СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сказки бабушки Варварушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте представлены методы погружения ребенка младшего дошкольного возраста в национальный быт, традиции, мелодику речи  с помощью сказки, которая рано входит в жизнь ребенка,  близка и понятна ему и не только развлекает, но и воспитывает его.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сказки бабушки Варварушки"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка-детский сад №7 «Ромашка»

города Новоалтайска Алтайского края




















ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«СКАЗКИ БАБУШКИ ВАРВАРУШКИ»








Автор:
Горбунова Валентина Николаевна, старший воспитатель







г. Новоалтайск





Содержание научно-методической разработки:

Содержание.…………………………………………………………………..…….2

Введение…………………..………….……….…………………………………… 3

Основная часть

1.1. Направления реализации проекта……………………………………………3

1.2. Паспорт проекта «Сказки бабушки Варварушки»……………………….…4

Библиография……………………………………….………………………………8



































Введение

«Сказка — неиссякаемый источник

познания народной жизни»

Н. Паутинцев



На современном этапе развития системы дошкольного образования особое внимание педагогическими коллективами ДОУ уделяется разработке и апробации инновационных форм и методов приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре. Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым, обеспечить каждому ребенку доступные возрасту средства для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей.

В этой связи был разработан авторский долгосрочный проект «В гостях у бабушки Варварушки». Актуальность разработки авторского проекта обусловлена тем, что сказки наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказка рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно.

Можно утверждать, что сказка является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к культуре своего народа, духовным ценностям, к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но, главное, новое эмоциональное отношение к ним. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Направления реализации проекта


Анализ основных направлений психолого-педагогических исследований показывает, одним из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, несущей этническую нагрузку, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. Поэтому для реализации проекта нами была оборудована развивающая зона «Сказочная», в речевом центре организована тематическая выставка «Народные сказки», в художественно-эстетическом центре выставка: «Иллюстрации к народным сказкам», пополнен игровой центр атрибутами для подвижных игр и игр-драматизаций, показа кукольного театра.

Образовательная деятельность строится на основе тематического планирования, представляющего собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняющихся и раскрывающих многообразные связи предметно-практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы и строится таким образом, чтобы дети обогащали имеющиеся представления последовательно и системно.

Используемые методы погружения ребенка в национальный быт, мелодику речи, создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируют любовь к малой Родине.

Формирование патриотических чувств и духовности осуществляется в непосредственной образовательной деятельности и в процессе режимных моментов. Это ежедневное постоянное общение воспитателя с детьми, в процессе рассказывания сказок: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Снегурочка и лиса» и т.д.

Для поддержания у детей интереса к деятельности эффективным средством могут стать «Аудио сеансы» по прослушиванию детских русских народных: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Сказка об умном мышонке», «Кот и лиса», «Маша и медведь» и др.

Так как процесс истинного познания начинается в деятельности, целесообразно организовать игротеки, такие как: «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Превращение», «Волшебная палочка».

Для формирования нравственных представлений (эталонов) о нормах отношений и моделях можно организововать «Театральные встречи в сказочной беседке»: инсценирование сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Снегурочка и лиса».

Известно, что ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в нравственной сфере ребёнка, обусловленные складывающимися видами деятельности и характером взаимоотношений с окружающими людьми. Взрослый помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка, взрослый санкционирует своим отношением к поступку ребенка определенный тип поведения. Поэтому важными в формировании нравственных представлений мы так же считаем использование таких форм работы как нравственно-этические беседы и уроки доброты: «О чем говорят сказки?», «Хорошо-плохо» и т.д.

Учитывая, что средствами народной культуры является фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку, важно проводить «Тематические дни сказки», например: «Уважаема в народе, я расту на огороде», «Сказочное утро», «Кто построил новый дом?!», и др.

Реализация вышеуказанного проекта предполагает проведение итоговых тематических мероприятий и разнообразных форм совместной образовательной деятельности: тематическое развлечение «В гости в бабушки Варварушки», «Ты детям сказку расскажи», «Полянка сказок» и др. Содержание данных мероприятий должно базироваться на общеобразовательной работе, проводимой в рамках всего проекта.

Учитывая требования ФГОС ДО о, том, что организация образовательного процесса в ДОУ должна выстраиваться как целостная система, учитывающая и обеспечивающая процессы воспитания и развития дошкольника в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах, тема проекта нами рассматривалась с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной через разные образовательные области: «Физическое развитие»: подбор и выполнение комплексов сюжетные утренние гимнастики «Курочки», «Цветок», «Ветерок»; проведение подвижных игр: «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки». Содержание интеграция задач через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» включало конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»); лепка: колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», рисование: деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»).

Освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры через народную сказку целесообразно проводиться в процессе сотрудничества с социумом: экскурсий в библиотеку, просмотра кукольных спектаклей в исполнении актерами профессиональных творческих коллективов города.

Итогом реализации проекта стало изготовление и презентация каждым ребенком страницы в «Книгу Сказок»

Таким образом, педагогическая работа должна строиться таким образом, чтобы обеспечить достаточную эмоциональную, познавательную и практическую насыщенность деятельности детей с тем, чтобы сформировать у них нравственно-эстетические ориентации, понимание единства человека и среды обитания, правильного и эмоционально ценностного отношения к культуре народа посредством народной сказки, устойчивого интереса к сказке как средству этнокультурного воспитания.

1. 2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Сказки бабушки Варварушки»


Название проекта

«Сказки бабушки Варварушки»

Автор проекта

Горбунова Валентина Николаевна

Состав и возраст проектной группы

Дети 3-4лет, воспитатели

Срок реализации

Долгосрочный (9 месяцев)

Типология проекта

Творческий

Направленность

комплексная (познавательная, речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

Образовательные области

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Актуальность

Сказка рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нрав­ственно, развивает умственно. Можно утверждать, что сказка является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к культуре своего народа, духовным ценностям, к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но, главное, новое эмоциональное отношение к ним. Поэтому те уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Цель проекта

Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре этноса посредством народной сказки

Задачи проекта

  • Создание предметно-развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

  • Формирование элементарных нравственных представлений (эталонов) о нормах отношений и моделях поведения.

  • Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества, способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

  • Содействие развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, отражать их в продуктивной деятельности.

  • Воспитание у младших дошкольников интереса к народному жанру – сказке.

Ресурсное обеспечение


  • Подготовка книжного фонда с народными сказками для детей 3-4 лет;

  • подбор зрительного и музыкального материала, пособий: рукотворного и наглядного материала, игровых атрибутов и др.;

  • настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и др.;

  • пальчиковый театр: «Теремок», «Репка» и др.

  • плоскостной театр: «Три медведя»;

  • костюмы к сказке «Репка», «Маша и медведь»

  • иллюстрации к народным сказкам;

  • дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», мозаика «Репка» и др.

Участники проекта

Дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы, педагоги ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности).

Рабочее планирование проекта

1 этап подготовительный

  • Определение темы проекта.

  • Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

  • Подбор методической литературы по теме.

  • Ознакомление с передовым опытом

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал (иллюстраций к народным сказкам, изготовление дидактических игр и др.).

  • Оформление тематических выставок в книжном уголке.

  • Подбор книжного фонда для книжного уголка.

  • Подготовка аудиозаписей народных сказок для «Аудио сеансов».

2 этап основной

  • Чтение русских народных сказок

  • Беседы по сказкам

  • Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

  • Инсценировка сказок.

  • Подготовка тематических выставок детских книг

  • Художественно-творческая деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, изготовление страницы для «Книги Сказок»)

  • Организация «Аудио сеансов», Тематических дней сказок, «Сказочных игротек» и др.

  • Сотрудничество с социальными партнерами (актерами городского театра)

3 этап итоговый

  • Организуется «Выставка детских рисунков «Мои сказки»

  • Подготовка презентации по реализации данного проекта на тему: «Книга Сказок», изготовленной в нетрадиционной технике – «коллаж»

Методы и методики

Практические методы:

упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций, «Аудио сеансы», Сказочные игротеки».

Наглядные методы:

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов.

Игровые методы:

Проведение настольно-печатных, дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок.

Словесные методы:

Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанным сказкам, заучивание пословиц, стихотворений, исполнение песенок. Отгадывание загадок по народным сказкам «Колобок», «Гуси-лебеди» и др.

Ожидаемые результаты

  • Наличие интереса к слушанию народных сказок в исполнении педагога, в аудиозаписи.

  • Проявление интереса к рассматриванию иллюстраций к народным сказкам.

  • Проявление детьми эмоционального отклика на произведения русского народного творчества - сказки.

  • Дети способны рассказать знакомые сказки с опорой на иллюстрации, правильно с нравственной позиции выделить главных персонажей сказки, особенности поступков героев, выделить ведущую линию сюжета.

  • В самостоятельной игровой деятельности, с помощью взрослого, разыгры­вают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов настольного и пальчикового театра;

  • Способны выразительно воспроизвести речи героев сказки.

  • Способны отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, выделять главных персонажей сказок, определять их основные черты характера и поступки.

Интегрированный подход к реализации образовательного проекта

Образовательные области

Виды деятельности

Речевое развитие

  • рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» «Снегурочка и лиса»;

  • инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Снегурочка и лиса», «Два веселых гуся», «Кот ,лиса и петух»

  • «Аудио сеансы» прослушивание сказок: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Кот и лиса»

Физическое развитие

  • Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок»

  • Подвижные игры - «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки», «Гуси, гуси» и др.

Игровая деятельность:

  • Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся»

  • Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;

  • Сюжетно-ролевая игра «В театре»

  • Игра «Превращение»

  • Игра «Волшебная палочка»

  • Строительная игра «Теремок»

Художественно-эстетическое развитие


Изобразительная деятельность:

  • Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)

  • Изготовление «Книги Сказок»

  • Лепка – колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Путаница», «Сказка об умном мышонке»)

  • Рисование – деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»)

Музыкальная деятельность:

  • Слушание и исполнение русских народных песенок:

  • «Ладушки»

  • «Петушок»

  • «Зайчик»

  • «Два веселых гуся» и др.

Социально-коммуникативное развитие

  • Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам»

  • Сотрудничество с театральными коллективами города, приглашение актеров с постановками русских народных сказок

  • Просмотр мультфильмов, диафильмов

  • Посещение Русской Избы (чаепитие)


Библиография:

  1. Большунова, Н.Я. Сказка как средство образования дошкольников в формах детской субкультуры/ Н.Я. Большунова // Психолог в детском саду: методический журнал, 2000. – № 1. – С.3-13.

  2. Тихонова, И.С. Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника / И.С. Тихонова // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: сб. науч-метод. ст. / редкол. Е. Н. Киркина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 234.

  3. Чурилова, М.Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М.Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции; в 3 ч. / редкол.: Н.Е. Разенкова (отв. ред.), Л. Д. Балакай. – Новокузнецк. – КузГПА, 2011. – С. 148-149.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!