СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Самовар кипит,просит чаю пить!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Самовар кипит, просит чаю пить!"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Самовар кипит,просит чаю пить!"»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»












Творческий проект

«Самовар кипит, просит чаю пить!»



















Авторы проекта:

Н. А.Сиротина, воспитатель

Е. А.Сычева, учитель

И.Н.Самарова, учитель







2018-2019 учебный год

Актуальность проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и своё прошлое.

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается с детства. Ребёнок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним изглавных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.

К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.

По результатам опроса из 16 опрошенных семей имеют в доме самовар только 2 семьи. Из 12 воспитанников группы видели самовар воочию только 5 детей. Остальные дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.

Поэтому перед нами встала проблема- как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.

Гипотеза

Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.

Вид проекта-творческо - познавательный.

Сроки реализации проекта –среднесрочный (с октября по декабрь).

Целевая аудитория: воспитанники 5 группы (1-2 класс), воспитатель Н.А.Сиротина, классный руководитель 1 класса И.Н.Самарова, классный руководитель 2 класса Е.А. Сычева, родители обучающихся воспитанников.

Цель проекта

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей, используя метод проектов; формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение к истокам русской культуры и быта, показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.

Задачи проекта

  • Организовать сотрудничество участников проекта в совместном освоении данной темы.

  • Расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.

  • Учить чтить и уважать традиции русского народа.

  • Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.

  • Развивать продуктивную деятельность и творчество, артистические способности и выразительность речи.

  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к народной культуре.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. У обучающихся воспитанников будут сформированы представления о самоваре как о предмете народного быта, его устройстве и истории появления в русской культуре, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Они научатся понимать, уважать и любить культуру своей страны

  2. У родителей будет сформирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.

  3. У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.

Этапы проектной деятельности

1. Классный час «История самовара».

2. Анкетирование родителей «Чтите ли вы традиции чаепития?»

3. Чтение рассказов о самоваре и чаепитии.

4. Заучивание пословиц о самоваре и чаепитии.

5. Заучивание стихов и песен о самоваре и чаепитии.

6. Разучивание игры «Самовар кипит, просит чаю пить!»

7. Раскрашивание картинок о самоваре и чайной церемонии.

8. Проведение праздника «Самовар кипит, просит чаю пить!»

9. Лепка из пластилина самовара, чашек для чая и сладостей.

10. Изготовление стенгазеты «Самовар кипит, просит чаю пить!»

11. Изготовление самовара из бумажных трубочек.

12. Фотовыставка «Семья у самовара».

13. Совместное чаепитие с самоваром.


Заключение

Проект «Самовар кипит, просит чаю пить!» был реализован удачно. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство, изучили особенности работы самовара. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, являлись инициаторами игр.

Проведением совместного с родителями досуга «Посиделки у самовара» мы подчеркнули, что чаепитие у самовара – это замечательный и красивый обычай, который не должен отойти в прошлое, а самовары превратиться в музейные экспонаты. Дети и родители почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.

Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара, разучивали песни, пословицы и поговорки, сценки, стихи. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная выставка индивидуальных и коллективных детских работ «Самовар кипит, просит чаю пить!». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

Литература

  1. Иванова Е.А., Русские самовары. - Л. – 1971.

  2. Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».

  3. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.

  4. Лобанева Т.А., Русский самовар //Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142.

  5. Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. - М.: Советская Россия, 1991

  6. Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971.

  7. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.

  8. Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989.

  9. Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!