Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4» Педагогический проект «Сортируем мусор – бережём природу». Возрастная группа: старшая группа №1 «Капелька» Сроки реализации проекта: 24.01.2022 – 28.01.2022 Составители проекта: Воспитатель: Стародумова И.Г. Воспитатель: Марарь О.А. г. Майкоп, 2022 год |
Пояснительная записка
Чисто не там, где убирают,
а там, где не мусорят.
Тип проекта: Информационный, познавательно - исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 24.01 2022 по 28.01.2022
Участники проекта: дети старшей группы №1 «Капелька», воспитатели, родители.
Актуальность: Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем современности. Она касается любого из нас. Свалки и другие скопления мусора являются серьёзным источником экологической опасности. В решении данной проблемы большую роль играет формирование экологического грамотного поведения у наших воспитанников – дошкольников, в том числе и их родителей.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Проблема: Охрана природы, попытка решить проблему сортировки мусора и его утилизации.
Гипотеза: Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
Цель проекта: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Программное содержание:
1. Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
2. Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
3. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
4. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Задачи работы с родителями:
1.Ознакомить родителей с данной темой, задачами и актуальностью данного проекта.
2.Формирование активной заинтересованности родителей в сборе макулатуры и пластика.
Методы и формы реализации проекта:
- Словесные (беседы и рассуждения);
- Игровая деятельность ( подвижные игры, дидактические игры);
- Чтение художественной литературы;
- Изобразительная деятельность (раскраски, рисунки)
- Труд;
- Наглядные (иллюстрации, картинки, просмотр мультфильмов).
Предполагаемый результат:
-
Осознание детьми значимости охраны природы, что нельзя мусорить бездумно. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, и предметам на выброс можно дать вторую жизнь.
-
Будут соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе и в городе: почему и как нужно убирать мусор в городе, на природе.
-
У родителей формируется интерес к проблеме экологического воспитания своих детей, к раздельному сбору бумаги и пластика для дальнейшей переработки.
Продукт проекта:
-
Изготовление дидактической игры « Сортируем мусор правильно».
-
Изготовление плаката на тему «Давайте заботиться о Земле».
-
Изготовление информационного буклета для родителей «Правильно сортируй мусор».
-
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап.
-выбор темы проекта.
-определение цели и задач.
-составление плана работы.
-изучение методической литературы.
-подготовка материалов и оборудования.
-предварительная работа с родителями.
2. Основной этап (реализация проекта).
День недели | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями |
Вид деятельности | Цель |
Понедельник | 1.Беседа с детьми «Как и куда люди выбрасывают мусор». 2.Рассматривание буклета и плаката по сортировки мусора. 3.Дидактическая игра «Что лишнее?». 4. Чтение А. Усачев «Мусорная фантазия». | Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду. Повышение уровня экологической культуры и информационности о проблеме обращения с отходами. Научить выявлять общие признаки предметов, закреплять знания о видах материалов, развивать внимательность. Учить детей слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку. | Размещение информации в родительском уголке. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье». |
Вторник | 1.Беседа «Виды бумаги». 2. Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно». 3.Просмотр мультфильма «Маленькое большое море» (смешарики). 4. Чтение А. Лопатина «Почему у Земли платье зеленое». | Расширять представление детей о бумаге, её свойствах. Учить обследовать предметы и делать выводы. Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены. Продолжать учить детей вести беседу об увиденном мультфильме. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. | Буклет для родителей «Раздельный сбор мусора». |
Среда | 1.Бесела «Польза и вред батарейки». 2. Опытно – экспериментальная деятельность «Свойства бумаги». 3. С/р игра «Поход на лесную полянку». 4. Разрезные картинки «Планета Земля». 5. Чтение сказки Арина Кривощёкова «Нет места мусору». | Формирование знаний детей о пользе и вреде батареек. Расширять представление детей о бумаге, ее свойствах. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи и дела выводы на основе эксперимента. Учить детей применять в игре полученные знания. Способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки. Обогащать словарный запас детей. | Акция для детей с родителями «Батарейка – сдавайся!». |
Четверг | 1. Беседа «О том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше». 2. Экспериментальная деятельность «Что произойдет с коркой апельсина в земле». 3. Чтение М. Крюков «Не надо мусорить в лесу». 4. Просмотр мультфильма «Фиксики – переработка мусора». 5. Д/игра «Рассортируй мусор правильно». | Расширять представления детей о вторичном использовании бытовых отходов. Закреплять умение разумно использовать различные материалы. Развивать интерес к эксперименту. Развивать способность делать выводы в ходе опыта. Продолжать знакомить детей с литературными жанрами, учить слушать стихотворение, понимать смысл прочитанного. Продолжать учить детей вести беседу об увиденном мультфильме. Продолжать способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены. | |
Пятница | 1. Беседа с детьми «Помогите природе». 2. Игры с крупным строительным материалом «Завод по переработки мусора». 3. Изготовление из пластиковых бутылок емкостей для посадки огорода. 4. Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Серая шапочка и красный волк». 5.Изготовление плаката «Давайте заботиться о Земле». | Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности. Создавать условия для развития конструктивной деятельности. Закреплять умение анализировать свою постройку. Показать детям способ использования пластиковых бутылок после их использования. Развивать фантазию, художественный вкус, мелкую моторику рук. Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки. Обогащать словарный запас детей. Способствовать воспитанию экологической культуры. Развивать познавательно – исследовательскую активность детей. | Сдача собранной макулатуры и пластика в переработку. |
-
Заключительный этап.
Подведение итогов:
1.Создание плаката «Давайте заботиться о Земле».
2.Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор правильно».
3.Участие в акции по сбору макулатуры.
4. Изготовление емкостей для посадки огорода.
Анализ результатов работы:
В результате произошло осознание детьми значимости охраны природы, что нельзя мусорить бездумно. У детей сформировались знания о значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, что можно делать из предметов на выброс оригинальные поделки.
Также нашими основными участниками проекта были родители. непосредственное участие детей и родителей в акции по сбору пластика и макулатуры. Результатом данного проекта является повышение уровня знаний у детей и родителей об экологии родного края, охране природы.
Список литературы:
-
Дыбина О.В. Неизведанное рядом . Занимательные опыты , эксперименты для дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2005.
-
Рыжова Н.Н. Экологическая тропинка в детском саду. М: Линка – Пресс, 2009.
-
Интернет – ресурсы.
Приложения.
Приложение 1. Художественные произведения.
Андрей Усачёв «Мусорная фантазия».
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Лопатина «Почему у Земли платье зеленое».
Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.
— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.
— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?
На этот раз мама задумалась, а затем сказала:
— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.
— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.
Мама снова долго думала, а потом спросила:
— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?
Девочка удивленно посмотрела на маму:
— Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка?
— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.
Экологическая сказка
Арина Кривощекова «Нет места мусору».
Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в городе Гродно после того как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды. Мусор очень гордился тем, что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.
Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.
Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: « Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор. Работа у них кипела: « Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — припевали помощники. Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу. Увидела его она и говорит: « Ну-ка, Мусор, держись- лучше с нами не борись!»
Мусор был в ужасе. Да как закричит: «Ой, Не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?». Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор, приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!».
А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. Чистота и Аккуратность стали разбирать весь мусор , сложенный в мешки. Чистота сказала: « Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.
Аккуратность объявила: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов. А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».
А Порядок продолжает: « И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.
Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.
Михаил Крюков «Не надо мусорить в лесу!».
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Экологическая сказка
Н Рыжова «Серая шапочка и красный волк».
Жила-была девочка. И звали ее... Серая Шапочка. Шапочку, а вернее шляпку, связала внучке бабушка из шерсти старого Волка, который когда-то пытался ее съесть. Тогда она была еще маленькой девочкой, и звали ее Красной Шапочкой. Эту печальную историю со счастливым (только не для волка) концом знает каждый. Много воды утекло с тех пор, но бабушка все еще хранила красивую красную шапочку, которую так любила в детстве. Она теперь жила в домике своей бабушки, на краю леса, и уже ее внучка, Серая Шапочка, навещала старушку и приносила сливочное маслице и пирожки.
В лесу, через который каждый раз проходила дорога Серой Шапочки, жил печальный добрый Волк. Все называли его Красный Волк, так как ученые давно занесли его в Красную книгу и предупредили всех, что Волк нуждается в охране. Эти ученые долго гонялись за испуганным зверем, а когда он совсем обессилел, измерили вдоль и поперек, проверили здоровье, а затем сказали, что он должен беречь себя для потомков. Но Серая Шапочка и ее семья никак не желали охранять злого и коварного, по их мнению, хищника. К тому же они совершенно не берегли лес, в котором жил одинокий зверь. Поэтому Волк и стал печальным. Ведь лес был его родным домом.
Иногда Волк забирался в самую глухую чащу, раскрывал большую Красную книгу и долго смотрел на фотографию своего собрата по несчастью — настоящего красного волка, который обитал где-то далеко в горах. Его судьба была трагической: люди почти истребили этих зверей. «Не такое ли будущее ждет и меня?» — думал Волк и тяжело вздыхал.
В тот день, как обычно, Серая Шапочка собиралась в гости к бабушке. Мама принесла из магазина пирожков и маслица. «Положи каждый пирожок в отдельную коробочку, а кусочки маслица заверни в полиэтиленовые пакеты, чтобы я не испачкалась», — попросила Серая Шапочка. Она сложила все продукты в большой полиэтиленовый мешок, добавила к ним пластиковую бутылку минеральной воды и отправилась в дорогу.
Тем временем Волк сидел на поляне и слушал, как поет соловей. Он был очень впечатлительным существом и любил звуки природы. Вдруг ему на плечо села сплетница-сорока. «Эй ты, Красный! Сидишь тут, птичек слушаешь, а твоя Шапка опять в гости к бабке своей собралась. Я уже всех зверей и птиц предупредила. И ты тоже поторопись, ты ведь любишь ее воспитывать. Съел бы сразу, и дело с концом. Не поддается она воспитанию, у нее дурная наследственность».
Волк тяжело вздохнул и отправился навстречу Серой Шапочке, которая уже вошла в лес. Она была в хорошем настроении, прыгала, громко распевала песни. Увидев Волка, девочка замолчала, потом вынула из кармана жевательную резинку и демонстративно положила ее в рот, бросив бумажку на землю. «Подбери, пожалуйста, обертку, — вежливо попросил Волк, — здесь должно быть чисто». Но Серая Шапочка сделала вид, что ничего не слышит, и отправилась дальше. Волк, вздохнув, поднял яркую бумажку и пошел вслед за девочкой. «И не кричи, пожалуйста, — продолжил Красный Волк разговор, — тут птицы выводят птенцов, не пугай их». — «Как же ты мне надоел, — возмутилась Серая Шапочка, — ничего с твоими птичками не станет, а я петь хочу, у меня душа поет. И для чего тебя только охраняют! Вот бабушка рассказывала, как раньше хорошо было: везде на волков охотились, никто их не жалел». Красному Волку совсем не хотелось ворошить печальное прошлое, и он перевел разговор на другую тему: «Слушай, Шапка, ты опять несешь бабушке сливочное маслице в пакетах? Оно ведь вредное для пожилых людей, в нем холестерина много. Твоей бабушке нужна вегетарианская пища. К тому же все эти пакеты из-под вашего маслица валяются, потом по всему лесу где попало. Вот крот недавно рассказывал: вылез ночью подышать свежим воздухом и чуть не задохнулся. Думал, что воздух в лесу кончился». — «Ну а я-то тут при чем? — удивилась Серая Шапочка. — Я этого крота никогда не видела и видеть не хочу». — «Зато он теперь очень хочет тебя видеть. Потому что ночью он залез носом прямо в полиэтиленовый пакет, который ты бросила в прошлый раз, еле выбрался из него», — объяснил Волк. «В другой раз будет смотреть, куда свой нос совать!» — грубо ответила Серая Шапочка и повернулась к Волку спиной.
«А по какой дороге ты пойдешь к бабушкиному дому?» — задал Волк свой традиционный вопрос. В этот раз Серая Шапочка решила идти по неизведанной тропе. Старая за долгие годы была совсем вытоптана. На ней то и дело попадались оголенные корни деревьев, о которые можно было споткнуться. К тому же все самые красивые цветы вдоль знакомой дорожки уже давно исчезли. А ведь бабушка, как известно, очень любила большие букеты, которые дарила ей внучка.
Правда, Волк уговаривал Серую Шапочку не протаптывать новую тропинку и не срывать самые красивые цветы, не гоняться за яркими бабочками. «Лучше сделай для бабушки цветочную клумбу, и она сможет любоваться цветами и бабочками из окна. А лесные цветы пусть растут в лесном доме. Они здесь нужнее. А то они станут такими же редкими, как и я». Но легкомысленная Серая Шапочка не послушала Красного Волка и отправилась искать новую дорогу. Она знала, что нужно найти место, где две березы растут рядом с двумя елочками. Ну, а Красный Волк решил отправиться к бабушке по прежнему маршруту, который начинался у старого дуба. По дороге он собирал оставленный кем-то мусор и горестно вздыхал: «Эх, Шапка, и кто только тебя воспитывал!»
По дороге Серой Шапочке то и дело попадались ромашки и колокольчики. Они качались на ветру, словно приветствуя ее своими нарядными головками. Девочка нарвала самых крупных цветов, чтобы порадовать бабушку. «Какая удача, что я пошла по этой дороге, в других местах уже не найдешь таких красивых цветов!» Она была почти у цели, как вдруг путь ей преградила густая изгородь из кустов и деревьев. Пришлось сломать несколько веток, чтобы не возвращаться назад.
Ну, вот и бабушкин дом. Серая Шапочка еще издали узнала его по свалке под забором. Бабушка не раз просила внучку убрать мусор, но Серой Шапочке не очень-то хотелось заниматься таким скучным делом. Только Бабушка поздоровалась с внучкой, как невдалеке показался Красный Волк. Он был усталым, но довольным: ведь по дороге ему удалось собрать немало бумажек, баночек и других, ненужных в лесу вещей. «Правильно говорила сорока, — проворчал Волк, — если вы с бабушкой и дальше будете себя так вести, придется пойти на крайнюю меру и съесть вас».
Не успела Серая Шапочка ответить, как из-за поворота показалась группа людей. Они подошли к домику и уважительно пожали Красному Волку лапу. «Вы, случайно, не охотники? — с надеждой спросила Серая Шапочка. — А то у нас тут лишние волки по лесу бродят». — «Мы не просто охотники, мы — фотоохотники, — ответил старший, — и ищем миры, в которых еще сохранились животные». — «А, так вы из передачи "В мире животных", — обрадовался Волк, — разрешите с вами сфотографироваться на память». — «С удовольствием, — сказали фотоохотники, — мы покажем нашу фотографию по телевизору». — «А меня покажете? — запрыгала от нетерпения Серая Шапочка. — Я ведь внучка той самой Красной Шапочки».
«Мы фотографируем только тех, кто дружит с природой», — заметил один из фотоохотников. Серая Шапочка посмотрела на увядший в руке букет цветов и промолчала, а бабушка покраснела так, что ей пришлось натянуть поглубже свою старую красную шапочку, чтобы никто этого не заметил. «Так, — сказал Старший фотоохотник, оглянувшись на свалку из бутылок и пакетов из-под пирожков и маслица, — все ясно. Вы, бабушка, должны подавать пример подрастающему поколению. Вот вам инструкция, как нужно себя вести», — и он передал бабушке книгу «Правила поведения гостей в лесу». «Но если мы гости, то кто тогда хозяин этого леса?» — возмутилась Серая Шапочка. — «Хозяин тот, кто его бережет, для кого лес — дом родной».
И с этими словами Старший фотоохотник вручил Красному Волку большую золотую медаль «За охрану природы» и новое издание Красной книги. А бабушка и внучка решили убрать весь мусор, посадить цветы и поставить вокруг природоохранные знаки. Они, наконец-то, прочитали Красную книгу, и теперь очень гордятся тем, что рядом с ними живет такой редкий зверь. И только сорока все еще им не доверяет...
Приложение 2. Дидактические игры.
«Сортируем мусор правильно»
Цель. Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать
предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
1 вариант.
Оборудование.
Играющим раздаются карты с изображением в центре баков разного цвета
для разных материалов (стекла, пластика, бумаги, пищевых отходов,) и с
пустыми клетками по краям.
У ведущего – карточки с изображением предметов, сделанных из разных
материалов.
Ход игры.
Ведущий показывает карточку с изображением предмета, дети определяют,
из какого материла сделан предмет. Дети определяют, на чьей карте
находится бак для этих предметов и выкладывает данную карточку на
пустую клетку. И так до тех пор, пока все пустые клетки не будут заполнены
у кого-нибудь из играющих. Первый, кто заполнил карту целиком, –
побеждает.
2 вариант.
Оборудование.
Детям раздаются маленькие карточки с изображением различных предметов
в равном количестве на каждого.
У ведущего - карты с изображением в центре баков разного цвета для разных
материалов (стекла, пластика, бумаги, пищевых отходов,) и с пустыми
клетками по краям.
Ход игры. Дети рассматривают имеющиеся у них карточки и по очереди
выкладывают их на карты ведущего, обосновывая свой выбор. Ребенок,
совершивший ошибку, пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым
разложит все карточки.
«Что лишнее?».
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход игры: Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
Приложение 3. Работа с родителями.
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова «ойкас» - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим, чем мы живём. С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу. Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями. Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими
питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб. Дети часто поступают жестоко с природой, и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание Вам - воспитывайте у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Учит по календарю
По живому букварю
Птицы учат пению
Паучок терпению
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой
Обучает жить в труде
И по справедливости
Учит пас правдивости
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучатся нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной парод
Учит крепкой дружбе.
Консультация для родителей.
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки. Источниками образования отходов производства и потребления в современном мире являются предприятия, различные организации и индивидуальный потребитель. Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние
здоровья и условия жизни населения. Проблема усугубляется производством материалов, которые с трудом разрушаются, чем вызывают неотвратимое загрязнение почвенного покрова земли. При загрязнении почв самоочищения практически не происходит или происходит очень медленно. В таком случае токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава почв, нарушению экосистемы. Из почвы токсичные вещества могут попасть в организмы животных, людей. Отходы накапливаются на санкционированных свалках (мусорные урны, контейнеры, полигоны) и несанкционированных (куда попало). Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность. Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. После появления
искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. От одного только пластика каждый год в мире умирает сто тысяч морских животных и миллион птиц.
Вещи служат нам очень недолго, а покупаем мы их всё больше. В результате всё больше становится и отходов. Каждый из нас отправляет на свалку 400 кг мусора в год. Подсчитано, что если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, можно было построить башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны.
Каждый год в России территория под свалки увеличивается на площадь, равную Москве и Санкт-Петербургу, взятым вместе! Это притом, что мусорные свалки в России уже занимают пространство, вдвое больше, чем Крым. Стоки с этих свалок попадают в подземные воды, а люди, живущие рядом с ними, чувствуют удушливый запах. К тому же отходы периодически горят и отравляют воздух. Сжигание мусора на специальных заводах, приводит к росту числа онкологических заболеваний.
Какую же опасность приносят тяжелые металлы? Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, вы всегда увидите на ней этот знак, означающий: «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации». В батарейки содержится множество различных металлов — ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью. Чем опасны тяжелые металлы, находящиеся в батарейках? Свинец. Накапливается в основном в почках. Вызывает также заболевания мозга, нервные расстройства. Кадмий. Накапливается в печени, почках, костях и щитовидной железе. Является канцерогеном, то есть провоцирует рак. Ртуть. Влияет на мозг, нервную систему, почки и печень. Вызывает нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы. Наиболее
уязвимы дети. Металлическая ртуть — яд. По степени воздействия на организм человека ртуть относится к первому классу опасности — «чрезвычайно опасные вещества». Независимо от путей поступления в организм ртуть накапливается в почках. Беспечно выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где каждое лето с другим мусором возгорается и тлеет (а на мусоросжигательных заводах и вовсе горит), с клубами дыма выпуская тучи ДИОКСИНОВ. Даже минимальным дозам этих ядовитых соединений (их действие в 67 000 раз сильнее цианида) человечество обязано онкологическими и репродукционными заболеваниями. А еще отравлениями, замедленным развитием и слабым здоровьем детей… Диоксины проникают в наш организм не только с дымом: с дождевой водой они попадают в почву, воду и растения. Дальше – по цепочке – прямо к нам на стол с едой и питьем. И неважно, где вы живете – по соседству с мусоросжигательным заводом, рядом со свалкой или в сосновом бору. Для диоксинов семь вёрст не крюк. Да и времени на такие путешествия у них предостаточно – за счет огромного периода распада. Ядовитые вещества из батареек в любом случае проникают в почву, в подземные воды, попадают в наше с вами море и в наши с вами водохранилища, из которых мы пьём воду. Не думая, что вредны химические соединения из вашей же батарейки, выброшенной неделю назад
в мусоропровод, с кипячением не исчезают, не убиваются - они ведь не микробы. Во всём цивилизованном мире отработанные батарейки собирают и утилизируют отдельно от бытового мусора.
Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.
Жители наших города ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.
Современный метод решения этой проблемы — раздельный сбор отходов и их переработка. Сегодня это признано во всем мире. Некоторые страны уже перерабатывают до 70% отходов, а у нас в стране — меньше 5% отходов. Всё остальное идет на свалку или мусоросжигательный завод. Мы — современные, думающие люди, мы достойны жить в чистом и безопасном городе. Так давайте, любить, беречь и охранять природу нашей земли. И учить этому наших детей.
Береги природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек.
Экологические памятки для родителей.
Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались образованием отходов. До эры образования городов утилизация отходов происходила безболезненно для окружающей среды: пищевые отходы, ткани из натуральных волокон, кожа, древесина и др. быстро перегнивали и использовались в качестве удобрения.
Переселение в города и их развитие привели к другой структуре потребления: для лучшей транспортировки продуктам питания и другой продукции понадобилась упаковка; появились новые искусственные и синтетические материалы, которые отсутствуют в природе; общество многих развитых стран превратилось в «общество потребления», где количество «необходимых» вещей неизмеримо возросло.
Почему проблему отходов можно считать экологической? Твердые бытовые отходы являются источником экологической опасности: ТБО распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний; серьезную опасность представляет сжигание ТБО (особенно синтетических материалов и веществ) в урнах и мусорных баках, так как при этом в воздух выделяются токсичные вещества, которые быстро попадают в органы дыхания окружающих людей; разбросанный повсюду (в подъездах, на улице, на детских площадках) мусор – это позор нашего общества, характеристика уровня нашей бытовой культуры, среда, в
которой все мы живем.
Ответим на один из важных вопросов: «Что может сделать каждый из нас для решения проблемы бытовых отходов?»
Основные принципы и меры по решению проблемы бытовых отходов
- Старайтесь сократить количество отходов!
- Вместо предметов одноразового использования старайтесь использовать более стойкие (например, вместо пластиковой посуды – керамическую или стеклянную)
- Ненужные Вам вещи перепродайте или передайте нуждающимся (например, через благотворительные организации).
- При выборе покупки отдайте предпочтение товару в упаковке многоразового использования или подлежащей обработке.
- Всегда имейте с собой в сумке или портфеле матерчатую сумку с ручками для покупок.
- Повторно используйте полиэтиленовые пакеты.
- Ремонтируйте свои вещи, а не выкидывайте их.
- Сократите расходы бумаги, используя обе стороны листа.
- Улучшите систему обращения с бытовыми отходами.
- Сортируйте отходы и сдавайте мусор, который можно использовать повторно или перерабатывать (стеклянные бутылки, макулатуру, жестяные банки и др.).
- Пищевые отходы (особенно на садовом участке) используйте для приготовления компоста.
Будьте культурны и дисциплинированны
- Не бросайте мусор мимо урн.
- Не оставляйте пакеты с мусором в не отведенных для этого местах (в подъездах, на улицах, во дворах).
- Не создавайте «несанкционированных» свалок вблизи жилья или садового
участка.
- Не поджигайте мусор в урнах и мусорных контейнерах.
Золотые правила экологии
1. Не берите лишних целлофановых пакетов в магазине, если собираетесь их сразу выбросить.
2. Покупайте большие или экономичные упаковки.
3. Покупайте вещи, которые могут служить долго, тогда мусора станет меньше.
4. Самый простой способ борьбы с количеством образующегося мусора, который нельзя перерабатывать или использовать – это уменьшить его объём. Сплющите пакет из – под сока или пластиковую бутылку перед тем, как выбросить.
5.Занимайтесь раздельным сбором мусора. Начните, например, с макулатуры. Ведь бумага составляет 40 % наших отходов. Макулатуру можно сдать в пункты приёма.
23