МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Творческий проект
«Самовар кипит, просит чаю пить!»
Авторы проекта:
Н. А.Сиротина, воспитатель
Е. А.Сычева, учитель
И.Н.Самарова, учитель
2018-2019 учебный год
Актуальность проекта
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и своё прошлое.
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается с детства. Ребёнок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним изглавных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.
По результатам опроса из 16 опрошенных семей имеют в доме самовар только 2 семьи. Из 12 воспитанников группы видели самовар воочию только 5 детей. Остальные дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.
Поэтому перед нами встала проблема- как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.
Гипотеза
Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.
Вид проекта-творческо - познавательный.
Сроки реализации проекта –среднесрочный (с октября по декабрь).
Целевая аудитория: воспитанники 5 группы (1-2 класс), воспитатель Н.А.Сиротина, классный руководитель 1 класса И.Н.Самарова, классный руководитель 2 класса Е.А. Сычева, родители обучающихся воспитанников.
Цель проекта
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей, используя метод проектов; формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение к истокам русской культуры и быта, показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.
Задачи проекта
Организовать сотрудничество участников проекта в совместном освоении данной темы.
Расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
Учить чтить и уважать традиции русского народа.
Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.
Развивать продуктивную деятельность и творчество, артистические способности и выразительность речи.
Воспитывать любовь к Родине, уважение к народной культуре.
Ожидаемые результаты реализации проекта
У обучающихся воспитанников будут сформированы представления о самоваре как о предмете народного быта, его устройстве и истории появления в русской культуре, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Они научатся понимать, уважать и любить культуру своей страны
У родителей будет сформирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.
У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.
Этапы проектной деятельности
1. Классный час «История самовара».
2. Анкетирование родителей «Чтите ли вы традиции чаепития?»
3. Чтение рассказов о самоваре и чаепитии.
4. Заучивание пословиц о самоваре и чаепитии.
5. Заучивание стихов и песен о самоваре и чаепитии.
6. Разучивание игры «Самовар кипит, просит чаю пить!»
7. Раскрашивание картинок о самоваре и чайной церемонии.
8. Проведение праздника «Самовар кипит, просит чаю пить!»
9. Лепка из пластилина самовара, чашек для чая и сладостей.
10. Изготовление стенгазеты «Самовар кипит, просит чаю пить!»
11. Изготовление самовара из бумажных трубочек.
12. Фотовыставка «Семья у самовара».
13. Совместное чаепитие с самоваром.
Заключение
Проект «Самовар кипит, просит чаю пить!» был реализован удачно. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство, изучили особенности работы самовара. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, являлись инициаторами игр.
Проведением совместного с родителями досуга «Посиделки у самовара» мы подчеркнули, что чаепитие у самовара – это замечательный и красивый обычай, который не должен отойти в прошлое, а самовары превратиться в музейные экспонаты. Дети и родители почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара, разучивали песни, пословицы и поговорки, сценки, стихи. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная выставка индивидуальных и коллективных детских работ «Самовар кипит, просит чаю пить!». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
Литература
Иванова Е.А., Русские самовары. - Л. – 1971.
Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.
Лобанева Т.А., Русский самовар //Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142.
Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. - М.: Советская Россия, 1991
Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971.
Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.
Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989.
Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3.