение на уроках математики, поможет увидеть широту возможных приложений математики, понять ее
роль в современной жизни.
Список источников информации
1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И. и др. Математика: Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2012.- 280 с.
2. Виленкин Н. Я., Жохов В. И. и др. Математика: Учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.- 280 с.
3. http://uchitmatematika.ucoz.ru/zadachi_proch.doc.
4. http://www.seznaika.ru/matematika/ istoriya-matematiki
5. https://yandex.ru/images/
6. http://infourok.ru/
7. https://ru.wikipedia/ .