СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Словесные и живописные портреты крестьянских мальчиков (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:  

обучение словесному описанию портрета детей, формирование образовательных компетенций обучающихся через работу над созданием текста описания;

 

*развитие логического мышления и письменной речи;

 

*стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком

 

*прививать любовь к искусству, к родной природе, прошлому страны;

Просмотр содержимого документа
«Проект "Словесные и живописные портреты крестьянских мальчиков (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг")»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении





Проект

«Словесные и живописные портреты крестьянских мальчиков (по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»)»

Руководитель Парфенова Н.П.











Паспорт проектной работы

Название проекта


«И.С.Тургенев «Бежин луг»

Тема: Словесные и живописные портреты крестьянских мальчиков»

Руководитель проекта


Парфенова Надежда Петровна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту


Литература

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Русский язык, изобразительное искусство

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

12-13 лет

Кто работал над проектом


учащиеся 6 класса

Тип проекта


по виду деятельности – творческий;

по содержанию –межпредметный;

по организационной форме – групповой;

по времени выполнения - краткосрочный

Цель проекта (практическая и педагогическая)


*обучение словесному описанию портрета детей, формирование образовательных компетенций обучающихся через работу над созданием текста описания;


*развитие логического мышления и письменной речи;


*стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком


*прививать любовь к искусству, к родной природе, прошлому страны;

*воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и развивать чувство прекрасного в процессе анализа портретных характеристик.

Задачи проекта

1. Познакомить учащихся с творчеством И.С.Тургенева.

2. Способствовать развитию творческого воображения, логического мышления учащихся, развитию чувств и эмоций детей.

3. Учить воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.

4. Учить детей «читать» картину, описывать внешность человека, осмысливать и понимать содержание.

5. Развивать пространственное мышление.

7. Учить выражать словами свои впечатления, представления.

8. Формировать у учащихся эстетический вкус, умение вглядываться и вслушиваться в прекрасное.

9.Воспитывать любовь и уважение к личности.


Вопросы проекта

1.Что вы знаете о писателе?

2. Чему посвящен рассказ «Бежин луг»?

3. Какое настроение у вас вызывает рассказ?

4. Главными героями рассказа являются мальчики, но сразу ли с ними встречается герой-рассказчик? 5. Почему же так надолго откладывает писатель встречу со своими героями? 6. С чего начинается рассказ? 7. Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли «для фона»? 8. Прежде чем рассказать о мальчиках, охотник сначала рассказывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?

9. Кто из мальчиков больше всего историй рассказывает и про кого? Что общего в историях Илюши? А сам Илюша верит в то, о чем рассказывает?

10.Какие истории рассказывает Костя? Это такие же истории, какие рассказывал Илюша? Или чем-то отличаются? Как они характеризуют Костю? Сопоставьте с портретом.

11.А Павлуша про что рассказывает? Какие это истории?

12. Вспомните поступки героев; подумайте, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки героя-рассказчика?

13. Кто же из ребят претендует на главную роль? Почему? А на самом деле кто лидер среди ребят? Почему?

14. Как рассказчик относится к героям? Кто ему больше нравится? Докажите примерами из текста.


Аннотация (актуальность, значимость на уровне школы, личностная ориентация, воспитательный аспект)


Идеей создания данного проекта послужило чтение рассказа «Бежин луг», знакомство с картинами природы в рассказе, знакомство с рассказами детей. Простота и поэтичность описания природы и ребятишек, их рассказы также послужили идеей для написания проекта. Воспитательный аспект-это прививать любовь к родному языку, литературе.

Предполагаемый продукт

Творческие работы учащихся – сочинение.

Презентация

Этапы работы над проектом

1.Организационный этап

- обсуждение темы исследования

-формирование групп для проведения исследования,

- планирование деятельности.

2.Изучение собранного материала

-работа в группах.

3. Практический этап

- творческая работа – сочинение (в парах)

- презентация.




  1. Вступление.

В 40 – 50 годы 19 века Иван Сергеевич Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник «Записки охотника». Они включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Темы рассказов многообразны: здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях и поверья, сказки русского народа, и прекрасные картины природы России.

Во всех рассказах присутствует один и тот же герой – Петр Петрович, дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, происходивших с ним во время охоты. Тургенев наделил своего рассказчика тонкой наблюдательностью, особым чувством прекрасного. Сборник принес автору широкую известность.


Рассказ «Бежин луг» вошел в сборник «Записки охотника» и был опубликован в 1851г. Называться он стал так потому, что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Сам Тургенев страстно любил охоту, поэтому об охоте он пишет с таким увлечением: «…русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да и где же охотиться, как не у нас: кажется, есть, где и есть, по кому. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Вообще охота свойственна русскому человеку…» и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью. По определению Герцина, «ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда».

Случай, который однажды произошел с Тургеневым, был положен в основу рассказа «Бежин луг». В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но, возвращаясь домой, он заблудился. Долго блуждал он по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное время пасти лошадей. В рассказе раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-героя. Это произведение о жизни крестьянских мальчиков.


  1. «Прекрасный июльский день»

Рассказчик описывает «прекрасный июльский день». Какие чувства вызывает у него июльский день?

Он им любуется: заря «разливается  кротким румянцем», солнце «светлое, приветное,  лучезарное— мирно всплывает», «весело» и «величаво».

И вот он заблудился. Какие чувства он испытывает?

Ему не по себе: его «охватила неприятная, неподвижная сырость», ему было как-то «жутко», мыши носились «таинственно». 

И.С. Тургенев использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудилсяи неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир, полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

И вот он увидел два огонька. Настроение изменилось: он обрадовался. Появились, наконец, люди — «маленькая кудрявая голова».

Он, наконец, узнал, что зашел на Бежин  луг, увидел людей и «решился» подойти к крестьянским мальчикам, которые и становятся героями рассказа.

Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли «для фона»?

Природа у него тоже самостоятельный герой, и рассказчик — не просто рассказчик. Автору интересно развернуть все внутренние переживания своего рассказчика-охотника. И далее он не сразу переходит к описанию мальчиков.

Прежде чем рассказать о мальчиках, охотник сначала рассказывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?

Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это «большой праздник».

Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков


  1. Характеристика мальчиков.

Безусловно, характеристики детей были бы неполными, если бы мы не услышали, о чем они говорили у костра.

Свет костра крестьянских ребятишек – их коллективного опыта и разума осветил кусочек необъятной тьмы вокруг и дал возможность их случайному гостю заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся.

Что же выхватил свет костра народных примет и наблюдений.

Федя

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».

Павлуша

«У Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Ему на вид было не более двенадцати лет».



Илюша

«Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет».

Костя



«Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, с задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».

Ваня

«Ваня лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

Ваня молчалив и робок, смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел «божьими звездочками». Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза».

  1. Истории мальчиков.

Кто из мальчиков больше всего историй рассказывает и про кого?
Что общего в историях Илюши? А сам Илюша верит в то, о чем рассказывает?

Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на могиле, про деда Трофимыча, про бабу Ульяну, покойного мальчика Ивашку, про Тришку-антихриста. Он и про лешего говорил, и про водяного. Все его истории про страшное. Он верит больше, чем все остальные. Если бы не верил, то не рассказывал бы с такими эмоциями. Он знал все поверья.

А какие истории рассказывает Костя?  Это такие же истории, какие рассказывал Илюша? Или чем-то отличаются? Как они характеризуют Костю? Сопоставьте с портретом.

Костя рассказывает про плотника Гаврилу и русалку, про Феклисту и ее сына. Рассказчик  заметил у мальчика задумчивый и печальный взор.

Он мечтательный, его истории — сказочные. У него даже слова такие — «братцы мои»... Светлые, поэтические слова. Рассказы Кости красивые, печальные. У мальчика явно поэтическая натура.



А Павлуша про что рассказывает? Какие это истории?

У него смешные истории. Про жбан. Про то, как его звал водяной. Павлуша все время рассуждает, все знает: кто кричит, что это может быть на самом деле.

Помните его портрет? Глядел умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. Он самый здравомыслящий из мальчиков, видит реальную картину жизни, знает и понимает природу. Кто кричит? Цапля, лягушки. Куда летят кулики. И хотя он и верит в водяного, в то, что может быть, «душа Акима-лесника жалобится», но рассказывает часто с юмором, умеет увидеть смешное.



Сравните речь Павлуши и Илюши

Илюша говорит «сиплым и слабым голосом», используя повторы, характерные для устной речи; в его историях чувствуются интонации бывалого, опытного рассказчика, который знает все деревенские предания. Речь Илюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.

Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Илюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.

Тургенев точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок и мелких оттенков, которые не затемняют целое, но помогают представить мир крестьянских мальчиков во всем его многообразии, в богатстве и скудности одновременно.

Вспомните поступки героев; подумайте, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки героя-рассказчика?



Кто же из ребят претендует на главную роль? Почему?

А на самом деле кто лидер среди ребят? Почему?

Павлуша в критических ситуациях смелее себя ведет. Когда все испугались и собаки залаяли, он один бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался. Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном. Он не побоялся после страшных историй пойти за водой.

  1. Отношение автора к героям.


Как рассказчик относится к героям? Кто ему больше нравится? Докажите примерами из текста.

Они ему  интересны, любопытны, он пытается их понять. Больше других ему приглянулся Павлуша. Он сам говорит, что Павлуша ему нравится. « Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него». Рассказчику очень жалко, что Павлуша убился, упав с лошади.

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой».  (Н.И. Якушин)

Каков ведущий эмоциональный фон рассказа?

1) В описаниях природы — любование ее торжественностью, величавостью, таинственностью;

2) в описаниях мальчиков — интерес, вглядывание, любование;

3) в поверьях, рассказанных мальчиками, — таинственность

(в Илюшиных — страшная, в Костиных — поэтическая). Во всем рассказе — любование и таинственность.
А мальчиков мы пытались понять по их портретам и через те истории, которые они рассказывали.


ОБЩИЙ ВЫВОД

В рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" пересекаются две темы: красота русской природы и внутренняя красота русских людей. Человек неразрывно связан с природой, в ней он черпает свою силу, по её приметам пытается угадать своё будущее. Несмотря на то, что все мальчики обладают разными характерами, в них есть много общих черт: они любят и почитают природу, но в тоже время почитают и боятся скрытых в ней сил, они наивны и непосредственны, смелы и суеверны одновременно. Именно близость к природе делает их такими. Человек, сохраняющий связь природой, уважающий её, видящий её совершенство, сам внутренне обогащается.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!