СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект РДШ "Музейное дело"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность учащихся предполагает организацию в рамках музейной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Проект РДШ "Музейное дело"»

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан


« Рассмотрено»

Руководитель МО

________/ Конюхова Л.В.

Протокол № 1 от

26 августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Гимназия № 22»

________/ Носова Д.С.

26 августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия № 22»

________/ Кистеева В.С.

Приказ № _________ от

1 сентября 2015 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Музейное дело» (социальное направление)

Котляр Динары Дамировны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ « Гимназия № 22»













Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

27 августа 2015 г.













Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Основная образовательная программа МБОУ “Гимназия №22”

  • Учебный план МБОУ «Гимназия № 22» на 2017/2018 учебный год.

  • Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия № 22»

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучениеметодики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность -самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Цель программы:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

  • помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы:

1.Образовательная: формировать у обучающихся адекватную современному уровню знаний и уровню образовательной программы картину современного музейного дела; познакомить с историей музейного дела и с музеями района и другого населенного пункта;

2.Воспитательная: воспитывать уважение к своей малой Родине, толерантность в отношении к другим культурам проживающим на территории нашего района.

3.Развивающая: развивать креативное воображение и использовать исторические документы для самообразования. Развивать способности поисково-исследовательской, творческой деятельности; Развитие самостоятельную и инициативу.

Механизм реализации программы:

  • Изучение символики России, Республики Татарстана, Нижнекамского района.

  • Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы;

  • Встречи с ветеранами войны и труда;

  • Информационное обеспечение мероприятий;

  • Совместная работа со школьной библиотекой и другими учреждениями.

Основные направления работы

1. Усвоение теоретических знаний;

2. Формирование практических навыков.

 Формы и методы работы.

  1. словесные, наглядные, практические

  2. проектно-исследовательская деятельность   

  3. активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет


В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:

  • лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);

  • семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;

  • научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);

  • оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);

  • организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).

Прогнозируемые результаты:

  1. В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
    2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения передлюдьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
    3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, попроведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников


Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество часов

Всего

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей.

1



1

Основы музейных знаний.

О чем будет рассказывать школьный музей. Основные разделы музея

2

Свидетели истории

1

Где и как собирать материалы для музея.

1

Работа с историческими источниками.

1

Изучение архивных документов

1

Реставрация экспонатов в условиях школьного музея

1

Задачи учётно – хранительской работы.

1

Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги.

1

Шифровка. Оформление шифра экспонатов

1

Приём и выдача предметов.

1

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

4

Научное определение и описание предметов.

1

Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

1

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

1

Как оформить выставку, музейную экспозицию

1

Как подготовить доклад, экскурсию

1

Методы проведения экскурсий

1

Использование разнообразных форм и видов культурно –просветительской работы в школьном музее

1



1

Краеведение

Историческое прошлое нашего края.

1

Методика проведения социологического опроса

1

Секреты хорошего интервью

1

Правила записи воспоминаний.Краеведческий дневник

1

Создание презентаций на основе собранного материала

2




Используемая литература:

Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,.2000г.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.

Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!