СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Психологическая оптимизация средствами ИЗО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Психологическая оптимизация средствами ИЗО».

Просмотр содержимого документа
«Проект «Психологическая оптимизация средствами ИЗО»»

Проект «Психологическая оптимизация средствами ИЗО».

1.Введение.

Перемена – одна из составляющих физического развития учащихся, их двигательной активности, профилактики утомления у детей. Досуг во время перемены — тема всегда актуальная. По школьным  коридорам им бегать нельзя, в телефоны играть — тоже.  А что же тогда делать?  

Согласно расписанию уроков, мною были подобраны «Веселые переменки» , «Умные переменки» , «Музыкальные переменки» и «Спокойные переменки». Их организация показывает, что ученики учатся проводить своё свободное время весело, продуктивно, а это положительно влияет на работоспособность учащихся в течение последующих уроков.

«Спокойные перемены» помогают средствами ИЗО улучшить психологическое состояние учащихся.

Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности, которая играет большую роль в воспитании эстетических чувств школьника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Цель психологической оптимизации средствами ИЗО не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции , дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

С какими проблемами помогает справиться ПО средствами ИЗО?

Методами ПО средствами ИЗО можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.

 Можно с помощью ПО средствами ИЗО контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ этого метода в работе с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психо-эмоциональной сфере, а таких в школах не мало. 
Учитывая то, что современному учителю необходимо не только опираться на особенности каждого ребёнка, но и использовать все доступные средства для его коррекции и адаптации в социуме, этот метод может стать вспомогательным методом в образовательном процессе.

Известно, что детский рисунок - это не только обретение спокойствия, но и способ выплеснуть свои эмоции и переживания. Занятия живописью снижают уровень возбуждения. Рисование рекомендовано для занятий с детьми, имеющими неврозы, гиперактивность, дефицит внимания. На переменах дети учатся свободным движениям , освобождаясь от зажатости и скованности. Эти занятия полезны застенчивым детям, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.
Применение различных техник изображения на переменах, позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Часто детям не нравятся их рисунки или ребенок вообще отказывается рисовать поясняя , что плохо рисовать не хочется , а хорошо не получается . Такой вид творчества создает иллюзию , что у них может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает уверенность, и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги. 
Рисование на переменах на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения педагога к ученику помогают скорректировать его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. 
ПО средствами ИЗО обладает диагностическими возможностями, но не является методом диагностики.

2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕНЫ

Объект исследования: психологическое состояние детей.

Предмет исследования: особенности психологического состояния детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить особенности и улучшить эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности психологического состояния учащихся.

3. Сравнить результаты в начале исследования и в конце.

Методы исследования:

Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.

На эмпирическом этапе - эксперимент.

Для обработки результатов использовался анализ.

База исследования: Исследование проходило на базе МАОУ «Земская гимназия» в 4 Б классе

2.1 Методика и организация исследования

Цель исследования заключалась в следующем: изучить особенности психологического состояния детей младшего школьного возраста. В связи с этим в практической части работы были поставлены следующие задачи:

· Выявить особенности.

· Сравнить результаты до и после проведения эксперимента.

1й этап: 1-я неделя. Учитель раздает школьникам листочки для определения настроения (Приложение 1)

2й этап: 2-я неделя «Спокойных перемен», Тест «Автопортрет» (Приложение 2)

3й этап: В конце 2-й недели учитель раздает школьникам листочки для определения настроения (Приложение 1)

2.2 Результаты опытно-экспериментального исследования

С детьми в течение учебной недели на переменах был проведён эксперимент. Следует отметить, занятия адаптировались в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.

На первом этапе работы ребята на листочках (Приложение 1) отметили какое у них настроение. Проведя анализ, мы получили следующие результаты:

1 - 4

2 - 5

3 - 10

4 - 9

5 - 2

На втором этапе были проведены следующие виды работ:

1.     «Что нарисовали?» 

На бумаге первый рисует голову, загибает лист, чтоб было видно шею и передает далее. Следующий рисует туловище, загибает лист и так, пока не будет дорисован человек или животное.

2.     Рисование по клеточкам, раскраски-антистресс, лабиринты.

Рисование по клеточкам (раскраски и симметрия), а также любимое занятие детей — поиск выхода из лабиринта — отличный вариант отдохнуть на перемене.

3. «Жестовое рисование» На перемене можно поиграть с детьми, чтобы снять страх перед изобразительной деятельностью и создать зону комфорта и безопасности изобразительной деятельности. Например, можно дать задание, что бы ребенок показал руками свой будущий рисунок, а одноклассники пытались угадать, либо всем даётся задание с закрытыми глазами жестами изобразить главного героя картины . 
4. Используя методику рисования по схеме, каждый ребенок может нарисовать понравившегося героя, так как схема дает ребенку опору, и он пробует нарисовать дальше.

5. Проведение теста «Автопортрет» (Приложение 4)



Обработка теста "Автопортрет".

Обработка теста показала, что в наибольшей степени представлены реалистические изображения - 67%, и изображения в полный рост - 55%.

В меньшей степени изображения в декоративной рамке, которое составляет 5% и в эмоциональном состоянии - 17% (3чел.), 22% (4чел.)

Анализ степени прорисовки лица показал, что все дети прорисовывают глаза и рот и 22% детей в лице присутствует наличие бровей.

Проведенное исследование показывает, что дети в целом владеют техникой рисования и их представления о себе самом соответствует реальности, адекватности. В целом все рисунки соответствуют возрастным особенностям детей, но есть исключения: некоторые дети - 22% нарисовали автопортрет в нижней половине листа, что говорит о снижении самооценки, длинная тонкая шея - регрессия - 5%. Изображение занимает одну треть листа - депрессия, низкая самооценка - 17%.

По рисункам выделим ряд проблем:

·17% дети нарисовали схематическое изображение - задержка в развитии изобразительной функции.

·5% трудность в социальных контактах - руки вытянуты по бокам; линия основы - незащищенность.

·11% изобразили внутренние органы - ипохондрия (повышенное беспокойство о своём здоровье).

На третьем этапе работы, в конце 2-й недели , ребята на листочках (Приложение 1) отметили какое у них настроение. Проведя анализ, мы получили следующие результаты:

1 - 12

2 - 10

3 - 5

4 - 3

5 - 0


3.Заключение.

Мальчики и девочки - два поразительных мира, каждый из которых ждет своего подхода. По данным таких ученых как В.В. Абраменкова, В.Е. Каган, И.И. Лунин, Т.И. Юферова, мальчики и девочки уже с раннего возраста значительно отличаются в интеллектуальном и физическом развитии, у них разные интересы и склонности.

Вопросы о том, насколько сильно влияют гендерные установки ребенка на его изобразительную деятельность, интересуют современных педагогов и психологов.

Мальчики, как показывают исследования Т. Ковальцовой, быстрее осваивают художественный мир в целом, ориентируются в нем лучше, чем девочки, которых чаще интересуют конкретные детали. У мальчиков все происходит на уровне смысловых образований. Мальчики, используя темные цвета: серые и черные, рисуют действие. Мальчиков интересуют технические средства передвижения: самолеты, поезда, машины. Сам процесс работы тоже различается. Рисунки мальчиков наполнены действием, движением. Мальчики, рисуя портрет человека, чаще передают лишь основные черты и пропорции, не выражают своего отношения к изображаемому объекту.

У мальчиков необходимо формировать заинтересованность, творческое приобщение к изобразительной деятельности. Предоставить им широкие возможности для экспериментирования с изобразительными материалами. В выборе цветов мальчики ориентируются на темные цвета, а девочки предпочитают яркие, насыщенные или пастельные цвета.

ПО средствами Изо, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.

В результативности и несомненной пользе применения ПО средствами ИЗО в работе с детьми убеждает следующее:

-устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;

-у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

-воспитывается чувство коллективизма;

-отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);

-на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

-создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;

-формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать свою точку зрения;

-идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

-уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе.

Я отметила позитивные возможности ПО средствами ИЗО, такие как: 

*создает положительный, эмоциональный настрой
*способствует развитию коммуникативных навыков ребенка 
*укрепляет культурную идентичность, помогает преодолению языкового барьера 
*дает возможность ребенку выражать свои чувства в социально приемлемой форме
*развивает чувство внутреннего контроля 
*способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности 
*снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления. 



























Приложение 1.
























Приложение 2.

Тест "Автопортрет".

По определению, автопортрет - это изображение человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.

Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. и эмоциональный - самоотношение, самооценка и т.д.

Я полагаю, что для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности является весьма полезным тест "Автопортрет".

Тест "Автопортрет" проводится для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: простой карандаш, цветные карандаши, лист бумаги размером А4, ластик.

Инструкция: " Нарисуйте свой портрет".

Выделяемый показатель

Изображение в виде одного лица 2.

Изображение в виде бюста 6.

Изображение в полный рост 10.

Схематическое изображение 4.

Реалистическое изображение 12.

Эстетическое изображение 1.

Автопортрет в интерьере 5.

Более одного изображения 1.

Автопортрет в декоративной рамке 1.

Автопортрет в эмоциональном состоянии 3.

Степень прорисовки лица

наличие глаз 18.

наличие носа 14.

наличие рта 18.

наличие бровей 4.

наличие ресниц 11.








Приложение 4.















Школьникам были предложены заготовки формат А4, простые карандаши, восковые и цветные карандаши, черные маркеры. Была проведена предварительная беседа: «У вас есть цветные, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать свой автопортрет». Далее была дана следующая инструкция: «Подойдите, пожалуйста, к ракете, на ней нарисованы иллюминаторы. У вас есть клей , прикрепите свои листочки на то место, где бы вы хотели оказаться при полёте».

При выполнении данного задания были видны яркие различия в особенностях психологического состояния школьников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!