Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка-детский сад №7 «Ромашка»
города Новоалтайска Алтайского края
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СКАЗКИ БАБУШКИ ВАРВАРУШКИ»
Автор:
Горбунова Валентина Николаевна, старший воспитатель
г. Новоалтайск
Содержание научно-методической разработки:
Содержание.…………………………………………………………………..…….2
Введение…………………..………….……….…………………………………… 3
Основная часть
1.1. Направления реализации проекта……………………………………………3
1.2. Паспорт проекта «Сказки бабушки Варварушки»……………………….…4
Библиография……………………………………….………………………………8
Введение
«Сказка — неиссякаемый источник
познания народной жизни»
Н. Паутинцев
На современном этапе развития системы дошкольного образования особое внимание педагогическими коллективами ДОУ уделяется разработке и апробации инновационных форм и методов приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре. Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым, обеспечить каждому ребенку доступные возрасту средства для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей.
В этой связи был разработан авторский долгосрочный проект «В гостях у бабушки Варварушки». Актуальность разработки авторского проекта обусловлена тем, что сказки наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказка рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно.
Можно утверждать, что сказка является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к культуре своего народа, духовным ценностям, к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но, главное, новое эмоциональное отношение к ним. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Направления реализации проекта
Анализ основных направлений психолого-педагогических исследований показывает, одним из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, несущей этническую нагрузку, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. Поэтому для реализации проекта нами была оборудована развивающая зона «Сказочная», в речевом центре организована тематическая выставка «Народные сказки», в художественно-эстетическом центре выставка: «Иллюстрации к народным сказкам», пополнен игровой центр атрибутами для подвижных игр и игр-драматизаций, показа кукольного театра.
Образовательная деятельность строится на основе тематического планирования, представляющего собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняющихся и раскрывающих многообразные связи предметно-практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы и строится таким образом, чтобы дети обогащали имеющиеся представления последовательно и системно.
Используемые методы погружения ребенка в национальный быт, мелодику речи, создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируют любовь к малой Родине.
Формирование патриотических чувств и духовности осуществляется в непосредственной образовательной деятельности и в процессе режимных моментов. Это ежедневное постоянное общение воспитателя с детьми, в процессе рассказывания сказок: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Снегурочка и лиса» и т.д.
Для поддержания у детей интереса к деятельности эффективным средством могут стать «Аудио сеансы» по прослушиванию детских русских народных: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Сказка об умном мышонке», «Кот и лиса», «Маша и медведь» и др.
Так как процесс истинного познания начинается в деятельности, целесообразно организовать игротеки, такие как: «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Превращение», «Волшебная палочка».
Для формирования нравственных представлений (эталонов) о нормах отношений и моделях можно организововать «Театральные встречи в сказочной беседке»: инсценирование сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Снегурочка и лиса».
Известно, что ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в нравственной сфере ребёнка, обусловленные складывающимися видами деятельности и характером взаимоотношений с окружающими людьми. Взрослый помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка, взрослый санкционирует своим отношением к поступку ребенка определенный тип поведения. Поэтому важными в формировании нравственных представлений мы так же считаем использование таких форм работы как нравственно-этические беседы и уроки доброты: «О чем говорят сказки?», «Хорошо-плохо» и т.д.
Учитывая, что средствами народной культуры является фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку, важно проводить «Тематические дни сказки», например: «Уважаема в народе, я расту на огороде», «Сказочное утро», «Кто построил новый дом?!», и др.
Реализация вышеуказанного проекта предполагает проведение итоговых тематических мероприятий и разнообразных форм совместной образовательной деятельности: тематическое развлечение «В гости в бабушки Варварушки», «Ты детям сказку расскажи», «Полянка сказок» и др. Содержание данных мероприятий должно базироваться на общеобразовательной работе, проводимой в рамках всего проекта.
Учитывая требования ФГОС ДО о, том, что организация образовательного процесса в ДОУ должна выстраиваться как целостная система, учитывающая и обеспечивающая процессы воспитания и развития дошкольника в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах, тема проекта нами рассматривалась с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной через разные образовательные области: «Физическое развитие»: подбор и выполнение комплексов сюжетные утренние гимнастики «Курочки», «Цветок», «Ветерок»; проведение подвижных игр: «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки». Содержание интеграция задач через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» включало конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»); лепка: колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», рисование: деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»).
Освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры через народную сказку целесообразно проводиться в процессе сотрудничества с социумом: экскурсий в библиотеку, просмотра кукольных спектаклей в исполнении актерами профессиональных творческих коллективов города.
Итогом реализации проекта стало изготовление и презентация каждым ребенком страницы в «Книгу Сказок»
Таким образом, педагогическая работа должна строиться таким образом, чтобы обеспечить достаточную эмоциональную, познавательную и практическую насыщенность деятельности детей с тем, чтобы сформировать у них нравственно-эстетические ориентации, понимание единства человека и среды обитания, правильного и эмоционально ценностного отношения к культуре народа посредством народной сказки, устойчивого интереса к сказке как средству этнокультурного воспитания.
1. 2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Сказки бабушки Варварушки»
Название проекта | «Сказки бабушки Варварушки» |
Автор проекта | Горбунова Валентина Николаевна |
Состав и возраст проектной группы | Дети 3-4лет, воспитатели |
Срок реализации | Долгосрочный (9 месяцев) |
Типология проекта | Творческий |
Направленность | комплексная (познавательная, речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная). |
Образовательные области
| «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» |
Актуальность | Сказка рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Можно утверждать, что сказка является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к культуре своего народа, духовным ценностям, к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но, главное, новое эмоциональное отношение к ним. Поэтому те уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. |
Цель проекта | Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре этноса посредством народной сказки |
Задачи проекта | Создание предметно-развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. Формирование элементарных нравственных представлений (эталонов) о нормах отношений и моделях поведения. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества, способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Содействие развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, отражать их в продуктивной деятельности. Воспитание у младших дошкольников интереса к народному жанру – сказке. |
Ресурсное обеспечение | Подготовка книжного фонда с народными сказками для детей 3-4 лет; подбор зрительного и музыкального материала, пособий: рукотворного и наглядного материала, игровых атрибутов и др.; настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и др.; пальчиковый театр: «Теремок», «Репка» и др. плоскостной театр: «Три медведя»; костюмы к сказке «Репка», «Маша и медведь» иллюстрации к народным сказкам; дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», мозаика «Репка» и др. |
Участники проекта | Дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы, педагоги ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности). |
Рабочее планирование проекта | 1 этап подготовительный Определение темы проекта. Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Подбор методической литературы по теме. Ознакомление с передовым опытом Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал (иллюстраций к народным сказкам, изготовление дидактических игр и др.). Оформление тематических выставок в книжном уголке. Подбор книжного фонда для книжного уголка. Подготовка аудиозаписей народных сказок для «Аудио сеансов». 2 этап основной Чтение русских народных сказок Беседы по сказкам Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий. Инсценировка сказок. Подготовка тематических выставок детских книг Художественно-творческая деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, изготовление страницы для «Книги Сказок») Организация «Аудио сеансов», Тематических дней сказок, «Сказочных игротек» и др. Сотрудничество с социальными партнерами (актерами городского театра) 3 этап итоговый Организуется «Выставка детских рисунков «Мои сказки» Подготовка презентации по реализации данного проекта на тему: «Книга Сказок», изготовленной в нетрадиционной технике – «коллаж» |
Методы и методики | Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций, «Аудио сеансы», Сказочные игротеки». Наглядные методы: Рассматривание иллюстраций русских народных сказок, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов. Игровые методы: Проведение настольно-печатных, дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок. Словесные методы: Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанным сказкам, заучивание пословиц, стихотворений, исполнение песенок. Отгадывание загадок по народным сказкам «Колобок», «Гуси-лебеди» и др. |
Ожидаемые результаты | Наличие интереса к слушанию народных сказок в исполнении педагога, в аудиозаписи. Проявление интереса к рассматриванию иллюстраций к народным сказкам. Проявление детьми эмоционального отклика на произведения русского народного творчества - сказки. Дети способны рассказать знакомые сказки с опорой на иллюстрации, правильно с нравственной позиции выделить главных персонажей сказки, особенности поступков героев, выделить ведущую линию сюжета. В самостоятельной игровой деятельности, с помощью взрослого, разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов настольного и пальчикового театра; Способны выразительно воспроизвести речи героев сказки. Способны отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, выделять главных персонажей сказок, определять их основные черты характера и поступки. |
Интегрированный подход к реализации образовательного проекта |
Образовательные области | Виды деятельности |
Речевое развитие | рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» «Снегурочка и лиса»; инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Снегурочка и лиса», «Два веселых гуся», «Кот ,лиса и петух» «Аудио сеансы» прослушивание сказок: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Кот и лиса» |
Физическое развитие | Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок» Подвижные игры - «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки», «Гуси, гуси» и др. Игровая деятельность: Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся» Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»; Сюжетно-ролевая игра «В театре» Игра «Превращение» Игра «Волшебная палочка» Строительная игра «Теремок» |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность: Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка») Изготовление «Книги Сказок» Лепка – колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Путаница», «Сказка об умном мышонке») Рисование – деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок») Музыкальная деятельность: |
Социально-коммуникативное развитие | Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам» Сотрудничество с театральными коллективами города, приглашение актеров с постановками русских народных сказок Просмотр мультфильмов, диафильмов Посещение Русской Избы (чаепитие) |
Библиография:
Большунова, Н.Я. Сказка как средство образования дошкольников в формах детской субкультуры/ Н.Я. Большунова // Психолог в детском саду: методический журнал, 2000. – № 1. – С.3-13.
Тихонова, И.С. Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника / И.С. Тихонова // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: сб. науч-метод. ст. / редкол. Е. Н. Киркина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 234.
Чурилова, М.Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М.Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции; в 3 ч. / редкол.: Н.Е. Разенкова (отв. ред.), Л. Д. Балакай. – Новокузнецк. – КузГПА, 2011. – С. 148-149.