СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сказочный период в творчестве Н.Н.Носова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сказках мы часто замечаем добрых и злых, честных и нечестных персонажей. Этой прививки доброты нам часто не хватает в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сказочный период в творчестве Н.Н.Носова"»

Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть

1. Творчество Н.Н.Носова

2. Сказочный период в творчестве Носова Н.Н. и его знаменитая трилогия о Незнайке.

III. Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1


































I. Введение.

Недавно на уроке внеклассного чтения мы познакомились с творчеством писателя Н.Н.Носова. Мне понравились веселые рассказы этого писателя и особенно сказки. Более четверти века назад пришел Николай Николаевич Носов в детскую литературу с первой книгой своих рассказов «Тук-тук-тук!». Можно сказать, что этой книжкой он как бы постучался — тук-тук-тук! — в дверь литературы, адресованной юным читателям. И эта дверь широко и гостеприимно распахнулась перед ним... А через год вышла книга Носова «Ступеньки».

Произведения Носова дарят ребятам очень много хорошего, доброго. И прежде всего они дарят радость смеха, веселого настроения!

Есть люди, которые думают, что «весело» и «несерьезно» — одно и то же. Эти люди глубоко заблуждаются. Тем и привлекательны книги Носова, что, радуя, веселя, они в то же время заставляют серьезно задумываться.

Актуальность В сказке – ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. В сказках мы всегда замечем добрых и злых, честных и не честных персонажей. Этой прививки доброты нам часто не хватает в современном мире. Проблема Сегодня мои сверстники не верят в сказку, мало читают, много времени теряют на компьютерные игры, не знают писателей, книгами которых зачитывались наши родители. Цель: познакомиться с сказочным периодом Н.Н.Носова Задачи: 1. Изучить основные источники информации о Н.Н.Носове. 2. Исследовать особенности сказок Н.Н.Носова. 3. Провести анализ полученных материалов. 4. Обобщить данные и разработать проект исследования. Объект, предмет исследования: сказки Н.Н.Носова. Гипотеза: сказки Н.Н.Носова интересны современным детям. Методы: -изучение специальной литературы; - поиск и отбор необходимой информации из научно-популярной литературы, Интернета; -обмен информацией с членами своей семьи; - выполнение проекта. Этапы проведения проекта: I - подготовительный. Работа в школьной библиотеке, в интернете, подборка и чтение литературы о сказках. II - исследовательский. III- творческий. Ожидаемые результаты проекта: 1. Привлечь внимание сверстников к сказкам Н.Н.Носова, где добро всегда побеждает зло. 2. Нарисовать иллюстрацию к сказке Н.Н.Носова.

Сроки выполнения: сентябрь – декабрь 2015 года.



II. Основная часть.

1. Творчество Н.Н.Носова.

       Н.Н.Носов родился в Киеве. Отец – бард-исполнитель на эстраде. В годы учения в гимназии и в рабочей школе Носов Н.Н. увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, шахматами, химией, радиолюбительством и многим другим. Сменил более 15 профессий, прежде чем поступил в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт кинематографии в Москве. Работал постановщиком, в годы войны поставил несколько учебных фильмом для советской Армии.

Множество профессий и разноталантность помогли в его литературной биографии. Носов Н.Н. начал писать в 1938 году – первый рассказ «Затейники». Следующие рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки» и другие. Они были опубликованы в журнале «Мурзилка». Предвоенные рассказы были объединены в сборник «Тук-тук-тук».

В1947 году выходят сборники «Ступеньки» и «Веселые рассказы» - для среднего возраста. В этих циклах герои составляют традиционную комическую пару – здравомыслящий, наивный мальчик-рассказчик и фантазер, горе-изобретатель Мишка, чьи многочисленные увлечения делаются причиной смешных неудач. Знание детской психологии, комизм обеспечили прочное лидирующее место рассказам о Мишке.

Следующие рассказы и повести «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1950) отличительны тем, что в них впервые в юмористическом произведении психологически точно показано формирование детского характера в борьбе с собственными недостатками – слабоволием, безответственностью, неорганизованностью, ленностью.

Главным принципом в 70-е годы становится достоверность в изображении мира детства. Уважение к личности ребенка, мягкий сочувствующий юмор, отделение детских проблем из хаоса взрослой жизни, изображение формирования характера ребенка – в повестях «Повесть о моем друге Игоре», «Между годом и двумя», «От двух до двух с половиной лет».

Художественное мастерство строится на точном соблюдении законов читательского восприятия, отчетливости идейного содержания, на умении строить неожиданную, остроумную коллизию, психологически убедительную, в гротесковых подробностях. Основа комизма – образ ребенка с комплексом смешных возрастных черт.

Наравне со знакомством юного читателя с политехническими знаниями Носов Н.Н. сообщает что-нибудь полезное, интересное, элементы житейских правил.


2. Сказочный период в творчестве Носова Н.Н. и его знаменитая трилогия о Незнайке.

Н. Носов успешно разрабатывал различные прозаические жанры. Неизменной любовью ребят – дошкольников и младших школьников – пользуются его сказки: "Бобик в гостях у Барбоса", "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в солнечном городке", "Незнайка на луне". Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогию. Первая его часть – "Приключения Незнайки и его друзей" – напечатана в 1954 году. Сюжет ее основан на фантастических приключениях коротышек, живущих в цветочном городе.

"Приключения Незнайки" по жанру роман-сказка. Носову удалось, не разрушив признаков, присущих и роману и сказке, создать произведение приключенческое и юмористическое. Действие в "Приключениях Незнайки" постоянно развивается на грани событий реальных и фантастических. Основной прием литоты позволяет представить модель общества в форме детской игры. Эта модель лишена реальных социальных противоречий между «взрослостью» жизнеустройства и «детскостью» героев.

Автор поясняет, что коротышками его героев называют потому, что они очень маленькие – это еще не выходит за пределы реального, но следующая же фраза уточняет, что каждый был ростом с небольшой огурец. Так на реальность накладывается новый, фантастический мотив. В восприятии ребенка возникают образы сказочных мальчиков и девочек, которые были настолько малы, что грибы и орехи распиливали пилой на части и перетаскивали домой по кусочкам.

Композиционно роман-сказка Носова разделен на 30 небольших глав, почти каждая из которых содержит какое-либо завершенное событие и в то же время связана с предыдущими.

То это рассказ о том, как Незнайка был музыкантом, художником, сочинял стихи, катался на газированном автомобиле; то это события, происходившие с Винтиком и Шпунтиком в городе Змеевке; то путешествие коротышек на воздушном шаре.

Как во всяком романе, в "Приключениях Незнайки" есть авторские отступления, они различны по тематике и представляют собой непринужденный разговор автора с читателями. Так, в начале книги Носов предупреждает: "некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни – это одно, а в сказочном городе м – совсем другое. В сказочном городе все бывает".

Характеры коротышек четко индивидуализированы: это "самый известный малыш" Незнайка, "самый главный малыш-коротыш" Знайка, охотник Пулька, художник Тюбик, доктор Пилюлькин, Сахарин СахариновичСиропчик и другие.

Незнайка, главный герой, – хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает "для рифмы", что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка – фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. "За всеми забавными приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность. Книга художественна, и потому урок, который стремится преподать автор, безусловно, дойдет до детворы", – писал в рецензии на сказку Ю. Олеша.

В 1958 году была закончена вторая часть трилогии – "Незнайка в Солнечном городе". Носов нашел здесь новые повороты сюжета. Вернувшись после путешествия на воздушном шаре, коротышки строят фонтан, тростниковый водопровод и мост через Огурцовую реку. Незнайка решил исправиться, стать вежливым, начать учиться, но вскоре ему все надоедает. Автор по этому поводу с шутливой иронией замечает: "Это часто случается в стране коротышек. Иной коротышка наобещает с три короба, наговорит, что сделает и это, и то, даже горы свернет и вверх ногами перевернет, на самом же деле поработает несколько дней в полную силу, а потом снова понемножку начинает отлынивать".

Дидактический материал органически сочетается в этой сказке с познавательным и фантастическим. Незнайка совершает бескорыстные поступки, получает волшебную палочку и попадает в чудесный солнечный город будущего. Сюжет насыщен сказочными превращениями, приключениями, комическими ситуациями, в которых оказываются Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький.

Заключительная часть трилогии – "Незнайка на луне" – вышла отдельным изданием в 1965 году. В центре ее – события, которые произошли через два с половиной года после возвращения трех друзей из Солнечного города. За это время изменился облик Цветочного города. Коротышки ввели у себя многое из того, чем был знаменит Солнечный город. Построены новые дома, в том числе два вертящихся здания; на улицах появились спиралеходы, труболеты, авиагидромотоколяски.

Знайка придумал ракету, в которой коротышки собираются полететь на Луну. Когда все было готово к путешествию, Незнайка и Пончик спрятались в пищевом отсеке и нечаянно запустили ракету. Так начались новые приключения Незнайки в лунных городах Давилоне, Лос-Паганосе, Брехенвиле и на Дурацком острове.

Познавательное и научно-фантастическое в этой части трилогии тесно переплетается с сатирическим. Гротескные образы Скуперфильда, Спрутса, госпожи Миноги, господина Гаткинза разоблачают заправил буржуазного мира. Грустные приключения двух путешественников в лунном мире помогли Незнайке понять многое. Он оценил могущество дружбы и взаимопомощи, пережив с бедными коротышками-лунатиками метаморфозы на Дурацком острове. Он познал новое, "огромное-преогромное" чувство любви к родной земле.

Замысел романа-сказки возник у писателя в связи с книгой А. Хвольсон "Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков", но воплощение его оказалось самостоятельным и необычным. Это проявилось не только в выборе героев и прослеживании эволюции их характеров, но и в широте диапазона произведения, в постепенном углублении познания мира. От фантастических, веселых, с юмором описанных приключений Незнайки в Цветочном и Солнечном городах до сатирических разоблачений буржуазного "лунного" мира – таков охват событий в трилогии Н. Носова. Усложнение замысла позволило адресовать последнюю часть произведения уже не только маленьким детям, но и ребятам постарше.


III. Заключение

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.

В произведениях Носова дети получают новые знания и представления, ответы на многие вопросы, которые их волнуют, усваивают понятия о долге, чести.

В сказках писателя всегда находится материал и для родителей. Уже будучи взрослыми и начиная воспитывать собственных детей, они с удовольствием перечитывают книги Носова. Эти сказки помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует. Сам Носов отмечал, что для него важнее не юмор ситуаций, а юмор характеров. До последних лет жизни искал Носов Н.Н. новые пути общения с маленькими читателями, поэтому его книги актуальны и сегодня.


Список используемой литературы.

1. Буртовая Н.Ю. "«Взглянуть на мир глазами ребёнка». О творчестве Н.Н.Носова – М., 2009.

2. Большая советская энциклопедия - статья "Носов Николай Николаевич" – М., 1986.

3. Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. - М., Просвещение, 2000.














































Приложение 1


Николай Николаевич Носов с детьми.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!