СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект развивающей предметно-пространственной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект по предметно развивающей среде ДОУ, одно из важных условий

Просмотр содержимого документа
«Проект развивающей предметно-пространственной среды»

Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж







ПРОЕКТ



Построение предметно-развивающей среды в младшей группе в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации ООП ДО



Специальность: Дошкольное образование





Курс: 1, группа 15-А

Дисциплина: ПМ05 Методическое обеспечение

образовательного процесса



Студентка: А.А. Кожина





Преподаватель: Гурьянова Е.В. Оценка «_________»

«____» __________2013 г.

______________

(личная подпись)

Тольятти, 2013 г

Введение

  1. Теоретические аспекты построения предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ.

    1. Возрастные особенности детей в младшем дошкольном возрасте.

    2. Принципы построения предметно-развивающей среды в условиях ДОУ.

    3. Особенности построения среды для детей.

  2. Практические аспекты построения предметно-развивающей среды.

    1. Анализ предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ

    2. Моделирование предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ.





























Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева



Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.

Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.

Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами:

  • Удовлетворять потребность малыша в движении;

  • Формировать положительный эмоциональный настрой;

  • Побуждать детей к активной речи.


В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.

Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому:

  • обеспечить гармоничное развитие ребенка,

  • создать эмоционально положительную атмосферу в группе,

  • устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Предметно-развивающая среда спроектирована на основе реализуемой в детском саду примерной общеобразовательной программы ДО «Детство», с учетом требований нормативный документов и общих принципов построения предметно-развивающей среды.

К наполнению развивающей среды относятся: игры, предметы и т.д.

В группе предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центрах по мере необходимости

В игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия они указывают на то, что дошкольники начинают определять себя в принятой роли.

В процессе игры роли могут меняться.

Игровые действия начинают выполняться не ради самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.



Задачи проекта:

  • Изучить теоретический материал и нормативно-правовые документы, регламентирующие построение предметно-развивающей среды в ДОУ;

  • Проанализировать предметно-развивающую среду конкретной группы ДОУ.

  • Разработать содержание уголков развития для младшей группы.

  • Создать эскизы, иллюстрации к проекту.

Этапы реализации проекта:

1 этап- организационный.

В ходе данного этапа будут рассмотрены нормативно-правовые документы, регламентирующие построение предметно-развивающей среды ДОУ, разработаны примерные эскизы и дизайнерские идеи для оформление среды.

2 этап- практическая реализация проекта.

На этом этапе создается единое пространство групповой комнаты с включением уголков различной направленности («уголок природы», «игровой уголок»), а также систематизация и упорядочение накопленного материала, рациональное размещение оборудования в условиях группы.

3 этап- подведение итогов, создание материалов по проекту.

Во время третьего этапа планируется завершение создания предметно-развивающей среды в младшей группе, отвечающей требования, защита проекта.



Планируемый результат:

  • построения предметно-развивающей среды.

Актуальность

  • Создание проекта современной предметно-развивающей среды группы ДОУ для повышения качества дошкольного образования в соответствии с ФГТ и обеспечения максимального психологического и физического комфорта дошкольника, облегчающего усвоение материала.

  • Продуманность и рациональная организация предметно-развивающей среды как целостного пространства поможет избежать напряжения детей, снизить утомляемость, а также будет способствовать самовыражению воспитанников.

  • Исключение жесткого зонирования и статичности среды обеспечить постоянный интерес дошкольников

Проблема

Предметно-развивающая среда ДОУ должна строится с учетом требованиям ФГТ, но конкретные методические рекомендации по ее построению отсутствуют. Из-за этого снижается уровень освоения детьми ООП ДОУ, нарушается их психическое и физическое самочувствие.

























Особенности организации предметно-развивающей среды

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Цель используемых в работе программ, является – познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир.

Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.

· Обстановка в группе создаётся прежде всего как комфортная и безопасная для ребёнка.

· Малыши плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство нужно ещё до их прихода в детский сад.

· У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы.

· Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.

· Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкладывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий.

· Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.

· Для развития мелкой моторики рук нужно в обстановку включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

· Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.

· В исследовательском «рвении» ребёнок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, но разместить их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему педагогически верно.

· Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.

· Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.

· Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой уголок ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.













Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды.

В «Зоне двигательной активности»:

  • есть «дорожка здоровья»,

  • массажные коврики,

  • мячи,

  • гимнастические палки,

  • обручи,

  • мячи для метания,

  • кольца,

  • атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки.

В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки:

  • машины – самосвалы,

  • грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора);

  • легковые автомобили,

  • каталки,

  • коляски.

Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.

Музыкально-театральный уголок.

В группе организована музыкально-театральная зона, в которой подобраны соответствующие пособия: маски сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты. Игрушки персонажей народных сказок для кукольного театра. Выносная ширма для кукольного театра.

Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра.

Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть:

  • фланеллеграф,

  • настольный театр,

  • пальчиковый театр

  • куклы Би-Ба-Бо.

Встреча куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Уголок ИЗО

Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности.

Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть:

  • фломастеры,

  • мелки,

  • наборы карандашей,

  • трафареты,

  • пластилин,

  • бумага для рисования,

  • гуашь и кисти.

Книжный уголок

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны:

  • наборы предметных картинок,

  • наборы сюжетных картин,

  • игры по познавательному развитию

  • игры по речевому развитию.

Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

В группе «Карапузики» осуществляется работа по созданию предметно-развивающей среды, так как идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям.

В группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для оформления стен используются светлые пастельные тона, подобрана мебель естественных оттенков, предметы которой гармонируют друг с другом, все оформление в группах исполнено в едином стиле.

Предметно-пространственная среда ориентируется на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению.

Практические материалы, игры, разрезные картинки по классификации помогают воспитателям использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка.

Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.



Спортивный уголок.

Расположен в комнате и оборудован различным спортивным инвентарем:

  • кегли,

  • мячи,

  • скакалки,

  • флажки.

Также здесь расположен стенд с наглядной информацией для родителей по режиму двигательной активности, фотографии различных физкультурных мероприятий и рекомендациями по приобщению детей к здоровому образу жизни, развитию двигательных навыков, физических качеств личности и др.

Уголки сюжетно-ролевой игры:

Совершенствование сюжетно-ролевой игры способствует развитию коллективных её форм.

Парикмахерская «Салон-красоты».

«Салон-красоты» излюбленное место девочек. Можно долго наблюдать, как дети общаются между собой, словно «клиент» и «мастер». Обсуждают прически, наряды. Парикмахерская оборудована столиком, на котором находятся различные флакончики (шампунь, крем, коробки от туалетной воды, различные инструменты и фартук парикмахера) и, расположенным на стене над ними, зеркалом. Также здесь висит фотографии различных стрижек для наглядности.





Уголок конструирования.

Оборудован из легко переносных контейнеров с различными видами строительного материала:

  • лего,

  • кубики,

  • небольшие игрушки для обыгрывания построек.

Наблюдаем за работой ребенка, при необходимости оказываем помощь, хвалим.



Уголок «Больница».

Игра «Доктор» также популярна в группе. Для этого она оборудована столиком с телефоном, для приема вызовов, а также медицинским чемоданчиком со всей атрибутикой, присущей людям этой профессии (таких как фонендоскоп, градусник, коробочки из-под лекарств, шприц, а также медицинским халатом и шапочкой.

Дети подражают, пытаются быть такими же внимательными к «больным», как настоящий врач.

Уголок природы.

Элементарные знания о животных и растениях дети получают в уголке природы. Он очень оживляет вид всей игровой комнаты и придает ей своеобразие. Этот уголок- частичка природы сближает детей с ней. Сегодня каждое дошкольное учреждение работает над созданием эколого-развивающей среды. В настоящее время одним из основных документов, в котором определены требования к их организации, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденные Главным государственным врачом РФ (Постановление от 22 июля 2010 г. №91) .

В группе мы постарались создать все условия для полноценного физического и психологического развития детей, тщательно продумали размещение игр, пособий, игрушек в групповой комнате.

Групповая комната является основным помещением детского сада, так как в ней проходит почти вся жизнь ребенка.

Такая организация предметно-развивающей, игровой среды группы кажется мне наиболее рациональной. Ребенок должен жить, а не присутствовать в группе.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. Предметно-развивающая среда должна быть яркой, познавательной, эстетичной, поучительной, гармоничной, доступной, с учетом потребностей и интересов детей.

В нашей группе «Карапузики» созданы все условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!