Проект по взаимодействию с родителями
Автор: Никифорова Светлана Сергеенва
Проект по взаимодействию с родителями
«Детский сад и семья- настоящие друзья».
Никифорова С.С
Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.
База реализации проекта: МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.
Цель проекта: Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями
Задачи:
1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.
3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.
5.Выявление эффективности данного проекта.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.
Срок реализации проекта: долгосрочный, 1 год.
Вид проекта: творческий , практико-ориентированный.
Форма педагогического планирования: план мероприятий
Принципы взаимодействия воспитателя с родителя
-родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;
-единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;
-взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;
-доброжелательный стиль общения;
-индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- тематические консультации;
-тематические выставки;
-консультации специалистов;
- беседы;
- родительское собрание;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения.
- почтовый ящик;
-совместные экскурсии;
-создание стенгазет.
Ожидаемый результат:
1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,
2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.
3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.
Этапы работы:
I этап. Подготовительный.
Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.
Педагогическая деятельность:
изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
- проведение анкетирования
-проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.
Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми:
изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга
наблюдения за детьми и беседы с ними.
II этап Практический
Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность:
-проведение ряда запланированных мероприятий
-организация встреч с участниками данного проекта;
-обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
-тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.
- практическая совместная с детьми деятельность.
Работа с детьми:
-проведение совместных мероприятий с родителями.
План совместной деятельности.
Сроки проведения | Название мероприятия | Участники |
Ноябрь | 1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников» 2.Наглядная агитация «уголок здоровья» 3. Консультация «Права и обязанности родителей». 4. Развлечение «Осенины» 5.Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка». 6. Выставка рисунков «Моя семья» 7.Создание и оформление альбомов «Золотая осень» | Педагоги, родители Педагоги, родители Педагоги, родители Педагоги, дети, родители. Педагоги, родители, психолог. Педагоги, родители. Педагоги, родители, дети. |
Декабрь | 1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей» 2.Тематическая консультация «Игры зимой». 3. Беседа «Рука развивает мозг» 4.Экскурсия «Путешествие в зимний лес». 5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний». 5. Беседа о правилах поведения на празднике | Педагоги, родители Педагоги, родители. Родители, психолог. Педагоги, родители, дети. Педагоги, родители, дети. Педагоги, дети. |
Январь | 1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения» 2.Изготовление уголка ряжения 3.Консультация «Витаминная азбука». | Педагоги, родители Педагоги, родители. Родители, медицинский работник. |
Февраль | 1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший» 2.Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться». 3.Беседа «Можно, нельзя, надо». | Родители, дети. Педагоги, родители. Педагоги, дети |
Март | 1. Беседа «Правила этикета». 2. Развлечение «8 Марта, праздник мам». 3. Фотовыставка «Мамы разные нужны» 4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте». | Педагоги, дети. Педагоги, родители, дети. Педагоги, родители. Педагоги, родители. |
Апрель | 1. Развлечение «День смеха». 2. Создание альбомов «Я и мой питомец». 2. Подведение итогов, создание презентации. | Педагоги, родители. Родители, дети Педагоги. |
III этап Заключительный.
Цель: Выявление эффективности реализации данного проекта.
Критерии эффективности:
-рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий
-согласованность действий родителей и педагогов;
-соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
-положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
-Анкеты;
-Семейные стенгазеты;
-Декорации, костюмы;
-Папки «Консультации с родителями».
-Фотоматериалы
-Презентация.
Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.