ОГКОУ «Санаторная школа – интернат»
Проект «Школа финансовой грамотности»
Срок реализации 1 год
Цель проекта:
Разработка и внедрение модели школы финансовой грамотности для обучающихся, направленной на формирование у них разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам, а также улучшение защиты прав потребителей финансовых услуг
Задачи проекта:
1.Разработать основные направления реализации школы финансовой грамотности в деятельности.
2. Организовать мероприятия, направленные на повышение осведомленности учащихся о российской финансовой системе, её структуре, функциях и инструментах.
3. Обеспечить взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса с представителями разных специальностей: банковскими работниками, преподавателями, финансистами, сотрудниками кафедр менеджмента и экономики, работниками органов образования и др.
4. Разработать и апробировать программы обучения в сфере денежных взаимоотношений в рамках создания школы финансовой грамотности.
Все мероприятия проекта направлены на достижение следующих результатов:
1. Достижение определенного уровня финансовой грамотности обучающихся, педагогов, родителей.
2. Сведение к минимуму развития безответственного отношения к денежным операциям в целом.
3. Наличие рабочих программ по формированию у обучающихся финансовой грамотности.
4. Конструктивное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса с представителями разных специальностей: банковскими работниками, преподавателями, финансистами, сотрудниками кафедр менеджмента и экономики, работниками органов образования и др.
5. Положительная мотивация у школьников на размышления о финансовых аспектах своего будущего, ответственный подход к планированию потребностей жизненного цикла.
6. Повышение качества знаний по математике, обществознанию, экономике, праву.
7. Создание комфортных условий для организации внеурочной деятельности учащихся, что подразумевает организацию досуга несовершеннолетних.
8. Развитие самоопределения обучающихся в выборе будущей профессии.
Социальная значимость проекта:
Актуальность темы проекта несомненна, так как современный мир без денег представить просто невозможно. С ними неразрывно связаны все успехи мировой цивилизации. Они создали общество таким, каким мы его видим, с его достоинствами и противоречиями. Но пользу они принесут только тогда, когда ими будут грамотно распоряжаться.
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.
План мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся и развития финансового образования.
Мероприятие | участники | сроки |
Конкурс на лучшую рабочую программу обучения (учебное пособие) в сфере финансов и бюджета: -«Финансовый букварь», «Финансовая грамота», «Личный финансовый план. Создание резервов на будущее.» и т.п. | среди педагогов 1-6 классов | В срок до 26 декабря 2019 года |
Конкурс на лучший рисунок - «Увлекательный мир финансов» «Финансовая сказка, Деньги в сказках, Моя семья в волшебном мире финансов» | 5-9 классы 1-4 классы | Январь 2020 года |
Мастерская «Я и банкомат» | 3,4 классы | Январь 2020 |
Цикл занятий «Семейный бюджет» | 5,6 классы | Январь 2020 |
Диспут «Контроль семейных расходов» | 7-9 классы | Январь 2020 |
Конкурс на лучшее сочинение/стихотворение/ загадку «Этот волшебный мир финансов». Тематика работ: - Денежная система (берегите финансы); - Рациональный бюджет семьи; - Роль государственного, регионального, районного бюджета; - Кредит и его роль. | для обучающихся 7-9 классы | Февраль 2020 года |
Цикл занятий «Сколько стоит собака» в рамках предмета «Окружающий мир» | 3,4 классы | |
Проект «Моя первая работа - мой первый заработок» | 5 – 7 классы | |
Мотивационная квест-игра «Можешь ли ты стать предпринимателем» | 8,9 классы | |
Конкурс творческих проектов «Финансовый корифей» Тематика творческих проектов: - Эффективные финансы; - Личный финансовый план. Создание резервов на будущее. - Идеальная модель финансовой системы; - Бюджет родного региона; - Экономика и финансовая система государства и региона | для учащихся 7-9 классов | Март 2020 года |
Деловая игра «Я вырасту богатым» | 3,4 классы | Апрель 2020 |
Экономическая игра «Поход в магазин» | 5,6 классы | Апрель 2020 |
Конкурс ЭССЕ «Копейка рубль бережёт» | 7 - 9 классы | Апрель 2020 |
Мониторинг обучающихся по вопросам финансовой грамотности | 5-9 классы | Апрель 2020 |
Занятие-мастерская «Бюджет школьника» | 3,4 классы | Май 2020 |
Интерактивная игра. «Банкноты. О чем могут рассказать российские купюры» | 5,6 классы | Май 2020 |
Квест-игра «Заработок школьников в 21 веке» | 7-9 классы | Май 2020 |
Встреча с банковскими работниками: наличие и безопасное использование пластиковых карт (ученики, родители, педагоги) | | Май 2020 |
Ученическая конференция старшеклассников «Мы создаем наше будущее!» | | Май 2020 года |
Методический семинар для педагогов «Модель школы финансовой грамотности: вызов времени или эффективная мера улучшения качества жизни и финансовой безопасности будущих поколений граждан» | | Май 2020 |
Примерный курс внеурочной деятельности для учащихся 1–4-х классов.
№ занятия | Тема | Количество часов |
Раздел I. Деньги и их история |
1 | Что такое деньги и как они появились | 1 |
2 | История монет | 1 |
3 | История бумажных денег | 1 |
4 | Какие деньги были раньше в России | 1 |
5 | Какие деньги были раньше в других странах | 1 |
Раздел II. Современные деньги |
6 | Современные деньги России | 1 |
7 | Современные деньги других стран | 1 |
8 | Безналичные деньги | 1 |
9 | Валюты | 1 |
Раздел III. Семейный бюджет |
10 | Откуда в семье деньги | 1 |
11 | Куда семья тратит деньги | 1 |
12 | Мои деньги и куда я их трачу | 1 |
13 | Как семья управляет деньгами | 1 |
14 | Как делать сбережения | 1 |
15 | Обзорный урок. Рефлексия | 1 |
16 | Итоговая работа | 1 |
Обучающимся можно предложить:
читать сказки, которые раскрывают финансовые понятия. Это могут быть народные сказки «Жадная старуха», «Репка», «Морозко», «Мена», «Выгодное дело» или произведения русских авторов А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»;
смотреть познавательные мультфильмы, например «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».
Примерный курс внеурочной деятельности для учащихся 5, 6-х классов.
№ занятия | Тема | Количество часов |
Раздел I. Деньги и безопасность |
1 | Кредит | 1 |
2 | Дебетовая и кредитная карта | 1 |
3 | Признаки подлинности купюр | 1 |
4 | Особые жизненные ситуации | 1 |
5 | Как сохранить деньги | 1 |
6–7 | Итоговая работа по разделу: ролевая игра | 2 |
Раздел II. Расходы и прибыль |
8 | Налоги | 1 |
9 | Социальные пособия | 1 |
10 | Необходимые и желаемые траты | 1 |
11 | Почему денег все время не хватает | 1 |
12 | Как заработать деньги | 1 |
13 | Итоговая работа по разделу: мини-исследование | 1 |
14 | Обзорный урок. Рефлексия | 1 |
15–16 | Итоговая работа по курсу | 2 |
Темы, которые должны изучить учащиеся 7–9-х классов на обществознании
Предмет | Тема |
Обществознание | Карманные деньги: за и против |
Бюджет моей семьи |
Бюджет государства и семьи |
Государственный бюджет Российской Федерации |
Банковская система России |
Пенсионные программы |
Планируемые результаты:
При разработке программ, направленных на раскрытие каждой темы, должны учитываться возрастные особенности школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволит сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
На сегодняшний день мы решаем проблему подготовки качественных учебных программ для реализации деятельности. В их создании принимает участие инициативная группа, активно поддерживающая данный проект из числа педагогических работников. Мы планируем использовать связи, прежде всего, с педагогическими кадрами экономических специальностей.
Что касается обучения педагогов, то планируется система консультаций (вебинары, экономические консилиумы, педагогические мастерские), где можно познакомиться с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
• инвестиции;
• ценные бумаги;
• банковские операции;
• мошенничества;
• кредитные системы;
• финансовые пирамиды;
• кредиты и т.д.
Для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новыми программами. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Кроме того, родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Для родителей мы планируются занятия в рамках программы «Школа активного родителя», а также привлечение родителей для проведения совместных занятий со школьниками. Совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.