СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект сюжетно-ролевой игры "Увлекательное путешествие в осенний лес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект разработан для младшей группы в рамках дистанционного обучения на курсах повышения квалификации.

Просмотр содержимого документа
«Проект сюжетно-ролевой игры "Увлекательное путешествие в осенний лес"»

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан

Кафедра дошкольного и предшкольного образования



Проект сюжетно-ролевой игры

для детей младшего дошкольного возраста

«Увлекательное путешествие в осенний лес»

Разработчик проекта: Агудалина Ж.А.





г. Мелеуз

2019 г.

Паспорт проекта.


Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту

атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна

для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»

В. Штерн

Актуальность проекта:

Нет такого ребенка, который бы не играл в сюжетные игры. «Дочки-матери», «Больница» и «Магазин» знакомы всем не понаслышке. Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир.

К сожалению, практика показывает, что игровые действия у младших дошкольников недостаточно развернуты. Игра, как правило, заключается в однообразном повторении одного игрового действия. Игровое сосредоточение недостаточное: дети начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет. Большинство младших дошкольников не выполняют правила игры, недостаточно осознают их, проявляют неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей.

Причин тому множество. Одной из них является ускорение темпа современной жизни и чрезмерная занятость родителей, зацикленных на подготовке к школе и беспечно игнорирующих возрастные особенности дошкольников. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы чрезвычайно важных социальных компетенций: социального партнерства, продуктивного взаимодействия, управления конфликтами.

Таким образом, актуальность выбранной темы проекта очевидна. Обучение детей сюжетно – ролевой игре – одна из первостепенных задач развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Вид (тип) проекта: ролево - игровой.

Цель проекта: создание условий для развития сюжетно – ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • вызвать интерес к игровым действиям.

  • содействовать возникновению у детей желания самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители;

  • формировать умение брать на себя определенную роль и выполнять до логического конца;

  • формировать умение пользоваться предметами – заместителями;

  • расширить представления детей о работе водителя, правилах поведения в общественном транспорте;

  • способствовать обогащению знаний детей о временах года, диких животных, растениях, грибах, кондитерских изделиях, фруктах;

  • формировать основы здорового образа жизни;

Развивающие: 

  • развивать связную речь;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать память, внимание, воображение.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь к природе и животным;

  • воспитывать у детей элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками.


Этапы реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

1. Организационный этап

  • сбор информации, работа с интернет - источниками;

  • изучение методической литературы:

  • разработка плана проектной деятельности.


2. Практический этап:

Оформление ППС:

- создание игровой среды в соответствии с возрастными особенностями детей и учетом уровня их развития;

- подбор и изготовление атрибутов к играм;

- привлечение родителей к активному участию в проекте.


Совместная деятельность по образовательным областям:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

Цикл игровых ситуаций:

- «Путешествие на автобусе»

- «Прогулка в лесу»

- «Встреча с медведем»

- «Встреча с зайцем»

- «Встреча с лисой»

- «Встреча с белкой»

- «Чаепитие в кафе»

Дидактические игры:

«С какого дерева листочек?», «Налови рыбку для лисички»

Игра-имитация «Кто как кричит»


Образовательная область «Познавательное развитие»:

Рассматривание картинок с изображением диких животных: медведь, белка, заяц, лиса.


Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»:

Рисование «Веселые медвежата»

Лепка из соленого теста «Пирожки»


Образовательная область «Речевое развитие»:

Загадки про медведя, зайца, лису и белку.


Образовательная область «Физическое развитие»:

Подвижные игры: «Салют из листочков», «Вот мы к мишке подойдём»


Работа с родителями:

- Консультация «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка».

- Привлечение родителей к созданию атрибутов для игр.


3. Заключительный этап:

  • Организация сюжетно – ролевая игра «Увлекательное путешествие в осенний лес»;

  • Разработка памятки «Воспитателю к планированию сюжетно – ролевой игры».



Ожидаемые результаты:

- дети станут активнее проявлять интерес к игровым действиям с игрушками;

- дети станут активно использовать в игре предметы – заместители.


Ресурсы:

кадровые: воспитатели ДОУ.

методические: дидактические игры, игрушки, методическая литература.

технологические: цветной принтер, видеокамера, магнитофон.


Описание содержания проекта:

Проект «Увлекательное путешествие в осенний лес» направлен на формирование у детей навыков ролевого поведения и игровых действий. Реализация проекта проходит через все образовательные области, что повышает его результативность.

В ходе проекта дети поэтапно участвуют в 7 игровых ситуациях, связанных между собой единой тематикой. Продуктом проекта является организация сюжетно – ролевой игры «Увлекательное путешествие в осенний лес».

Проект предполагает активное включение родителей в педагогический процесс.

По итогу проекта педагогам ДОУ предоставляются методические рекомендации по организации сюжетно – ролевых игр в разных возрастных группах.


Список литературы:


  1. Доронова Т.Н. «Игра в дошкольном возрасте», пособие для воспитателей детских садов, Издательство дом «Воспитание дошкольника», 2002 г.

  2. Карабанова О.А., «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет», метод. пособие для воспитателей , М. Просвещение, 2010 г.

  3. Краснощекова Н.В., «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е, Ростов, 2008 г.

  4. Михайленко Н.Я. «Организация сюжетной игры в детском саду», пособие для воспитателя», 3-е изд.испр. М.ЛИНКА-ПРЕСС, 2009г.

























Приложение 1

ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в младшей группе «Испечем пирожки».

Цель: Ознакомление с техникой лепки из соленого теста.

Задачи:

-  Развивать умения использовать тесто для проявления творческих способностей; научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия; раскрывать творческую фантазию в процессе лепки.

- Познакомить со способом изготовления солёного теста;

- Учить использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, сплющивание (шар между ладоней, придавая ему форму лепёшки);

- Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук;

- Продолжать развивать связанную речь, грамматический строй речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми;

- Закреплять умение совместно решать проблемные ситуации;

- Развивать зрительную память, внимание, творческое воображение;

- Воспитывать аккуратность, уважение к труду товарищей.

Виды детской деятельности:

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- продуктивная.

Предварительная работа

- Свободное экспериментирование с тестом.

- Беседа о работе пекаря.

- Рассматривание иллюстраций хлебобулочных изделий.

Раздаточный материал: готовое соленое тесто.

Оборудование: соленое тесто, клеенки, салфетки, зайчик, образец готового пирожка.

Ход занятия:

Приглашение детей в группу, здороваемся с гостями.

Слышим стук в дверь: Тук-тук!

Воспитатель: Ребята, кто - то к нам в гости еще пришел! Давайте посмотрим,

Заходит зайчик (игрушка бибабо) горько плача.

Воспитатель: Кто ребята к нам пришел?

Ребята: Зайчик!

Воспитатель: Давайте с зайчиком поздороваемся! Здравствуй зайчик!

Все здороваются с ним

Воспитатель: Что случилось с зайчиком? Почему он плачет?

(Предположения детей)

Зайчик: Я слепил пирожок из снега, а пока его лепил и пек, он у меня утек!

Воспитатель: Не плачь зайчик, ребята знают очень хорошую песенку про пирожки, мы тебе песенку споем, и ты повеселеешь: 

Я пеку, пеку, пеку

  Деткам всем по пирожку

  А для милой мамочки

  Испеку два пряничка

  Кушай, кушай мамочка

  Вкусные два пряничка

  Я ребяток позову, пирожками угощу.

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, а зайчик все равно грустный. А давайте мы ему испечем пирожки. Только мы будем печь и лепить не из снега, а из настоящего теста.

Воспитатель: Напечем пирожков из теста?

Ребята: Да!

Воспитатель: Теперь присаживайтесь все на стульчики за стол,

Ребята усаживаются на свои места.

Воспитатель: Смотрите ребята, что у меня здесь лежит?

Ребята: Тесто

Воспитатель: я вам всем раздам тесто и будем лепить пирожки. Вот у меня в руках большой кусочек теста, а мы будем отщипывать, маленький кусочек и катаем шарик.

Воспитатель: Что у нас получается?

Ребята: Шарик!

Воспитатель: Теперь берем шарик, ладошкой прижимаем, и получается у нас вот такой пирожок! Мы зайке напечем много вот таких пирожков!

Воспитатель раздает небольшие кусочки теста, и показывает, как нужно лепить: катаем шарики и придавливаем слегка. Складываем в тарелочку.

При этом воспитатель у каждого спрашивает: Из чего мы лепим пирожки?

Ребята отвечают: Из теста.

Когда слепили и положили в тарелочку все пирожки, воспитатель у каждого спрашивает: Сколько пирожков мы налепили?

Ребята: Много!

Воспитатель всех хвалит, каждого говорит: Молодец!

Воспитатель: Теперь вы ребята возьмите салфеточки, вытирайте ручки, а я поставлю печь пирожки в печку!

Ребята вытирают ручки, затем воспитатель приглашает их встать и подойти к печке.

Воспитатель: Ребята это что у нас здесь стоит?

Ребята: Печка!

Воспитатель: Что мы в печке печем?

Ребята: Пирожки!

Воспитатель: Ребята, а зайка все равно сидит у нас грустный, давайте с зайчиком поиграем, зайчик иди с нами играть!

Воспитатель с ребятами: Зайка серенький сидит и ушами шевелит

  Вот так, вот так! Он ушами шевелит!

  (руки над головой изображаем ушки)

  Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

  Вот так, вот так! Надо лапочки погреть!

  (Хлопаем в ладошки)

  Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

  Вот так, вот так! Надо зайке поскакать!

  (подпрыгиваем на двух ногах)

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим испеклись ли у нас пирожки?

Воспитатель достает тарелку с готовыми пирожками из печки, говорит: Ой, какие пирожки у нас получились красивые, а какие вкусные! А сколько их много и зайчику напекли и гостям напекли!

Воспитатель у каждого спрашивает: Сколько мы пирожков напекли?

Ребята: Много!

Воспитатель: Зайчик уже не плачет, радуется.  А теперь зайчика угостим пирожком и гостей!

Ребята угощают зайчика и гостей.




Приложение 2

ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в младшей группе «Веселые медвежата»

Цель:

1. Учить рисовать медведей по контуру - тычком, прививать интерес к рисованию.

2. Закреплять рисовать знакомые формы, создавая сюжетные композиции.

3. Развивать у детей воображение, интерес к рисованию, развивать навыки рисования, развитие мелкой моторики рук.

4. Развивать внимание, память детей, логическое мышление, наблюдательность.

5. Развивать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность.

6. Развивать интерес к живой природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с дикими животными, мультфильмов, чтение стихов, рассказов, составление рассказов о диких животных

Активизация словаря: Большие, мягкие, теплые, пушистые).

Приемы: Сюрпризный момент (появление мишек, игровой, уточнение, напоминание, поощрение.)

Раздаточный материал: Альбомные листы с контуром медведей на всех детей, кисть щетинная №3 и кисть мягкая №3, гуаши коричневая и черная (для глаз, носа, рта) зеленая и желтая (для травы и солнца); баночки с водой, тряпочки для промакивания кисточек, альбомные листы формата А4. картинки с изображением медведей; плюшевые медведи.

Оборудование: Рисунок – образец, игрушечные мишки, магнитофон, аудиозапись.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами ждем гостей. Догадайтесь кто это? (Воспитатель загадывает загадку)

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного,

И устрой ему берлогу!

Дети: Медведь.

Воспитатель: Вы правильно догадались. (Стук в дверь, воспитатель заносит двух плюшевых медвежат).

Воспитатель: Поздоровайтесь с медвежатами, погладьте их. Зовут медвежат Топтыжка и Торопыжка. Правда, медвежата хорошие? Какие они?

Дети: Мишки большие, мягкие, теплые, пушистые, милые.

Воспитатель: А какие у мишек глазки?

Дети: Глазки черные, маленькие, блестящие, как бусинки.

Воспитатель: А носики у мишек?

Дети: Носики у мишек маленькие и черные.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На пуговку.

Воспитатель: А что находится на голове у мишек?

Дети: Ушки.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Маленькие, кругленькие.

Воспитатель: А лапы?

Дети: Большие, толстые.

Воспитатель: А как еще называют мишек?

Дети: Косолапыми.

Воспитатель: Ребята, наши мишки спрашивают, знаете ли вы о них стихи?

(чтение стихотворений)

1. Ребенок.

Мишка - плюшевый медведь

Может громко зареветь.

Но я мишку не боюсь.

Он рычит, а я смеюсь.

2. Ребенок.

Медвежонок любит мед,

Сахарок, варенье

Лапой зачерпнуть – и в рот!

Просто объеденье!

Угости же поскорей

Лакомством ребенка!

Ну, хоть блюдечко налей

Сладенькой сгущенки!

3. Ребенок.

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою - топ!

Воспитатель: Стихи очень понравились нашим гостям. Топтыжка и Торопыжка приглашают вас с ними поиграть. Они хотят, чтобы вы ненадолго превратились в мишек.

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так – дружно дерево качали (Наклоны туловищем вправо и влево)

И вразвалочку ходили,

И из речки воду пили,

Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

Воспитатель: Очень хорошо поиграли с мишками. А сейчас пройдем за столики. Видите, на столах лежат нарисованные медведи, но рисунки не закончены. Сделаем наших медведей пушистыми? Сегодня кисточка будет работать по- особенному, прыгать вверх и вниз. (Воспитатель показывает на рисунке – образце, движения кисточки вверх, вниз. Дети самостоятельно повторяют движения кисточкой на листе бумаги, где нарисованы заготовки медведей).

Воспитатель: Молодцы, все правильно делаете! Теперь наберите на кисточку коричневую краску и начинаем рисовать по контуру. (Дети этими же движениями закрашивают всего медведя.)

Воспитатель: Какие симпатичные и милые медвежата у вас получились. Топтыжке и Торопыжке очень понравились. Но что-то вы забыли? Правильно, нарисовать носики и глазки. Возьмите тоненькую кисточку, нарисуйте носики и глазки. (Дети рисуют). Чтобы медвежатам стало весело возьмем зеленую краску нарисуем травку. А желтой краской нарисуем ласковое солнышко.

Воспитатель: Медвежатам очень понравилось. Они рады, что у них появилось много друзей. Они приглашают вас с ними поиграть.

Игра. Мишка по лесу гулял

Дети сидят на стульчиках. Один ребенок изображает мишку.

Мишка по лесу гулял, Ребенок-мишка ходит, собирает

Мишка шишки собирал. шишки, а затем садится на стул

Долго мишка наш гулял. и засыпает.

Сел Мишутка, задремал. Воспитатель и дети тихо подходят к мишке.

Стали дети подходить,

Стали Мишеньку будить:

«Миша, Мишенька, вставай

И ребяток догоняй». Дети убегают на свои места, а мишка догоняет

их.

Воспитатель: Поиграли, а сейчас медвежатам надо возвращаться домой.

Поблагодарим их, попрощаемся с ними, скажем: «До свидания!»

(Мишки уходят).
















Приложение 3


«Увлекательное путешествие в осенний лес»

(сюжетно-ролевая игра)


Цель: создание условий для развития игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение брать на себя определенную роль и выполнять до логического конца;

  • формировать умение пользоваться предметами – заместителями;

  • расширить представления детей о работе водителя, правилах поведения в общественном транспорте;

  • способствовать обогащению знаний детей о временах года, диких животных, растениях, грибах, кондитерских изделиях, фруктах;

  • формировать основы здорового образа жизни;

Развивающие: 

развивать связную речь;

развивать логическое мышление;

развивать память, внимание, воображение.

Воспитательные: 

воспитывать умение дружить, уважать мнение и желание сверстников;

воспитывать любовь к природе и животным.


Оборудование: аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского; игровой материал для с/р игры: «Автобус»: шапка водителя, карточки-билеты, сумка кондуктора, аудиозапись «Сидим в автобусе» Железновых; игровой материал для с/р игры «Лес»: макеты деревьев, зверушки-игрушки, корзинки с угощениями для зверей, макет озера, удочки, рыбки на магнитах; игровой материал для с/р игры «Кафе»: скатерти, чайная посуда, сладости из флиса, фартуки.


Ход игры.

Дети сидят на ковре у камина. Звучит музыка «Времена года. Осень» П.И.Чайковского. Идёт беседа об осени, её приметах, труде людей осенью, как укрепить здоровье в осенний период. Воспитатель с детьми проводит точечный массаж для укрепления здоровья. Воспитатель подводить детей к тому, что лучший отдых-это отдых на свежем воздухе.


Игровая ситуация «Путешествие на автобусе».

Путешествию предшествует беседа о видах транспорта. В игре выбирается водитель, кондуктор, контролёр. Дети приобретают билеты, проходят в автобус, мальчики пропускают вперёд девочек. Контролёр-воспитатель проверяет билеты (картинка на билете должна совпадать с картинкой на стуле.) Звучит музыка Железновых» Вот мы в автобусе сидим».


Игровая ситуация «Прогулка в лесу».

Дети рассматривают деревья, листики, разбросанные на ковре.

«Ветер по небу гулял, ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый, вот осиновый резной,

Вот с берёзки золотой, вот последний лист с осинки»

Ветер бросил на тропинку

«Д\игра» С какого дерева листочек?»

П\игра «Салют из листочков»


Игровая ситуация «Встреча с зайцем».

«Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши выше головы»

Дети угощают зайца морковкой, капустой.

П\игра «Зайка серенький сидит»


Игровая ситуация «Встреча с волком».

«Серый, зубастый по лесу рыщет,

Телят, ягнят ищет»

Дети угощают волка тушкой курицы-игрушки.


Игра-имитация «Кто как кричит»


Игровая ситуация «Встреча с медведем».

«Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает»

Медведь угощает детей калиной.

П\игра «Вот мы к мишке подойдём»


Игровая ситуация «Встреча с лисой».

«Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый-краса,

А зовут её … лиса»

Д\игра «Налови рыбку для лисички»

Используется макет озера, удочки, рыбки с магнитами.


Игровая ситуация «Встреча с белкой».

«Я весёлый зверёк-цок, цок, цок.

Я пушистый зверёк- цок, цок, цок.

Я красивый зверёк-цок, цок, цок.

Очень ловкий зверёк-цок, цок, цок.»

На слово «цок» дети стучат орешком об орешек.

Прощание с лесом.

До свиданья, старый лес,

Полон сказок и чудес!

По тропинке мы гуляли,

На полянке поскакали.

Подружились мы с тобой,

Нам пора уже домой.


Игровая ситуация «Чаепитие в кафе».

Дети приезжают на автобусе в кафе «Придорожное». Выбирается повар, официанты. Накрываются столы скатертями, расставляется чайная посуда, официанты приносят сладости, фрукты из флиса, салфетки. Дети моют руки, вспоминают правила поведения за столом, рассаживаются за столы.







Приложение 4







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!