СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Роль мотива танца в раскрытии образа литературного героя""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ  эпизодов известных текстов сделан  с целью показать  , как мотив танца помогает раскрыть характер литературного героя, его внутренний мир. 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Роль мотива танца в раскрытии образа литературного героя""»

 РОЛЬ МОТИВА ТАНЦА В РАСКРЫТИи ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ Выполнила: Ибрагимова Алжанат, ученица 8Б класса Руководитель: Молдабекова Т.В.

РОЛЬ МОТИВА ТАНЦА В РАСКРЫТИи ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Выполнила: Ибрагимова Алжанат, ученица 8Б класса

Руководитель: Молдабекова Т.В.

Обоснование

Обоснование

МАЯ ПЛИСЕЦКАЯ «Танцем можно заставить сопереживать, вызвать слезы, тронуть душу…»

МАЯ ПЛИСЕЦКАЯ

«Танцем можно

заставить

сопереживать,

вызвать

слезы,

тронуть

душу…»

ПРОБЛЕМА Почему танец использован в художественных произведениях, значение его мотива

ПРОБЛЕМА

  • Почему танец использован в художественных произведениях, значение его мотива
ГИПОТЕЗА Танец как одно из художественных средств изображения литературного героя и раскрытия его характера

ГИПОТЕЗА

Танец как одно из художественных средств изображения литературного героя и раскрытия его характера

АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема чтения, понимания смысла текста

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема чтения, понимания смысла текста

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ Объект исследования - художественные тексты   Предмет исследования - мотив танца

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ

  • Объект исследования - художественные тексты
  • Предмет исследования - мотив танца
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Мотив танца в произведениях русской классической литературы как ключ к глубокому понимаю художественного текста

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Мотив танца в произведениях русской классической литературы как ключ к глубокому понимаю художественного текста
 ЗАДАЧИ 1. Выяснить, почему в литературные тексты авторы часто включают мотив танца героев. 2. Определить авторов и произведения, проанализировать нужные эпизоды. 3.Познакомиться с особенностями плясок и танцев XIX века, понять их возможности для характеристики героев. 4. Расширить собственные знания о тропах для создания «языка танца», самом танце. 5. Сделать выводы о практической значимости работы, разработать раздаточный материал.

ЗАДАЧИ

1. Выяснить, почему в литературные тексты авторы часто включают мотив танца героев.

2. Определить авторов и произведения, проанализировать нужные эпизоды.

3.Познакомиться с особенностями плясок и танцев XIX века, понять их возможности для характеристики героев.

4. Расширить собственные знания о тропах для создания «языка танца», самом танце.

5. Сделать выводы о практической значимости работы, разработать раздаточный материал.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ -изучение научной и художественной литературы -наблюдение -поиск -сравнение -анализ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

-изучение научной и художественной литературы

-наблюдение

-поиск

-сравнение

-анализ

 РЕЗУЛЬТАТ  Раздаточный материал с иллюстрациями , текстами, таблицами

РЕЗУЛЬТАТ

  • Раздаточный материал с иллюстрациями , текстами, таблицами
ТАНЕЦ КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «В разные эпохи танец являлся частью культуры, религии, воспитания; становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством…»

ТАНЕЦ КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

  • «В разные эпохи танец являлся частью культуры, религии, воспитания; становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством…»
Танец как средство характеристики героев Максим Горький , повесть «Детство» Не жалей каблука, валяй трепака! Бей трепака, не жалей каблука!  Русская народная пословица

Танец как средство характеристики героев

Максим Горький , повесть «Детство»

Не жалей каблука, валяй трепака!

Бей трепака, не жалей каблука!

Русская народная пословица

Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок

Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок

Вид русского народного танца . Русские пляски есть медленные и  быстрые, с постепенным  ускорением темпа. Для женского  танца характерны плавность, величавость, игра с платочком, для мужского- быстрый темп.

Вид русского народного танца

.

Русские пляски есть

медленные и

быстрые, с постепенным

ускорением темпа.

Для женского

танца характерны плавность,

величавость, игра с платочком,

для мужского- быстрый темп.

Танец бабушки «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.

Танец бабушки

  • «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.
Танец бабушки — искренний рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.
  • Танец бабушки — искренний рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.
Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок

Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок

«Эх, кабы голос мне, - пел бы я как, господе!»   «Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок…

«Эх, кабы голос мне, - пел бы я как, господе!»

  • «Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок…
Средства художественной изобразительности Эпитет - образное определение Метафора – слово или выражение, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Сравнение - сопоставление изображаемого предмета или явления. Ряды однородных членов- однородные сказуемые, определения, подлежащие.

Средства художественной изобразительности

  • Эпитет - образное определение
  • Метафора – слово или выражение, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • Сравнение - сопоставление изображаемого предмета или явления.
  • Ряды однородных членов- однородные сказуемые, определения, подлежащие.

 Средства художественной изобразительности Эпитеты Метафоры  буйно красива и мила Ряды однородных членов ее сорвало с места неутомимую, самозабвенную пляска добрая, ласковая улыбка Сравнения задумавшись, покачиваясь, поглядывая открыть дверь на волю пойдёт плясом по улице плыла по полу, как по воздуху», закружило вихрем» дрогнуло, нахмурилось , засияло доброй, приветливой улыбкой. реял коршуном, размахнув руки точно крылья. колеблется нерешительно, осторожно остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки

Средства художественной изобразительности

Эпитеты

Метафоры

буйно красива и мила

Ряды однородных членов

ее сорвало с места

неутомимую, самозабвенную пляска

добрая, ласковая улыбка

Сравнения

задумавшись, покачиваясь, поглядывая

открыть дверь на волю

пойдёт плясом по улице

плыла по полу, как по воздуху», закружило вихрем»

дрогнуло, нахмурилось , засияло доброй, приветливой улыбкой.

реял коршуном, размахнув руки точно крылья.

колеблется нерешительно, осторожно

остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки

Они ведут свою партию раскрепощённо, выражая широту души, эмоциональный подъём, радость от соприкосновения с танцем. Для них это настоящие мгновения счастья после тёмных, безрадостных дней.

Они ведут свою партию раскрепощённо, выражая широту души, эмоциональный подъём, радость от соприкосновения с танцем. Для них это настоящие мгновения счастья после тёмных, безрадостных дней.

Вальс – танец, дарящий надежду на счастье   Повесть И.С. Тургенева «Ася» У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее И.С. Тургенев

Вальс – танец, дарящий надежду на счастье

  • Повесть И.С. Тургенева «Ася»

У счастья нет завтрашнего дня;..

у него есть настоящее И.С. Тургенев

Вальс - бальный парный танец, с начала XIX века завоевавший популярность во всех слоях европейского общества.

Вальс - бальный парный танец, с начала XIX века завоевавший популярность во всех слоях европейского общества.

«Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что – то мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик».

«Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что – то мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик».

Ася и господин N.N.  Она преображается:  из угловатого  подростка вдруг  превращается  в нежную девушку..

Ася и господин N.N.

Она преображается:

из угловатого

подростка вдруг

превращается

в нежную девушку..

Эпитеты вальсировала прекрасно, с увлечением Метафоры Ряды однородных членов утонули в этой синеве мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик чувствовала прикосновение, слышалось , мерещились девушка - хамелеон Сравнения чувства, которые поднимают нас от земли если б мы с вами были птицы под тихие, сладкие звуки Ланнера оживлённое лице, резво обвеянное кудрями взвились, утонули в этой красоте мы словно летим выросли крылья

Эпитеты

вальсировала прекрасно, с увлечением

Метафоры

Ряды однородных членов

утонули в этой синеве

мягкое, женское проступило вдруг сквозь её девически строгий облик

чувствовала прикосновение, слышалось , мерещились

девушка - хамелеон

Сравнения

чувства, которые поднимают нас от земли

если б мы с вами были птицы

под тихие, сладкие звуки Ланнера

оживлённое лице, резво обвеянное кудрями

взвились, утонули в этой красоте

мы словно летим

выросли крылья

Мазурка – возможность показать себя свету Рас­ска­з Л.Н. Толстого «После бала» Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…  А.С. Пушкин Мазурка- самый важный танец на балу…

Мазурка – возможность показать себя свету

  • Рас­ска­з Л.Н. Толстого «После бала»

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

А.С. Пушкин

Мазурка- самый важный танец на балу…

Мазурка- самый важный танец на балу…

Мазурка- самый важный танец на балу…

Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих, маленьких белых атласных ножек.. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен…он все-таки ловко прошел два круга… все громко зааплодировали»

Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих, маленьких белых атласных ножек.. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен…он все-таки ловко прошел два круга… все громко зааплодировали»

выбор танца не случаен: он как нельзя лучше характеризует отца Вареньки. Прекрасного семьянина и жестокого служаку.

выбор танца не случаен: он как нельзя лучше характеризует отца Вареньки. Прекрасного семьянина и жестокого служаку.

Эпитеты бойко, тихо, плавно, шумно и бойко Метафоры грузная фигура, маленьких белых атласных ножек Ряды однородных членов грациозная фигура Вареньки плыла около него модные, старинные, расставил ноги, опять соединил их я обнимал в то время весь мир своей любовью Сравнения радостная улыбка, как и у дочери счастье мое все росло и росло сапоги вся зала следила красивые и быстрых па легкое, словно перышко сапоги были построены батальонным сапожником ( в танце) с белыми à la Nicolas I 4 подвитыми усами

Эпитеты

бойко, тихо, плавно, шумно и бойко

Метафоры

грузная фигура, маленьких белых атласных ножек

Ряды однородных членов

грациозная фигура Вареньки плыла около него

модные, старинные,

расставил ноги, опять соединил их

я обнимал в то время весь мир своей любовью

Сравнения

радостная улыбка, как и у дочери

счастье мое все росло и росло

сапоги

вся зала следила

красивые и быстрых па

легкое, словно перышко

сапоги были построены батальонным сапожником

( в танце)

с белыми à la Nicolas I 4 подвитыми усами

Танец - примета отдельной эпохи.   Плясовая , мазурка, вальс…

Танец - примета отдельной эпохи.

Плясовая , мазурка, вальс…

выводы 1.Искусство слова и танца позволяет изучать текст вместе с духом эпохи. 2. Эпизоды с танцами помогают раскрывать образы героев и поворачивать сюжет. 3.Выбор танца помогает глубже понимать произведения 19 века и их общий смысл. 4. Анализ тропов - расширять знания о них и о самом танце. 5. Раздаточный материал можно использовать на уроках литературы и при подготовке к экзаменам

выводы

  • 1.Искусство слова и танца позволяет изучать текст вместе с духом эпохи.
  • 2. Эпизоды с танцами помогают раскрывать образы героев и поворачивать сюжет.
  • 3.Выбор танца помогает глубже понимать произведения 19 века и их общий смысл.
  • 4. Анализ тропов - расширять знания о них и о самом танце.
  • 5. Раздаточный материал можно использовать на уроках литературы и при подготовке к экзаменам
Использованная литература 1.Будникова Е.А. «Символика танца в русской литературе XIX-XX вв.». - [электронный ресурс]. - Режим доступа.- http://interlibrary.narod.ru 2. Горький М. «Детство» М., Просвещение, 1982-208с3. Магия танца http://ecology.md/page/magija-tanca.ru 3. Танец и его роль в развитии человека [электронный ресурс]. - Режим доступа. - - http://www.4dancing.ru 4. Толстой Л.Н. «После бала». - Саранск, 1978 5. Тургенев И.С. «Ася». - М., 1980

Использованная литература

1.Будникова Е.А. «Символика танца в русской литературе XIX-XX вв.». - [электронный ресурс]. - Режим доступа.- http://interlibrary.narod.ru

2. Горький М. «Детство» М., Просвещение, 1982-208с3. Магия танца http://ecology.md/page/magija-tanca.ru

3. Танец и его роль в развитии человека [электронный ресурс]. - Режим доступа. - - http://www.4dancing.ru

4. Толстой Л.Н. «После бала». - Саранск, 1978

5. Тургенев И.С. «Ася». - М., 1980

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

© 2024, 75 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!