СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Село без свалок

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природоохранная акция по благоустройству села

Просмотр содержимого документа
«Проект Село без свалок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской области


442257, Пензенская область, Белинский район, с.Свищёвка, ул. Школьная, д. 1а

Телефон 8(84153)3-92-69

      1. Районный этап областной экологической акции
        «Летопись добрых дел по сохранению природы - 2017»



Направление : экологическое благополучие места проживания

Итоги работы отряда «Юные экологи»

(обучающиеся 8 -9классов, возраст-13-14лет)

Руководитель проекта учитель биологии - Гугина Любовь Сергеевна



2016-2017 учебный год.

« Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством». 

В.Г. Распутин

1.Характеристика отряда «Юные экологи» - 3 стр.



1.Актуальность проекта. - 3стр.

2.Экологические проблемы и пути их решения. - 4стр.

3.Сбор нужной информации. - 5стр.

4.Практические действия социологов и «паспортистов» - 5 - 6 стр.

5.Пути решения проблем мусорного загрязнения. –7 стр.



1.Значение проектной деятельности для обучающихся. – 8 стр.









В Свищёвской средней школе создан отряд «Юные экологи». В него входят 17 обучающихся 8-9 классов. Командир отряда Серикова Диана. Когда отряд создавался, эти ребята обучались в 5-6 классах, и за трёхлетний период, они проделали большую работу.

Девиз отряда: «Охранять природу-это здорово!»


Эмблема отряда


Важнейшим направлением работы отряда является:

экологическое благополучие места проживания,

экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.

Чтобы осуществить на деле направления работы отряда обучающиеся первоначально приступили к обсуждению алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

–актуальность проекта, постановка цели, задач;
– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
– создание новой системы, свободной от проблем исходной системы;
– оценка проекта (практическая проверка);
– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.

Актуальность, постановка цели, задач.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села овраг, где когда-то на его склонах были прекрасные ягодные и грибные места, текли ручьи. Такие участки природы уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки природы. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

Задачи:

Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.

  1. Определить проблемы утилизации мусора;

2.Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе

3.Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Свищёвки может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Наша школа расположена в центре села. Недалеко от школы находится овраг, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом - за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.

Недалеко от школы находится овраг, он стал объектом №1



Работа экологического отряда началась с опроса населения. Было выяснено, что вопросы экологии и благоустройство места проживания волнуют большинство жителей села, поскольку улицы, переулки, овраги нуждаются в наведении чистоты и порядка. Активисты отряда стали организаторами всех дел.

Весной прошлого года провели санитарную обработку, и вот теперь овраг выглядит так.

 

На первом этапе нашего проекта всем было дано задание собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Активны были все, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление. Вот несколько примеров.

«Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши сёла и города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м.

Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет, пластмасса – 500 лет.

Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.

Около Гамбурга – завод (сырьё - мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе обучающиеся задумались над тем, как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на две группы: социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров, «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи».

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 11. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Что бы определить состав мусора участники проекта посетили 8 из 11 свалок и заполнили «паспорт» на каждую.

Паспортизация свалок

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов.

В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов, например: можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц. Социологи провели опрос населения «От кого зависит чистота нашего села?» Опрос показал, что не все жители села задумываются о последствиях загрязнения бытовыми отходами и мусором. Опрошено было 30 жителей села: 5 – в возрасте от 18-25 лет, 15 – от 36–50 лет, 10 –старше 50 лет. Социальная категория: 50% – рабочие, 10% – служащие, 40% – пенсионеры. На вопрос «Как вы считаете, кто больше всего мусорит» 10 человек ответили, что это молодежь, 5 человек – что это подростки, 15 человек – указали на взрослых. Главной причиной замусоривания окрестностей нашего села большинство опрошенных выбрали: «Недостаточное количество контейнеров для мусора» (65%), «Низкий уровень культуры» (35%).

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи», результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше, например: с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в три раза, больных с органами дыхания увеличилось на 4 человека.

На 3 этапе проекта все проведенные исследования совместно обсудили. Из большого количества предложений, наметили более приемлемые, и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения:

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находиться за пределами села, не в водоносной зоне).

  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)

  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.

  4. Установка штрафов за нарушения.

  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.

  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в местах возможного появления свалок (силами школьников).

В центре села, у магазинов «Продукты» и «Валентина» разместили памятки:

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Природа - наш общий дом».

На 4 этапе учащиеся окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили перед обучающимися школы.



Динамика организации форм экологической и природоохранной работы

отряда «Юных экологов»

Формы организации экологической и природоохранной работы

Годы

2014

2015

2016

Акция «Очистим планету от мусора»

3

4

4

Акция «Живи, родник»

2


3

4

Фотовыставка «Мир глазами детей»

1

2

3

Экологический патруль

2


3

4

Листовки на экологическую тему :

«Давайте будем беречь планету – другой такой планеты нет»

10

15

20

Конкурс рисунков «Наш дом – земля»

2

3

4

Акция «Деревья вместо свалок»

1

1

2







Заключение.

Проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Они никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.

Условия жизни и цивилизованные изменения формируют у современных подростков потребности, установки, ожидания и интересы. В ходе проектной деятельности они получают определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах.

Итоги проектной деятельности учащихся я широко применяю на уроках биологии. Нельзя сказать, что в этом направление всё получается.

Самое трудное – это изменить стереотипы поведения людей, изменить сознание. Многие просто привыкли сбрасывать мусор в овраги, не заботясь о чистоте, красоте и здоровье. А ведь мусор - это инфекция, грязь, нарушение экологической ситуации, деградации природы, да и самого человека.













Литература.

1.В дружбе с людьми и природой А.П.Букин Книга для учителя.

Москва «Просвещение» 1991год.

2.Задания и упражнения по экологии О.Н.Пономарева

Методическое пособие для учащихся 9-11 классов

Пенза 1996год.

3.Журнал «Биология в школе» №3 2014 год.



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!