СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Развитие логического мышления дошкольников через обучение игре в шахматы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью данного проекта являются: интеграция шахматной деятельности в образовательную программу не только в непосредственно образовательную деятельность, а в разные виды детской деятельности в соответствии ФГОС ДО. Организация шахматной деятельности, дополняется посредством интеграции образовательных направлений: практической, исследовательской, образовательной деятельности, в том числе и в рамках дополнительного образования.

Для развития логического мышления необходимо разработать комплекс НОД по обучению игре в шахматы и внедрить в образовательно-воспитательный процесс ДОО.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Развитие логического мышления дошкольников через обучение игре в шахматы"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

ул. Арктическая, д. 16, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629004 Телефон: +7(34922)3-24-12, +7(34922)4-00-73 эл. адрес: [email protected] ОКПО 34453842, ОГРН 1108901000592, ИНН 8901024072, КПП 890101001





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ









Выполнил: Зайниев Евгений Евгеньевич,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Детско-юношеский центр»

Руководитель проекта:

Кассис Светлана Николаевна,

методист МАУ ДО «Детско-юношеский центр»














г. Салехард

2023



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

1.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………………

9

2.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………………

10

3.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА………………

11

4.ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ…………………………………………………

11

5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………….

12

6.СМЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

16

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….

17





ВВЕДЕНИЕ

Шахматы – это не просто спорт.

Они делают человека мудрее и дальновиднее,

помогают объективнее оценивать сложившуюся ситуацию,

просчитывать поступки на несколько ходов вперёд.

В.В. Путин


В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умении анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Актуальность данной темы заключается в том, что учитель в виду отсутствия системы работы по использованию таких мыслительных операций, как синтез и анализ, классификация и обобщение, аналогия и абстракция, не всегда знает, как правильно способствовать развитию у учащихся способности мыслить по законам логики.

В развитии логического мышления исключительно большое значение отводится шахматам. В целом, роль шахмат в процессе обучения школьников трудно переоценить. Шахматы – средство разностороннего развития индивида. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно выполнить отсутствие логики в школьном обучении.

Именно поэтому, сегодня, проблеме введения занятий по шахматам в образовательном учреждении уделяется такое внимание со стороны правительства нашей страны.

В ближайшие два года для учеников начальных классов всех российских школ введут обязательные занятия шахматами.  Как ранее сообщалось в Министерстве образования и науки, в ведомстве идет активная работа по введению в учебную программу первых-четвертых классов обязательных занятий по шахматам. Принятие этого решения стало результатом исследовательской работы, которую провело Министерство образования и науки. В результате мониторинга выяснилось, что в 40 регионах России школьники играют в шахматы, и они показывают более высокие результаты в учебе. Это связано с тем, что игра в шахматы позволяет детям лучше думать, анализировать, планировать, ставить задачи и решать, в связи, с чем повышается уровень интеллектуального развития школьников.

Для выработки единых общемировых подходов к дошкольно - школьной шахматной проблематике в Ханты-Мансийске прошла международная научно-практическая конференция «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования». Участники конференции отметили:

1) «Россия – первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ).

2) Россия – первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ.

Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, - всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером. Обучение детей игре в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую, физическую, коррекционную.

Учитывая новые направления образовательной политики в ЯНАО по внедрению шахматного образования, образовательные запросы родителей обучающихся, был разработан инновационный проект по теме «Развитие логического мышления дошкольников через обучение игре в шахматы».

Управленческая проблема.

Особенностью данного проекта являются: интеграция шахматной деятельности в образовательную программу не только в непосредственно образовательную деятельность, а в разные виды детской деятельности в соответствии ФГОС ДО. Организация шахматной деятельности, дополняется посредством интеграции образовательных направлений: практической, исследовательской, образовательной деятельности, в том числе и в рамках дополнительного образования.

Для развития логического мышления необходимо разработать комплекс НОД по обучению игре в шахматы и внедрить в образовательно-воспитательный процесс ДОО.

Исследовательская проблема.

Необходимость рассмотрения данной проблемы, обусловлена важностью данного направления исследования, так как данные результаты диагностических исследований и наблюдай проведённых в ДОО свидетельствуют о ежегодный показателях среднего и низкого уровня мышления дошкольников. Поэтому, использование комплекса НОД по обучению игре в шахматы будет способствовать развитию логического мышления детей дошкольного возраста.

Объект исследования: логическое мышление дошкольников.

Предмет исследования: влияние комплекс НОД по обучению игре в шахматы на развитие логического мышления дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие логического мышления дошкольников будет проходить успешно, если:

  • в процессе обучения дошкольников игре в шахматы внедрить комплекс НОД;

  • использовать разнообразные наглядно-дидактические пособия и игры

Цель исследования: развитие логического мышления дошкольников через обучение игре в шахматы.

Задачи проекта:

  1. Провести анализ научно - методической литературы, педагогического опыта по проблеме исследования.

  2. Выявить уровень развития логического мышления дошкольников и методические особенности игре в шахматы.

  3. Разработать и апробировать комплекс НОД по обучению игре в шахматы, направленный на развитие логического мышления дошкольников.

  4. Представить результаты работы над проектом педагогическому сообществу.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ и обобщение.

  2. Эмпирические методы: тестирование.

  3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Материал исследования:

  • Результаты диагностического исследования мышления в соответствии с выборкой исследования. 

Целевая группа – дети старшего дошкольного возраста

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в эксперименте доказывается необходимость специального комплексного подхода к развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе данной работы, могут иметь практическое значение для организации диагностики, определения уровня мышления дошкольников, применение педагогами методических рекомендаций и специально разработанных дидактических игр для коррекции мышления у дошкольников.

Новизна исследования проекта.

  • раннее обучение игре в шахматы в непринуждённой игровой форме;

  • комплексное использование занимательного дидактического материала через организацию игровой деятельности по обучению игре в шахматы.

Социальная значимость проекта.

Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих детей. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества, обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе школы, ибо она учит школьников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть конечный результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, воспитывает выдержку и уважение к партнеру по игре, учит учиться.

Таким образом, обучение детей игре в шахматы обладает существенными возможностями для гармоничного развития личности, более успешной адаптации в социуме и образовательной среде.



1.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Поисковый (2022 г)

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

  2. выявить условия, необходимые для формирования и развития логического мышления у дошкольников;

Подготовительный этап (2022 г)

  1. провести диагностику направленную на изучение логического мышления у дошкольников;

Практический этап (2022-2023 гг)

  1. разработать комплекс НОД по обучению игре в шахматы, направленный на развитие логического мышления дошкольников;

  2. апробировать комплекс НОД по обучению игре в шахматы, направленный на развитие логического мышления дошкольников;

Аналитический этап (2023 г)

  1. провести мониторинг сформированности развития логического мышления дошкольников и при необходимости скорректировать методы и формы работы с учётом выявленных в ходе апробации программы недостатков;

Презентационный этап (2024 г)

  1. обобщить опыт работы на заседании педагогического совета, разместить методические материалы на образовательном портале;

Контрольный этап (2024 г)

  1. проанализировать результаты выполнения проекта (2024 г).



  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

п\п

Программа действий

Сроки исполнения

1.

Комплексный анализ уровня развития логического мышления дошкольников

Сентябрь – ноябрь 2022

2.

Изучение опыта использования мультипликационной студии на уроках

октябрь – декабрь 2022

3.

Поиск и приобретение необходимого оборудования

До декабря 2022

4.

Представление проектной идеи экспертной комиссии

Ноябрь 2022

5.

Прохождение педагогом курсов, участие в вебинарах и конференциях, профессиональных конкурсах

Ноябрь 2022 – май 2023

6.

Разработка комплекс НОД по обучению игре в шахматы, направленный на развитие логического мышления дошкольников

7.

Презентация промежуточных результатов работы над проектом

Июнь 2023

8.

Реализация комплекса НОД по обучению игре в шахматы, направленного на развитие логического мышления дошкольников

Сентябрь 2023 – май 2024


9.

Проведение мероприятий направленных на развитие логического мышления дошкольников

10.

Участие педагога в различных мероприятиях, повышающих уровень профессиональной компетентности: конференциях, конкурсах, фестивалях и др.;

11.

Проведение мониторинговых и диагностических исследований, направленных на развитие логического мышления дошкольников

12.

Ежегодный отчет по результатам внедрения проекта

13.

Представление результатов проекта экспертной комиссии

14.

Тиражирование опыта

Май – июнь 2024




  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА



Таблица 2

Показатели и критерии эффективности реализации образовательного проекта


Критерии

Показатели

Установление причинно-следственных связей и отношений (развитие логичес-кого мышления)

2022 г.– 45%

2023 г.– 65 %

2024 г. – 75 %

Умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

2022 г.– 55%

2023 г.– 75 %

2024 г. – 90 %

Общий балл мышления

2022 г.– 50%

2023 г.– 75 %

2024 г. – 80 %

Произвольная зрительная память

2022 г.– 55%

2023 г.– 65 %

2024 г. – 80 %

Волевая регуляция в монотонной деятельности

2022 г.– 45%

2023 г.– 60 %

2024 г. – 70 %

Мотивация к достижению целей

2022 г.– 75%

2023 г.– 85 %

2024 г. –100 %


  1. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Таблица 3

План мер по минерализации рисков при внедрении и апробации образовательного проекта

Риски

Меры для их минимизации

Несформированность уровней психических регуляций, несбалансированность различных функциональных систем бурно проявляющихся при переходе к систематическим формам обучения

Своевременная помощь педагога-психолога





Угасание у педагога интереса к работе по осуществлению проекта



Курсы повышения квалификации, семинары, участие в работе педагогических мастерских и методических объединений, стимулирование (моральное и материальное)

Не скоординированность действий всех участников процесса

Усиление контролирующей функции за выполнением проекта




5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Предполагается получение следующих теоретических и практических результатов по реализации проекта:

1.Пополнение материально-технической базы по шахматному образованию в группе.

2. С помощью внедрения шахматного образования в течение трёх лет у младших школьников будут улучшены важные компетенции, такие как:

  • уровень произвольности поведения на 32%,

  • развитие логического мышления на 35%,

  • развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%,

  • развитие коммуникативных навыков на 30%,

  • повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.

3. Игра в шахматы объединит педагогов, воспитанников, родителей и социальных партнёров, будет способствовать укреплению взаимоотношений.

4.Обобщение положительного опыта работы по теме проекта с целью дальнейшего использования и распространения на муниципальном, региональном, федеральном уровне.


Перечень учебно-методического обеспечения

(методические и учебные пособия, оборудование, дидактический материал)


Оборудование:

1. Шахматы демонстрационные (1 комплект на группу);

2. Шахматы с доской (по 1 комплекту на 1 обучающегося).


Обучающие диски:

– «Динозавры учат шахматам»;

– «Уроки тетушки Совы».


Учебные пособия:


  1. Сухин И.Г. Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010.

  2. Сухин И.Г. Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010.

  3. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  4. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  5. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.

  6. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Второй год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.


Компьютерные обучающие программы:


  1. «Динозавры учат шахматам»;

  2. «Большое шахматное путешествие»;

  3. «Шахматы: от простого к сложному»;

  4. «Шахматная школа для начинающих»;

  5. «Шахматная тактика для начинающих».


Дидактический материал:

  1. Набор карточек к теме «Линейный мат».

  2. Набор карточек к теме «Мат ферзем».

  3. Набор карточек к теме «Мат ладьей».

  4. Рекомендации «Что нужно делать в дебюте»;

  5. Памятка «Главные правила сильного шахматиста».

  6. Памятка «Если у тебя материальное преимущество…».

  7. Набор карточек к теме «Тактические приемы».



6.СМЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 4


Перечень материально – технических средств, приобретённых для реализации индивидуального проекта грантополучателя


п/п

Наименование оборудования, работ, услуг

Объем финансирования (руб.)

1

2

3

Приобретение учебного оборудования для обеспечения и реализации инновационных проектов (программ)

1.

Интерактивная панель

223 000,00

2.

Шахматные фигуры Жу-Жу напольные

«Большие» 61 см.

77000,00

Итого

300 000,00




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, проект «Развитие логического мышления дошкольников через обучение игре в шахматы» является актуальным и целесообразным

В ходе реализации проекта будут достигнуты следующие социальные эффекты:

Социальный эффект от реализации проекта:.


1. Для системы образования города Салехарда:

  • увеличение охвата детей и подростков дополнительным образованием согласно Концепции развития дополнительного образования детей в РФ;

2. Для детей и родителей:

  • повышение степени мотивации обучающихся к занятиям дополнительным образованием;

  • повышение уровня логического мышления;

  • получение стартовой площадки для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города.

3. Для МАУ ДО ДЮЦ города Салехарда:

  • обновление содержания и технологий преподавания дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматная лесенка»;

  • создание методической базы по тематической направленности проекта;

  • повышение уровня профессионализма педагогического коллектива и создание конкурентоспособной организации.



Список литературы для педагога


  1. Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2022.

  2. Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник для детей и родителей. – В двух частях. - 1 часть. – Спб.: Литера, 2020.

  3. Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник для детей и родителей. – В двух частях. - 2 часть. – Спб.: Литера, 2020.

  4. Лобач П. Методика преподавания шахмат. От простого к сложному, 2021.

  5. Майзелис И.Л. Шахматы. Самый популярный учебник для начинающих. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2021.

  6. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  7. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 2017.


Список литературы для обучающихся


  1. Кинг Д. Шахматы. От первого хода до победы. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2021.

  2. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 1. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 2. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.



Приложение 1.

Инструменты мониторинга и оценки проектной деятельности


Критерий

Баллы

Любознательный, активный

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (спросить у взрослых, старших детей, познавательная литература, Интернет, телевидение и т д), пытается их использовать

  • активен в получении информации познавательного характера, задает много вопросов взрослым, интересуется справочной литературой и другими способами получения информации.

  • не проявляет выраженной инициативы в получении информации, но проявляет интерес, положительные эмоции при столкновении с новой информацией, внимательно смотрит познавательные программы по телевидению и т д.

  • не проявляет инициативы в получении информации, не интересуется информацией, поступающей извне; имеет очень узкий круг интересов.





2



1




0


Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.

  • проявляет выраженное стремление действовать самостоятельно в разных видах деятельности (шахматная игра, дидактические игры, инсценировки), пытается самостоятельно преодолеть возникшие затруднения, при необходимости может обратиться за помощью к взрослым.

  • стремление к самостоятельности выражено недостаточно: при затруднениях ребенок практически сразу обращается за помощью, либо проявляет тревожность, недовольство, однако активно откликается на подсказки, помощь, с удовольствием действует при поддержке (даже пассивной) взрослого.

  • при необходимости самостоятельных действий отказывается от деятельности; при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки. На попытки взрослого помочь не реагирует или реагирует агрессивно.




2




1





0

Задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности

– активно задает вопросы об интересующем предмете или явлении (например, история шахмат, факты, связанные с биографиями шахматистов и др); с удовольствием познает суть ходов и комбинаций, самостоятельно совершает разнообразные пробные действия с фигурами, по собственной инициативе вступает в игру, наблюдает за игрой, пробует воспроизвести ходы.

– не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом участвует в совместной деятельности по изучению чего–либо, выслушивает объяснения взрослого, совершает разнообразные пробные действия по инициативе взрослого.

– не проявляет выраженного интереса к деятельности, исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности.




2






1




0

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

– проявляя собственную активность, без участия и помощи взрослого договаривается, распределяет действия при сотрудничестве, соблюдает правила взаимодействия в парах, в группах, правила игры. Высказывает свою точку зрения в обсуждениях, используя различные речевые средства.

– не проявляет собственной инициативы при осуществлении взаимодействия со сверстниками и взрослыми, при необходимости работать в парах и в группе нуждается в помощи и напоминании взрослого о правилах сотрудничества; участвует в диалоге, выражает свое мнение преимущественно по просьбе взрослого или инициативе других детей.

– не проявляет собственной инициативы при взаимодействии со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение, не проявляет какого–либо интереса и собственной инициативы при коллективных обсуждениях; при прямом обращении отвечает односложно «да/нет»




2




1





0

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений

Ведет себя в общественных местах, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями (например, во время шахматных турниров)

  • самостоятельно выполняет различные правила, сам при необходимости корректирует свое поведение в соответствии с нормами (например, здоровается с противником по игре, вежливо общается, несмотря на поражение в игре, продолжает игру, даже если окружающая обстановка незнакома и вызывает интерес и т д)

  • частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи взрослого может исправлять свое поведение в соответствии с нормами и правилами.

  • не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напоминание или помощь воспитателя имеют кратковременный эффект.





2





1



0

Способен проговорить простейший алгоритм выполнения определенного действия – после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?»

  • самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность действий для достижения требуемого результата. В случае ошибки, сам замечает это и исправляется.

  • способен правильно выполнить алгоритм действий, но для его проговаривания необходима помощь взрослого. Может забывать отдельные действия, но исправляется при вопросе–напоминании взрослого.

  • применяет случайные стратегии выполнения действия, не способен словами обозначить необходимую последовательность действий.




2



1



0

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

адекватные возрасту

Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач; в зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач

  • при решении новой задачи ребенок самостоятельно выбирает подходящие способы, комбинирует их; может привлекать различные источники получения необходимой информации (Например, при наблюдении за игрой других детей перенимает что–то у них, уточняет у тренера, как лучше сделать тот или иной ход).

  • при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих способов ее решения необходима помощь взрослого.

  • при решении задачи ребенок использует стереотипные способы действий, которые выбирает с опорой на случайные стратегии; при возникновении затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привычной деятельности.




2





1


0


Может осуществлять первичную общую самооценку на основе критериев, предъявляемым к результатам деятельности

  • может правильно оценить полученные результаты деятельности, способен кратко аргументировать свои оценки с упоминанием требований.

  • может оценить результаты деятельности других, но не может объяснить свою позицию, при оценке своих результатов необходима помощь взрослого.

  • не может правильно оценить результаты деятельности окружающих; выносит оценки, противоречащие критериям, основанные не на анализе.



2


1


0

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями). Умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3–4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции

  • самостоятельно, по собственной инициативе стремится к тому, чтобы выполняемые действия соответствовали требованиям, запрашивает у взрослого промежуточные и итоговые оценки: «Правильно?», «У меня так получилось?». Корректирует свои действия в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.

  • не проявляет инициативы в оценке промежуточных результатов действия, но может корректировать свою работу в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.

  • не стремится к соответствию своих действий требованиям, делает «как получится», не может корректировать свои действия в соответствии с образцом, не выполняет инструкции взрослого.




2





1



0

Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения

  • ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в простейших случаях выявляет его причину и определяет познавательную задачу; предлагает подходящие способы преодоления затруднения.

  • ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи взрослого при выявлении его причины и определения познавательной задачи; предлагает способы преодоления затруднения.

  • ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводящих вопросов взрослого.




2



1



0

Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые позволили его достичь

  • ребенок в простейших шахматных партиях самостоятельно проговаривает условия, которые позволили достичь результата.

  • ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия, которые позволили его достичь может проговорить только после наводящих вопросов взрослого.

  • ребенок не может проговорить условия достижения результата даже после наводящих вопросов взрослого.



2


1



0

4.

Способен сосредоточенно действовать в течение 20–30 минут

  • в течение указанного времени в ходе образовательных ситуаций может действовать целенаправленно, самостоятельно, не отвлекаясь.

  • выполняя задание в течение указанного времени, может отвлекаться, но после этого каждый раз самостоятельно возвращается к выполнению задания.

  • быстро отвлекается, теряет интерес к заданию, самостоятельно к нему не возвращается.


2


1



0

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Владеет элементарными навыками шахматной игры

  • ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; проявляет творчество во время турнира (игры), свободно рассуждает и обосновывает каждый ход

  • при шахматной игре необходима помощь взрослого

  • не ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; не способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; не проявляет творчество во время турнира (игры), не рассуждает и не обосновывает каждый ход; не проявляет интереса к шахматной игре.


2




1

0



Высокий уровень – от 1, 7 до 2 баллов

Средний уровень – от 1 до 1,6 баллов

Низкий уровень – от 0 до 1,9







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!