Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
« Рассмотрено» Руководитель МО ________/ Конюхова Л.В. Протокол № 1 от 26 августа 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «Гимназия № 22» ________/ Носова Д.С. 26 августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия № 22» ________/ Кистеева В.С. Приказ № _________ от 1 сентября 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Музейное дело» (социальное направление)
Котляр Динары Дамировны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ « Гимназия № 22»
| | Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 27 августа 2015 г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Основная образовательная программа МБОУ “Гимназия №22”
Учебный план МБОУ «Гимназия № 22» на 2017/2018 учебный год.
Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия № 22»
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучениеметодики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.
Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность -самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
Цель программы:
создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи программы:
1.Образовательная: формировать у обучающихся адекватную современному уровню знаний и уровню образовательной программы картину современного музейного дела; познакомить с историей музейного дела и с музеями района и другого населенного пункта;
2.Воспитательная: воспитывать уважение к своей малой Родине, толерантность в отношении к другим культурам проживающим на территории нашего района.
3.Развивающая: развивать креативное воображение и использовать исторические документы для самообразования. Развивать способности поисково-исследовательской, творческой деятельности; Развитие самостоятельную и инициативу.
Механизм реализации программы:
Изучение символики России, Республики Татарстана, Нижнекамского района.
Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы;
Встречи с ветеранами войны и труда;
Информационное обеспечение мероприятий;
Основные направления работы
1. Усвоение теоретических знаний;
2. Формирование практических навыков.
Формы и методы работы.
словесные, наглядные, практические
проектно-исследовательская деятельность
активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:
лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);
семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;
научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);
оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);
организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).
Прогнозируемые результаты:
В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения передлюдьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, попроведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего |
-
| Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей. | 1 |
| | 1 |
-
| Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Основные разделы музея | 2 |
-
| Свидетели истории | 1 |
-
| Где и как собирать материалы для музея. | 1 |
-
| Работа с историческими источниками. | 1 |
-
| Изучение архивных документов | 1 |
-
| Реставрация экспонатов в условиях школьного музея | 1 |
-
| Задачи учётно – хранительской работы. | 1 |
-
| Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. | 1 |
-
| Шифровка. Оформление шифра экспонатов | 1 |
-
| Приём и выдача предметов. | 1 |
-
| Вспомогательные картотеки: а) книга записи воспоминаний б) книга фотофиксаций в) журнал приёма исторических памятников г) журнал учёта газетных материалов д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями | 4 |
-
| Научное определение и описание предметов. | 1 |
-
| Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах. | 1 |
-
| Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции. | 1 |
-
| Как оформить выставку, музейную экспозицию | 1 |
-
| Как подготовить доклад, экскурсию | 1 |
-
| Методы проведения экскурсий | 1 |
-
| Использование разнообразных форм и видов культурно –просветительской работы в школьном музее | 1 |
| | 1 |
-
| Краеведение Историческое прошлое нашего края. | 1 |
-
| Методика проведения социологического опроса | 1 |
-
| Секреты хорошего интервью | 1 |
-
| Правила записи воспоминаний.Краеведческий дневник | 1 |
-
| Создание презентаций на основе собранного материала | 2 |
Используемая литература:
Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,.2000г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.